Автор конспекта:
Автор(ы): — Стрельникова Ирина Валерьевна

Место работы, должность: — учитель музыки МБОУ СОШ №17 «Юнармеец»

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Познакомить обучающихся с творчеством Тамбовских и Мичуринских деятелей искусств

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

ПК, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано, сборник стихов В. Бриллиантовой «Времена года».

Краткое описание: — Урок знакомит обучающихся с красотой весенней природы через произведения искусства: музыка, изобразительное искусство, литература; а также с творчеством Тамбовских деятелей искусств: Рахманинов С.В., Бриллиантова В., Э.С. Кушелевский, А.М. Герасимов

У.: Природа — часть нашей жизни, а мы неотъемлемая часть ее целого. Мы – дети природы. Наша душа всегда тянется к просторам, красотам русской природы. (Слайд 1).

Истинно русский человек, глубоко прочувствовавший переживания самой природы и сопоставивший их со своими чувствами, обязательно сумеет передать это глубоким, простым и понятным языком.

Людей творческих природа вдохновляет на создание художественных произведений, а многие создают настоящие шедевры. И так было во все времена…

Вадим Семернин «Мелодия весны»:

На вербе почки соком

Набухли как шмели.

Конем ступило солнце

На краешек земли.

Ручей в весну впадает,

И скворушка для нас

На ветке распевает

С утра – один романс.

Звучит мелодия весны!

Поет нестройный птичий хор.

И машет палочкой сосны

Беспечный ветер – дирижер.

У.: — Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении?

Д.: — Это время года весна. (Слайд 2)

У.: — Что вы ощущаете с приходом весны? Как действует на вас капель, весеннее солнце, голубое высокое небо, весенняя гроза?

Д.: — Яркая и тёплая весна пробудила и украсила природу, подарила людям надежду, мечту, радостное весеннее настроение.

У.: — Русский композитор Петр Ильич Чайковский (Слайд 3) бывавший в селе Усове Кирсановского уезда Тамбовской губернии (ныне Бондарский район Тамбовской области) в период с 1871 по 1876 год до самозабвения любил русскую природу. Вдохновенный рассказ о русской жизни, о природе, о тех чувствах, которые природа вызывает у человека, П.И. Чайковский выразил в фортепианном цикле «Времена года» (12 пьес по числу месяцев в году).

Особенно правдиво выразил Чайковский настроение, связанное с приходом весны. Это время года сам композитор любил какой-то особой восторженной любовью. Весеннее пробуждение природы показано в пьесах «Песня жаворонка» (Март), «Подснежник» (Апрель), «Белые ночи» (Май).

Слушание музыкального произведения П.И. Чайковского из цикла «Времена года». «Апрель. Подснежник»

У.: — Как звучит мелодия этого произведения?

Д.: — Мелодия звучит очень нежно и душевно.

У.: — Образ этого нежного маленького цветочка композитор стремиться создать, передавая взволнованно-радостные чувства, которые охватывают человека, внезапно увидевшего среди талого снега скромный цветок – первый вестник пробуждения природы. (Слайд 4)

Русские художники тоже изображали весну на своих полотнах.

Уроженец города Мичуринска художник Эдуард Станиславович Кушелевский — незаурядный, разностороннего таланта человек, учитель и поэт. (Слайд 5)

Во всех сферах своей многогранной творческой деятельности Эдуард Станиславович всегда умеет добиваться самых высоких результатов. Но одному виду творчества он остался особенно верен — это живопись.

Репродукция картины Э.С. Кушелевского «Один раз в год сады цветут» (2009) (Слайд 6).

Александр Михайлович Гера́симов (1881—1963) — знаменитый советский живописец-реалист. Первый президент Академии Художеств СССР. Народный художник СССР. Родился 19 (31) июля 1881 года в Козлове (ныне Мичуринск Тамбовской области) в купеческой семье. Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.А. Коровина, А. Е. Архипова и В. А. Серова. (Слайд 7)

Репродукция картин А.М. Герасимова «И.В. Мичурин в цветущем саду», «Весна».

(Слайд 8,9)

В городе Мичуринске Тамбовской области находится мемориально-художественный музей-усадьба А.М. Герасимова — уникальный комплекс, сохранивший архитектурный облик городской купеческой усадьбы конца XIX — начала ХХ века. (Слайд 10)

На территории музея — усадьбы сохранился двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1886 году отцом художника, Михаилом Сафроновичем Герасимовым. В этом доме А.М. Герасимов провел свои детские и юношеские годы и жил здесь вместе со своей семьей после революции, с 1918 по 1925 год.

В 2011 году исполняется 65 лет со дня рождения художника.

Признаки весны можно не только увидеть, но и услышать и даже озвучить голосом.

Ребята исполняют распевку, изображающую голоса птиц (чик–чи–рик),

насекомых (жу-жу-жу),

журчание ручья (жур-жур-жур),

тающие сосульки (кап-кап-кап).

У.: — Весна в полном разгаре, но чтобы она была доброй к людям, плодородной, с давних времен люди пели для нее заклички. Давайте и мы задобрим весну, исполнив русскую народную песню-закличку. (Слайд 11)

Исполнение песни-заклички «Вот уж зимушка проходит…» в хороводе без музыкального сопровождения.

1.Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит.

Люли, люли проходит,

Люли, люли проходит.

2.Снег и холод прочь уводит,

Весну красную приводит.

Люли, люли приводит,

Люли, люли приводит.

3.Встает солнышко пораньше,

Светит красное подольше.

Люли, люли подольше,

Люли, люли подольше.

4.Теплый луч на снег бросает,

От него снежок растает.

Люли, люли растает,

Люли, люли растает.

5.Почернеет на дорожках,

Побежит ручьем в канавках.

Люли, люли в канавках,

Люли, люли в канавках.

У.: — Маленькие весенние ручейки, стекаясь вместе, превращаются в бурную реку, ломающую остатки льда и стремительно несущуюся вперед.

Такую картину изобразил в своем романсе «Весенние воды» русский композитор С.В. Рахманинов на стихи русского поэта Ф. Тютчева. (Слайд 12)

Романс – это музыкальное вокальное произведение для одного голоса с сопровождением, в котором сопровождение помогает полнее раскрыть содержание.

Слушание романса «Весенние воды» С.В. Рахманинова.

У.: — Какое настроение придает композитор данному произведению, что изображает сопровождение романса?

Д.: — Музыка звучит ярко, величественно, торжественно. Музыка бурлит стремительным весенним потоком.

У.: — С.В. Рахманинов – русский композитор, пианист, дирижер прославил наш тамбовский край. С 1890 по 1917 годы он проживал в селе Ивановка Тамбовской губернии (Уваровский район Тамбовской области). (Слайд 13)

В настоящее время в Ивановке не просто Дом-музей, бывший филиалом областного краеведческого музея, а Музей-усадьба Сергея Васильевича Рахманинова — с концертным залом, богатыми фондами, ухоженной территорией. Здесь ежегодно бывают с экскурсиями до 10 тысяч человек, проводятся музыкальные фестивали и мастер-классы.

У.: — И в настоящее время на Тамбовщине живет много талантливых людей, которые любят свой родной край, русскую природу. Среди них замечательная мичуринская поэтесса Валентина Бриллиантова (сборник стихов «Времена года»).

Послушайте стихотворение о весне «Луч теплый…».

Луч теплый с высоты безбрежной

На еще голый куст упал.

Из-под листа пролесок нежный

Свою головку показал.

Ты посмотри на ту полянку –

Слышь, жаворонок спозаранку

Весне и солнцу гимн поет.

У.: — Что такое гимн?

Д.: — Гимн – это торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо.

У.: — Сейчас мы исполним гимн Весне.

Стоя исполняется песня В. Шишкарева «К нам пришла весна!»

1. К нам пришла весна

К нам пришла весна!

К нам пришла весна!

Вмиг улетели

Вьюги-метели.

К нам пришла весна!

К нам пришла весна,

Всех пробуждая от сна.

Припев:

Колокольчики звенят:

Динь-дон,

Колокольчики звенят:

Динь-дон.

Всюду слышится

Капели звон,

Всюду слышится

Капели звон:

Динь-дон, динь-дон, динь-дон,

Динь-дон, динь-дон, динь-дон.

2. К нам пришла весна!

К нам пришла весна!

Первый цветочек,

Теплый денечек!

К нам пришла весна!

К нам пришла весна,

Всех пробуждая от сна.

Припев.

3. К нам пришла весна!

К нам пришла весна!

Сколько букашек,

Бабочек, пташек!

К нам пришла весна!

К нам пришла весна,

Всех пробуждая от сна.

Припев.

(Слайд 14)

Итог:

У.: — Природа щедро дарит чудеса и требует взамен труда и удивленья, но не всем дано увидеть эти чудеса. Для этого нужно трудиться душой и сердцем.

Я хочу отметить, что каждый из вас сегодня был настоящим своеобразным творцом, вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Приглядывайтесь к родникам –

Ничто не повториться.

За мигом – миг, за шагом – шаг

Впадайте в изумленье.

Всё будет так, и всё не так через одно мгновенье.

Файлы: Презентация1.ppt
Размер файла: 9067008 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология