Автор конспекта:
Автор(ы): — Сукач Ирина Николаевна

Место работы, должность: —

МОУ Матвеево Курганская СОШ №3 учитель химии

Регион: — Ростовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Химия

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — элемент мероприятия

Краткое описание ресурса: —

Это выступление предназначено для учителей занимающихся экологизацией химического образавание.


Химия и экология.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью. Это возникновение так называемых "озоновых дыр", парниковый эффект, массовое уничтожение лесов на всех континентах, исчезновение тысяч видов растений и животных, накопление промышленных отходов на свалках , последствия нефтяного загрязнения и многое другое. Все эти изменения, затронувшие большие регионы и планету в целом, стали особенно актуальны в 21 веке и получили название « Глобальные экологические проблемы». Это вполне реальная угроза для самоуничтожения человечества.
Для экологически грамотного хозяйствования на Земле нужно знать очень много: от того, как взаимодействуют со средой обитания отдельные организмы, до понимания общепланетарных связей живой и неживой природы и места в них человеческого общества.
Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение, как наука, помогающая найти выход из возникающего кризиса.
Проблема приобретения экологических знаний решается в общеобразовательных учреждениях через введение дисциплины "экология", а также через экологизацию школьных дисциплин.
Особая роль в формировании экологической грамотности, экологического сознания, отводится химической науки, а именно предмету химии в школьном образовании.
Хотя последнее время, именно о химии говорят, как о виновнице плохой экологической обстановки. Поскольку не только химические комбинаты, но и домны, хлебопекарни, теплоэлектростанции, кожевенные заводы, автомобили, парфюмерные фабрики, горно-обогатительные и фармацевтические предприятия, красавицы розы, скромные васильки и любой из нас, не что иное, как химический реактор, в котором протекают самые разные химические реакции, то повсюду образуются полезные, бесполезные и вредные вещества, выделяются жидкие, твердые и газообразные продукты.Большинство экологических бед происходит из-за загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы соединениями, полученными в результате реакции, сплошь и рядом проводимой отнюдь не на химическом предприятии. Мы избежим ошибки, если согласимся, что не придем к гармонии с природой без помощи химии. Ведь только ей характерна уникальная способность быть как «нападающим», так и «защитником». Какая функция окажется преобладающей, уже зависит не от химии, а от нас с вами.
Ясно, наконец, и то, что защитить природу без химии нельзя. Уберечь природу от огромного количества химических соединений, поступающих от самых разных предприятий, может и должна химия. Химические процессы и материалы, известные промышленности, и ещё не вышедшие за рамки научного эксперимента, способны сохранить в чистоте наш общий дом – планету Земля. Нет почётнее и гуманнее этой задачи. Именно химики в первую очередь способны решить, как защититься от загрязнений, сделав их безвредными; как всё то, что остаётся после осуществления какого-то технологического процесса и не находит применения, а ложится тяжёлым грузом на плечи природы, превратить не просто в безопасный, но и в полезный продукт. Помните это и примите прочитанное направление как маленькую справку о «великих грехах» и огромных возможностях химии, способных уничтожить мир, но и способным сделать его прекрасным, населённым счастливыми потомками, с благодарностью и благоговением вспоминающими нас, обеспечивающих себе и им достойную жизнь в сохранённой природой среде.

СТИХ: « ОБРАЩЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ»

« Если я человек, пускай не долог мой век-
Дело каждого дня переживёт и меня.
Если я просто так, от скуки
Разобью бутылку о камень,
Моим внукам не придётся
Бегать босиком по мягкой траве
Если я буду разбрасывать банки из под сока и колы,
Я брошу их в лицо своим правнукам.
И если я не придумаю сейчас, что мне делать с мусором,
То через сотню лет моим потомкам
Придётся жить на свалке.
Вот почему природу спасут, умные люди и я
Вот почему планета моя и моя экология»
— Прежде, чем решать данные задачи, нужно вспомнить слова В.Гюго: «Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых ваше могущество, на другой – ваша ответственность».
Чтобы весы были в равновесии нужно осознать логику следующей схемы: Вещество входит в состав живого организма, экосистемы и биосферы. Но вещество может выполнять роль загрязнителя. А значит может попадать в живой организм, экосистему и биосферу. Поэтому нужно знать источники загрязнения и принимать природоохранные меры. «Счастлив лишь тот, кто счастлив у себя дома. А дом в жизни ребёнка – это семья, уют» – писал Л.И.Толстой.
Возникновение и решение экологических проблем, в частности проблем, вызванных загрязнением окружающей среды, тесно связаны с химией, ее теоретическими и прикладными аспектами. Для химии в первую очередь надо использовать возможности химического практикума, а также расчетных задач познавательного характера с экологическим содержанием.
Недостаток знаний учащихся по химическому загрязнению можно восполнить, используя дополнительную информацию в различных темах. Однако такие знания будут фрагментарными, нецелостными. Поэтому по химическому загрязнению нужна система обобщающих уроков, а не отдельные уроки, поэтому в своей работе я использую экологизацию курса неорганической и органической химии. ( Рабочая программа)
Цели и задачи экологического обучения и воспитание могут быть представлены одним общим понятием – формирование экологической культуры. Поэтому в кабинете химии для осуществления данного направления образования имеются средства обучения и оборудования:
-образная наглядность (картины, фотографии, макеты, муляжи)
-настенная книга «химическая экология»
-лабораторный практикум и демонстрация экспериментов
–банк видеофильмов
-дидактический материал
-литература (специальная и художественная)
Одной из главных задач экологического образования школьников является приобщение их к исследовательской работе, развитие творческих способностей. При этом важна заинтересованность ребят процессом научного познания. Научить их формулировать вопросы и находить на них ответы, объяснять результаты поиска, делать выводы, а полученные экологические знания и умения закреплять на практике – вот цель учителя.
Учебно-исследовательское направление в работе решается через исследовательские и творческие проекты учащихся. Опыт вовлечения учащихся в научно-исследовательскую работу начинается с использования одного из наиболее доступных методов мониторинга окружающей среды – биотестирования и простейшего химического анализа. Данные, полученные школьниками в ходе исследований, используются на уроках химии при изучении отдельных тем, а также для пропаганды экологических знаний среди населения на родительских собраниях.
В свою очередь, учащиеся, кроме накопления научного опыта, усваивают дополнительный теоретический материал, приобретают навыки публичных выступлений, работы с научной литературой и т.д. Основа личностного аспекта экологического образования – деятельность учащихся, стремящихся осознать и сделать экологически целесообразным свое влияние на природу в различных видах бытовой и хозяйственной деятельности. Для достижения этих целей ученик усваивает определенный алгоритм деятельности: обдумывание темы, знакомство с литературой, планирование действий, практическая сторона работы, анализ работы, выработка рекомендаций.
Так учащимися были выполнены проекты на темы: « Сладкая жизнь», « Нефть – « чёрное золото», « Экология полимеров», « Исследование питьевой воды»
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества и сформировать основные ключевые компетенции (предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные) учащихся и приобрести навыки социального опыта. Оформление учебных проектов ведётся в электронном виде – обязательное условие для их презентации. .
На уроках химии учитель поднимает многие экологические проблемы, обсуждает вместе с учащимися возможные пути их решения.
ВЫВОД: Достижения современной цивилизации немыслемы без химической науки, которую превлекают для решения прикладных задач, не только в химических отраслях+ но и в самых разнообразных областях жизни человека. Поэтому:
Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют его рациональное поведение в окружающей среде, в повседневной жизни. Они помогают человеку выжить в всё более химическом мире.
Презентация

Файлы: Элективный курс для 9 класса Химия и медицина.doc
Размер файла: 56832 байт.

Рубрики: Химия Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология