Автор конспекта:
Автор(ы): — Козлицкая Ирина Владимировна

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 10 п. Каменский Красноармейского района, учитель начальных классов

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

развитие умения передавать содержание текста- описания, пользоваться прилагательными; формирование умение писать изложение текста, воспринятого на слух; отработка умения определять тему, основную мысль текста, составлять его план; развитие умения правильно писать безударные гласные в корнях и окончаниях прилагательных и существительных в единственном числе.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Рамзаева Т.Г. Русский язык: учеб. для 4 кл. четыр. нач. школы: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2004

Используемая методическая литература: —

Журнал «Начальная школа» № 2, 2002: статья Полухиной Е.А., преподавателя педагогики Кубанского колледжа культуры, экономики и права г. Краснодара, «Активное слушание в обучении изложению».

Используемое оборудование: —

у учителя – текст «Морж» (Рамзаева Т.Г. Русский язык: учеб. для 4 кл. четыр. нач. школы: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2004), записи на доске;

у детей – черновики, простые карандаши, ручки, тетради по развитию речи, « памятки».

Краткое описание: — Согласно программе по русскому языку Т.Г. Рамзаевой учащиеся 4 класса в конце первого полугодия впервые пишут изложение, воспринятое на слух. Данный вид изложения в течение года запланирован ещё дважды. Контрольное изложение в конце года – тоже слуховое. Таким образом, за три урока, разделённые довольно продолжительными промежутками времени, дети должны научиться писать изложение на слух. Я считаю, что этого явно недостаточно. Тем более что многие учителя начальных классов в своей работе сталкиваются с такой проблемой, как ослабление словесной памяти у детей 7 – 10 лет. Приёмы, применявшиеся ранее успешно, перестали работать, и всё чаще мы слышим от учеников, что они забыли начало и т.д. Выход можно найти не в увеличении количества изложений, а в применении учителем метода активного слушания. В чём он заключается, я и хочу показать с помощью этого конспекта. Подробнее об активном слушании в обучении изложению можно прочитать в журнале «Начальная школа» № 2, 2002 в статье Полухиной Е.А., преподавателя педагогики Кубанского колледжа культуры, экономики и права г. Краснодара, «Активное слушание в обучении изложению». В заключение хочу добавить, что этот урок проводился как открытое мероприятие с приглашением учителей – филологов и получил высокую оценку. Применение метода активного слушания учителями нашей школы позволило достичь высоких результатов. Начать обучение изложению с помощью активного слушания можно уже с 3 класса. Это лучше делать, используя короткие тексты (не более 10 предложений), постепенно увеличивая их сложность и объём.

ХОД УРОКА.

1.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

2.РАБОТА НАД ТЕКСТОМ.

А) Знакомство с содержанием текста. Определение его темы, основной мысли. Составление плана.

МОРЖ.

МОРЖ ТОЛСТЫЙ, ТЯЖЁЛЫЙ. ПОХОЖ ОН НА ГРОМАДНЫЙ КОЖАНЫЙ МЕШОК С ЖИРОМ.

ДВА ЗДОРОВЕННЫХ БЕЛЫХ КЛЫКА ТОРЧАТ У НЕГО ИЗ ЩЕТИНИСТЫХ УСОВ.

ВМЕСТО НОГ У МОРЖА ЛАСТЫ. ИМИ ОН, КАК ВЁСЛАМИ, ВОДУ ЗАГРЕБАЕТ.

НЫРНЁТ ОН ГЛУБОКО ПОД ВОДУ И ПАСЁТСЯ НА МОРСКОМ ДНЕ, КАК КОРОВА НА ЛУГУ.

ВОДОРОСЛИ ЖУЁТ, РАКУШЕК ИЩЕТ.

НАЕСТСЯ МОРЖ ВДОВОЛЬ, ВЫЛЕЗЕТ НА БЕРЕГ, ЛЯЖЕТ НА КАМНИ И ОТДЫХАЕТ.

(ПО Е.ЧАРУШИНУ.)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учитель читает текст первый раз.

Дети слушают.

На черновике составляют приблизительный план.

Учитель задаёт вопросы:

-какой это текст: повествование, описание или рассуждение?

-кого описывает автор? (тема текста).

-с чего начинается текст?

-о чём идёт речь дальше?

Дети отвечают на вопросы:

-это текст описание, потому что к нему можно задать общий вопрос — «какой».

-автор описывает моржа.

-текст начинается с описания внешнего вида моржа.

-во второй части говорится о поведении животного.

Учитель проверяет умение детей

самостоятельно составлять примерный план текста,

помогает выбрать заголовок с опорой на тему и основную мысль каждой части текста.

Дети читают наброски своих планов.

Коллективно обсуждают выбор заголовка для каждой части.

Записывают откорректированный план в тетрадь по развитию речи.

План.

1. Внешний вид моржа.

2. Поведение животного.

Б) Лексико – орфографическая подготовка к написанию изложения.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учитель даёт детям установку:

- слушая каждое предложение, выбрать и записать в черновик словосочетания с прилагательными, так как это текст-описание;

- во второй части необходимо будет выписать глаголы, потому что описывается поведение моржа;

-во время слушания можно делать зарисовки.

Учитель читает текст во второй раз.

Дети слушают, размечают лист черновика для восьми предложений.

1.________________________________

__________________________________

2. ________________________________

__________________________________

3. ________________________________

__________________________________

( и так далее)

На первых строчках черновика (с номерами 1-8) дети карандашом записывают отдельные слова и словосочетания, делают зарисовки (например, рисуют мешок, клыки, ласты, водоросли, ракушки вместо записи этих слов).

Учитель задаёт вопросы:

-с чем автор сравнивает моржа?

-какие прилагательные (эпитеты)

употребляет?

-каким словом можно заменить «здоровенных»?

-как понимаете выражение «щетинистых усов»?

-какие глаголы употребил автор, описывая поведение моржа?

-как избежать повторения слова «морж»?

Дети отвечают на вопросы, используя записи на черновике:

-автор сравнивает моржа с кожаным мешком с жиром.

-эпитеты – толстый, тяжёлый, здоровенные, белые, щетинистые.

-здоровенных – значит, огромных.

-щетинистые усы – торчат как щетина на щётке.

-загребает, ныряет, пасётся, жуёт, ищет, наестся, вылезет, ляжет, отдыхает.

-морж, он, у него.

Учитель даёт детям задание:

-используя свои записи, восстановите предложения;

-на второй строке черновика допишите те слова, которые услышали от товарищей или учителя.

По ходу работы учитель записывает на доске трудные для четвероклассников слова и выражения.

Учитель напоминает о расстановке запятых в предложениях с однородными членами, знакомит с расстановкой запятых при употреблении сравнений.

Дети восстанавливают предложения «цепочкой», по одному.

На второй строке карандашом дописывают слова, предложенные учителем и товарищами.

Дети вносят в черновик исправления в те слова, где допущены ошибки:

2 ПР. – ПОХОЖ, ГРОМАДНЫЙ, КОЖАНЫЙ, МЕШОК.

3 ПР. – ТОРЧАТ ИЗ ЩЕТИНИСТЫХ УСОВ.

4 ПР. – ВМЕСТО.

5 ПР. – ЗАГРЕБАЕТ.

6 ПР. – ПАСЁТСЯ.

7 ПР. – ВОДОРОСЛИ, ИЩЕТ.

8 ПР. – НАЕСТСЯ, ВДОВОЛЬ, ОТДЫХАЕТ.

Дети проверяют расстановку запятых.

Учитель третий раз читает текст.

Дети следят по своим записям, мысленно проговаривая предложения.

После третьего чтения текст целиком восстанавливает один из учеников.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ "ПАМЯТКИ"

1. НА СВОБОДНЫХ ТРЕТЬИХ СТРОКАХ ЧЕРНОВИКА РУЧКОЙ ЗАПИШИ СОСТАВЛЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ПРОВЕРЬ РАССТАНОВКУ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ (ЗАПЯТЫХ, ТОЧЕК).

2. РАЗМЕТЬ АБЗАЦЫ.

3. ПРОВЕРЬ, НЕ ПРОПУСТИЛ ЛИ ТЫ ЧЕГО-ТО ВАЖНОГО.

4. ПЕРЕЧИТАЙ ТЕКСТ И ПРОВЕРЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ.

5. ПЕРЕПИШИ ТЕКСТ В ТЕТРАДЬ.

6. ЕЩЁ РАЗ ПРОВЕРЬ ТЕКСТ.

7. ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПОЛЬЗУЙСЯ «ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЁМ».

4. Итог урока.

Файлы: Урок развития речи в 4 классе по теме.doc
Размер файла: 75776 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология