Автор конспекта:
Автор(ы): — Журмухамбетова Малика Биркалиевна

Место работы, должность: — Учитель истории и обществознания

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Методическая разработка к уроку на тему

«Русь – что корабль, перед ней океан…»

по истории

для учащихся 10 класса

Составила: Журмухамбетова М.Б.

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

2009 -2010 учебный год

Аннотация к уроку

Урок разработан для учащихся 10-го классапо курсу «История России с древнейших времен до конца XVIвека»и может быть использован на уроках обобщения и для повторения при подготовке к ЕГЭ.

Тема:«Русь – что корабль, перед ней океан…»

Этоурок – размышление по теме «Иван Грозный и его время».

Ведущей задачей урокаявляется формирование яркого целостного представления об исторической личности Ивана Грозного и его эпохе;

ввести учащихся в ситуацию личностного выбора в создании образа Ивана IV, определить его статус в своей системе ценностей.

Совершенствование умений работать с источниками: извлекать информацию, анализировать, критически их сопоставлять.

Тип урока: обобщения и систематизации.

Вид урока: урок инсайдного действия (групповой семинар на основе заданий с «мозговым штурмом»).

Форма урока: нетрадиционный урок имитационно – практического типа жизнетворчества.

Используемые технологии:проблемного обучения, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие.

Методыактивного обучения: исследовательский, объяснительно – иллюстративный, словесно – наглядный, эвристический, элемент частично – поисковый, неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения) и игровые методы (разыгрывание ролей).

Приемы: проблемные вопросы, решение проблемной задачи, диалог, тест.

Формы работы: индивидуальная (предварительная), групповая, фронтальная работа.

Структура семинара:

1-микромодуль инсайдного действия образа;

2- действенно — логический инсайдный микромодуль;

3- действенно — смысловой инсайдный микромодуль;

4 –действенно — практический инсайдный микромодуль;

5 — микромодуль инсайдного самостоятельного домашнего задания.

Структура урока создает условия, в которых школьник попадает в ситуацию максимально приближенную к жизни или, точнее, имитирующую жизнь в практике самостоятельных действий. Ситуация инсайда («мозгового штурма») это такое условие, которое помогает ребенку взойти к высокому уровню мыслительной концентрации, переживания которого (время, ответственность, успех, польза) приводит к точным, правильным решениям.

Урок возводит детское сознание к обобщению открытых ранее смысловых представлений, понятий, событий, результирует состояние смыслового мышления и личностных прикосновений к судьбе…

Ожидаемые результат: учащиеся приходят к выводу, что дать однозначную оценку историческому факту, личности невозможно, и главный итог урока в том, что они задумались над вопросом сосуществования нравственности и власти.

Тема: «Русь – что корабль, перед ней океан…»

Цель:рассмотреть личность и деятельность Ивана Грозного сквозь призму различных взглядов, привлечь внимание к спорным проблемам его царствования (опричнина), охарактеризовать последствия правления Ивана IV; проверка уровня знаний главных проблем темы, понимания учащихся фактического материала.

Задачи:

1)содействовать развитию аналитических умений учащихся при сравнении основных тенденций развития России и других стран в 16веке;

обсудить с учащимися вопрос о формах власти и о степени участия основных социальных сил в управлении страной, спроектировать альтернативы развития страны в 16 веке;

2)способствовать формированию оценочных суждений старшеклассников об эпохе правления Ивана IV, способствовать развитию аналитических умений; в том числе критического сопоставления источников, развивать умения выделять главное, спрашивать, анализировать, делать выводы, работать с документами, участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения; сформировать навыки работы в коллективе;

3) развивать навыки и умения нравственной оценки, сформировать личностное отношение учеников к эпохе, неприятие деспотизма, насилия, террора.

Тип урока: обобщения и систематизации.

Вид урока: урок инсайдного действия (групповой семинар на основе заданий с «мозговым штурмом»).

Форма урока: нетрадиционный урок имитационно – практического типа жизнетворчества.

Используемые технологии:проблемного обучения, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие.

Методыактивного обучения: исследовательский, объяснительно – иллюстративный, словесно – наглядный, эвристический, элемент частично – поисковый, неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения) и игровые методы (разыгрывание ролей).

