Автор конспекта:
Автор(ы): — Загоскина Ирина Викторовна

Место работы, должность: — МАОУ гимназии №93, руководитель литературы

Регион: — Челябинская недра

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее намывка

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 буржуазия
Класс(ы): — 6 буржуазия
Класс(ы): — 7 буржуазия
Класс(ы): — 8 буржуазия

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Проверить тесситура сформированности литературного развития учащихся 5-8 классов

Тип урока: — Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: —

Основные учебники вдоль литературе вследствие общеобразовательных учреждений (Кутузова Г.А., Курдюмовой Т.Ф., Меркина Г.С.)

Используемое оборудование: —

Задания контрольной работы

Краткое описание: — Контрольная профработа вдоль литературе должна включать задания, проверяющие начитанность, грамотность основных теоретических понятий, мастерство применять занаия на практике, творческое спецзадание

В.Г. Маранцман подчеркивал, словно едва комплексная отслеживание различных аспектов литературного развития учащихся вследствие определения его уровня может дать целостную картину «уровня отношений ученика с искусством слова».

В каждом классе пропорционально возрасту и уровню литературного развития ученика меняются предмет и норов заданий, многочлен предъявления контрольных критериев. В 5-8 классах это:

— оказывание общей начитанности и направленности читательских интересов;

— оказывание знаний вдоль теории литературы, уровня усвоения теоретико-литературных понятий, ограниченных изучаемой программой;

— отслеживание умения применять знания вдоль теории литературы на практике;

— оказывание литературно-творческих способностей и умений, а тоже оказывание качества восприятия и осмысления произведений разных литературных родов.

Выявлению общей начитанности и направленности читательских интересов способствуют вопросы, требующие от учащихся узнать прочитанное и вдоль началу, финалу произведения, вдоль портрету героя, пейзажу, вдоль описанию интерьера, вдоль речевой характеристике определить название произведения, его автора, героя. Причем задания от класса к классу усложняются: коль в 5 и 6 классе надлежит вспомнить и указать, этак 7 классе существенно опять-таки и сравнить приведенные отрывки, в 8 классе показать глубину осмысления прочитанного, продемонстрировав мастерство распознавать детали, характеризующие героев произведения.

Примеры таких заданий:

5 буржуазия (программа А.Г. Кутузова). Узнайте продуцирование вдоль его началу ( укажите название, автора, коль есть)

А) «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Пришло времена – записали его в солдаты»

Б) «Жил развалина со старухою; сбили они на реке заездочек и заложили вдоль мордочке. Пошли домой; на дороге увидала старица клад и нуте всем рассказывать».

В) «В Китае, ровно ты знаешь, и самовольно император, и все его подданные – китайцы»

5 буржуазия (программа Г.С. Меркина). Узнайте продуцирование вдоль его началу ( укажите название, автора, коль есть)

А) «Знайте, о господа, о благородные люди, словно моего зачинатель был купцом, и был он изо людей и купцов знатных, и имел большие квазиденьги и обильные богатства, и умер, другой раз я был маленьким мальчиком, оставив мне деньги, и земли, и деревни »

Б) «Свинья подо Дубом вековым

Наелась желудей досыта, накануне отвала».

В) «Так вы хотите, затем чтоб я вы опять-таки рассказал для деда? Пожалуй, вследствие того же не потешить прибауткой? Эх, старина, старина! Что после радость, словно после разгулье падет на сердце, другой раз услышишь для то, словно давно-давно, и возраст ему и месяца нет, деялось на свете».

7 буржуазия (программаТ.Ф. Курдюмовой) Узнай героя вдоль портрету.

А)«Молодой африкантроп лет двадцати трех, тоненький, худенький, одну каплю приглуповат и , ровно говорят, без царя в голове,- одну изо тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Одет вдоль моде»

Б) «Он являлся мрачным и разочарованным, говорил обо утраченных радостях и обо увядшей своей юности, носил он черное окружность с изображением мертвой головы»

В) « От роду 23 года, роста среднего, внешне чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой».

ИЛИ:

А) «Промотав в Москве большую выпуск имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, однако сейчас в новом роде. Развел он британский сад, на тот неужели другой тратил примерно все остальные доходы. Конюхи его были одеты английскими жокеями».

Б) «[…] долгое времена находился в чужих краях….[Ему] было поблизости 50-ти лет, однако он казался бесконечно старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать… он любил английские сады и этак называемую природу, однако хвалил и восхищался [старинным садом со стрижеными липами ]…»

В) «Его богатство,знатный бог и связи давали ему великоватый цена в губерниях. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям, губернские чиновники трепетали подле его имени… принимал знаки подобострастия ровно надлежащую дань».

7 буржуазия ( утилита А.Г. Кутузова)

Определите, в какой-нибудь интерьер ( правый столбик) может быть вписан клитемнестра с соответствующей портретной характеристикой ( левый столбик). Назовите произведение- автора — героя.

А) «…(она) была крупного сложения… А) «Стены … комнаты были все

И вот то-то и оно прекрасные волосы …рассыпались, источены пулями, все в скважинах,

блестя и переливаясь, действительно струи кашта- . ровно пчелиные соты. Богатое собрание

нового водопада…» пистолетов было единственной роскошью

бедной мазанки»

Б) « …. (она) прискорбно глядела, сидя на лав- Б) « В обстановке не этак затем чтоб вопиющая

ке… горесть, казалось, трепетала в глазах нищета, однако скорее красно молча-

ее и в судорожно сжатых губах…слезы щая бедность….В простенке меж окна-

остановились в морщинах, изменивших звук …трюмо… Очень плевый и невыносимо под-

ее в оны годы прекрасное лицо» вижный африкантроп может …составить себе

… преподнесение о собственной внешности»

В) « Ему было поблизости тридцати пяти В) « Все было чисто, вымазано окрашенный

лет, и мы почитали его стариком… глиной. На стенах – сабли. Нагайки, сетки

Опытность давала ему передо нами вследствие птиц, невода и ружья, хитро обделан-

многие преимущества; к тому же его ный рожок вследствие пороху, золотая узда на

обыкновенная угрюмость, отвесный коня и путы с серебряными бляхами.»

нрав и обозленный киконго имели сильное

влияние на молодые наши умы»

8 буржуазия (программа А.Г.Кутузова)

В левом столбике даны портреты героев произведений . Дополните их названием предмета одежды, выбрав нужное изо правого столбика. Объясните родной ответ. Назовите героя, произведение, автора.

А) (Он) кроха деликатного сложения… сюртук брусничного цвета

вперед шагать не любит. С его умом, новая шинель

да залететь далеко, точно и Боже избави! ситцевая рубаха

…он измала к историям охотник..» кафтан

Б) «Одна она, не щадя своей нежной односпальный чепец

молодости, не щадя красоты своей, персидская чадра

трудилась октиди и ночь. В нее голубых ситцевая косынка

глазах наездами блистала радость. Щеки пушистое боа

ее пылали, ровно эос в очевидный летний вечер.»

Кроме того, читательский эрудиция учащихся проверяют вопросы на грамотность биографии автора изученного в рамках программы произведения (вопросы составляются на основе статьей учебника вдоль литературе, содержащие биографические сведения о писателе).

Например, такие:

6 буржуазия ( утилита Г.С. Меркина), 7 буржуазия (программа Т.Ф. Курдюмовой)

О комок изо русских писателей известно, словно «он был ибн одного изо виднейших родов русской аристократии, с юных лет служил в гвардии. Чтобы защитить почтение русского передо иностранцем, участвовал в дуэли, которая произошла рядышком от Черной речки, где стрелялся А.С. Пушкин и Дантес. За это был отправлен на Кавказ. Тенгинский пехотный полк, река был зачислен … , действовал на наиболее опасных участках. За отвагу в постоянных сражениях и отношение в битве подле реке Валерик был приставлен к дивный сабле и две наградам. Он погиб, этак и не узнав, словно его вычеркнули изо всех представлений к награде».

О комок изо русских писателей известно, словно «интерес к сцене , к театральному действу проявился у него с детства. В Нежинской гимназии, где учился …, блистал в роли госпожи Простаковой изо комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

О комок изо русских писателей известно, словно «важную амплуа в его жизни сыграло Болдино. Имение … подарил на свадьбу отец. В творческой биографии выделяют Болдинский период. Это времена взлета творческой активности […] За неполные 3 месяца создано 6 повестей, 28 стихотворений, 4 драматические сцены, 4 главы романа […] , 2 стихотворные сказки»

О комок изо русских писателей известно, словно « он незаконорожденный ибн богатого русского барина и пленной турчанки. Получил прекрасное образование, работал редактором журнала «Вестник Европы», далее служил воспитателем будущего императора Александра II, подарил А.С.Пушкину в октиди окончания им поэмы «Руслан и Людмила» родной изображение с трогательной надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

8 буржуазия (программа А.Г.Кутузова).

Кто изо русских писателей положил начало реализму в России:

1) Г.Р. Державин

4) А.С. Пушкин

2) Н.М. Карамзин

5) Н.В. Гоголь

3) Д.И. Фонвизин

6) И.С. Тургенев

Знания вдоль теории литературы и тесситура усвоения теоретико-литературных понятийпомогают проверить вопросы, требующие дать указание понятию, выбрать изо ряда предложенных верное указание понятия, соотнести продуцирование и его жанр, бог литературы и жанр, стиль и жанр.

Пример заданий:

5 класс(любая основная программа)

Соотнеси продуцирование фольклора с его жанрами.

А) Серое суконце тянется в иллюминатор А) пословица

Б) Как рокфор в масле катается б) поговорка

В) Голь на выдумки хитра в) загадка

Выберите (укажите цифру) изо перечисленных особенностей народной сказки те, которые соответствуют волшебной сказке.

  • Герой – естественный человек.
  • Действие происходит в необыкновенном мире.
  • Дано конкретное, подробное изображение быта героев.
  • Вещи не имеют чудесных свойств.
  • В сказке происходит без счета событий.
  • Герой наделен необыкновенными свойствами.
  • Герой решительно преодолевает трудности.
  • Действие происходит в обычном месте, наичаще в деревне.
  • Внимание не заострено на быте.
  • Вещи наделены чудесными свойствами.
  • В сказке происходят одно-два события.
  • Герою помогают необыкновенные помощник
  • Определи писательский тождество вдоль его значению.

  • Последовательность событий, происходящих в произведении – это …
  • То, ровно построено художественное произведение, зависимость его частей – это …
  • 7 буржуазия (программа Т.Ф.Курдюмовой)

    повесть эпод комедия

    Внесите в соответствующие документ следующие понятия: рассказ, послание, элегия, легенда, очерк, идиллия, сказание, гимн, ода, концона, радиороман

    Установи гармония произведение-жанр.

    «Барин» трагедия

    «Ромео и Джульетта» любовное стихотворение

    «Барышня-крестьянка» народная драма

    «На холмах Грузии» новелла (рассказ)

    «Перчатка» послание

    «19 октября» баллада

    8 буржуазия (программа А.Г.Кутузова)

    Как соотносятся литературные понятия:

    А) композитор – лирическое «Я» автора – герой;

    Б) сравнение – сравнение – эпитет;

    В) эпиграмма – самоирония — юмор

    Приведите примеры.

    Найди гармония (произведение – жанр):

    1.И.С. Тургенев «Бирюк»

    а) философская повесть-сказка

    2. А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

    б) комедия

    3. А.С. Пушкин «Братья-разбойники»

    в) поэма

    4. Е.А. Баратынский «Водопад»

    г) сентиментальная повесть

    5. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

    д) реалистическая повесть

    6. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

    е) лирическое стихотворение

    7. А.С. Пушкин «Метель»

    Ж) рассказ

    Какое художественное (литературное) сюрреализм характеризует данные определение:

    «Это непогрешимость жизни, желание увидеть и изобразить нее так, ровно она есть»

    1) сентиментализм 2) романтизм 3) реализм 4) классицизм

    Какой высокохудожественный аудиенция характеризует данные определение:

    «…Перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления, другой раз о них говорится ровно о человеческих существах».

    1) метафора2) эпитет 3) гипербола 4) сравнение 5) олицетворение

    Умение применять знания вдоль теории литературы — то, вследствие что теоретико-литературные понятия и изучаются. Вопросы и задания этой группы направлены на осматривание использованных автором приемов и средств, которые помогают писателю в создании художественного образа персонажей, объединение действия, пространства.

    5 буржуазия

    Вспомни, в каких прочитанных тобой произведениях есть расчленение героев на положительных и отрицательных. Назови их. Докажи свое мнение ( на примере 2 персонажей). Назови тоже персонажей с характерами сложными, противоречивыми, которые оказываются разными в разные моменты действия.

    Среди произведений есть без счета таких, в которых повествование ведется от лица кого-нибудь изо персонажей – рассказчика. Задание на выбор

    1. Составь нота со короче « повествователь» неужели «рассказчик», включив в него названия произведений, написанных от первого лица.

    2. Расскажи, словно после африкантроп герой-рассказчик в « Денискиных рассказах» В Драгунского неужели « Кавказском пленнике» Л.Н. Толстого.

    6 буржуазия (программа А.Г.Кутузова, Г.С. Меркина)

    Какой изо отрывков стихотворный? Сделайте правильную его запись.

    А) Город спит, окутан мглою, крошечку мерцают фонари… Там далеко, после Невою, вижу отблески зари. В этом дальнем отраженье, в этих отблесках огня притаилось пробужденье день тоскливых вследствие меня.

    Б) Вороны кувыркаются – накануне что хорошо! В душе престижно мелодия, и вместо слов отзывается мне голубое небо, и вдоль этому светлому половодью вот то-то и оно наново плывет теплое облако, ровно большая река птица, поднимая высоко лебединую грудь, никем не помятую.

    Догадайтесь, ровно композитор озаглавил это стихотворение. Найдите и выпишите изо него сравнения, метафоры, эпитеты.

    Лениво дышит полдень мглистый,

    Лениво катится река,

    И тверди пламенной и чистой

    Лениво тают облака.

    И всю природу, ровно туман,

    Дремота жаркая объемлет,

    И самовольно в настоящее время велий Пан

    В пещере нимф умиротворенно дремлет.

    Определите, каковы темы отрывков изо стихотворных произведений.

    Нарисуйте схему строфы и определите диапазон каждого стихотворения.


    А. Эти бедные селенья,

    Эта скудная сущность –

    Край сродник долготерпенья,

    Край ты русского народа!


    Б. Еще земли печален вид,

    А покров медянка весною дышит,

    И мертвенный в лан стебль колышет,

    И бальзам ветви шевелит



    А. На севере диком достаточно одиноко

    На голой вершине сосна

    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

    Одета ровно ризой она.

    Б. Нет, вы наскучили нивы бесплодные…

    Чужды вы страсти и чужды страдания;

    Вечно холодные, непрерывно свободные,

    Нет у вам родины, дудочки вы изгнания.

    Прочитайте клочок изо стихотворения Ф.И.Тютчева. Какой высокохудожественный аудиенция использовал в нем автор, образуя манер просыпающейся природы? Определите поэтичный размер.

    Еще сущность не проснулась,

    Но чрез редеющего сна
    Весну послышала она
    И ей неожиданно улыбнулась.

    Какой композиционный аудиенция использовал композитор в приведенном ниже тексте? Для он что служит?

    « Между единица Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостью стараясь заглушить душевную скорбь. Он шел не разбирая дороги; растопка постоянно задевали и царапали его, ноги его постоянно вязли в болоте, он сносно не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; родничок извивался молчанкой поблизости деревьев, полуобнаженных осенью. Владимир остановился, сел на равнодушный дерн, и мысли одну видоизмененный сумрачнее стеснились в душе его. Сильно чувствовал он свое одиночество… Долго сидел он невыразительно на микротом же месте, взирая на тихое дадаизм ручья, уносящего одну каплю поблеклых листьев и быстрее представлявшего ему верное подобие жизни – подобие так обыкновенное»

    Какой изо приведенных отрывков является портретом героев. Объясните родной выбор.

    А. «Бурсаки одновременно преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, вследствие трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, ровно огонь, опоясался узорчатым поясом, чеканные турецкие пистолеты были задвинуты после пояс; оружие брякала вдоль ногам. Их лица, опять-таки с гулькин нос загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы в настоящее время однажды резче оттеняли белизну их и здоровый, могущественный зелень юности; они были хороши подо черными бараньими шапками с золотым верхом».

    Б. «Остап и Андрий кинулись со всею пылкостью юношей в это разгульное флорес и забыли в одно мгновение и папин дом, и бурсу, и все, словно волновало наперво душу, и предались новой жизни. Все занимало их: разгульные обычаи Сечи и немногосложная управа и законы, которые казались им время от времени инда медянка невыносимо строгими среди такой своевольной республики».

    Определите, в каком фрагменте повести «Тарас Бульба» престижно авторская ирония. Объясните родной выбор.

    А. «В самом деле, это была шпалера станет смелая: запорожец, ровно лев, растянулся на дороге. Закинутый чванливо хохолок его захватывал на пол-аршина земли. Шаровары алого дорогого сукна были запачканы дегтем вследствие показания полного к ним презрения. Полюбовавшись, Бульба пробирался дале вдоль тесной улице, которая была загромождена мастеровыми, сейчас отправлявшими мастерство свое, и людьми всех наций, наполнявшими это предместие Сечи, которое было похоже на ярмарку и которое одевало и кормило Сечь, умевшую едва гулять точно палить изо ружей»

    Б. «Один изо старейшин взял палицу и поднес нее новоизбранному кошевому. Кирдяга, вдоль обычаю, разом же отказался. Старшина поднес видоизмененный раз. Кирдяга отказался и в время от времени и попозже уже, после третьим разом, взял палицу. Ободрительный грай раздался вдоль всей толпе, и еще раз как-то вдалеке загудело от козацкого крика все поле. Тогда выступило изо середины народа квартет самых старых, седоусых и седочупринных козаков (слишком старых не было на Сечи, бо ничтожество изо запорожцев не умирал своею смертью) и, взявши любой в руки земли, которая на ту пору от бывшего дождя растворилась в грязь, положил нее ему на голову. Стекла с головы его мокрая земля, потекла вдоль усам и вдоль щекам и все личико замазало ему грязью. Но Кирдяга стоял не сдвинувшись и благодарил козаков после оказанную честь»

    8 буржуазия (программа А.Г.Кутузова)

    Проанализировав поэтические тексты, назовите любимые образы В.А Жуковского-романтика. Объясните символическое важность каждого выбранного вами образа


    А. На темные своды

    Багряным щитом покатилась луна;

    И озера воды

    струистым сияньем покрыла она;

    От замка, от сеней

    Дубрав вдоль брегам

    Огромных теней

    Легли великаны вдоль гладким водам. («Эолова арфа»)

    Б. Там в блеске небес двойка утеса стоят

    Превыше всего, словно земное;

    Кругом облака золотые кипят,

    Эфира семейства младое.

    («Горная дорога»)


    В стихотворении Ю.Кузнецова « Атомная сказка» использован аудиенция аллюзии («скрытого намека»). Найдите этот аудиенция в тексте и объясните, чего виршеплет прибегает к нему.

    Пригодится на правое дело! -

    Положил он лягушку в платок.

    Вскрыл ей белое царское тело

    И пустил электрический ток.

    В каких известных вы эпических произведениях изображена карате чувства

    и долга в душе героев?

    Назовите художественное произведение, в котором раскрывается лейтмотив и манер «маленького человека». Кто этот герой?

    Назовите художественные произведения, в которых через рисунок автору уда

    ется передать настроение героя, поглубже раскрыть его норов (произведение –

    герой).

    Заканчивается контрольная профработа вдоль литературе заданиями, выявляющими уровень развития литературно-творческих способностей и умений, а тоже ипостась восприятия и осмысления произведений разных литературных родов и жанров. Безусловно, это непосредственно херовый тип деятельности, этак ровно спецзадание представляет версия творческой работы.

    Ученик, означающийся в роли автора, пишет небольшое марание вдоль заданной теме. Задание связано с проверкой глубины понимания авторского замысла, интерпретацией авторской идеи произведения и требует от учащегося неужели работы творческого характера (пересказа, стилизации) , неужели письменного высказывания проблемного характера (анализа).

    Примеры заданий.

    Какие сказки (называется автор) вы прочитали? Какая изо них ваша милка и почему?

    Напиши небольшое марание на тему « Мой кунак изо книги» ( не пересказывая сюжета, расскажи о литературном персонаже, которого бы ты с охотой вывел со страниц книги и ввел в свою жизнь, неужели вследствие дружбы с которым ты бы радиан самовольно очутиться среди героев этой книги).

    Расскажите историю героя от лица другого героя (например, историю Вождя Краснокожих от имя похищенного мальчика, историю Кавказского пленника от лица Дины, историю Андрия от имя самого героя).

    Какое изо прочитанных летом произведений ты хотел бы предложить вследствие обсуждения на итоговой конференции? Почему?

    Какие произведения писателей XIXвека, которые вы читали на уроках неужели дома, ровно вы кажется, долго останутся в вашей памяти? Объясните причину.

    Какое эпод вы запомнилось вяще других? Почему вы запомнилось в аккурат оно? Попробуйте объяснить.

    Создайте сказ на любую изо тем: «Мой сродник писатель XIXвека», «Произведение XIXвека, которое мне захватывающе читать» Вы можете придумать и другое название. Главное, выразить свою благодарность писателям, чья житье отделена от нас целым столетием, а произведения все опять-таки волнуют нас

    Выберите одну изо афоризмов и выполните задания: Как вы понимаете важность выбранного вами афоризма? К какому герою прочитанных вами произведений дозволяется отнести эти слова? Ответ аргументируйте.

    «Одинаково угрожающе и безумному вручать оружие и бесчестному власть» (Пифагор, эллинский волхв и математик)

    «Человек на самом деле заслуживающий может быть влюблен ровно безумец, однако не ровно глупец» (Франсуа Ларошфуко, галльский писатель)

    «Своевольному всегда счастливо оставаться мало» (Блез Паскаль, галльский волхв и философ)

    Известно, словно повесть «Тарас Бульба» была опубликована Н.В.Гоголем в сборнике «Миргород», река вошли и другие рассказы. Например, «Повесть о том, ровно поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», герои которой объявили войну кунак другу ради того, словно одну другого назвал гусаком, неужели повесть «Старосветские помещики», все житье героев которой проходит после сменой «кушаний». Как вы думаете, вследствие того писатель включил в книгу так разные произведения

    Файлы: М.Ю.Лермонтов Бородино.ppt
    Размер файла: 1344000 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология