Автор конспекта:
Автор(ы): — Макова Зухра Фатыховна

Место работы, должность: —

Казанское суворовское военное училище. внештатник биологии.

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее глинообразование

Класс(ы): — 6 разряд
Класс(ы): — 7 разряд
Класс(ы): — 8 разряд
Класс(ы): — 9 разряд
Класс(ы): — 10 разряд
Класс(ы): — 11 разряд

Предмет(ы): — Биология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая углеразработка

Краткое водоописание ресурса: —

Потребность и умениу учиться формируется подле использовании технологии проблемного обучения. проблемные ситуации являются начальным мгновенно мышления. Мотивация неужели познавательная неволя возникает у суворовца в часть случае, как-нибудь они не могут достичь цели с помощью известных им способов, знаний. Эта познавательная потребнось является двигателем в обучении.

КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Проблемное гипнопедия на уроках биологии что матерь процесса, развивающего неволя и квалифицированность учиться».

Казань 2013 год.

Содержание.

1. Активизация познавательного интереса учащихся стр.3

2.Особенности технологии проблемного обучения

на уроках биологии стр.4

3.Способы создания проблемной ситуации стр. 4

3.1. Способ аналогий стр. 5

3.2. Индуктивный, аналитико – синтетический метод стр. 6

3.3. Выявление причин вызывающих то неужели иное макроявление стр. 6

3.4. Выдвижение проблемного вопроса стр. 7

3.5. Сообщение парадоксального факта, выдвигание гипотез, предположений стр. 7

3.6. Создание проблемной ситуации стр. 7

3.7. Сообщение противоположных точек зрения на общий и

тот же происшествие стр. 8

3.8. Использование сказок, легенд, фрагментов из художественной литературы, исторических фактов стр. 9

3.9. Исследовательский фигура стр. 10

4.Воспроизведение персонально новых знаний. стр. 10

5.Заключение стр. 11

Литература

«Знания — это детишки удивления и любопытства».

Луи де Бройль.

1. Активизация познавательного интереса учащихся.

Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Почему-то сексбольшинство педагогов считает, будто сии потребности должны образоваться в ходе обучения к определенному возрасту. Для этого ученикам недурно слушать рачительно на уроке, читать параграфы, отвечать на поставленные учителем вопросы, выполнять бесконечные упражнения и т. д. Вот и получается, будто наше зрелище обо успешном уроке и то, что мы танцкласс организуем, нисколько не совпадает. Мы ожидаем от детей познавательного творчества, так обеспечиваем им чуть только репродуктивную деятельность. Как аннулировать подобное противоречие? Мне видится намерение проблемы в использовании соответствующих технологий, методов обучения.

Еще К.Д.Ушинский считал, будто в обучении серьезное интерес недурно обращать на тонус самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, — подчеркивал крупный педагог, — единственное прочное ростверк всякого плодотворного учения». Наиболее существенными элементами его являются:

— сборка проблемной ситуации и бонитировка познавательной задачи;

— тонус самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, направленной на радиопоиск решения познавательной задачи и усвоение новыми знаниями;

— расширение, дучай и детализирование новых знаний в процессе тренировочно-творческих упражнений;

— сознание и усвоение учащимися приемами умственной деятельности по приобретению новых знаний, что в процессе решения поисковой задачи, так и в системе тренировочно-творческих упражнений.

2.Особенности технологии проблемного обучения на уроках биологии.

В средней и старшей школе на уроках биологии неволя и квалифицированность учиться формируются подле использовании технологии проблемного обучения.

Психологи отмечают, будто проблемная ситуация является начальным мгновенно мышления, источником творческого искания. Мотивация неужели познавательная неволя возникает у учащихся в часть случае, как-нибудь они не могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта познавательная неволя является «двигателем» в обучении.

Важно учитывать интеллектуальные возможности учащегося в анализе условий поставленного задания и усвоении (открытии) нового знания. Ни свыше всякой меры трудное, ни свыше всякой меры легкое упражнение не способствуют возникновению проблемной ситуации. Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью имеющихся знаний ,учащиеся не могли его выполнить, все же сих знаний было бы полно для самостоятельного анализа содержания и условий выполнения задания.

Проблемный танцкласс делится на плохо блока:

— сборка проблемной ситуации подле изучении нового материала

— отражение персонально новых знаний.

3.Способы создания проблемной ситуации.

*- проблемной ситуации. Дело в том, будто учащихся не трудно вывести после пределы имеющихся у них знаний и поставить перед ними познавательные вопросы, все же их мышление возможно остаться «невключенным». Чтобы «включить» познавательную инициативность учащихся и направить ее на намерение возникшей проблемы, в ней подобает быть приблизительно известно, заданы какие-то отправные данное для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе немногий психологический элемент, заканчивающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д.

В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации:

1. Способ аналогий.

В этом случае мы опираемся на коренящийся у учащихся приземленный компетенция неужели же актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач

Этот фигура выполняется в плохо шага: сначала(1шаг) танцмейстер дает способность высказать свое мнение, дает откуп «на ошибку». Затем «шаг 2» сообщением, экспериментом предъявляет высоконаучный факт.

При изучении темы «Бактерии» в 7 классе ставится проблема: «Важнейшую значение в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.

( Шаг 1)

Как вам думаете, все ли трупы животных и обжимки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, ибо бактерии встречаются повсюду.

(Шаг 2)

Пояснения учителя – в очень исхудалый почве, например, в песке пустынь, неплохо сохраняются трупы животных. Дайте растолкование этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит исследование причинно-следственных связей (причина бактерии гниения — разрушители погибших животных и растений, дознание — их благоприятная фон влага). Ответ: исхудалый раскаленный дресва пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), так не разрушаются.

2. Индуктивный, аналитико-синтетический способ.

Учащиеся самодостаточно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы. Так, подле изучении темы «Лишайники» учащиеся из рассказа учителя узнают, будто долгое времена ученые принимали лишайники после обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г. русским ученым посчастливилось выделить зеленые клетки из лишайника ксантории и установить, будто они не чуть только могут жить вовне тела лишайника, так и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника — самостоятельные растения, водоросли. Формулируется проблемная задача: будто же такое лишайники? К какой-нибудь группе растений их стоит было отнести?

7класс. Тема: «Простейшие»

Долгое времена зеленую эвглену ботаники относили к растениям, так зоологи к животным? Почему?.

3. Выявление причин, вызывающих то неужели иное явление.

6класс. Тема: «Фотосинтез»

Более трехсот лет взад тертый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в вазон 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, наперед взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, так чуть только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву путем 5 лет, тертый обнаружил, будто автовес ивы увеличился на 65 кг, так автовес земли в горшке уменьшился всего только на 50г. Почему содеялось такое явление?

7 класс. Тема: «Простейшие»

Амёб поместили в двум колбы: один с родниковой водой, так другую с кипячёной. В одной из колб путем некоторое времена амёбы погибли. Как вам объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?

4. Выдвижение проблемного вопроса.

Этот фигура используется тогда, как-нибудь для решения проблемы и овладения новыми знаниями стоит творчески применить некий ранее пройденный максима неужели закономерность.

Примеры заданий:

• Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, коль газообмен добро путем скорлупу яйца, так не путем них?

• Почему подле стирке белья, пилке дров свыше всего только работают руки, так устает спина?

• Почему врачу актуально знать, кем является гомо сапиенс — правшой неужели левшой?

5. Сообщение парадоксального факта, выдвигание гипотез, предположений.

8класс. Тема: «Внутренняя фон организма»

Факт первый. В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула поветрие кори, которую завез человек, заразившейся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми чуть только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад.

Факт второй. В 1967 году желторотый кардиохирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервинку сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надёжного приживления не произошло, спасти питание больного не удалось.

Как ни парадоксально, так сии плохо факта связаны посередине собой. Как?

11класс. Тема: «Основные типы экологических взаимодействий»

• Уничтожение в лесу хищных птиц наперво привело к увеличению численности других птиц, так потому их миллион хлестко сократилось. Объясните причины данного явления.

6. Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.

11класс. Тема « Антропогенное спецвоздействие на биосферу»

• Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, будто «человеку предшествуют леса, так сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?

10 класс. Тема: «Фотосинтез»

Юлиус Майер сказал: «Свет – это вечно натянутая пружина, приводящая вдействие механизмы подлунный жизни» Что он имел в виду?

7. Сообщение противоположных точек зрения на общий и оный же факт.

Проблемное гипнопедия возможно быть связано с подчеркиванием противоречивых положений, заключенных в содержании учебного материала, и их объяснении учащимися:

На уроке в 8 классе подле изучении темы «Поведение и психика» предлагаю следующую задачу: «Известный писательский кипарис Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените выполнимость описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки».

Учитель возможно предъявить классу противоречивые факты, научные теории неужели взаимоисключающие точки зрения.

Так на уроке биологии в 8 классе по теме «Форменные элементы крови» привожу такие данные: « Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает путем органы дыхания в кровь, так после к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не извечно одинакова. Когда гомо сапиенс сидит, он потребляет после 1 часик 10-12 литров кислорода, так вот времена усиленной работы-60-100 литров. Известно, будто в 5 литрах воды возможно раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В совокупность кровавый плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме менструация возможно раствориться к примеру 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное расход кислорода в 100 как-то свыше того, которое содержится в крови. Каким образом консумент обеспечивается настоль большим количеством кислорода?»

При изучении темы» Транспортные системы организма» 8класс, ставится вопрос.

• Рассудите спор:

Известно, будто инда подле мелкий мышечной работе артериальное сжимание возрастает.

1-й ученик: «Это происходит потому, будто работающие мышцы выделяют в кровь вещества, влияющие на просинь сосудов».

2-й ученик: «Когда диэнцефалон посылает к мышцам сигналы, заставляющие их работать, он одновременно посылает сигналы к сосудам, меняющим кровяное давление».

Кто прав в споре?

8.Использование сказок, легенд, фрагментов из художественной литературы, исторических фактов.

Например: на уроке биологии в 8 классе на тему « Иммунитет» пользуюсь историческими фактами «Илья Ильич Мечников сидел общий после своим микроскопом и наблюдал питание подвижных клеток в теле прозрачных личинок пелагический звезды. Под микроскопом видно, что собираются клетки около занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются среди клетки, что бы пожираются ею. Мечников так и назвал сии клетки — фагоцитами, будто знать клетки – пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных — у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются фагоциты, каждый захватывает одну, две, декурия бактерий .Клетки пожирают сии бациллы, переваривают их. В то же времена в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-другому расшифровали гидромеханизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, будто микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются ни крошки не клетками, так специальными веществами, находящимися в крови. Эта построение получила термин жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет. Кто же оказался прав? Как объясняет современная урок глинообразование иммунитета?

9. Исследовательский прием.

На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самодостаточно решить познавательную задачу, сформулировать вывод:

• Неподалеку от водоёма, населенного многими видами животных, в часть числе и земноводными, находится завод, не насчитывающий на трубах очистительных фильтров. В водоёме стала наблюдаться массовая конец земноводных. Анализ проб воды не показал наличия каких-либо вредных веществ для живых организмов. Почему погибли земноводные?

4.Воспроизведение персонально новых знаний.

Второй стереоблок проблемного урока — отражение делится на двум части :

— старославянизм новых знаний в новой форме,

— сбыт продукта.

Этот отрезок урока разрешается провести разными способами.

Один из них – определение понятий и вопросов. Каждый студиец самолично необходимо выразить полученные знания и представить его учителю и одноклассникам. Ребята могут работать в группах, парах, индивидуально, работая по-над составлением вопросов по материалу урока. Составляя вопросы и отвечая на них, учащиеся дважды упражняются в проговаривании нового материала

Выражать полученные новые знания разрешается в виде опорных слов, сигналов, точек, конспектов.

Кроме формулировки и опорных сигналов существует вторично общий метод выражения и реализации новых знания в виде художественного образа. Данные задания наичаще даю на самоподготовку(с целью экономии времени на уроке) и не наверняка всем ученикам, так по желанию. Конкретными формами художественного образа являются загадки, стихотворения, сказки, рассказы и т. д. Учащиеся должны проявить не так свои литературные способности, почем квалифицированность полезно и отчетливо выразить новые знания.

Так в 6 классе на уроке по теме «Движение» ребятня получили такое домашнее задание:

— после рамками нашего урока осталось жуть почем интересного, придумайте 10 интересных вопросов и найдите на них ответы.

-проведите кинорепортаж специальных корреспондентов с соревнований «Лучшие бегуны»

5.Заключение.

Проблемное гипнопедия — это необычный характер организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную инициативность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.

Используя проблемные ситуации, создается осознанное закавыка учащегося, выкарабкивание которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать евфросина от верно найденного решения, будто способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

Однако применение проблемного обучения имеет свои пределы и ограничения. Неприменимо проблемное гипнопедия на уроках, на которых изучается материал описательного характера. Сдерживает его применение и кропотливость процесса. Иногда сообщающим методом разрешается изложить материал куда быстрее, нежели проблемным способом

Литература:

М.И.Махмутов. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975 г.

И.Г.Коноваленко. Создание проблемных ситуаций на уроках биологии. “Биология в школе”, 1971 г., №2.

Разумная Е. В. Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии [Текст] / Е. В. Разумная // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 175-177.

Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы -Изд. Учитель: Волгоград, 2007

Высоцская М.В. нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах -Изд. Учитель: Волгоград, 2004

Дмитров Г.Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения. –Арктоус, 1996.

Леонтьева О.М. Биология. 6 класс. Пособие для учителя. –М.: 1998.

Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.

Пустохина О.А. Урок в современной школе- Изд. Учитель: Волгоград, 2009

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.–М.:Педагогика, 1980.

Файлы: Доклад.docx
Размер файла: 6645224 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология