Автор конспекта:
Автор(ы): — Захарова Ирина Викторовна
Место работы, должность: — МБОУ ДОД ДДТ, педагог дополнительного образования
Регион: — Нижегородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: —
Цель модуля: формирование представлений о предмете начальное техническое моделирование, развитие элементарных прикладных умений и навыков по НТМ.
Задачи модуля:
- изучить основные свойства материалов для начального технического моделирования;
- научить простейшим правилам организации рабочего места;
- изучить основные технологии постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов; способы соединения деталей из бумаги и картона;
- обучить правилам безопасной работы с простейшими ручными инструментами в процессе всех этапов конструирования;
- изучить названия деталей и устройств технических объектов, названия основных деталей и частей техники.
- научить изготавливать модели из бумаги и картона по шаблону;
- научить выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;
- научить работать с чертежом и эскизами реальных технических объектов.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 1
Используемые учебники и учебные пособия: —
Литература для педагога.
1.Андрианов П. М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М.: «Просвещение», 1986.
2.Архипова Н. А. Методические рекомендации. – М.: Станция юных техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.
3.Боровков Ю. А. Технический справочник учителя труда. – М.: «Просвещение», 1971.
4.Вяткин Г. П. Машиностроительное черчение. – М.: «Просвещение», 1977.
5.Дорин В. С. Как и почему плавает судно. – Л.: «Судпромгиз», 1957.
6.Жабров А. А. Почему и как летают самолёты. – М.: «Физматгиз», 1959
7.Журавлёва А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1982.
8.Заворотов В. А. От идеи до модели. – М.: «Просвещение», 1988.
9.Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение», 1981.
Литература для детей.
1.Загайкевич Д. Н. Общее устройство судна. – Л.: «Судпромгиз», 1956.
2.Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.
3.Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.
4.Лагутин О. В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.
5.Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 1983 гг, ч. 1, 2, 3
Используемое оборудование: —
Материалы к занятию:
Краткое описание: — В данной методической разработке представлен модуль «Первоначальные конструкторско-технологические понятия». Настоящий модуль предусматривает работу с детьми по развитию технического мышления на занятиях объединения начального технического моделирования. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Осуществление обучения детей по данному модулю дает возможность познакомиться с бумагой, картоном, пенопластом и другими бросовыми материалами. Обучающиеся самостоятельно изготавливают детали объектов и собирают их. Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Формирование у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в окружающем мире. Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с чертёжными инструментами, материалами, применяемыми в моделизме.
Поурочное планирование модуля «Первоначальные конструкторско-технологические понятия». 1год обучения
Тема занятия (часы)
Теория (часы)
Практика (часы)
1
2
3
Знакомство с технической деятельностью человека. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений-4часа
Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.-1 час
Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённой модели автобуса.-3 часа
Конструирование.
Конструирование поделок путем сгибания бумаги.
4 часа
Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.-1 час
Изготовление поделок путём сгибания бумаги: парашют, катамаран. Игры и соревнования.-3 часа
Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.-6 часов
Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.-1 час
Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – таких как самолёт, парусник. Окраска модели.-5 часов
Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей.-6 часов
Конструирование моделей и макетов технических объектов: а) из готовых объёмных форм – спичечных коробков; б) из спичечных коробков с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток – таких коробочка.-1 час
Изготовление упрощённой модели, гоночного автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями.-5 часов
Работа с наборами готовых деталей.-4часа
Создание макетов и моделей технических объектов, архитектурных сооружений и игрушек из набора готовых деревянных деталей. Правила и приёмы работы простым монтажным инструментом.-1 час
Конструирование различных макетов и моделей. Игры с моделями.-4часа
Разработка занятия.
Тема: «Конструирование поделок путем сгибания бумаги.
Изготовление катамарана».
Тип: Закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков.
Цель: Систематизация и закрепление знаний по теме «Конструирование поделок путем сгибания бумаги».
Материалы к занятию:
Ход занятия:
Поэтапные цели учебного занятия
Возможные действия педагога
и учащихся
Организационное начало учебного занятия:
Цели:
— психологический настрой учащихся на
предстоящее занятие;
— обеспечение комфортной обстановки
на занятии.
— взаимное приветствие, педагога и
учащихся;
— проверка отсутствующих;
— проверка рабочих мест;
— организация внимания;
-инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.
Проведение диагностики уровня знаний
по теме занятия:
Цель:
— выявление затруднений по данной теме
— проведение диагностики по теме «Конструирование путем сгибания бумаги» (викторина);
— проверка и выявление ошибок.
Актуализации знаний, имеющихся у воспитанников по данной теме:
Цель:
— воспроизведение имеющихся знаний и
умений у учащихся по данной теме
— выявление имеющихся знаний и умений по теме;
— определение причин имеющихся затруднений в выборе той или иной схемы и технологии выполнения работы.
Закрепление пройденного материала в практической деятельности:
Цель:
— прочное усвоение знаний и их реализация в практических действиях
— реализация полученных знаний на практике – перевод шаблона и линий на бумагу и выполнение модели катамарана.
Мониторинг результатов обучения:
Цели:
— установление соответствия теоретических знаний и практических умений и навыков программным требованиям;
— выработка позитивной мотивации к получению знаний;
— воспитание объективной самооценки
— проверка выполнения задания
Файлы: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.rar
Размер файла: 19186 байт.