Автор конспекта:
Автор(ы): — Захарова Ирина Викторовна

Место работы, должность: — МБОУ ДОД ДДТ, педагог дополнительного образования

Регион: — Нижегородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Другое

Цель урока: —

Цель модуля: формирование представлений о предмете начальное техническое моделирование, развитие элементарных прикладных умений и навыков по НТМ.

Задачи модуля:

  • изучить основные свойства материалов для начального технического моделирования;
  • научить простейшим правилам организации рабочего места;
  • изучить основные технологии постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов; способы соединения деталей из бумаги и картона;
  • обучить правилам безопасной работы с простейшими ручными инструментами в процессе всех этапов конструирования;
  • изучить названия деталей и устройств технических объектов, названия основных деталей и частей техники.
  • научить изготавливать модели из бумаги и картона по шаблону;
  • научить выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;
  • научить работать с чертежом и эскизами реальных технических объектов.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 1

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература для педагога.

1.Андрианов П. М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М.: «Просвещение», 1986.

2.Архипова Н. А. Методические рекомендации. – М.: Станция юных техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.

3.Боровков Ю. А. Технический справочник учителя труда. – М.: «Просвещение», 1971.

4.Вяткин Г. П. Машиностроительное черчение. – М.: «Просвещение», 1977.

5.Дорин В. С. Как и почему плавает судно. – Л.: «Судпромгиз», 1957.

6.Жабров А. А. Почему и как летают самолёты. – М.: «Физматгиз», 1959

7.Журавлёва А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1982.

8.Заворотов В. А. От идеи до модели. – М.: «Просвещение», 1988.

9.Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение», 1981.

Литература для детей.

1.Загайкевич Д. Н. Общее устройство судна. – Л.: «Судпромгиз», 1956.

2.Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.

3.Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.

4.Лагутин О. В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.

5.Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 1983 гг, ч. 1, 2, 3

Используемое оборудование: —

Материалы к занятию:

  • Схемы шаблонов.
  • Материалы для объяснения схем «линии сгиба» для изготовления поделок.
  • Материалы для объяснительного и диагностического диктантов.
  • Краткое описание: — В данной методической разработке представлен модуль «Первоначальные конструкторско-технологические понятия». Настоящий модуль предусматривает работу с детьми по развитию технического мышления на занятиях объединения начального технического моделирования. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Осуществление обучения детей по данному модулю дает возможность познакомиться с бумагой, картоном, пенопластом и другими бросовыми материалами. Обучающиеся самостоятельно изготавливают детали объектов и собирают их. Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Формирование у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в окружающем мире. Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с чертёжными инструментами, материалами, применяемыми в моделизме.

    Поурочное планирование модуля «Первоначальные конструкторско-технологические понятия». 1год обучения

    Тема занятия (часы)

    Теория (часы)

    Практика (часы)

    1

    2

    3

    Знакомство с технической деятельностью человека. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений-4часа

    Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.-1 час

    Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённой модели автобуса.-3 часа

    Конструирование.

    Конструирование поделок путем сгибания бумаги.

    4 часа

    Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.-1 час

    Изготовление поделок путём сгибания бумаги: парашют, катамаран. Игры и соревнования.-3 часа

    Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.-6 часов

    Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.-1 час

    Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – таких как самолёт, парусник. Окраска модели.-5 часов

    Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей.-6 часов

    Конструирование моделей и макетов технических объектов: а) из готовых объёмных форм – спичечных коробков; б) из спичечных коробков с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток – таких коробочка.-1 час

    Изготовление упрощённой модели, гоночного автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями.-5 часов

    Работа с наборами готовых деталей.-4часа

    Создание макетов и моделей технических объектов, архитектурных сооружений и игрушек из набора готовых деревянных деталей. Правила и приёмы работы простым монтажным инструментом.-1 час

    Конструирование различных макетов и моделей. Игры с моделями.-4часа


    Разработка занятия.

    Тема: «Конструирование поделок путем сгибания бумаги.

    Изготовление катамарана».

    Тип: Закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков.

    Цель: Систематизация и закрепление знаний по теме «Конструирование поделок путем сгибания бумаги».

    Материалы к занятию:

  • Схемы шаблонов.
  • Материалы для объяснения схем «линии сгиба» для изготовления поделок.
  • Материалы для объяснительного и диагностического диктантов.
  • Главная проблема занятия: выявление иустранение затруднений в схемах «линии сгиба» для изготовления поделок.
  • Ход занятия:

    Поэтапные цели учебного занятия

    Возможные действия педагога

    и учащихся

    Организационное начало учебного занятия:

    Цели:

    — психологический настрой учащихся на

    предстоящее занятие;

    — обеспечение комфортной обстановки

    на занятии.

    — взаимное приветствие, педагога и

    учащихся;

    — проверка отсутствующих;

    — проверка рабочих мест;

    — организация внимания;

    -инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.

    Проведение диагностики уровня знаний

    по теме занятия:

    Цель:

    — выявление затруднений по данной теме

    — проведение диагностики по теме «Конструирование путем сгибания бумаги» (викторина);

    — проверка и выявление ошибок.

    Актуализации знаний, имеющихся у воспитанников по данной теме:

    Цель:

    — воспроизведение имеющихся знаний и

    умений у учащихся по данной теме

    — выявление имеющихся знаний и умений по теме;

    — определение причин имеющихся затруднений в выборе той или иной схемы и технологии выполнения работы.

    Закрепление пройденного материала в практической деятельности:

    Цель:

    — прочное усвоение знаний и их реализация в практических действиях

    — реализация полученных знаний на практике – перевод шаблона и линий на бумагу и выполнение модели катамарана.

    Мониторинг результатов обучения:

    Цели:

    — установление соответствия теоретических знаний и практических умений и навыков программным требованиям;

    — выработка позитивной мотивации к получению знаний;

    — воспитание объективной самооценки

    — проверка выполнения задания


    Файлы: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.rar
    Размер файла: 19186 байт.

    Рубрики: Другие Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

    Модели из картона музей на столе Модели.