Приемы: проблемные вопросы, решение познавательной задачи, диалог, тест.

Формы работы: индивидуальная (предварительная), групповая, фронтальная работа. Оборудование: карта «Образование централизованного Российского государства. XIV– XVIвв».

Меловая схема: «Способы управления огромными империями».

Пакет документов у каждого ученика.

Таблицы: «Оценки опричнины в отечественной и зарубежной историографий».

Иллюстрированный материал: И.Е.Репин «Иван Грозный убивает сына Ивана» и М. Антокольский «Иван Грозный».

Основные понятия: Избранная рада, сословная монархия. Тирания, Боярская Дума, опричнина, земщина, крепостное право.

Важные даты: 1547г, 1549г, 1550г, 1551г, 1555г, 1558 – 1583гг, 1560г, 1565 – 1572гг, 1581 – 1585гг.

Выдающиеся личности: Митрополит Макарий, Сильвестор, Алексей Адашев, Андрей Курбский, Малюта Скуратов, Митрополит Филипп.

Литература: учебник А.Н. Сахаров, В.И. Буганов «История России с древнейших времен до конца XVII века».

Школьная энциклопедия «История России 9-17 века».

Подготовительный этап; подготовить вопросы по теме «Реформы Ивана IV».

— подготовить сценические выступления.

План

1.Вступительное слово учителя.

2. Иван Грозный в отечественной историографии.

3. Какой путь выбрал наш «корабль – Русь и ее кормщик – Иван IV»?

(Содержание и значение реформ Иван IV)

4. Опричнина и ее последствия.

5. Резюме. Завершающий контроль.

6. Заключение.

Эпиграфы к уроку:

«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно

объяснило нам наше прошлое и намекнуло о нашем будущем».

В.Г. Белинский.

«Истинный владыка тот, кто владеет собой, над кем

не властвуют страсти и кто все покрывает любовью»

Митрополит Филипп.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Микромодуль инсайдного действия образа. (10мин)

Мотивационная беседа.

Формулировка цели урока.

III. Микромодуль логического инсайда. (10мин)

Систематизация и обобщение знаний и умений при выполнении познавательных заданий на преобразующем и творческом уровнях.

IV. Микромодуль смыслового действия. (10мин)

Эвристические задания.

V. Микромодуль творческого инсайда. (5 мин)

Творческие сценические задания.

VI. Микромодуль актуально-жизненного инсайда. (10мин)

Домашнее задание с пользой для общества, школы, человека.

I. Организационный момент.

Создание психологической атмосферы урока, подготовка необходимого оборудования; включение учащихся в деловой ритм урока.

Класс делится на 3 группы.

II. Микромодуль инсайдного действия образа.

Вступительное словоучителя.

История не терпит суесловия,

Трудна ее народная стезя.

Ее страницы, залитые кровью,

Нельзя любить безумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

История в некотором смысле есть священная книга народов: завет предков к потомству, дополнение изъяснение настоящего и пример для будущего. Поэтому для эпиграфа нашего урока я выбрала слова В.Г Белинского: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее чтобы оно объяснило нам прошлое и намекнуло о нашем будущем».

Вводно-мотивационный этап. (На фоне звучания музыки)

Учитель: В августе 2005г. исполнилось 475 лет со дня рождения Ивана Грозного из рода Рюриковичей, сам Иван IVвел свою родословную от римских императоров. 18 марта 1584 года. Умирает великий царь Иван Грозный. Смерть его была страшной. Перед встречей со Всевышним обычно вспоминает свою жизнь, каются в грехах. Оглядываясь на содеянное во время опричнины, он, царь, боялся «суда Господня». Ему мерещились кошмары, виделись убитые по его приказу люди. Говорят в такие минуты вся жизнь пролетает перед тобой и ты ее оцениваешь. О чем думал Иван IVв эти минуты? Возможно, вел такой диалог.

Инсценированное выступление учеников.

Ходит Иван по ночному покою,

Бороду гладит узкой рукою

Толь ему совесть спать не дает,

Толь его черная дума ведет.

«Помни, холоп непокорный и вор,

Что с государем ведешь разговор!

Думаешь, сладко ходить мне в царях,

Если повсюду враги и беда:

Турок и швед сторожат на морях,

С суши каган, да лях, да Орда,

Русскую землю загнали бы в гроб!

Сладко ли мне?» — вопрошает Иван.

«Горько тебе», — отвечает холоп.

«А опереться могу на кого?

Лисы – бояре, да волки князья.

С младости друга имел одного,

Где он тот друг и иные друзья?

Тяжко ли мне?» — вопрошает Иван.

«Тяжко тебе», отвечает холоп.

«Думаешь, царь–де наш гневен и слеп,

Он–де не ведает нашей нужды.

Знаю, что потом посолен наш хлеб.

Знаю, что терпишь от зла и вражды,

Пытан в застенке, клещами ты рван,

Царским клеймом опечатан твой лоб.

«Худо тебе?»- вопрошает Иван,

«Худо», — ему отвечает холоп.

«Нет милосердья, холоп не проси.

Нет милосердных царей на Руси.

Русь – что корабль. Перед ней – океан.

Кормчий – гляди, чтоб корабль не потоп!

Правду ль реку?» — вопрошает Иван.

«Бог разберет», — отвечает холоп.

Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Итак, сегодня мы проводим нетрадиционный урок. Урок – размышление. Его тема звучит не совсем обычно.

Тема урока: «Русь – корабль, перед ней океан…»

Нет времени в истории России более противоречивого, чем вторая половина XVIвека. Переломный характер XVIвека ощущали уже младшие современники той мрачной эпохи. Авторы первой половины XVIIвека, писавшие о смутном времени, начинали свой рассказ о деятельности того царя, который «множество народу от мала до велика при царстве своем погубил и многие грады своя поплени» хотя и был «муж чудного рассуждения».

Мы знаем, что в XV- XVIвв, под властью Москвы образовалось огромное государство. В ходе централизации русского государства на первый план выдвинулся вопрос: как управлять таким огромным государством? То есть встал вопрос о степени участия представительных основных сил в управлении страной.

\Формулировка цели урока, задач:

— Какие способы управления были известны в то время?

— Какой путь выбрал Иван IV?

— Все ли были с ним согласны в выборе пути?

— Каковы были последствия, выбранного Иваном пути?

Возможно, именно эти мысли мучили Ивана перед смертью.

Поразмышляем над этими вопросами и мы.

Проблема урока:Как известно, образованный и гуманный правитель первого этапа правления Иван IVнеожиданно превратился в «Грозного», жестокого, «кровавого» царя на втором этапе. Почему так изменился Иван IV? Ответ мы попытаемся дать в конце урока, поработав с документами той эпохи, проанализировав оценки историков.

На уроке мы будем постоянно помнить слова историка В. Н. Грановского

«Честное изучение необходимо не с целью потревожить могильный сон, а для того, чтобы укрепить нравственное чувство живых, усилить их веру в добро и истину». То есть каждый должен извлечь для себя нравственный урок, который пригодится нам сегодня в нашей жизни.

Актуализация знаний.

Чтобы понять исторического деятеля, необходимо проанализировать черты его характера, мотивы поступков, понять его психологическое состояние в момент принятия ответственных решений.

Три классика русской исторической науки по — разному оценивали Грозного. Давайте вспомним эти оценки. Приложение 1.

Работа с таблицей «Оценка Иван IVисториографами».

— Чем объяснить различия в них?

Работа по составлению схемы«Способы управления централизованными государствами».

Приложение 2. Внимательно прочитайте документ №1 и ответьте на следующие вопросы:

А) Какие два способа управления централизованными государствами были известны к XVIвеку?

Б) Охарактеризуйте их.

После обсуждения на доске графически изображается схема

«Способы управления централизованными государствами».

1 способ Демократия

народ ↑ аристократия

власть

2 способ ↓

одной силы

?

В ходе урока мы определим 2 способ управления.

III. Микромодуль логического инсайда. (10 мин)

Учитель: Какой путь выбрал наш «корабль Россия»?

Какой путь выбрал наш «Наш кормщик» — Иван IV?

Какой путь развития Руси выбирает молодой «кормщик» Иван IVв 1549- 1560гг?

Почему прервались реформы Избранной Рады?

Учитель: Итак, путь предложенный реформаторами Избранной Рады становиться Ивану IVненавистен. Желая быстрых результатов, какой путь развития выбрал царь?

Работа с документом 2. Приложение 2.

Внимательно прочитайте документ №2, айдите способ достижения власти по Макиавелли, который выбрал Иван IV.

Вопросы:

— Почему?

-Почему так изменился царь?

— Подберите политический синоним к термину «злодейство» на Руси. (опричнина)

Лаборатория монолога. Групповая работа. Приложение 3.

Познавательные задания:

А) охарактеризовать содержание и значение реформ Иван IV. Выделить общее и различное на первом и втором этапах правления.

Б) сформулировать 2 вопроса по своей теме.

«Мозговой штурм». Приложение 4.

Задание 1. По команде учителя вскрыть конверты с заданиями. В течение 1 минуты учащиеся должны определить исторический портрет деятеля эпохи Ивана Грозного.

Задание 2.

По команде учителя вскрыть конверты с иллюстрациями памятников культуры. В течение 1 минуты учащиеся должны определить исторический памятник культуры и его связь с деятельностью Ивана Грозного.

Задание 1 группе: Успенский собор в Москве. 16 января 1547 года венчание царя.

Задание 2 группе: Покровский собор на рву. Собор Василия Блаженного в Москве возведен по случаю взятия Казани.

Задание 3 группе: Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой – возведена в 1532 г по случаю появления на свет Ивана Грозного.

Физкультминутка. (Сан.Пин)

IV.Микромодуль смыслового действия. Эвристические задания. (10мин)

Проблемный вопрос: необходимо разгадать специальный зашифрованный текст.

1. В великом Новгороде есть памятник, посвященный 1000 – летию России. На нем изображены выдающиеся личности нашего Отечества, многие правители, но нет Ивана Грозного. Как вы думаете, почему?

2. Немец Штаден, служивший в опричном войске сравнивал Ивана IVс солнцем: «Кто был близок к великому князю, тот обжигался, а кто оставался вдали, тот замерзал». Объясните эти слова, приведите примеры.

3. Царь Иван Грозный рубил головы, топил, жег огнем чужих и своих слуг, бояр и дворян, однако народного возмущения не последовало. Многие историки задаются вопросом; почему народ не восстал против тирана? Как бы вы ответили на этот вопрос?

— Имел ли какой – нибудь смысл кровавый террор, учиненный Иваном Грозным?

Работа с таблицей.

«Оценка опричнины в Отечественной и зарубежной историографии».

Историки

Цель опричнины

Жертвы опричнины

С. Ф. Платонов

Реформа, направленная на борьбу с боярским землевладением, феодальной аристократией и пережитками удельных времен. Попытка заменить правящий класс бояр новым классом – дворянством.

Бояре — княжата

А. А. Зимин

Борьба с пережитками политической децентрализации (особая роль церкви, независимые настроения в Новгороде, удел князя Владимира Старицкого)

Бояре, рядовые дворяне, посадские люди, крестьяне

Р.Г.Скрынников

Первая попытка утверждения в России самодержавной формы правления

Старомосковское боярство, удельные князья

В.Б. Кобрин,

Л.В. Черепнин

Два варианта дальнейшей централизации:

1)путь реформ (терапевтический), который наметился в деятельности Избранной рады;

2) ускоренный, репрессивный (хирургический) – путь опричнины, приведший к установлению в России абсолютизма с чертами восточной деспотии.

Аристократия, дворянство, посадская верхушка, церковь

Г. Штаден

«Записки опричника»

В опричнине абсолютно нет логики и смысла. Это прихоть полубезумного царя-тирана.

Различные слои населения

Таким образом: Царь Иван IVборолся не столько «против бояр», сколь «за» — безграничность собственной власти. А для этого он создал такой властный аппарат, который действовал бы только на основе репрессий.

Западная Европа выбрала другой путь развития. Какой?

(сословно-представительная монархия)

Иностранцы, побывавшие в России по торговым делам, посылая весточки своим королям, немало удивлялись российским порядкам.

Работа с документом №3. Приложение 5

Задание: прочитайте документ №3, объясните, что могло удивить английскую королеву в российских порядках XVIвека.

Правильный ответ: деспотическая власть царя- божьей власти, самоличное правление, отсутствие самостоятельных судебных решений, произвол, великий страх, жестокость, переходящая в садизм.

Вопрос:Как можно охарактеризовать такую форму управления государством?

Учитель: Таким образом, при Иване Грозном была установлена тирания -наихудший вид государственного устройства, основанный на беззаконии.

После обсуждения дополняем схему на доске.

«Способы управления централизованными государствами»

1 способ Демократия

народ ↑ аристократия

власть

2 способ ↓

одной силы

тирания

— Все ли были согласны с Иваном IVв выборе пути развития страны?

V. Микромодуль творческого инсайда. (5мин)

Инсценирование учащимися диалога Ивана IVи князя А. Курбского.

Работа с документом №4. Приложение 5

Анализ спора А. Курбского и Ивана Грозного.

Задание:поразмышляйте, кто с вашей точки зрения, прав в этом споре.

Беседапо вопросам:

В чем они обвиняют друг друга?

Охарактеризуйте права царей в отношении поданных.

За какой путь развития государства ратует А. Курбский?

За какой путь развития государства ратует Ивана IV?

Вывод: В итоге утвердился режим личной диктатуры – тирании Ивана Грозного- власти, не ограниченной ни феодальными законами, ни обычаями.

— кто может попытаться оправдать Ивана IVи его систему.

Каковы были последствия, выбранного Иваном IVпути?

Физминутка.Комплекс упражнений для глаз.

VII. Микромодуль актуально-жизненного инсайда. (10мин)

Завершающий контроль.

Контрольные задания. Iвариант.

А) Объясните значение понятий: опричнина, Боярская дума, судебник.

Б) Какие события произошли в эти годы: 1547, 1550, 1564-1572гг.

В) Назовите последствия опричнины.

Контрольные задания. IIвариант.

А) Объясните значение понятий: земщина, Избранная Рада, приказы.

Б) Какие события произошли в эти годы: 1549, 1551, 1564-1572гг.

В) Назовите последствия опричнины.

Подготовка к ЕГЭ.

Iвариант.

Задание 1.

А7. Понятие «урочные лета» означало:

1) запрет на крестьянский переход в Юрьев день;

2) ограничение на переход крестьян в Юрьев день;

3) срок сыска и возращения беглых крестьян;

4) годы, когда помещик переводил крестьян на оброк.

Задание 2.

Прочитайте отрывок из Никоновской летописи и ответьте на вопрос.

«Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич, со своей царицей и со своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское, а от Троицы из Сергеева монастыря поехал в Слободу: 3 день прислал царь из Слободы митрополиту всея Руси список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь, великий князь гнев свой положил… Царь повелел учините ему на своем государстве двор особый…».

О каком событии говорится в летописи? Укажите дату.

IIвариант.

Задание 1.

А4. Введение в 1581г указа о «заповедных летах» привело к :

1) запрещению перехода крестьян от одного землевладельца к другому в Юрье день;

2) установлению единого для всего государства срока перехода крестьян;

3) введению пятилетнего срока розыска и возвращения беглых крестьян;

4) окончательному оформлению крепостничества.

Задание 2.

Прочитайте отрывок из Никоновской летописи и ответьте на вопрос.

«Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич, со своей царицей и со своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское, а от Троицы из Сергеева монастыря поехал в Слободу: 3 день прислал царь из Слободы митрополиту всея Руси список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь, великий князь гнев свой положил… Царь повелел учините ему на своем государстве двор особый…».

О каком событии говорится в летописи? Укажите дату.

Заключение.

Итак, вернемся к теме урока «Русь – корабль….».

Сегодня мы выяснили, что наш кормщик Иван IVвыбрал тиранический путь правления, который в истории получил определение «опричнина».

— Была ли в XVвеке альтернатива опричнине?

Это путь Избранной Рады, при которой были начаты глубокие реформы, направленные на централизацию. Это путь не был таким мучительным, как опричный, обещал результат более прочный.

— Для чего мы допрашивали сегодня наше прошлое?

Чтобы осмыслить уроки прошлого, чтобы лозунг «цель оправдывает средства» никогда не стал лозунгом, по которому вы станете строить свою жизнь.

Чтобы всегда помнили: аморальные, злые деяния не могут привести к прогрессивным результатам.

Подведем итог нашим размышлениям высказыванием Митрополита Филиппа «Истинный владыка тот, кто владеет собой, над кем не властвуют страсти и кто все покрывает любовью».

Рефлексия.

Продолжите высказывания об уроке.

1. На уроке для меня было важно…

2. На уроке мне было сложно…

3. Урок помог мне задуматься о…

4. Оценка, которую я сегодня поставлю себе за работу по 10- балльной шкале.

Оценки за урок.

VI. Микромодуль актуально-жизненного инсайда.

Домашнее заданиес пользой для общества, школы, человека.

Вряд ли на уроке мы смогли ответить на все вопросы темы.

А потому домашнее задание: мини-сочинение «Размышление о ….».

Вопрос: Почему Иван — «муж чудного рассуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив, к ополчению дерзостен и за свое отечество стоятелен», привел страну к трагическим результатам?

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник А.Н. Сахаров, В.И. Буганов «История России с древнейших времен до конца XVII века».

Школьная энциклопедия «История России 9-17 века».

Используемое оборудование: —

Карта «Образование централизованного Российского государства.

XIV– XVIвв».

Меловая схема: «Способы управления огромными империями».

Пакет документов у каждого ученика.

Таблицы: «Оценки опричнины в отечественной и зарубежной историографий».

Иллюстрированный материал: И.Е.Репин «Иван Грозный убивает сына Ивана» и М. Антокольский «Иван Грозный».

Краткое описание: — Урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» и может быть использован на уроках обобщения и для повторения при подготовке к ЕГЭ. Тема: «Русь – что корабль, перед ней океан…» Это урок – размышление по теме «Иван Грозный и его время». Ведущей задачей урока является формирование яркого целостного представления об исторической личности Ивана Грозного и его эпохе; ввести учащихся в ситуацию личностного выбора в создании образа Ивана IV, определить его статус в своей системе ценностей. Совершенствование умений работать с источниками: извлекать информацию, анализировать, критически их сопоставлять. Тип урока: обобщения и систематизации. Вид урока: урок инсайдного действия (групповой семинар на основе заданий с «мозговым штурмом»). Форма урока: нетрадиционный урок имитационно – практического типа жизнетворчества. Используемые технологии: проблемного обучения, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие. Методы активного обучения: исследовательский, объяснительно – иллюстративный, словесно – наглядный, эвристический, элемент частично – поисковый, неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения) и игровые методы (разыгрывание ролей). Приемы: проблемные вопросы, решение проблемной задачи, диалог, тест. Формы работы: индивидуальная (предварительная), групповая, фронтальная работа. Структура семинара: 1-микромодуль инсайдного действия образа; 2- действенно — логический инсайдный микромодуль; 3- действенно — смысловой инсайдный микромодуль; 4 –действенно — практический инсайдный микромодуль; 5 — микромодуль инсайдного самостоятельного домашнего задания. Структура урока создает условия, в которых школьник попадает в ситуацию максимально приближенную к жизни или, точнее, имитирующую жизнь в практике самостоятельных действий. Ситуация инсайда («мозгового штурма») это такое условие, которое помогает ребенку взойти к высокому уровню мыслительной концентрации, переживания которого (время, ответственность, успех, польза) приводит к точным, правильным решениям. Урок возводит детское сознание к обобщению открытых ранее смысловых представлений, понятий, событий, результирует состояние смыслового мышления и личностных прикосновений к судьбе… Ожидаемые результат: учащиеся приходят к выводу, что дать однозначную оценку историческому факту, личности невозможно, и главный итог урока в том, что они задумались над вопросом сосуществования нравственности и власти.

Файлы: Открытый урок.doc
Размер файла: 90112 байт.

Рубрики: История Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология