Автор конспекта:
Автор(ы): — Здор Алла Ивановна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №11, город Кропоткин Кавказский район Краснодарский край Учитель истории, обществознания и кубановедения

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Повторить и закрепить изученный материал

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 7

Используемая методическая литература: —

Используемое оборудование: —

Методическое обеспечение:

— Карта «Российская империя в первой половине XVIII века»;

— Презентация

— Иллюстрации, посвященные Петру I и его эпохе;

— Портреты Петра I и его сподвижников;

— Игровые задания (на отдельных листах бумаги);

— Лист результатов игры: «ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ».

Краткое описание: — Данный урок – урок-обобщение изученного материала. По форме – урок-игра с применением ИКТ. Цель урока игры – повторение пройденного материала с применением игровых заданий и развитие навыков пользованием компьютером, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся. В урок включены различные задания, демонстрирующие межпредметные связи. Подобраны разнообразные игры на знание терминов, хронологии событий, фактов, творческий конкурс.

ПОВТОРИТЕЛЬНО — ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

«ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ».

Учитель: Здор Алла Ивановна

МБОУ СОШ №11, город Кропоткин

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: урок-игра

Класс: 7

Цель урока:

— повторить и закрепить изученный материал.

Общеобразовательные задачи:

— углубление исторических знаний, способствование закреплению приобретенных знаний исторического, гуманитарного характера, привитие умения применять их в жизни,

Развивающие задачи:

— повышение познавательного интереса к истории, историческим личностям и их деяниям (в данном конкретном случае — к Петру I) ; — развитие логического мышления (анализа, сравнения, обобщения, объяснения исторических терминов).

Воспитательные задачи:

- продолжить воспитание исторической грамотности, патриотизма в детях, уважения и гордости к истории своего Отечества.

Методическое обеспечение:

— Карта «Российская империя в первой половине XVIII века»;

— Презентация

— Иллюстрации, посвященные Петру I и его эпохе;

— Портреты Петра I и его сподвижников;

— Игровые задания (на отдельных листах бумаги);

— Лист результатов игры: «ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ».

План урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

— Создание эмоционального фона (яркий соловьёвский текст);

— Тема, цели урока, форма урока;

— Представление команд, капитанов, секретариата (считает баллы);

— Объяснение системы оценок.

III. Организация турнира

Конкурс «Разминка»;

Конкурс «Узнай историческую личность»;

Конкурс « Чёрный ящик»;

Конкурс «Кто сказал и когда»

Конкурс «Пиши грамотно»

Конкурс «Знаешь ли ты термины»

Конкурс «Знаешь ли ты даты»

Конкурс «Эрудит»

Конкурс «Проанализируй источник»

Конкурс «Вставь в текст пропущенные даты и имена» и «Исправь ошибки»

Конкурс «Разгадай шифрограмму»

IV. Завершение урока — игры: подведение итогов игры.

V. Домашнее задание: нарисовать символ Российской империи.

Ход урока

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, на предшествующих уроках мы изучали тему «Образование Российской империи».

Поэтому целью нашего урока является обобщение знаний о процессе образования Российской империи.

Урок я хочу начать со слов Соловьёва, которыми он некогда начал свои публичные чтения о петровской эпохи: «Мы собрались здесь накануне праздника, чтобы приготовиться к нему, накануне праздника усиливается работа для человека, который хочет достойно праздновать; во имя величайшего из тружеников Русской земли приглашаю Вас, к труду — обозреть труд его, подумать над ним».

Сегодня сходная задача стоит ребята и перед Вами — задача, обозреть то, что, что вы узнали о Петре, о развитии России в конце 17 – начале 18 века, о времени, которое Соловьёв назвал « переходом из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль».

На уроке каждому из Вас предстоит выполнить ряд заданий, работая индивидуально и в группах. Ваши секретари будут подчитывать результаты. В конце занятия будут подведены итоги работы.

Итак, капитаны, Ваши команды готовы? Начинаем игру.

III. Организация турнира.

КОНКУРС « Разминка».

  • Как звали царя – соправителя Петра I? ( Иван)
  • Какова была главная цель «Великого посольства»?
  • (Найти союзников для борьбы с Турцией.)

  • О каком событии идёт речь:
  • Отсель грозить мы будем шведу,

    Здесь будет город заложён.

    Назло надменному соседу

    Природой здесь нам суждено

    В Европу прорубить окно.

    (Строительство Санкт- Петербурга)

    4. Как назывались учреждения, образованные в начале 18 века вместо приказов? (Коллегии)

    5. Какое событие Пётр назвал «матерью полтавской баталии?

    (Победа под д. Лесной 1708 г.)

    6. Как называли главу казацкого войска на Украине? (Гетман)

  • Какой год в России встречали дважды?
  • ( 1700 год, 15.12.1699г. Пётр I издал указ: « Впредь

    лета считать не с 1 сентября, а 1 января)

    8. О каком событии идёт речь:

    Швед, русский – колит, рубит, режет.

    Бой барабанный, клики, скрежет.

    Гром пушек, топот, ржанье, стон

    И смерть и ад со всех сторон. ( Полтавская битва).

    9. Как удалось вынудить дворянских сыновей учиться грамоте?

    (Не разрешал жениться)

    10. Что обязаны были делать все мужчины на ассамблеях?

    (Курить или нюхать табак, танцевать,

    приводить жён и подруг).

    11. Кому давался бородовой знак? ( Кто уплатил деньги за право не бриться)

    КОНКУРС «Узнай историческую личность».

    *

    1. «Счастья баловень безродный, 1. Полководец.

    Полудержавный властелин». 2. Начал службу барабанщиком Семё

    2. Выходец из низов общества, стал новского полка.

    другом Петра. 3. Участвовал в Азовских походах.

    3.Прославился, как выдающийся 4. Отличился при штурме Нотебурга.

    полководец и помощник царя в 5. В Полтавском сражении

    проведении преобразований. командовал Гвардией.

    4. Герой Нотербурга и Полтавы. 6. Одержал победу над шведским

    5. 1719г возглавил Военную коллегию. флотом в 1720г. при Гренгаме

    6.В тоже время известен как крупнейший ( Михаил Михайлович Голицин).

    казнокрад и взяточник.

    (Александр Данилович Меньшиков)

    * * * * *

    1. Государственный деятель и дипломат. 1.Генерал- адмирал русского флота.

    2. Генерал – адмирал. 2.Сподвижник Петра 1 со времён

    3. Вёл переговоры с Китаем и заключил «потешных полков».

    с ним Нерчинский договор. 3. Командовал русскими корабля-

    4. Участвовал в «великом посольстве», ми в Гангутском сражении, Ка-

    заключил договоры с Польшей и Турцией. спийском походе.

    (Федор Алексеевич Головин) ( Фёдор Матвеевич Апраксин)

    * * * * * *

    1.Он был канцлером при Петре I 1. Был сыном подьячего из Вологды.

    2.Главой посольской службы России. 2. С 1704- кабинет- секретарь Петра I

    3.Участвовал в разработке законов 3. Верный и деятельный помощник

    ( например, Табель о рангах). царя во всех государственных де-

    (Гавриил Иванович Головкин) лах.

    4. Его называли «пером Петра

    великого».

    (Алексей Васильевич Макаров)

    * * * * * *

    1. Начал службу при Петре I переводчиком. 1. Государственный деятель.

    2. Благодаря образованности и трудолюбию, 2. Дипломат.

    а также интригам достиг важнейших постов. 3. Честность, прямодушие и непод-

    3. Был членом Верховного Тайного совета. купность заметил в нём ПетрI

    4. При Анне Ивановне фактически правил и назначил его блюстителем

    Россией. законов – генерал — прокурором

    5. Окончил жизнь в ссылке при Елизавете. Сената.

    (Андрей Иванович Остерман) (Павел Иванович Ягужинский

  • Барон. 1. Граф.
  • Дипломат. 2. Сподвижник Петра I.
  • Государственный деятель. 3. Дипломат.
  • Службу начинал переводчиком. 4. Посол в Турции.
  • Участвовал в заключении Прутского мира. 5. Организовал возвращение ца-
  • ( Пётр Павлович Шафиров) вича Алексея из Австрийско-

    го плена.

    ( Пётр Андреевич Толстой)

  • Друг молодого царя.
  • Участвовал в Азовском походе и
  • Лично захватил одно из турецких знамён.

    3. Герой мод и кутежей.

    4. Узнав о его смерти, Пётр воскликнул: « На кого

    могу я теперь положиться? Он один был мне верен».

    ( Франц Яковлевич Лефорт)

    КОНКУРС «Чёрный ящик».

  • Он вошёл в моду в середине 17 века на рубеже столетий стал повседневной принадлежностью внешнего вида дворянина.
  • ПАРИК.

  • Она впервые появилась при Петре I в конце 1702-1703 года,
  • регулярности не было, но её охотно раскупали.

    ГАЗЕТА «ВЕДОМОСТИ».

  • Первое «покушение» Петра I на традиционную одежду произошло 12 февраля
  • 1699 года на пиру по случаю отстроенного дворца Лефорта.

    Назовите орудие, которым Пётр I совершил « покушение» и на что.

    НОЖНИЦЫ, РУКОВА.

  • Середине 17 века он стал принадлежностью внешнего вида дворянина, его называли «кроат», а сейчас?
  • ГАЛСТУК.

    5. Этот овощ ввёз Пётр I, ради его красивого цветка, сегодня мы его

    употребляем в пищу.

    КАРТОФЕЛЬ.

  • При Петре они назывались « ярлыками». А сейчас?
  • БИЛЕТ.

  • Во времена Петра I, 1 –го января предписывалось поздравлять друг друга,
  • устраивать иллюминацию, веселиться.

    А тем, что лежит в ящике украшать дома.

    ЕЛОВЫЕ ИЛИ СОСНОВЫЕ ВЕТКИ.

    КОНКУРС « Кто сказал и когда».

    1. « Небываемое бывает»!

    / Пётр I май 1703 г. после победы над шведами в устье Невы/.

    2.Самодержавною рукой,

    Он смело сеял просвещенье.

    Не презирал страны родной,

    Он знал её предназначенье!

    / А. С. Пушкин о Петре I/.

    3.« Нет в истории сражения, которое унесло бы столько жизней!»

    / Ключевский о строительстве САНКТ – ПЕТЕРБУРГА/.

    4. « Мы можем, наконец — то бить шведов!»

    / Пётр I, 1701 год первая победа русских при Эрестфере/.

    5. « Хороши же ученики, отблагодарили учителей!»

    / Швед. фельдмаршал Реншильд, во время пира в честь

    победы русских в Полтавской битве/.

    6. Напрасно он взывал : « Шведы! Шведы!»

    / Карл 12, во время Полтавской битве/.

    7. «Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества!»

    / Пётр I, перед Полтавской битвой/.

    8.« На троне вечный был работник».

    / Пушкин, о Петре I/.

    9. В письме он напишет: « Одной правой руке принуждён держать шпагу и перо».

    / Пётр I, в письме к жене Екатерине I /.

    КОНКУРС « Пиши грамотно».

  • М (А, О) Н (О, У) ФАКТУРА.
  • М (И, Е) РК (А, О) НТ (И, Е) ЛИЗМ.
  • ПОСЕ (С, СС) ИО (Н, НН) ЫЕ КРЕСТЬЯНЕ.
  • ИНФ (О, А) НТЕРИЯ.
  • АБ (О, А) РДАЖ.
  • ПР (Е, И) ЗИДЕНТ.
  • ОТВЕТЫ: МАНУФАКТУРА, МЕРКАНТИЛИЗМ, ПОСЕССИОННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, ИНФАНТЕРИЯ, АБОРДАЖ, ПРЕЗИДЕНТ,

    КОНКУРС « Знаешь ли ты термины».

    1. Натуральное хозяйство, Синод, прибыльщики,

    2.Сенат, коллегия, губерня,

    3. Генерал – прокурор, янычары, тайная – канцелярия,

    4. Линейный корабль, посадский человек редут

    5. Регулярная армия, протекционизм эскадра

    6. Ассамблея фрегат гвардия.

    КОНКУРС « Знаешь ли ты даты».

    1682-начало правления Петра

    1696- взятие Азова

    1697-1698-Великое посольство

    1703- основания Петербурга

    1705 -1706-Астраханское восстание

    1704- открытие первого театра в России

    1707- 1708- восстание под предводительством К. А. Булавина

    1708- сражение у Лесной

    1708- создание 8 губерний в России

    1711- создан Сенат

    1711- сражение на реке Прут

    1712-1713 – Петербург стал столицей России

    1714- поместье приравнивалось к вотчине.

    1714-Гангутское сражение

    1714- открытие кунсткамеры

    1714-1ая публичная библиотека в Петербурге.

    1715- создание морской Академии

    1721- Ништадский мир

    1721- Пётр1 получил титул «Великого» и «Отца Отечества».

    1721- создан Синод

    1722 – Табель о рангах

    1722 – введена должность генерал – губернатора

    1722-1723- Каспийский поход

    КОНКУРС «Эрудит» (* задания повышенной трудности).

  • Новорождённых мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а
  • девочек – розовые ленточки.

    Откуда пошёл этот обычай?

    /При Петре I были учреждены ордена для новорождённых

    детей царской фамилии Святого Андрея Первозванного и Святой

    Анны ленты имели соответственно голубой и розовый цвет/

  • Будучи в одном из европейских городов, Пётр I посетил могилу известного
  • государственного деятеля. Здесь он произнёс фразу: «О великий министр, я

    отдал бы тебе половину своего царства, чтобы ты научил, как управлять

    другой половиной».

    Кто покоился в этой могиле?

    / Кардинал Ришелье/

  • 127 человек подписали смертный приговор царевичу Алексею и только один из
  • приближённых Петра I не подписал его, мотивировав свой отказ тем, что

    «рождён служить государю, а не кровь его судить!».

    Назовите имя приближённого Петра I.

    / Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев/

    4. После подавления стрелецкого бунта Петр I навестил свою сестру Софью в

    Новодевичьем монастыре, чтобы поговорить о случившимся, однако царевна ни

    о чём не захотела говорить с ним.

    Что сказал, покидая монастырь, царь со слезами на глазах?

    / « Сколь умна, столь и зла, а могла бы быть мне правою рукой/

  • В пору строительства корабля «Предестинация» к ПетруIприбыл прусский
  • посол фон Принц.

    Что если верить молве, пришлось сделать послу, чтобы вручить

    русскому царю верительную грамоту?

    / Взобраться на корабельную мачту/

    КОНКУРС « Проанализируй источник».

    У светлейшего в только что отделанной приёмной зале, с высокими невиданными окнами, при свете 200 свечей, танцевали. Четыре музыканта – скрипка, флейта, фанфары и контрабас — дудели и пилили, обливаясь потом.

    Боярыни и боярышни, хотя и в немецких, но по – русски тяжёлых платьях, нарумяненные, как яблоки, неловко держась за своих кавалеров, скакали и высоко подпрыгивали в общем кругу танцующих.

    Посреди круга стоял герой мод и кутежей – Франц Лефорт.

    Мимо него проносился, подпрыгивая, перепуганный, потный прапорщик гвардии, с дворянскими мясами, натуго перетянутыми суконным сюртуком.

    Струи дыма ползли в залу из низкой комнаты, где за длинными столами играли в шахматы, курили, пили вино, и хлопали друг друга по дюжим спинам птенцы Петровы. Веселье было великое. Музыка, и взрывы смеха, и топот ног по полу. В залу вошёл Пётр….

    Вопросы и задания к тесту:

    1. Где и когда могло проходить описанное в отрывке из повести А. Н. Толстого?

    Докажите Ваше предположение, используя не менее 3 аргументов.

  • Как называется описанное в отрывке собрании?
  • 3. Был ли хозяином дома, где происходило это собрание, «герой мод и кутежей»

    — Франц Лефорт?

  • Назовите упомянутые в тексте характерные приметы петровской эпохи.
  • КОНКУРС « Вставьте в тест пропущенные имена и даты»

    и « Исправь ошибки».

    1 текст.

    После смерти в _____году царя ________новыми правителями стали малолетние ________ и _________. Однако фактически власть оказалась в руках их сестры ___________. В ______ году царевна _________ была свергнута. В_________ году скончался ________ и ___________ стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием _________ стал поход в __________ году на Азов.

    2 текст. Начало Северной войны.

    Война началась с осады шведами крепостей. Король Дании осадил крепость Нарву, Пётр1 – Ригу, а Август 2- Крепость в Северной Германии. Но король Карл Густав последовательными ударами разбил своих врагов: вначале он осадил столицу Августа 2 — Варшаву и заставил его выйти из войны, затем разбил датчан под Нарвой и, наконец, обратил оружие против Петра 1, нанеся ему поражение под Ригой.

    КЛЮЧ. 1 текст. После смерти в 1682 году царя Фёдора новыми правителями стали малолетние Иван и Пётр . Однако фактически власть оказалась в руках их сестры Софьи . В 1689 году царевна Софья была свергнута. В 1696 году скончался Иван и Пётр1 стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием Петра стал поход в 1695 году на Азов.

    2 текст. Начало Северной войны.

    Война началась с осады шведами крепостей. Король Дании осадил крепость

    Нарву ( шведскую крепость на севере Германии), Пётр1 – Ригу ( к Нарве), а Август 2- крепость в Северной Германии ( под Ригу). Но король Карл Густав последовательными ударами разбил своих врагов: вначале он осадил столицу Августа 2 — Варшаву (к датской столице Копенгаген)и заставил его ( датского короля) выйти из войны, затем разбил датчан ( русских)под Нарвой и, наконец, обратил оружие против Петра 1 ( Августа 2), нанеся ему поражение под Ригой.

    КОНКУРС « Разгадай шифрограмму».

    Разгадав шифрограмму, Вы прочтёте слова, сказанные Петром после окончания Северной войны.

    1. Документ, по которому Прибалтика переходила под власть России.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    4

    7

    8

    2

    9

    6

    10

    11

    10

    12

    10

    13

    2. Наименование Российского государства после Северной войны.

    2

    14

    15

    16

    13

    2

    17

    3. Гребные суда.

    11

    5

    18

    16

    13

    19

    4. Город, взятый русскими войсками во время каспийского похода.

    20

    5

    8

    21

    12

    7

    16

    21

    Ч

    16

    1

    2

    8

    2

    1

    5

    21

    8

    2

    12

    7

    16

    14

    Ь

    18

    16

    4

    10

    8

    5

    1

    Ч

    2

    12

    5

    Ю

    4

    10

    20

    19

    8

    1

    10

    12

    16

    1

    1

    10

    ,

    1

    10

    1

    5

    3

    5

    3

    8

    10

    18

    5

    4

    13

    10

    16

    8

    13

    5

    4

    1

    10

    16

    12

    13

    16

    14

    17

    20

    19

    18

    5

    .

    Ответ: 1. Ништадтский договор 2. Империя. 3. Галеры. 4. Баку.

    Все ученики науки в семь лет оканчивают обыкновенно, но наша школа троекратное время была.

    IV. Завершение урока – игры.

    Подведение итогов игры.

    Ребята сегодняшний урок я бы хотела окончить словами А. С. Пушкина и самого Петра I.

    Пушкин писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Предпринятые Петром войны были благодетельны и плодотворны как для России, так и для человечества. Европейское просвещение «причалило» к берегам завоеванной Невы».

    («Мысли в дороге»)

    Пушкин любил заниматься историческими изысканиями. Он дает восторженную оценку Петру

    О, мощный властелин судьбы!

    Не так ли ты над самой бездной,

    На высоте, уздой железной,

    Россию поднял на дыбы?

    Петр I верил в силы своего народа, поэтому его не устрашали неудачи, трудности, сопротивление. Он любил говорить: «Я продолжать буду так поступать, что ложь сама собою пострамлена будет, и надеюсь, что справедливость дел моих восторжествует». В нашей истории Пётр Iпо праву остался ВЕЛИКИМ.

    Урок завершен. До встречи на следующем уроке!

    nbsp; говорить:

    Файлы: Тест Индия45-2000.rar
    Размер файла: 202785 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология