Автор конспекта:
Автор(ы): — Карбовская Анна Александровна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Балаково, учитель физики

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — • формирование физической грамотности и усвоение понятий — молекула,атом, диффузия, строение атома, элементарные частицы; • определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования; • формирование критического мышления; • формирование навыков работы в команде;

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

компьютор,проектор

Краткое описание: — мне хочется представить проект по теме: «Мир и его частицы». С основополагающим вопросом «Из чего состоит мир?». По методу и виду деятельности проект является информационным.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия, Для создания проекта необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести самостоятельно. Учитель в данном случае может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.
Проекты можно классифицировать по различным основаниям , они могут быть творческими(предполагающие соответственное оформление результатов работы – видео фильм, статья, репортаж, рубрика в газету, альбом, фото экскурсия), исследовательскими (подчинены логике научного исследования), игровыми (участники принимают на себя определённые роли выдуманных героев, имитируя исследуемые ситуации), информационными (это проект изначально направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении).
1. Начинать работу над проектом следует всегда с выбора темы, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке).
6. Защита проектов, оппонирование. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Сегодня вашему вниманию мне хочется представить проект по теме: «Мир и его частицы». С основополагающим вопросом «Из чего состоит мир?». По методу и виду деятельности проект является информационным.

Данный проект охватывает темы:
1.Первоначальные сведения о строении вещества.
2.Физика атомного ядра.
3.Элементарные частицы.

Дидактические цели
• формирование физической грамотности и усвоение понятий — молекула,
• атом, диффузия, строение атома, элементарные частицы;
• определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;
• формирование критического мышления;
• формирование навыков работы в команде;

Методические задачи
• научить обрабатывать и обобщать полученную информацию
• оформлять полученные результаты;
• научить применять новые компьютерные технологии.

Проект рассчитан
• на учащихся 5,7,9,11 классов.

Сегодня ученики представят вам защиту проблемных вопросов проекта:
• Как устроено вещество? – 5 класс.
• Что такое диффузия? – 7 класс.
• Строение атома и атомного ядра? – 9 класс.
• Изотопы и их использование. – 11 класс.
• Ядерное оружие. – 11 класс
• Радиация; влияние и защита. – 11класс

1. Выступление учащихся 5 класса:

«По капельке море, по былинке стог». Эта пословица иллюстрирует одно из основных положений молекулярно- кинетической теории – «все вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов». Молекула от латинского слова moles –масса, с уменьшительным суффиксом cula – это наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами.
Атом от греческого слова atomos- неделимый мельчайшая частица вещества носитель его свойств.
Атомическая идея зародилась в Древней Греции более 2000 лет тому назад. У неё всё это время были сторонники так яростные противники. Лишь за последние 100 лет накопилось достаточно доказательств существования атомов и молекул.
Конечно, убедится глазами в том, что вещества состоят из частиц, невозможно. Сколько бы мы не разбрызгивали воду, ни ломали мел, всегда оказывается, что пылинки и капельки можно делить и дальше. Но увидеть частиц возможно при помощи оптических микроскопов.
Они настолько малы, что, например в 1 см3 воздуха находится такое количество молекул, что если взять такое же число песчинок, то получившаяся гора песка засыпала бы большой завод.
Наш мир устроен так, что одни вещества состоят , только из атомов одного вида, другие из различных атомов. Например, водород состоит из двух атомов водорода, кислород – из атомов кислорода. Но известно, что из этих же атомов получается вода.
(идет работа на магнитной доске – построение моделей атомов).
Атомов по своему виду в природе всего около 100 , но их комбинации создают огромное многообразие веществ, которое нас окружает.

2. Выступление учащихся 7 класса:

А) Если вещество состоит из мельчайших частиц, то, как же они себя ведут?
В 1827 году английский ботаник Роберт Броун увидел в лупу с большим увеличением, что крошечные пылинки, помещённые в воду, непрерывно и хаотично двигаются. Первоначально Броун считал, что частицы живые, но, прокипятив раствор, он опять наблюдал, движение и пришёл к выводу, что хаотичное движение вызвано действием молекул жидкости. Данное движение получило название броуновского движения.
И так молекулы находятся в хаотичном постоянном движении. Для сравнения скорость молекул некоторых газов представлена на этой таблице. (табл. на доске)

• Кислород – 461 м/с
• Воздух – 485 м/с
• Азот – 492 м/с
• Водяной пар – 613 м/с
• Водород 1838 м/с

Чем быстрее движутся частицы, тем выше температура тела. Движение частиц объясняет ряд физических явлений, одно из них – диффузия.

Б) (представление презентации «Что такое диффузия?»)
Физическое явление проникновения одного вещества в другое при соприкосновении или через пористую преграду называется диффузией. Диффузия может протекать в газах, твердых телах, жидкостях. Если в жидкость добавить каплю краски, то стечением времени она равномерно окрасится. Передо мной стояла задача определить, от чего зависит скорость протекания диффузии в жидкостях. Я наблюдал за окрашиванием воды при различной температуре и времени контакта и пришёл к выводу, что чем больше температура, тем быстрее протекает диффузия.
В) Примеры диффузии в технике и природе. (табл. на доске)
• Сварка и пайка металлов. Эти процессы основаны на диффузии свариваемых металлов.
• Диффузионная сварка в вакууме. Главное преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет сваривать материалы, которые другими методами соединить невозможно (например, сталь с чугуном серебро с нержавеющей сталью и т. д.)
• Азотирование — насыщение поверхности стали азотом. Сталь становится твердой, износоустойчивой.
• Цементация — насыщение стальных изделий углеродом.
• Цианаирование — насыщение поверхности стали углеродом и азотом.
• Сахароварение. Стружка сахарной свеклы промывается водой, и при этом молекулы сахара диффундируют из стружки в раствор.
• Диффузионная металлизация изделий (поверхностное насыщение стальных изделий алюминием, хромом, кремнием).
• Засолка; варка варенья; окрашивание тканей; стирка вещей и т. д.

3. Выступление ученицы 9 класса (презентация «Строение атома»)

Многие физические свойства вещества получили объяснение на основе представления о дискретной структуре тел. Согласно этим представлениям атомы одного химического элемента ничем не отличаются друг от друга и обладают одними свойствами. Однако возникает вопрос: является ли в свою очередь атом неделимой частицей? Исследования по строению атома проводились достаточно долго.
Ещё в 1833г. Майкл Фарадей сделал вывод о существовании электрических зарядов внутри атома.
В 1897 г.Томсон выполнил ряд экспериментов по изучения зарядов и обнаружил в атомах наличие частиц называемых электронами.
В 1903г. появилась первая модель атома, которая по форме напоминала шар по всему объёму которого располагался положительный заряд, а отрицательные электроны находились внутри него.
Но лишь в 1911г. ученик Томсона Эрнест Резерфорд проводя опыты, по изучению рассеяния быстрых частиц воскликнул: «Теперь я знаю, как выглядит атом!»
Согласно его модели строение атома подобно строению Солнечной системы. Внутри расположено положительно заряженное ядро, а вокруг вращаются электроны. Размер атома порядка 10-10 м, размер ядра 10-15м.
В 19919г. Резерфорд открыл первую частицу, входящую в состав ядра атома, её назвали протон. Второй составной частью ядра является – нейтрон. Общее число протонов и нейтронов называют числом нуклонов или массовым числом.
Схематично атом любого химического элемента обозначают буквой Х со значками А и Z, где А-массовое число, а Z – число протонов или зарядовое число.
Электрический заряд ядра атома равен произведению элементарного электрического заряда на число протонов q=Ze, где е=1,6 10-19кулон.
Между частицами в атомном ядре существуют особые силы связи, эти силы действуют на расстояниях порядка 10-15 м. Они в 35 раз больше Кулоновских и в 1038 раз больше гравитационных сил. Однако с увеличением расстояний ядерные силы очень быстро убывают.

4. Выступление ученицы 11 класса с творческой работой по теме:
«В глубь Земли и в глубины истории.»

В статье сделана попытка, в доступной форме рассказать об основных этапах развития изотопной теории. Представлены краткие сведения о строении атома. Рассмотрены физические понятия, лежащие в основе явления радиоактивности, альфа, бета и гамма-распадов.
Автор поведал читателю как, когда и каким способом была разгадана тайна возраста нашей Земли, а также представил схему и принцип действия геологических часов.
Читатель познакомится с одним из методов применения изотопов, который используется в геологии.
Приведенный выше обзор, демонстрирует явное ускорение темпов получения новых знаний в области развития изотопов за последние годы. И хотя ядерная физика является достаточно развитой наукой в экспериментальном и теоретическом смысле. Несомненно, что продолжающиеся в ее рамках , а также на стыке с другими науками исследования способны уже в ближайшее время подарить человечеству новые очень красивые и удивительные результаты.
Ведь нас постоянно интересует вопрос о Теории Большого Взрыва, о происхождении Вселенной, о жизни на Марсе и других далеких планетах. И по мере того, как мы познаем тайны материи, приобретенные знания и опыт начинают служить человеку, приносить ему пользу. Со временем ядерная физика глубоко войдет в нашу жизнь и нам останется только удивляться, как же раньше жили люди, не имея, например протонной печки на своей кухне.

5. Выступление ученицы 11 класса (презентация «Ядерное оружие.»)

I слайд: Ядерное оружие — это один из основных видов оружия массового поражения.
Поражающее действие его основано на энергии, выделяющейся при ядерных реакциях взрывного типа. Средствами доставки ядерных боеприпасов к целям являются ракеты, авиация и артиллерия.
II слайд: Поражающими факторами ядерного взрыва является ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс.
III слайд: Очагом ядерного поражения называется территория, подвергшаяся непосредственному воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Размеры очага тем более, чем мощнее ядерный взрыв.
IV слайд: описание слайда
V слайд: Степень радиоактивного заражения и размеры заражённого участка при ядерном взрыве зависят от мощности и вида взрыва, метеорологических условий, а также характеристика местности и грунта. Размеры радиоактивного следа условно делят на зоны.
Зона чрезвычайно опасного заражения расположена в точке взрыва., мощность дозы излучения в этой зоне через час после взрыва –800 Р/ч, следующая зона — Зона опасного заражения, мощность дозы излучения через час после взрыва в которой 240 Р/ч, затем следует Зона сильного заражения мощность дозы излучения через час после взрыва в ней 80 Р/ч, и последняя Зона умеренного заражения в ней через час мощность дозы излучения после взрыва достигает 8Р/ч.
VI слайд: В настоящие время Общие запасы ядерного оружия на Земле составляют около 50000 единиц, это примерно 3т. взрывчатки на каждого жителя.
Ядерный конфликт даже между двумя странами угрожает гибелью всему человечеству!
Скажем, нет III мировой войне!!!

Файлы: конференция.doc
Размер файла: 162816 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология