Автор конспекта:
Автор(ы): — Захарова С. А., Дронова С.Н.

Место работы, должность: —

МОУ "ООШ" р.п. Турки. учитель-логопед, учитель биологии и экологии

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Уровни образования: — специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: — школы-интернаты, детские дома
Уровни образования: — начальное профессиональное образование
Уровни образования: — среднее профессиональное образование

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Библиотечное дело
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Внешкольная работа
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: —

Данный проект рассматривает вопросы о истории школы в годы Великой Отечественной войны, освещает исторические судьюы учителей и учеников. Расширяет представления об этом времени, и дает возможность познакомиться с находками школы.

Районные краеведческие чтения «Наследие земли Турковской»

Тема работы:«Материалы школьного музея»

Работу выполнили:

Кудряшова Дарья Дмитриевна 8 класс

Куделькин Антон Валерьевич 7класс

Рыбаков Роман Сергеевич 7 класс

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» р.п. Турки

Турковского района Саратовской области

Руководители:

Захарова Светлана Анатольевна учитель — логопед

Дронова Светлана Николаевна учитель биологии

«Краеведческие чтения-2012»

Тема работы: «Материалы школьного музея»

Перечень необходимых технических средств для демонстрации видеоматериалов и фотографий: интерактивная доска, кассетный магнитофон.

Цели работы: собрать материал о учителях и учениках Турковской средней школы 1941-1945 гг. Расширить представления об этом времени, познакомить с находками учащихся нашей школы.

Задачи: 1)установить связи с Турковским краеведческим музеем по данному вопросу;

2) продолжить поисковую работу по данной теме

3)проработать материал, имеющийся в школьной и районной библиотеках;

Объект исследования: ученики и учителя Турковской средней школы 1941-1945 гг.

Предмет исследования: вклад турковчан в победу русского народа над фашистской Германией.

Этапы работы:

Øопределение темы, цели, задач работы

Øисследование историографии выбранной темы;

Øпоиск материалов жизнедеятельности школы в период 1941-1945 гг.

Øанализ и систематизация найденных материалов;

Øобобщение результатов исследования;

Øподготовка презентации «Материалы школьного музея. « Школа. Военные истории»».

Сроки выполнения:

Работа началась в сентябре 2011 года, закончена- в феврале 2012 года.

Источники работы:

üкнига «Мои Турки» Т. Заверткина, г.Орел 2008г

üматериалы Турковского краеведческого музея

üархивные материалы Основной общеобразовательной школы р.п.Турки

üвоспоминания Юнгеровой А.Е., Шилиной В.С.и Ивановой В.М.

Всё меньше остаётся в живых ветеранов Великой Отечественной войны, людей, которые пережили эти страшные годы в истории нашей страны.

«Война! Страшнее нет слова!

Война! Жёстче нет слова!

И на устах у всех иного

Не может быть — и нет!»

Мы, молодое поколение России (нашей Родины), не должны забывать этого. Мы обязаны помнить и гордиться подвигом нашего народа.

В 2012 году наша школа отмечает свой столетний юбилей. Много замечательных страниц есть в истории нашей школы: радостных и печальных, весёлых и суровых, славных и трудных.

В нашей школе проводится активная поисковая работа об истории нашей школы. Мы продолжаем цикл краеведческой работы «Гляжу я памяти в глаза». Мы по крупицам собирали материал, работали в Турковском краеведческом музее, пользовались материалами нашего музея, встречались и записывали воспоминания бывших учеников (выпускников) нашей школы.

Сегодня мы хотим остановиться на разделе «Наша школа в годы ВОВ».

В годы Великой Отечественной войны «Основная общеобразовательная школа р.п. Турки» была средней школой.

1941 год.

Из воспоминаний бывшего учителя нашей школы А.Е. Юнгеровой:

«Неожиданно грянула война. Естественно эта беда коснулась и нашей Турковской школы, всего коллектива. Многих учащихся старших классов и некоторых учителей призвали непосредственно в действующую Армию, в военные училища».

Из стен школы на фронт уходят учителя:

1. Грачев Иван Иванович (физик)

2. Григорьев Пётр Александрович (географ)

3. Коровин Иван Михайлович (историк)

4. Крылов Михаил Николаевич (военрук)

5. Маслёнков Яков Иванович (историк)

6. Хитров Серафим Петрович (литератор).

Тяжелы были проводы дорогих и близких людей. В живых остались лишь немногие: Маслёнков Я.И., Хитров С.П., Крылов М.Н. Возвращение Крылова М.Н. было огорчено смертью двух его сыновей, бывших учеников нашей школы. Иван Крылов, будучи ранен в руку, продолжал бить врага, не покидая передовой линии. За проявленную храбрость Иван был награждён орденами. Погиб в бою. На нервной почве Крылов потерял зрение, а потом скоропостижно скончался.

Сгорели в танках: Сергей Рубцов, Евгений Кузнецов, Вениамин Храмеев, Константин Шохон. В бою с фашистами пали смертью и многие другие ученики нашей школы.

А как же проходила жизнь школы в период Великой Отечественной войны?

1941-1945 года в школе работали:

1. Тарасова Наталья Никифоровна (учитель русский яз.)

2. Юнгеров Александр Михайлович (математик)

3. Мельникова Екатерина Яковлевна

4. Колоколов Анатолий Тимофеевич

5. Коблова Анна Михайловна (математик)

6. Земсков Фёдор Фёдорович

7. Илларионова Мария Михайловна

8. Кукулевская Лидия Михайловна (учитель немецкого языка)

9.

9. Шапошникова Мария Дмитриевна

10. Дьячкова Евгения Петровна

11. Юнгерова Алевтина Евгеньевна (биолог)

12. Земскова Маргарита Фёдоровна (физик).

В школе появилось много учителей эвакуированньrx: по химии, по истории, по физике, по немецкому языку. «Знаний они требовали не меньше, чем от своих городских школьников» (из книги Т.Завёрткиной «Мои Турки»).

Все учителя и ученики напряжённо работали. «Невольно вспоминаешь бледные лица учеников и учителей утомлённые недоеданием» (из воспоминаний А.Е.Юнгеровой).

Шилина Валентина .Степановна ( выпускница нашей школы, долгие годы работала учителем русского языка и литературы) вспоминает: «В военные годы были затруднения с учебниками. Иногда один учебник выдавался сразу на несколько учеников. Ещё большей проблемой становились учебники в старших классах, а особенно тетради к концу войны. Продукция заводов и фабрик выпускалась только для фронта… Мы делали себе самодельные тетради из случайно оставшихся в мирное время клочков бумаги, писали на блокнотах, но чаще всего на старых книгах между строк, а иногда и на газетах. Тетради были только для контрольных работ.. И всё-таки наши «тетради» ежедневно проверялись учительницей русского языка, ежедневно делался разбор каждого предложения из домашнего задания по членам предложения и по частям речи. Знаниями русского языка я обязана неутомимой старой учительнице Наталье Никифоровне Тарасовой. Сильным был и старый математик Александр Михайлович Юнгеров. Никто не пользовался учебниками, в этом не было необходимости. Он умел объяснить так, что все правила и теоремы запоминались с его слов»

В.М.Иванова( выпускница нашей школы, долгие годы работала учителем физкультуры, сейчас на заслуженном отдыхе) рассказывала, что рано утром они шли в школу, не раздеваясь (было очень холодно в школе зимой), поднимались по лестнице на 2-й этаж, там горела лампа «летучая мышь», сбивались в.кучку, читали учебник, пересказывали друг другу содержание заданного урока, так готовили домашнее задание. В.М. Иванова вспоминает: « Столы в классах, в то время, были длинные, около них стояли лавки, сидели по четыре человека. Впереди меня сидел Руф Филатов — это

Рудольф Павлович Филатов, учитель физкультуры, который большую часть своей трудовой деятельности отдал нашей школе».

В свободное от уроков время школьники собирали посылки на фронт — кто что мог. «Посылали на фронт тёплые носки, варежки, табак в красивых кисетах, сшитых девушками с большой любовью и нежностью. Вкладывали в посылки письма, полные тепла и сердечности к дорогим воинам» (из вос

поминаний А.Е.Юнгеровой).

«Мне мама принесла кусок малинового атласа. Я сшила из него кисет, вышила на нём

нитками «Самому храброму», насыпала в кисет махорки и тоже положила в посылку… Однажды в школу пришло письмо с фронта с адресом: с.Турки, Саратовская область, средняя школа, лучшей ученице. Педсовет решил, что такое письмо должно быть вручено мне. Писал бывший ученик нашей школы, боец Красной Армии. Он просил написать ему о делах нашей школы, об учителях, да и вообще о Турках. Звали его Серёжей Михайловым. Завязалась переписка. Правда, письма с фронта, как правило, шли очень долго. Постепенно оборвалась наша переписка, возможно, он погиб» (из книги «Мои Турки» Т. Завёрткиной).

«Школьники работали и на «Консервном заводе». Помогали взрослым чистить картошку, свёклу. Эти овощи резали, сушили. Сушёные овощи отправляли на фронт. Моя мама работала в это время на этом заводе. Так же мы дежурили по очереди в том здании школы, бывший туберкулёзный

диспансер, построенный Ченыкаевым, где у нас был кабинет военной подготовки, там было какое-то учебное оружие, боялись диверсантов. Помню, моя бабушка ходила меня встречать со «сковородником», которым, она считала, можно было защититься во время опасности»(из воспоминаний В.М.Ивановой).

«В Бабинском Доме отдыха разместился госпиталь (4086). Мы были постоянными артистами в палатах для раненных. Зимы в войну стояли страшно холодные. Госпиталь находился в километрах трёх-четырёх от дома. Осталось в памяти то, что, возвращаясь домой, я отогревалась на печке — на горячих кирпичах» (из книги «Мои Турки»).

«Много было раненных, много было молоденьких безусых ребят. Нам их было очень жалко: у кого ногу ампутировали, у кого руку, у кого было ранение в голову. Многие не могли сами писать, мы помогали писать им письма домой, родственникам, любимым. Приносили из дома карандаши, листочки, вязанные носки, варежки. Мне запомнились строчки из стихотворения, которое я читала бойцам:

«На дворе мороз сорокоградусный,

А на снегу, повесив нос,

Стоит фашист безрадостный» (из воспоминаний В.С.Шилиной)

«Зима 1943года была очень тяжёлой и в тылу. Всё отдавалось фронту… Школа почти

не отапливалась, мы сидели на уроках в зимнем пальто, валенках. Чернила в чернильницах замерзали…»(из книги «Мои Турки»).

«Школа кашляет. Простыла.

Стены снегом обросли.

Печка пламя позабыла.

Лампу тусклую зажгли.

Репродуктор смолк настенный

Враг — у Волги. Снег горит.

А учитель вдохновенно

О Победе говорит!»

( Написал о нашей школе Николай Морозов, уроженец с. Шепелёвка.)

«В летние каникулы школьники работали на колхозных полях; работали, как правило, ещё и в сентябре: младшие собирали колоски, средние — на прополке или уборке урожая в Турках в колхозе им. Ленина и в «Победе», а старших школьников увозили на работы в колхозы деревень нашего района. Работа была нелёгкой. Даже я, такая маленькая ростом, прекрасно вязала снопы, укладывала в скирды. Работали под руководством молодой учительницы Веры Павловны, тоже эвакуированной из Минска. Она была

нашим секретарём комсомольской организации и учителем истории…

Несмотря на то, что бои шли на Волге, в Сталинграде, учительница убеждала, что всё равно СССР победит, потому что братский союз всех республик несокрушим, и каждый человек слишком любит свою Советскую Родину. Все мы и сами в это верили, распевали песни, настроение было бодрым, хоть за день на поле и уставали» (из книги «Мои Турки»Т.Заверткина).

Дружно и с любовью, не на словах, а на деле, учителя и ученики поддерживали честь

своей школы.

«…Шла, весна. Наша родная армия воевала уже на германской земле, загоняла фашистов в их собственное логово… Однажды рано утром я проснулась, но с постели ещё не вставала. По радио раздался знакомый голос диктора. Он сообщил о том, что Великая Отечественная война окончена. Враг разбит. Победа за нами!!!

…Весь народ бежал на площадь, бежала и я. Прошло столько десятилетий! Но запомнились мелочи: было сырое, но тёплое утро, откос на горе от библиотеки к мостовой был глинистый и мокрый.

Казалось, что сбежались жители всех Турков. Начался митинг.

Это было 9мая 1945года» (Из книги «Мои Турки»).

Во время войны школа работала под руководством директора орденоносца

Е.С. Персиковой.«Эта невысокая скромная женщина с аккуратной причёской (волосы волнистые, словно гофрированные), обладала тихим голосом, который никогда не повышала, но в нем чувствовалась какая-то сила (из воспоминаний В.А.Проводиной, учителя литературы, основательницы и директора Турковского краеведческого музея, выпускницы нашей школы).

Это был человек большого ума, посвятивший всю свою жизнь воспитанию подрастающего поколения. Из автобиографии Е.С. Персиковой:

«Родилась в имении Цукшверт в 1898году (деревня Грязнуха — Кузнецовка бывшего Петровского уезда Саратовской губернии), где мои родители работали — отец поваром, мать — прачкой. В 1906 году родители переехали в Саратов, где занимались теми же видами работ до 1916 года. В 1906 году поступила в пятиклассную школу, которую окончила в 1911 году. В том же году выдержала экзамен в 4-ый класс II саратовской женской гимназии, 8-ой класс которой окончила в 1916гoдy. С 1916 года по 1920 год работала учительницей начальной школы в бывшем Саратовском уезде. В 1920 году поступила в университет. Окончила педфакультет Саратовского государственного университета в 1927году. В 1927-1928г. Была назначена преподавателем химии и биологии в школу колхозной молодёжи бывшего Хопёрского округа, где преподавала два года, а затем стала работать в школе II ступени села Турков», которая потом стала средней. Елена Сергеевна была очень требовательна как к учащимся, так и к себе, работала с большим увлечением и могла увлекать и других. «Не было у неё чувства превосходства наддругими, хотя ещё в 1938 году была награждена орденом Трудового Красного

Знамени» (из воспоминаний В.А. Проводиной). Момент вручения ордена был, наверное, самым волнующим моментом в её жизни. В память об этом Елена Сергеевна хранила картину, изображающую молодую улыбающуюся женщину с букетом цветов и Михаила Ивановича Калинина, вручающего ей орден (сейчас это картина хранится в Турковском краеведческом музее). Эта награда обязывала её ещё лучше относится к своему труду. «В войну Елена Сергеевна Персикова отдала последнее для фронта (чернобурку, например). А ученики её школы давали концерты в Доме культуры, собирали деньги на самолёт для армии» (из воспоминаний В.А. Проводиной).

Ученики писали своему любимому, уважаемому учителю с фронта письма. Из фронтового письма Евгении Основиной : «Многоуважаемая Елена Сергеевна!!! Примите от меня горячий привет и разрешите пожелать вам наилучших успехов в вашей плодотворной работе. Вы, можете быть, сильно удивлены моим письмом, Елена Сергеевна? Знаете, я хочу поделиться с вами, как со своим воспитателем, той радостью, которую я испытываю сейчас…

Я сегодня получила партбилет. Не могу словами выразить вам то чувство, которое я

испытала, когда мне майор вручил эту «краснокожую книжицу». Я была и рада, и горда, и в тоже время мне было страшно. Страшно за то, сумею ли я оправдать звание коммуниста…

Я ни разу не дрогнула в боях с фашистскими стервятниками и не была последней. Думаю, что и впредь не опозорю звание коммуниста. Елена Сергеевна, вы привили мне качества, необходимые советской девушке… О вас у меня на всю жизнь остались самые лучшие воспоминания, как о лучшем друге и учителе….Сердце сжимается в комок, дрожь проходит по коже, как вспомнишь рассказы

жителей оккупированных районов или развалины городов, которые мне пришлось видеть: Смоленск, Орша, Минск и др.. Мы сейчас на пороге фашистского логова и близок тот час, когда мы перешагнём этот порог…

Вам привет… от вашей ученицы и моей одноклассницы Мартышиной Любы. Мы с ней

служим в одной части…Передайте от меня и Любы привет педсовету школы. Желаю вам сил и здоровья».

Многим ребятам дала Елена Сергеевна прекрасные знания, много воспитала хороших людей. Многие из её учеников стали учителями, некоторые из них работали в нашем посёлке: Шилина Валентина Степановна, Иванова (Дивеева) Вера Максимовна, Проводина (Мотова) Валентина Александровна, Филатов Рудольф Павлович, Дубровина Алевтина Ивановна (все они работали в своё время и в нашей школе).

Родина высоко оценила педагогическую работу Персиковой Елены Сергеевны. За добросовестный труд она была награждена ещё и орденом «Знак Почёта». Будучи на пенсии, она принимала активное участие в общественной жизни нашего посёлка. Трудной, но замечательной можно назвать её жизнь. Прекрасного человека, Персиковой Елены Сергеевны, не стало 13 мая 1979 года.

Сегодня мы остановились на тяжёлом, но славном, героическом периоде истории нашей школы.

«Смотрю я памяти в глаза,

в них -­

внукам мирные заветы,

и торжество, и боль Победы,

и горькой радости слеза…

Смотрю я памяти в глаза…»

Венедикт Станцев.

Список использованных источников и литературы:

1.Материалы школьного музея.

2.Материалы Турковского краеведческого музея.

3.Воспоминания Юнгеровой А.Е.

4.Статья Проводиной В.А. «Елена Сергеевна…».

5.Воспоминания (интервью) Ивановой В.М.

6.Воспоминания (интервью) Шилиной В.С.

7.Станцев В. «Явь» (стихи, баллады и поэмы).

8. Газета «Знамя» 27 февраля 1998 г.

9. «Мои Турки» Т.Заверткина

Всё меньше остаётся в живых ветеранов Великой Отечественной войны, людей, которые пережили эти страшные годы в истории нашей страны.

«Война! Страшнее нет слова!

Война! Жёстче нет слова!

И на устах у всех иного

Не может быть — и нет!»

Мы, молодое поколение России (нашей Родины), не должны забывать этого. Мы обязаны помнить и гордиться подвигом нашего народа.

В 2012 году наша школа отмечает свой столетний юбилей. Много замечательных страниц есть в истории нашей школы: радостных и печальных, весёлых и суровых, славных и трудных.

В нашей школе проводится активная поисковая работа об истории нашей школы. Мы продолжаем цикл краеведческой работы «Гляжу я памяти в глаза». Мы по крупицам собирали материал, работали в Турковском краеведческом музее, пользовались материалами нашего музея, встречались и записывали воспоминания бывших учеников (выпускников) нашей школы.

Сегодня мы хотим остановиться на разделе «Наша школа в годы ВОВ».

В годы Великой Отечественной войны «Основная общеобразовательная школа р.п. Турки» была средней школой.

1941 год.

Из воспоминаний бывшего учителя нашей школы А.Е. Юнгеровой:

«Неожиданно грянула война. Естественно эта беда коснулась и нашей Турковской школы, всего коллектива. Многих учащихся старших классов и некоторых учителей призвали непосредственно в действующую Армию, в военные училища».

Из стен школы на фронт уходят учителя:

1. Грачев Иван Иванович (физик)

2. Григорьев Пётр Александрович (географ)

3. Коровин Иван Михайлович (историк)

4. Крылов Михаил Николаевич (военрук)

5. Маслёнков Яков Иванович (историк)

6. Хитров Серафим Петрович (литератор).

Тяжелы были проводы дорогих и близких людей. В живых остались лишь немногие: Маслёнков Я.И., Хитров С.П., Крылов М.Н. Возвращение Крылова М.Н. было огорчено смертью двух его сыновей, бывших учеников нашей школы. Иван Крылов, будучи ранен в руку, продолжал бить врага, не покидая передовой линии. За проявленную храбрость Иван был награждён орденами. Погиб в бою. На нервной почве Крылов потерял зрение, а потом скоропостижно скончался.

Сгорели в танках: Сергей Рубцов, Евгений Кузнецов, Вениамин Храмеев, Константин Шохон. В бою с фашистами пали смертью и многие другие ученики нашей школы.

А как же проходила жизнь школы в период Великой Отечественной войны?

1941-1945 года в школе работали:

1. Тарасова Наталья Никифоровна (учитель русский яз.)

2. Юнгеров Александр Михайлович (математик)

3. Мельникова Екатерина Яковлевна

4. Колоколов Анатолий Тимофеевич

5. Коблова Анна Михайловна (математик)

6. Земсков Фёдор Фёдорович

7. Илларионова Мария Михайловна

8. Кукулевская Лидия Михайловна (учитель немецкого языка)

9.

9. Шапошникова Мария Дмитриевна

10. Дьячкова Евгения Петровна

11. Юнгерова Алевтина Евгеньевна (биолог)

12. Земскова Маргарита Фёдоровна (физик).

В школе появилось много учителей эвакуированньrx: по химии, по истории, по физике, по немецкому языку. «Знаний они требовали не меньше, чем от своих городских школьников» (из книги Т.Завёрткиной «Мои Турки»).Все учителя и ученики напряжённо работали. «Невольно вспоминаешь бледные лица учеников и учителей утомлённые недоеданием» (из воспоминаний А.Е.Юнгеровой).

Шилина Валентина .Степановна ( выпускница нашей школы, долгие годы работала учителем русского языка и литературы) вспоминает: «В военные годы были затруднения с учебниками. Иногда один учебник выдавался сразу на несколько учеников. Ещё большей проблемой становились учебники в старших классах, а особенно тетради к концу войны. Продукция заводов и фабрик выпускалась только для фронта… Мы делали себе самодельные тетради из случайно оставшихся в мирное время клочков бумаги, писали на блокнотах, но чаще всего на старых книгах между строк, а иногда и на газетах. Тетради были только для контрольных работ.. И всё-таки наши «тетради» ежедневно проверялись учительницей русского языка, ежедневно делался разбор каждого предложения из домашнего задания по членам предложения и по частям речи. Знаниями русского языка я обязана неутомимой старой учительнице Наталье Никифоровне Тарасовой. Сильным был и старый математик Александр Михайлович Юнгеров. Никто не пользовался учебниками, в этом не было необходимости. Он умел объяснить так, что все правила и теоремы запоминались с его слов»

В.М.Иванова( выпускница нашей школы, долгие годы работала учителем физкультуры, сейчас на заслуженном отдыхе) рассказывала, что рано утром они шли в школу, не раздеваясь (было очень холодно в школе зимой), поднимались по лестнице на 2-й этаж, там горела лампа «летучая мышь», сбивались в.кучку, читали учебник, пересказывали друг другу содержание заданного урока, так готовили домашнее задание. В.М. Иванова вспоминает: « Столы в классах, в то время, были длинные, около них стояли лавки, сидели по четыре человека. Впереди меня сидел Руф Филатов — это

Рудольф Павлович Филатов, учитель физкультуры, который большую часть своей трудовой деятельности отдал нашей школе».

В свободное от уроков время школьники собирали посылки на фронт — кто что мог. «Посылали на фронт тёплые носки, варежки, табак в красивых кисетах, сшитых девушками с большой любовью и нежностью. Вкладывали в посылки письма, полные тепла и сердечности к дорогим воинам» (из вос

поминаний А.Е.Юнгеровой).

«Мне мама принесла кусок малинового атласа. Я сшила из него кисет, вышила на нём

нитками «Самому храброму», насыпала в кисет махорки и тоже положила в посылку… Однажды в школу пришло письмо с фронта с адресом: с.Турки, Саратовская область, средняя школа, лучшей ученице. Педсовет решил, что такое письмо должно быть вручено мне. Писал бывший ученик нашей школы, боец Красной Армии. Он просил написать ему о делах нашей школы, об учителях, да и вообще о Турках. Звали его Серёжей Михайловым. Завязалась переписка. Правда, письма с фронта, как правило, шли очень долго. Постепенно оборвалась наша переписка, возможно, он погиб» (из книги «Мои Турки» Т. Завёрткиной).

«Школьники работали и на «Консервном заводе». Помогали взрослым чистить картошку, свёклу. Эти овощи резали, сушили. Сушёные овощи отправляли на фронт. Моя мама работала в это время на этом заводе. Так же мы дежурили по очереди в том здании школы, бывший туберкулёзный

диспансер, построенный Ченыкаевым, где у нас был кабинет военной подготовки, там было какое-то учебное оружие, боялись диверсантов. Помню, моя бабушка ходила меня встречать со «сковородником», которым, она считала, можно было защититься во время опасности»(из воспоминаний В.М.Ивановой).

«В Бабинском Доме отдыха разместился госпиталь (4086). Мы были постоянными артистами в палатах для раненных. Зимы в войну стояли страшно холодные. Госпиталь находился в километрах трёх-четырёх от дома. Осталось в памяти то, что, возвращаясь домой, я отогревалась на печке — на горячих кирпичах» (из книги «Мои Турки»).

«Много было раненных, много было молоденьких безусых ребят. Нам их было очень жалко: у кого ногу ампутировали, у кого руку, у кого было ранение в голову. Многие не могли сами писать, мы помогали писать им письма домой, родственникам, любимым. Приносили из дома карандаши, листочки, вязанные носки, варежки. Мне запомнились строчки из стихотворения, которое я читала бойцам:

«На дворе мороз сорокоградусный,

А на снегу, повесив нос,

Стоит фашист безрадостный» (из воспоминаний В.С.Шилиной)

«Зима 1943года была очень тяжёлой и в тылу. Всё отдавалось фронту… Школа почти

не отапливалась, мы сидели на уроках в зимнем пальто, валенках. Чернила в чернильницах замерзали…»(из книги «Мои Турки»).

«Школа кашляет. Простыла.

Стены снегом обросли.

Печка пламя позабыла.

Лампу тусклую зажгли.

Репродуктор смолк настенный

Враг — у Волги. Снег горит.

А учитель вдохновенно

О Победе говорит!»

( Написал о нашей школе Николай Морозов, уроженец с. Шепелёвка.)

«В летние каникулы школьники работали на колхозных полях; работали, как правило, ещё и в сентябре: младшие собирали колоски, средние — на прополке или уборке урожая в Турках в колхозе им. Ленина и в «Победе», а старших школьников увозили на работы в колхозы деревень нашего района. Работа была нелёгкой. Даже я, такая маленькая ростом, прекрасно вязала снопы, укладывала в скирды. Работали под руководством молодой учительницы Веры Павловны, тоже эвакуированной из Минска. Она была

нашим секретарём комсомольской организации и учителем истории…

Несмотря на то, что бои шли на Волге, в Сталинграде, учительница убеждала, что всё равно СССР победит, потому что братский союз всех республик несокрушим, и каждый человек слишком любит свою Советскую Родину. Все мы и сами в это верили, распевали песни, настроение было бодрым, хоть за день на поле и уставали» (из книги «Мои Турки»Т.Заверткина).

Дружно и с любовью, не на словах, а на деле, учителя и ученики поддерживали честь

своей школы.

«…Шла, весна. Наша родная армия воевала уже на германской земле, загоняла фашистов в их собственное логово… Однажды рано утром я проснулась, но с постели ещё не вставала. По радио раздался знакомый голос диктора. Он сообщил о том, что Великая Отечественная война окончена. Враг разбит. Победа за нами!!!

…Весь народ бежал на площадь, бежала и я. Прошло столько десятилетий! Но запомнились мелочи: было сырое, но тёплое утро, откос на горе от библиотеки к мостовой был глинистый и мокрый.

Казалось, что сбежались жители всех Турков. Начался митинг.

Это было 9мая 1945года» (Из книги «Мои Турки»).

Во время войны школа работала под руководством директора орденоносца

Е.С. Персиковой.«Эта невысокая скромная женщина с аккуратной причёской (волосы волнистые, словно гофрированные), обладала тихим голосом, который никогда не повышала, но в нем чувствовалась какая-то сила (из воспоминаний В.А.Проводиной, учителя литературы, основательницы и директора Турковского краеведческого музея, выпускницы нашей школы).

Это был человек большого ума, посвятивший всю свою жизнь воспитанию подрастающего поколения. Из автобиографии Е.С. Персиковой:

«Родилась в имении Цукшверт в 1898году (деревня Грязнуха — Кузнецовка бывшего Петровского уезда Саратовской губернии), где мои родители работали — отец поваром, мать — прачкой. В 1906 году родители переехали в Саратов, где занимались теми же видами работ до 1916 года. В 1906 году поступила в пятиклассную школу, которую окончила в 1911 году. В том же году выдержала экзамен в 4-ый класс II саратовской женской гимназии, 8-ой класс которой окончила в 1916гoдy. С 1916 года по 1920 год работала учительницей начальной школы в бывшем Саратовском уезде. В 1920 году поступила в университет. Окончила педфакультет Саратовского государственного университета в 1927году. В 1927-1928г. Была назначена преподавателем химии и биологии в школу колхозной молодёжи бывшего Хопёрского округа, где преподавала два года, а затем стала работать в школе II ступени села Турков», которая потом стала средней. Елена Сергеевна была очень требовательна как к учащимся, так и к себе, работала с большим увлечением и могла увлекать и других. «Не было у неё чувства превосходства наддругими, хотя ещё в 1938 году была награждена орденом Трудового Красного

Знамени» (из воспоминаний В.А. Проводиной). Момент вручения ордена был, наверное, самым волнующим моментом в её жизни. В память об этом Елена Сергеевна хранила картину, изображающую молодую улыбающуюся женщину с букетом цветов и Михаила Ивановича Калинина, вручающего ей орден (сейчас это картина хранится в Турковском краеведческом музее). Эта награда обязывала её ещё лучше относится к своему труду. «В войну Елена Сергеевна Персикова отдала последнее для фронта (чернобурку, например). А ученики её школы давали концерты в Доме культуры, собирали деньги на самолёт для армии» (из воспоминаний В.А. Проводиной).

Ученики писали своему любимому, уважаемому учителю с фронта письма. Из фронтового письма Евгении Основиной : «Многоуважаемая Елена Сергеевна!!! Примите от меня горячий привет и разрешите пожелать вам наилучших успехов в вашей плодотворной работе. Вы, можете быть, сильно удивлены моим письмом, Елена Сергеевна? Знаете, я хочу поделиться с вами, как со своим воспитателем, той радостью, которую я испытываю сейчас…

Я сегодня получила партбилет. Не могу словами выразить вам то чувство, которое я

испытала, когда мне майор вручил эту «краснокожую книжицу». Я была и рада, и горда, и в тоже время мне было страшно. Страшно за то, сумею ли я оправдать звание коммуниста…

Я ни разу не дрогнула в боях с фашистскими стервятниками и не была последней. Думаю, что и впредь не опозорю звание коммуниста. Елена Сергеевна, вы привили мне качества, необходимые советской девушке… О вас у меня на всю жизнь остались самые лучшие воспоминания, как о лучшем друге и учителе….Сердце сжимается в комок, дрожь проходит по коже, как вспомнишь рассказы

жителей оккупированных районов или развалины городов, которые мне пришлось видеть: Смоленск, Орша, Минск и др.. Мы сейчас на пороге фашистского логова и близок тот час, когда мы перешагнём этот порог…

Вам привет… от вашей ученицы и моей одноклассницы Мартышиной Любы. Мы с ней

служим в одной части…Передайте от меня и Любы привет педсовету школы. Желаю вам сил и здоровья».

Многим ребятам дала Елена Сергеевна прекрасные знания, много воспитала хороших людей. Многие из её учеников стали учителями, некоторые из них работали в нашем посёлке: Шилина Валентина Степановна, Иванова (Дивеева) Вера Максимовна, Проводина (Мотова) Валентина Александровна, Филатов Рудольф Павлович, Дубровина Алевтина Ивановна (все они работали в своё время и в нашей школе).

Родина высоко оценила педагогическую работу Персиковой Елены Сергеевны. За добросовестный труд она была награждена ещё и орденом «Знак Почёта». Будучи на пенсии, она принимала активное участие в общественной жизни нашего посёлка. Трудной, но замечательной можно назвать её жизнь. Прекрасного человека, Персиковой Елены Сергеевны, не стало 13 мая 1979 года.

Сегодня мы остановились на тяжёлом, но славном, героическом периоде истории нашей школы.

«Смотрю я памяти в глаза,

в них -­

внукам мирные заветы,

и торжество, и боль Победы,

и горькой радости слеза…

Смотрю я памяти в глаза…»

Венедикт Станцев.

Список использованных источников и литературы:

1.Материалы школьного музея.

2.Материалы Турковского краеведческого музея.

3.Воспоминания Юнгеровой А.Е.

4.Статья Проводиной В.А. «Елена Сергеевна…».

5.Воспоминания (интервью) Ивановой В.М.

6.Воспоминания (интервью) Шилиной В.С.

7.Станцев В. «Явь» (стихи, баллады и поэмы).

8. Газета «Знамя» 27 февраля 1998 г.

9. «Мои Турки» Т.Заверткина

Ожидаемые результаты:

Полученные материалы исследований можно активно использовать на уроках краеведения и во внеклассной работе, что позволит расширить патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Файлы: Военные истории.pdf
Размер файла: 1486499 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология