Автор конспекта:
Автор(ы): — Бескачко Андрей Александрович

Место работы, должность: —

МБОУ прогимназия № 133, 3 класс

Регион: — Челябинская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Естествознание
Предмет(ы): — Физика

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

Целью работы является проверка первых двух законов Галилея для движений маятника. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

  • Изготовить экспериментальную установку, включающую маятник и все необходимое для определения размаха и времени одного колебания, а также веса грузов.
  • Научиться пользоваться приборами для измерения длины, времени и веса.
  • Выполнить эксперименты, которые могут показать зависимость времени колебания от веса груза и размаха.
  • Содержание

    Введение. Приборы, с которыми мы познаем мир. Маятник, колебания и Галилео Галилей. 3

    Что не так в законах Галилея и надо бы проверить?. 3

    Какие бывают маятники и как характеризуется их движение?. 4

    Экспериментальная установка. 4

    Измерения длины, веса и времени. 5

    Экспериментальное исследование колебаний маятника. 8

    Результаты экспериментов. 8

    Выводы.. 9

    Список литературы.. 9

    Введение

    Приборы, с которыми мы познаем мир. Маятник, колебания и Галилео Галилей

    Сегодня человек может заглянуть во Вселенную на расстояния, которые даже свет может пролететь только за миллиарды лет. Свет показывает нам, какими были дальние звезды или галактики, когда он их покинул годы или миллиарды лет назад. Человек может также заглянуть внутрь вещества и увидеть, из каких атомов оно состоит, и даже – из чего состоят сами атомы. Он может видеть, какие события происходят с атомами, даже если они длятся одну миллионную от миллиардной доли секунды. Все это возможно, благодаря изобретенным человеком приборам и знаниям, накопленным с их помощью.

    Трудно сказать, какой прибор дал больше всего для развития науки. Астрономы скажут – телескоп, биологи ‑ микроскоп, материаловеды – рентгеновская трубка. Все они, конечно, правы (по-своему). Я хочу рассказать о приборе, который никто не изобретал, или, наоборот, изобретал каждый, кто качался на качелях, на канате или даже на лиане. Этот прибор называется маятником. Маятник интересен тем, что находясь постоянно в движении, он в итоге никуда не движется, повторяя одно и то же движение много раз и всякий раз стремясь вернуться в ту точку, из которой стартовал. Такие движения называются колебаниями. Колебания окружают нас со всех сторон: колеблются высотные здания, ветки деревьев, все предметы в автомобиле или самолете с включенным двигателем. Колеблются также напряжение и ток в электрической сети, в приборах, которыми начинен компьютер или телевизор.

    Удивительно, что колебания этих очень разных систем происходят по одним и тем же законам. Удивительно также, что эти законы были открыты только в 1583 году и сделал это 19-летний студент Пизанского университета Галилео Галилей (Рисунок А.1), когда во время богослужения в соборе обратил внимание, как качается люстра после налетевшего порыва ветра. Сделав опыты с подвешенными на нити свинцовыми шариками, Галилей установил следующие три закона:

  • Время, за которое совершается одно качание, не зависит от размаха качания, если этот размах не слишком велик. Этот закон известен как изохронность колебаний.
  • Время одного качания маятника не зависит от веса груза и от материала, из которого сделан груз ‑ дерева, камня или металла.
  • Квадрат времени качаний маятников разной длины пропорционален их длине.
  • Что не так в законах Галилея и надо бы проверить?

    Первые два закона показались мне подозрительными. Во-первых, кажется естественным, что при увеличении размаха колебаний будет увеличиваться путь, который пройдет маятник за одно колебание, а значит должно увеличиться и время качания. Во-вторых, каждый знает, что тяжелое тело труднее заставить двигаться, чем легкое, поэтому время одного качания легкого маятника должно быть меньше, чем тяжелого. Физики постоянно перепроверяют открытые ими законы, используя все более совершенные и точные приборы. Они надеются обнаружить, когда перестает работать известный закон, и его пора заменить новым. Поэтому я тоже решил, спустя 431 год, проверить, нет ли какой ошибки в опытах и заключениях Галилея. Ведь иначе физику придется переделывать заново, как это уже было не раз.

    Итак, целью моей работы является проверка первых двух законов Галилея для движений маятника. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

  • Изготовить экспериментальную установку, включающую маятник и все необходимое для определения размаха и времени одного колебания, а также веса грузов.
  • Научиться пользоваться приборами для измерения длины, времени и веса.
  • Выполнить эксперименты, которые могут показать зависимость времени колебания от веса груза и размаха.
  • Научиться обрабатывать результаты экспериментов и делать из них обоснованные выводы.
  • Какие бывают маятники и как характеризуется их движение?

    Различных маятников существует множество, в Интернете можно найти несколько десятков,

    Пружинный, математический и крутильный маятники

    если не сотню. Большинство из них сводится к трем основным видам, показанным на чертеже. Галилей работал с маятником, больше всего похожим на математический. Такой маятник получается, если тяжелое тело малых размеров подвесить на легкой, прочной и длинной нити. Это значит, что должны выполняться условия:

    ,

    (1)

    где

    – длина нити,

    –размер груза,

    – вес нити и груза,

    – удлинение (растяжение) нити под весом груза. При выполнении первого из условий (1) размером и формой груза можно пренебречь и считать, что весь груз сосредоточен в одной точке. Второе условие позволяет пренебречь весом нити и считать ее невесомой. Третье условие означает, что нить прочная и груз не может заметно растянуть ее во время опытов.

    Если подвешенный груз предоставить самому себе, то спустя некоторое время он замрет в положении, когда нить будет располагаться вертикально, а точнее, будет направлена к центру Земли. Это положение называется положением равновесия. Если отклонить груз из положения равновесия, а потом отпустить, то он начнет двигаться к этому положению, постепенно увеличивая свою скорость. Пройдя положение равновесия, груз начнет замедляться, пока не остановится на мгновение в точке, похожей на ту, из которой стартовал, но расположенную с другой стороны от положения равновесия. С этого момента его движение будет таким же, как и движение из стартовой точки, только в обратную сторону. Такие движения, колебания, могут повторяться много раз. Максимальное отклонение груза от положения равновесия называется амплитудой колебаний, а время, за которое груз возвращается в исходную точку – периодом колебаний.

    Экспериментальная установка

    На рис. 2 показано фото экспериментальной установки и ее схема. Установка состоит из двух основных частей: нити и груза, прикрепленного к одному из ее концов. В качестве нити я использовал рыболовную леску. Груз вместе с системой его крепления на нити называется подвесом (или подвесной системой). В зависимости от целей эксперимента подвес может быть устроен очень сложно. В моем эксперименте нужно часто менять груз, поэтому я изготовил подвес, как показано на схеме (Рисунок Б.1).

    Для измерения амплитуды колебаний маятника я изготовил шкалу, то есть большую линейку (длиной 1 м 50 см) с нанесенными на нее сантиметровыми делениями. Ее можно было бы нарисовать на стене, но моя идея не была одобрена. Поэтому я взял доску подходящих размеров и обклеил ее белой клетчатой бумагой из тетрадки. В ней размер клетки, оказывается, равен 5мм, а двух клеток – 1 см. Поэтому я легко разметил шкалу, проведя линии «через раз». На краях доски мы просверлили два маленьких отверстия и пропустили через них бечевку из прочного искусственного волокна. Концы бечевки завязали на краях доски узлами «на бантик», чтобы можно было легко изменять длину бечевки между узлами. После этого бечевку накинули на кронштейн моего гимнастического тренажера, обернув ее один раз вокруг имеющегося на нем вертикального болта. Это мы сделали, чтобы бечевка из-за трения не могла скользить свободно по кронштейну и перекашивать мою шкалу. Перед опытами я устанавливал шкалу строго горизонтально, используя для этого прибор, который называется уровнем. Его действие основано на том, что пузырек воздуха в изогнутой ампуле, заполненной жидкостью, всегда помещается в самой верхней ее части. Поэтому он тут же перемещается, если ампулу даже немного наклонить. В пробных экспериментах быстро выяснилось, что леску плохо видно на белой шкале, и поэтому трудно увидеть момент, когда нижняя часть лески проходит через положение равновесия. Поэтому на нижний конец лески я надел тонкую пластиковую трубочку – кусочек изоляции синего цвета от электрического провода.

    Измерения длины, веса и времени

    Измерения длины. Длину нити и начальную амплитуду колебаний измерял с помощью рулетки, используемой в быту и при строительстве. Самое маленькое деление ее шкалы равно 1 мм. Эта величина называется ценой деления. Половина цены деления, то есть 0,5 мм, называется систематической погрешностью прибора. Эта погрешность показывает, насколько точно можно производить измерения этим прибором, в нашем случае – рулеткой. Чем меньше погрешность, тем больше точность измерений. Однако в нашей установке измерения с помощью рулетки делать неудобно. Поэтому я пользовался более крупной шкалой, 0,5 см = 5 мм. Значит, систематическая ошибка измерений реально составляет 2-3 мм. Будем считать ее равной 3 мм.

    Толщину лески рулеткой измерить нельзя, потому что она меньше цены деления этого прибора. Здесь я воспользовался более точным инструментом – микрометром, имеющим цену деления в одну тысячную от миллиметра или одну миллионную от метра. Такая длина называется микроном (обозначается мк). Толщина лески оказалась 0,46 мм или 460 мк. Поскольку цена деления здесь 1 мк, тогда систематическая ошибка прибора составляет 0,5 мк. При записи результата принято указывать погрешность измерения. Если обозначить толщину лески буквой d, тогда надо писать:

    (2)

    Знак ± («плюс-минус») указывает нам на то, что за ним следует величина погрешности, и что «истинное» значение d больше, чем 460-0,5=459,5 мк, но меньше, чем 460+0,5 = 460,5 мк». Вместо того, чтобы писать предложение, заключенное в кавычки, результат измерений выражают короткой формулой (2).

    Измерение промежутков времени. Для измерения промежутков времени используются приборы, называемые часами. В физике они также называются таймерами, от английского слова «time» — время. Видов часов существует очень много. В зависимости от назначения и требуемой точности часы могут представлять собой как очень простые и дешевые приборы, так и очень сложные и дорогие приборы. Например, самые точные, атомные часы, ошибаются на 1 секунду за 30 миллионов лет. (Рисунок Б.2) У нас не нашлось других часов, кроме обыкновенных — ручных, настольных или тех, что есть в компьютере или в мобильных телефонах. Они не очень удобны для измерений и не очень точны. Выход я нашел в Интернете, там предлагается много хороших таймеров. Я выбрал тот, что находится на сайте «Секундомер онлайн» по адресу http://big-clock.com/ru/ (Рисунок Б.3). Он позволяет измерять отрезки времени с точностью 0,01 секунды, или, по-другому – ошибается на 1 секунду за каждые 100 секунд.

    Измерение веса. Вес тела – это сила, с которой данное тело давит на опору или растягивает подвес. Для измерения веса тел используются специальные приборы, называемые весами. Весы, используемые в быту, обычно пружинные или рычажные (Рисунок Б.4), не очень точные. Мне удалось воспользоваться портативными цифровыми весами, предназначенными для ювелиров. Самый большой вес, который они могут взвесить – 300 г. Точность взвешивания — 0.1 г. Эти сведения можно найти на корпусе часов, а больше про них ничего неизвестно. Поэтому, прежде чем их использовать, я решил проделать проверочный эксперимент, или поверку весов.

    Для поверки обычно используют набор специально изготовленных грузов, вес которых известен с очень высокой точностью. Они называются разновесками. Поверка заключается в сравнении показания прибора P с заранее известным весом P0 разновески. Разновески должны быть в любой лаборатории, но дома у меня их нет. Поэтому для поверки я взял монеты. Их вес зависит от достоинства, например монеты по 10 коп государство выпускает весом 1,85 г. У меня нашлось 13таких

    Вес 13 монет по10 коп.

    монет, результаты их последовательного взвешивания показаны на чертеже. Видно, что при переходе от одной монеты к другой вес изменяется непредсказуемым образом: то резко убывает, то растет, то остается постоянным, потом снова растет и т.д. Такое поведение измеряемой величины называется случайным, а сама зависимость такого вида – случайной функцией.

    Когда результат измерения случаен, непонятно, какое значение надо брать в качестве результатата экспериментов. Обычно в этом качестве берут среднее значение измеряемой величины, как наилучшим образом характеризующее всю совокупность опытных данных. Оно часто обозначается угловыми скобками, внутрь которых подставляется символ измеряемой величины. Пусть мы измеряем вес P каких-нибудь предметов и сделали для этого N опытов, получив в них результаты P1, P2, P3,…PN соотвественно. Тогда среднее значение совокупности полученных данных будет обозначаться как и будет равно (по определению).

    Значит, чтобы найти среднее значение, надо просто все результаты сложить и разделить полученную сумму на число измерений. Тогда для 10-копеечных монет получим

    Это значение показано на чертеже красной линией. Кроме среднего значения, опытные данные, как мы видим, должны характеризоваться какой-либо величиной, показывающей, насколько сильно результаты измерений разбросаны относительно среднего значения. Дедушка помог мне, рассчитав, так называемое «стандартное отклонение результатов измерений от их среднего значения», ΔS. Оно оказалось равным 0,04 г. Смысл ΔS состоит в следующем: если от среднего значения сначала отнять величину ΔS, а потом прибавить, то получим два числа, Pmin и Pmax, такие что в интервал значений P от Pmin до Pmax попадает примерно 70 % от всех результатов измерений. Иначе, результаты 7 измерений из каждых 10 окажутся в этом интервале. В нашем случае:

    Величины Pmin и Pmax показаны на чертеже синими пунктирными линиями. Утверждается, что в полосе между этими двумя синими линиями располагается 70 % точек, изображающих экспериментальные данные.

    Величина ΔS показывает случайную погрешность измерений. С ее учетом результат взавешивания 10-копеечных монет надо записать как

    Видно, что полученное значение хорошо согласуются с официальным (1,85 г). Случайную ошибку здесь можно объяснить тем, что после изготовления монеты находились в очень разных условиях. Одни покрывались липкими веществами (маслом, жиром) и немного увеличивали свой вес, приклеивая частицы пыли или грязи. Другие, наоборот, немного истирались руками, кассовыми аппаратами и немного теряли свой вес.

    Проведенные испытания убедили меня в том, что в моем распоряжении находится хороший прибор, и с его помощью я могу рассчитывать на определение веса нужных мне тел с точностью до нескольких сотых долей от грамма. В таблице 1 (Приложение Г) приведены результаты взвешивания дополнительных грузов, показанных на рисунке Б.1 (Приложение Б). Каждый груз взвешивался 10 раз, после чего я определял его среднее значение , а дедушка рассчитывал величину стандартного отклонения ΔS. Видно, что во всех случаях случайная ошибка, как и раньше, не превышает несколько сотых долей грамма.

    Определение предела прочности нити. Пределом прочности нити называется максимальный вес, Pmax, который может удержать нить, прежде чем порвется. В наших экспериментах важно, чтобы во время их выполнения нить не только не порвалась, но и не растянулась на заметную величину (см. последнее из условий (1)). Для этого необходимо, чтобы вес подвесной системы был много меньше предела прочности нити:

    (3)

    где

    – вес подвеса. Чтобы проверить, насколько хорошо будет выполняться это условие, необходимо выполнить механические испытания нити. Для этих целей существуют специальные приборы, такие как испытательная машина INSTRON 5942 в «Лаборатории экспериментальной механики» ЮУрГУ, где я был летом на экскурсии (Рисунок Б.5). Сотрудники лаборатории на примере моей лески сняли кривую растяжения, показывающую, каким грузом надо растягивать нить, чтобы она удлинилась на данную величину (Рисунок В.1). Из них видно, что нить разрывается, когда нагрузка составит примерно 12 кг. Как видно из таблицы 1 Приложения Г, максимальный вес подвеса не превышает 200 г или 0,2 кг. Таким образом,

    Значит, условие (3) выполнено, и можно переходить к выполнению основных экспериментов.

    Экспериментальное исследование колебаний маятника

    Подготовка и выполнение экспериментов

    Подготовка к выполнению экспериментов включала:

    • проверку крепления нити к кронштейну и к державке маятника,
    • измерение длины свободной части нити, от кронштейна до вершины державки,
    • установка на подвесе необходимого груза,
    • выравнивание шкалы в горизонтальное положение с помощью уровня,
    • совмещение черной метки шкалы (кольцо из черной резинки) с положением равновесия маятника,
    • установка с помощью зеленой метки шкалы (кольцо из зеленой резинки) требуемого значения начальной амплитуды колебаний.
    • запуск таймера и установка его в состояние ожидания старта.

    Для выполнения эксперимента нужны 2 человека. Это – я и, обычно, дедушка. Один человек управляет таймером (хронометрист), а другой – маятником (оператор). Оператор устанавливает маятник в исходное положение, отвечающее необходимой амплитуде колебаний, отклоняя его до зеленой метки, и отпускает маятник по команде хронометриста. Хронометрист следит за движущимся маятником, и когда нить пересекает черную метку на шкале (положение равновесия), дает старт таймеру. Продолжая следить за маятником, он нажимает кнопку «стоп», в момент, когда маятник сделает 10 полных колебаний и вновь вернется в положение равновесия. После этого хронометрист копирует время, измеренное таймером, в таблицу результатов на компьютере, а оператор снова приводит маятник в исходное состояние. Эта процедура повторяется 20 раз для каждой начальной амплитуды колебаний и каждого набора грузов на подвесе маятника.

    Результаты экспериментов

    1. Зависимость периода колебаний маятника от амплитуды

    О качестве выполненных мною экспериментов по измерению периода колебаний можно судить по графику (Рисунок В.2), где показаны результаты 20 последовательных измерений времени 10 колебаний маятника при фиксированной амплитуде. Видно, что результат 4-го измерения сильно отличается от остальных. Такое измерение называется промахом и не учитывается при обработке данных.

    Измерения 10 периодов колебаний были сделаны при 5 различных амплитудах в диапазоне от 175 мм до 595 мм. При этом длина маятника составляла 1445 мм. (Рисунок В.3) Красные отрезки, отложенные от среднего значения вверх и вниз, показывают величину случайной ошибки (стандартного отклонения) ΔS. Они показывают, что измеряемая величина может иметь любое значение из этого отрезка с определенной вероятностью, в данном случае – с вероятностью 70%. Зеленая прямая пересекает все отрезки, отвечающие разным амплитудам. Ее точки пересечения с этими отрезками дают возможное значение времени 10Т при данной амплитуде колебаний. Значит, наши опыты не исключают того, измеряемая величина постоянна, не зависит от амплитуды. В то же время чувствуется, что начиная с амплитуды, период имеет тенденцию к увеличению.

    Физики в такой ситуации говорят: «Зависимость периода колебаний математического маятника от их амплитуды в данных экспериментах не обнаружена. Если она существует, то мала по сравнению с ошибками эксперимента».

    2. Зависимость периода колебаний маятника от веса груза

    Измерения величины 10Т были сделаны для 4 грузов, от 27,88 до 161,09 грамм, при постоянной начальной амплитуде колебаний, А =175 мм. (Приложение В.4) Из графика видно, что по тем же причинам, что и в предыдущем случае, можно утверждать, что «Зависимость периода колебаний математического маятника от веса груза в данных экспериментах не обнаружена. Если она существует, то мала по сравнению с ошибками эксперимента.»

    Выводы

    При выполнении реферата я :

    • познакомился с достижениями великого физика, механика и астронома – Галилео Галилея,
    • узнал об открытых им законах движения маятника,
    • проверил справедливость двух законов, изготовив экспериментальную установку, выполнив измерения и надлежаще их обработав,
    • пришел к заключению, что с точностью до ошибок эксперимента два закона Галилея – правильные.

    Список литературы

  • С. Г. Гиндикин. Рассказы о физиках и математиках. ‑ 3-е изд., расширенное. М.: МЦНМО, 2001. ‑ 448 с
  • Б. И. Спасский. История физики . ‑ М.: Высшая школа, 1977.— Т.1. – 320 с
  • Галилей, Галилео – Википедия
  • Часы ‑ Википедия
  • Приложение А

    «Математический маятник: проверка законов Галилея»

    Галилео Галилей (1564‑1642 г.г., полное имя — Галилео ди Винченцо Бонайути де Галилей) – великий итальянский физик, один из основателей современной механики, физики и астрономии. До Галилея естествознание опиралось, в основном, на наблюдения явлений, которые происходили в природе сами по себе, «естественным» образом, с природными телами или телами, созданными человеком. Галилей первый стал наблюдать за телами, поставленными в специальные и контролируемые условия, в которых явления можно было многократно повторять, изучая их с разных точек зрения и разными приборами. Теперь это называется «выполнением эксперимента» ‑ физического эксперимента, химического эксперимента и т.д. Изменяя целенаправленно условия эксперимента, можно было обнаружить связь между этими условиями и результатами измерений. Эта связь называется законом – законом физики, химии или биологии. Для выражения этой связи Галилей стал широко использовать математику. Таким образом, благодаря Галилею, в естествознание проникли эксперимент и математика, что дало мощный толчок для развития физики, химии и биологии.

    Рисунок А.1 — Портрет Галилео Галилея,

    1605 —1607 г.г., работа

    Доменико Тинторетто .

    Приложение Б

    Рисунок Б.1 — Схема экспериментальной установки и ее фото.

    На выносках показано устройство подвеса, пустого и нагруженного. Его главными частями являются шпилька с гайкой снизу и державка. Шпилька – это болт без головки и с резьбой, нарезанной с обоих концов. С одного конца (снизу) на шпильку навинчивается гайка, которая будет удерживать на шпильке дополнительные грузы. Сверху ставится державка, с помощью которой подвес скрепляется с нитью. Два верхних зажимных винта на державке защемляют нить, а два нижних – шпильку. На фото также показаны дополнительные грузы, представляющие собой разные шайбы, гайки и диски с отверстием, немного большим по размеру, чем диаметр шпильки. Массу подвеса легко изменять, надевая на шпильку различные грузы и поддерживая их снизу гайкой.

    Рисунок Б.2 Атомные часы FOCS 1 (Швейцария),

    погрешность — 1 секунда за 30 миллионов лет

    Рисунок Б.3 — Рабочее окно интеренет-таймера

    «Секундомер онлайн»

    Рисунок Б.4 — Принцип действия пружинных весов (слева) и старинные

    рычажные равноплечие весы (справа)

    Рисунок Б.5 — Машина для механических испытаний INSTRON 5942,

    общий вид (слева) и растягивающий узел (справа).

    Плохо видимая нить на правом рисунке подкрашена

    желтым цветом.

    Приложение В

    Рисунок В.1 — Нагрузка на нить и напряжение в ней как функции удлинения лески при растяжении

    Рисунок В.2 — Результаты последовательных измерений

    периода колебаний при фиксированной амплитуде

    Рисунок В.3 — Зависимость времени 10 колебаний

    маятника от их начальной амплитуды.

    Рисунок В.4 — Зависимость времени 10 колебаний

    маятника от веса P груза

    Приложение Г

    Результаты измерений

    Таблица 1

    Вес дополнительных грузов, использованных в подвесной системе маятника, г

    Наименование

    Номер на рис. 1

    Вес, г

    Случайная ошибка

    ΔS, г

    Диск алюминиевый

    1

    31,59

    0,05

    Диск алюминиевый

    2

    32,73

    0,01

    Шайба стальная

    3

    66,25

    0,01

    Шайба стальная

    4

    63,28

    0,01

    Шайба алюминиевая

    5

    10,80

    0,02

    Шайба алюминиевая

    6

    10,34

    0,03

    Гайка алюминиевая

    7

    7,79

    0,01

    Гайка стальная

    8

    3,69

    0,01

    Державка

    9

    10,02

    0,01

    Шпилька с гайкой

    10

    17,86

    0,01

    Таблица 2.

    Результаты измерения времени 10 колебаний маятника

    при различной начальной амплитуде А

    A, мм

    595мм

    477мм

    408мм

    305мм

    175мм

    1

    24,587

    24,306

    24,313

    24,257

    24,188

    2

    24,276

    24,264

    24,567

    24,400

    24,298

    3

    24,655

    24,274

    24,460

    24,260

    24,308

    4

    25,281

    24,326

    24,376

    24,298

    24,186

    5

    24,368

    24,501

    24,416

    24,198

    24,280

    6

    24,395

    24,292

    24,263

    24,281

    24,272

    7

    24,365

    24,374

    24,406

    24,232

    24,361

    8

    24,310

    24,349

    24,452

    24,282

    24,213

    9

    24,234

    24,321

    24,353

    24,243

    24,288

    10

    24,508

    24,203

    24,472

    24,246

    24,373

    11

    24,429

    24,505

    24,333

    24,219

    24,311

    12

    24,380

    24,401

    24,423

    24,219

    24,273

    13

    24,334

    24,430

    24,461

    24,348

    24,261

    14

    24,321

    24,400

    24,200

    24,187

    24,265

    15

    24,406

    24,287

    24,229

    24,290

    24,227

    16

    24,408

    24,317

    24,337

    24,281

    24,264

    17

    24,494

    24,379

    24,284

    24,242

    24,231

    18

    24,339

    24,358

    24,190

    24,336

    24,200

    19

    24,382

    24,369

    24,299

    24,336

    24,268

    20

    24,253

    24,467

    24,151

    24,232

    24,295

    10T0

    488,73

    487,123

    486,99

    485,39

    485,36

    24,44

    24,36

    24,35

    24,27

    24,27

    Ст. откл.

    0,22

    0,08

    0,11

    0,05

    0,05

    24,39

    0,11

    Сиреневым отмечен промах в измерениях. Желтым отмечены результаты, полученные с использованием ошибочного значения, голубым – после исключения этого значения. Параметры маятника: L=1445 мм, высота подвеса от вершины державки до нижнего конца шпильки – 50 мм

    Таблица 3.

    Зависимость периода колебаний от веса маятника

    Набор грузов

    5,6,8

    3,8

    3,4,8

    Вес, г

    27,881

    52,716

    97,821

    161,091

    1

    24,188

    24.352

    24.323

    24.424

    2

    24,298

    24.336

    24.355

    24.290

    3

    24,308

    24.337

    24.228

    24.308

    4

    24,186

    24.343

    24.237

    24.329

    5

    24,280

    24.246

    24.207

    24.185

    6

    24,272

    24.783

    24.193

    24.371

    7

    24,361

    24.277

    24.245

    24.315

    8

    24,213

    24.296

    24.314

    24.284

    9

    24,288

    24.364

    24.393

    24.375

    10

    24,373

    24.438

    24.340

    24.328

    11

    24,311

    24.326

    24.239

    24.258

    12

    24,273

    24.289

    24.394

    24.262

    13

    24,261

    24.534

    24.424

    24.292

    14

    24,265

    24.347

    24.350

    24.351

    15

    24,227

    24.351

    24.324

    24.289

    16

    24,264

    24.248

    24.181

    24.358

    17

    24,231

    24.409

    24.330

    24.463

    18

    24,200

    24.210

    24.371

    24.366

    19

    24,268

    24.113

    24.206

    24.317

    20

    24,295

    24.261

    24.135

    24.420

    24,27

    24,34

    24,29

    24,33

    ΔS(10T0)

    0,05

    0,14

    0,08

    0,06

    Параметры колебаний: L=1445 мм, А = 175 мм

    Файлы: Бескачко.rtf
    Размер файла: 7674142 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология