Автор конспекта:
Автор(ы): — Минченко Л.В.
Регион: — Новгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
1)подготовить учащихся к написанию творческих работ; 2)научить учащихся передавать музыкальные впечатления в высказывании, употребляя эпитеты, метафоры, сравнения.
Используемое оборудование: —
презентация
Краткое описание: — Интегрированный урок может проводить самостоятельно учитель русского языка,так и совместно с учителем музыки.На уроке развиваются творческие способности учащихся.
«Методическая разработка интегрированного урока (русский язык и музыка).
Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к написанию сочинения-описания, сказки, стихотворения».
Выполнил: Минченко Л.В.,
учитель русского языка и
литературы
МАОУ «СОШ № 21»
Пояснительная записка.
Интеграция – (от латинского integer– целый, восстановление,восполнение)— в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.
Интеграция – важное требование современной науки и развития цивилизации в целом. Как сказал замечательный исследователь русской культуры Ю.М.Лотман, «современная стадия научного мышления всё более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства».
Действительно, создать у учащихся целостную картину мира сегодня невозможно без интеграции предметов, т.е. объединения их в единое целое.
Интегративность содержания – это реализация межпредметных связей в обучении, которая позволяет наиболее эффективно решать задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, человеке, природе, обществе и на их основе – задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, а также развития художественного мышления и речи в процессе изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла.
Наиболее тесные межпредметные связи существуют между русским языком и литературой. Для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, применения в тексте различных типов речи (повествования, описания, рассуждения) используются изучаемые художественные произведения. Эта связь закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для русского языка и литературы виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.).
При изучении иностранных языков учащиеся встречаются с уже знакомыми им лингвистическими терминами (подлежащее, сказуемое, член предложения и т.д.). Близкие понятия содержатся в курсах литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство). На уроках истории продолжается знакомство с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, происходит широкое применение их в речи; при изучении географии – с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии — с вопросами мышления в речи; при занятиях музыкой – со звуком, тембром, интонацией.
Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства; обучая детей писать сочинения по картине, способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники находят словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
Интегрированные уроки, в моём понимании, предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.
Интегрированное обучение создаёт новые условия для совместной работы учителей и учеников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения. Оно требует и разнообразных форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность восприятия учебного материала.
ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ:
Ø Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Ø Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Ø Воспитательные. Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий, явлений литераторами, историками, искусствоведами.
Что дает данная работа учителю?
· Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
· Освобождает учебное время для изучения другого явления.
· Исключает дублирование учебного материала.
· Усиление межпредметных связей.
Что дает данная работа ученику?
· Активизация мыслительной деятельности.
· Интенсификация учебного материала.
· Расширение сферы получаемой информации.
· Подкрепление мотивации в обучении.
· Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
· Снижение перегрузок.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
(РУССКИЙ ЯЗЫК, МУЗЫКА)
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 5 КЛАССЕ.
Подготовкак написанию сочинения- описания, сказки, стихотворения.
Разработал: учитель первой категории
МАОУ «СОШ №21»
Минченко Л.В.
Тема:подготовка к написанию сочинения-описания, сказки, стихотворения.
Цель:1)подготовить учащихся к написанию указанных творческих работ;
2)научить учащихся передавать музыкальные впечатления в высказывании, употребляя эпитеты, метафоры, сравнения.
Оборудование: презентация урока; «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского.
План урока.
1.Вводное слово о теме, задачах урока, необычности предстоящей работы:вы должны подготовиться к описанию поэтического предмета, хорошо вам известного (с отгадыванием того, что является предметом описания).
Он слетает белой стаей и сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке румяный, под луною голубой.
Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.
Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой, назови его, ответь!
2.Беседа.
— Как вы определили, что речь идёт о снеге? Какая часть речи помогла вам отгадать загадку? Будем записывать «снежные слова» (выписать глаголы и прилагательные)
— Вы правильно определили роль глаголов (слетает, сверкает, тает, залетает) и имён прилагательных (румяный, голубой, белый, лохматый, пушистый) в тексте загадки: они называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогают определить его.
— Снег часто становится литературным героем сказок. Назовите такие сказки. («Госпожа Метелица» братьев Гримм, «Снежная королева» Г.Х.Андерсена).
— В сказке «Снежная королева» Г.Х.Андерсен рассказывает о целом снежном царстве, где верные слуги королевы – снежинки – сопровождают её во всех путешествиях и становятся соучастниками злых волшебных дел. Да и сама Снежная королева – это, вероятно, тоже недобрая снежинка, которая превратилась в коварную женщину. Вот как описывает её автор (текст у каждого перед глазами):
За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллиона снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя…
— Какими средствами автор описывает Снежную королеву? (эпитеты, сравнения).
Учитель продолжает читать текст.
Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было так красиво!
Навстречу Герде нёсся целый поток снежных хлопьев, но они не падали с неба – небо было совсем ясное, и в нём полыхало северное сияние – нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились всё крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые дозорные войска Снежной королевы.
Одни напоминали собой безобразных ежей, другие – стоглавых змей, третьи – толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были снежными хлопьями…
— Итак, назовите используемые автором языковые средства. (эпитеты: роскошный цветок; метафоры: целый полк снежных хлопьев; олицетворения: хлопья бегали по земле; хлопья – передовые дозорные войска; сравнения: хлопья – своеобразные ежи, стоглавые змеи, толстые медвежата с взъерошенной шерстью).
3.Творческая работа учащихся.
— А какими вы представляете снежинки? (учащиеся рисуют на бумаге снежинки, вырезают из бумаги, приклеить их на доску). Какие интересные, замечательные снежинки.
4.Лекция учителя с элементами беседы по картине И.Шишкина «Зима».
— Видите, как много мы вспомнили «снежных» слов. Но снег можно изобразить не только словами. Его можно нарисовать красками на холсте. Краски передают множество цветовых оттенков снега в разное время года. Назовите известные «снежные» картины («Февральская лазурь» И.Грабаря, «Конец зимы. Полдень» К.Юона, «Март» И. Левитана, «Февраль. Подмосковье» Г.Нисского).
— Художник не просто рисует на картине снег – он передает с помощью красок отношение к нему. Вместе с автором мы любуемся и восхищаемся зимним пейзажем, испытываем радость или грусть.
— Перед вами репродукция картины И. Шишкина «Зима».
-Какие чувства вызывает у вас этот зимний пейзаж? Внимательно рассмотрите его; определите, какое время суток отображено на картине. (Заполняем таблицу). Опишите снежный покров: каков он на взгляд и на ощупь. (Воздушно легкие снега, воздушная пышность, рыхлый, пушистый, зернистый…)
— Опишите цвет снега (нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто-розовый, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звездами, ослепительно блестящий на солнце)
— Придумайте слова и словосочетания, может быть, сравнения , которые могли бы описать звуки, издаваемые снежинками во время снегопада (сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки, звенел, хрустел…)
— А теперь посмотрите на таблицу «Снежные слова». Используя их, а также и свои слова, опишите картину И.Шишкина «Зима». (Прослушивание 2-3 сочинений и их анализ).
5. Слово учителя музыки.
-Но снег может быть и героем музыкального произведения, например, музыкальной сказки. П.И.Чайковский написал балет «Щелкунчик» по сказке известного писателя Э.Т.А.Гофмана. Многие из вас ее читали, а кто-то, может, смотрел балет или видел мультфильм. Давайте вспомним, что там происходит.
6. Пересказ учителем либретто балета П.И.Чайковского происходит на фоне «Вальса снежинок хлопьев».
Во дворце президента собираются гости на рождественский праздник. Зажигается елка, дети получают подарки. Дочери президента Маше дарят еще и игрушку для раскалывания орехов, Щелкунчика, смешного большеголового уродца. Но озорные мальчишки ломают его.
Праздник кончается. Наступает полночь. Вдруг совершается чудо: елка начинает расти. Все ее украшения оживают. Оживает и уродливый Щелкунчик. Неожиданно со всех сторон появляются огромные мыши. Щелкунчик вступает с ними в сражение. И в тот миг, когда гибель Щелкунчика казалась неизбежной, в борьбу решительно вступает Маша. Она бросает в мышиного царя свою туфельку, и тот погибает, а Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Он приглашает Машу в волшебное царство. После многих приключений Маша и принц возвращаются во дворец.
-В балете П.И.Чайковского Маша и Щелкунчик попадают в зимний лес и видят прекрасный танец снежинок. В сказке Гофмана этого нет. Но композитору очень захотелось, чтобы в спектакле участвовали маленькие балерины, поэтому для них он написал чудесный танец и назвал его «Вальс снежных хлопьев». Что вы знаете о вальсе?
Вальс – это плавный, красивый танец с кружащей мелодией и определенным ритмом. Происходит от слова «кружить».
Из словаря Ожегова:
вальс
ВАЛЬС, -а, м. Плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. Кружиться в ~е.
|прил. ~овый, -ая, -ое.
Из словаря С.А.Кузнецова:
ВАЛЬС – 1)парный бальный танец, характеризующийся трёхдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар; музыка этого танца; 2) музыкальное произведение в размере и характере этого танца.
Чтобы вы поняли, что происходит, совершим вместе с героями сказки путешествие в зимний лес. Итак, представьте себе, что вы тайком выбираетесь из дворца и попадаете в спящий лес…
7. Прослушивание «Вальса снежных хлопьев» или просмотр фрагмента балета.
8. Беседа о музыкальных впечатлениях и увиденном.
-Прекрасная музыка, прекрасный балет, не правда ли? Что представили вы, слушая и смотря балет? Какое настроение музыка у вас создала? Как музыка развивалась? Что менялось? Кто исполняет музыку? (симфонический оркестр).
-Какие группы инструментов существуют в симфоническом оркестре? (струнные: скрипка, виолончель, альт, контрабас); медные духовые( труба, тромбон, волторна, туба); деревянные духовые (флейта, клорнет, гобой, фагот); ударные инструменты( большой барабан, кастаньеты, треугольник, тарелки, литавры).
-Какую группу инструментов вы услышали в балете Чайковского? (струнные)
События происходят в ночном лесу. Таинственный лунный свет меняет все вокруг. Каким вы видите снег, лес под лунным светом, деревья, ночное небо? Что происходит вокруг вас? Опишите снежинки. Какие они? Какие движения совершают в морозном воздухе? Опишите их танец. С каким настроением кружатся снежинки?
-Какие средства музыкальной выразительности помогли композитору передать замысел произведения? (динамика, размер, темп)
9.Обобщающее слово учителя (на фоне вальса).
-Густой заснеженный лес. Большая поляна. Ночь. На небе, словно огромный глаз великана, светит желтая луна. Поэтому в сказочном лесу светло, видны таинственные очертания деревьев. На их пушистых ветках, на самой поляне – кругом лежит переливающийся, похожий на рассыпанные сокровища маленьких гномов, снег. Так и хочется потрогать его руками! Вокруг тишина. Чуть потрескивает под ногами героев сказки снежок. Но вот нежно зазвенели замерзшие березовые веточки. Качнулась мохнатая еловая лапа. Пронесшийся над лесом ветер сорвал с деревьев и закружил одну, другую, третью снежинки. В одно мгновение началась настоящая метель. Она завертела снежинки в озорном хороводе. И вот уже не видно леса. Есть только прекрасные, сияющие под лунным светом, бесконечно движущиеся в вальсе снежные хлопья. Однако и снежинки, и ветер скоро устали. Снежные хлопья снега опустились на ветки елей и берез, на поляну. Все замерло. Кончился беспечный и радостный танец. В лесу опять тихо и спокойно.
10. Устные детские сочинения.
— Представьте себе, что ваш друг или просто близкий человек никогда не слышал музыки П.И.Чайковского. Передайте свои впечатления от этой музыки. Постройте свое высказывание так, чтобы ему захотелось услышать этот вальс и увидеть танец снежинок. Я знаю, это трудно, и поэтому предлагаю фразы, которые вам помогут:
…Когда я слушаю «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского, я как будто представляю…( я представляю себе)
Вальс Чайковского позвал меня в сказочный лес.
— Кроме того, нужно охарактеризовать музыку, настроение, которое она создает. Поэтому вторую часть высказывания можно начать так:
…Вальс создает у меня… Музыка вальса словно…
— Для заключения можно использовать:
…Кончился стремительный сказочный (волшебный) танец…
11. Прослушивание 2-3 сочинений. Анализ лучшего.
12. Домашнее задание:1) написать волшебную сказку «Зимние грезы»; 2) сочинение – описание «Февраль – последний месяц зимы»; 3) стихотворение, включив в работы либо описание снега, либо описание снежинок.
Таблица «Снежные слова».
СНЕГ
Глаголы
Снег слетает, сверкает, тает, залетает; укрывает, сияет…
Прилагательные
Снег румяный, голубой. Воздушно легкие снега, воздушная пышность, глубокий, хрупкий, ноздреватый, рыхлый, зернистый, необычайного цвета, пушистый, сиреневатый, золотисто — розовый, густо – синий в тени, переливающийся звездами, ослепительно блестящий на солнце.
СНЕЖИНКИ
Глаголы
Кружатся, залетели на поляну, одели землю в белое платье; переливаются, искрятся, закружились в воздухе, начали танцевать вальс
Языковые средства (снежинки)
Роскошный цветок, целый полк снежных хлопьев, хлопья бегали по земле, хлопья – передовые дозорные войска, хлопья – своеобразные ежи, стоглавые змеи, толстые медвежата с взъерошенной шерстью. Сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки, звенел, хрустел
ЗИМА
Прекрасное время года, приносит большую радость, замечательная, рады, нравится, нечто невероятное.