Автор конспекта:
Автор(ы): — Паршин Александр Александрович

Место работы, должность: —

филиал МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" в с. Хобот- Богоявленское Первомайского района Тамбовской области, учитель истории и обществознания

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Методическая разработка урока истории в 7 классе по теме Реформация и Конрреформация в Западной и Центральной Европе

Методическая разработка урока по теме«РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ», 7 класс

1.Цели уроков: учащиеся должны усвоить основные понятия урока; выяснить причины и основные направления Реформации и Контрреформации; развивать умение работы с учебником, с исто­рическими документами, формировать умение выделять главное в прочитанном тексте.

2.Ожидаемые результаты

Школьники должны научиться общим принципам постанов­ки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказа­тельства в истории); выявлению предпосылок (анализировать усло­вия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков; выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различ­ных суждений; использованию внешкольных источников информа­ции (находящихся за пределами учебной книги, существующих в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и до­стопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам ра­боты с учебной книгой, в том числе и способам самостоятельной работы. Предполагается приобретение учащимися устойчивого ин­тереса и уважения к истории человечества и культуре. Школьники вырабатывают отношение к истории как к способу понимания со­временности; уважают права человека и демократические ценнос­ти; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отноше­ние к традициям западной и восточной культуры.

Предполагается помочь учащимся анализировать конкрет­ные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные пе­ред ними жизнью; уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускников ос­новной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими — руководствоваться нравственным отношением к соб­ственной жизни и жизни других людей.

Формирование исторического мыш­ления, под которым подразумевается определенный набор мысли­тельных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истол­ковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки; умение анали­зировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

Учащиеся долж­ны овладеть умениями:

— определять и объяснять понятия;

— уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и расска­зе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

— рассматривать общественные явления в развитии, кон­кретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

— анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществ­лять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа дейст­вительности и собственного социального опыта;

— определять свою личную точку зрения, уметь ее формули­ровать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

— обладать необходимыми коммуникативными умениями: вла­деть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать во­прос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;

— определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;

— уметь выбирать и использовать нужные средства для учеб­ной деятельности;

— осуществлять самоконтроль и самооценку.

Основные понятия: реформация, протестантизм, каль­винизм, лютеранство, контрреформация, крестьянская война в Германии, Аугсбургский религиозный мир, Варфоломеевская ночь, эдикт, месса, гарант, компромисс, гугеноты, инквизиция, пуритане, англиканская церковь, гугеноты, индекс, индульгенция, пастор, секуляризация, униатская церковь, цензура.

по датам (вспоминают основные события Реформации в Европе)

1517 год.

1524-1526 гг.

1555 год.

1534 год.

по именам ( вспоминают основных идеологов Реформации и участников Контрреформации)

Мартин Лютер, 4.Филипп II,

Томас Мюнцер, 5. Игнатий Лойола,

Жан Кальвин, 6.Генрих VIII.

Материал учебника (п.11,12),пункты:

1.Причины религиозной революции; 2.«Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием»;3.Мартин Лютер;4. Борьба за Реформацию началась;5. «На этом стою. И не могу иначе»;6. «Спасение верой»;7. «Чья страна, того и вера..»;8. Жан Кальвин о предопределении человека;9.Кальвинистская церковь;10. «Рим кальвинизма»;11.Католическая церковь борется с ересью;12.Орден иезуитов;13. Попытки реформ и Тридентский собор.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Определение, причины и основные направления Реформации.

2. Начало Реформации. Лютеранство. Протестантизм.

3. Крестьянская война в Германии. Аугсбургский религиозный мир.

4. Кальвинизм — разновидность протестантизма.

Этапы урока:

1. Организационно-мотивационный (5 мин.).

2. Самостоятельная работа учащихся с учебными материалами (18 мин).

3. Выступления групп с отчетом об изученном материале (10 мин).

4. Осмысление и закрепление знаний (8 мин.).

5. Рефлексия, домашнее задание (4 мин).

1.Организационно-мотивационный этап урока.

Фронтальная беседа с классом с целью актуализации знаний и совместной постановки цели урока.

-Давайте вспомним, что такое Реформация?

-В какой стране началось это движение?

-Кто создал учение о спасении верой?

-Вы сочувствуете идеям Реформации? Каким, например?

-Как вы думаете, только ли Германию охватило движение за переустройство церкви? Почему вы так считаете?

-Что нам сегодня предстоит узнать?

Вместе с учащимися формулируем одну из задач урока: узнать о распространении Реформации в Европе.

-Как вы думаете, реформаторские учения в других странах будут похожи на лютеранство или будут совершенно другими?

-Что может быть общего?

Учитель сообщает, что реформаторское движение охватило Англию, Францию, Данию, Норвегию, Нидерланды, Швейцарию. Сегодня мы уделим внимание именно Швейцарии, где с 40-х годов XVI века разворачивался второй этап Реформации. При этом учитель интригует учащихся следующим заявлением:

-Но я не уверен, что идеям Реформации в Швейцарии вы будете сочувствовать…

-Мы уже знакомы с теми, кто проводил Реформацию, а о действиях каких участников событий мы пока мало знаем? Ученики отвечают, что необходимо узнать, как папа римский будет бороться с Реформацией.

-А может католическая церковь смирится с потерей авторитета, уважения, доходов? В ответ раздается дружное «нет». Как вы думаете, каким образом католическая церковь может вернуть свое прежнее влияние и власть? (Здесь важно, что предложат учащиеся, насколько их предложения потом разойдутся или будут соответствовать фактам).

Таким образом, мы поставили еще одну задачу урока. После этого на экране появляется слайд с темой урока и основными его познавательными задачами.

Реформация и контрреформация в Европе. Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.

2 этап урока: самостоятельная работа учащихся с учебными материалами.

Учитель предлагает учащимся изучить два главных вопроса новой темы в группах, а затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала, классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке. В данном случае эффективнее будут работать группы гомогенного состава. В небольшом классе возможно формирование двух групп – в одной – полезависимые учащиеся, в другой – поленезависимые (одна из важных характеристик первой группы – неумение выделять существенные детали, трудности с переносом знаний, поэтому задания для этой группы должны содержать косвенные указания на ответы; вторая группа – легко осуществляет перенос знаний и умений, умеет выделять существенные детали, нуждается в свободе познавательной деятельности). Задание группам.1.Гр.1.Учение Ж. Кальвина.2.Кальвинистьская церковь, жизнь верующих. 2Гр. Определите, какими способами папы и католическая церковь боролись против Реформации.

Группы получают материалы для изучения вопросов темы (см. приложение). Вторая группа приступает к самостоятельной работе. Учащимся первой группы 1 вопрос разбивается учителем на подпункты, им адресован следующий слайд:

Задание группам:1Гр.1.Учение Ж.Кальвина:Что такое «Божественное предопределение»? Можно ли узнать, к чему человек «предопределен» Богом? Как вести себя «отверженному»?

После ознакомления учащихся первой группы с материалами по 1 вопросу, учитель в ходе беседы с группой помогает учащимся понять и закрепить изученный материал. Затем ученики приступают к изучению второго вопроса:

Задание группам:1Гр.2.Кальвинистская церковь, жизнь верующих:какие права были у церковной общины? Какие качества человека ценились кальвинистами? Характеристика повседневной жизни последователей кальвинизма.

Пока первая группа изучает свой второй вопрос, учителю необходимо убедиться в глубине понимания изучаемого вопроса «Способы борьбы католической церкви с Реформацией» второй группой. В беседе с учениками можно коснуться следующих вопросов: какие способы борьбы с Реформацией вы выделили; как вы думаете, какие книги папа запретит читать верующим; на какой поступок решился бы иезуит ради церкви; ваше отношение к способам борьбы католической церкви за возврат верующих в свое лоно. Учитель оставляет вторую группу, которая продолжает работать над вопросом.

Учитель организует диалог с первой группой, изучавшей материалы о кальвинистской церкви.

-Кому подчинялась община верующих? Каких должностных лиц она избирала? Какие качества человека были ценимы кальвинистами? Чем занимается кальвинист в течение дня, чему он радуется, чего опасается, как одет, как проводит свободное время? Хотелось бы вам жить в кальвинистской Женеве?

После ответов учитель предлагает учащимся подумать, как в яркой, интересной форме сообщить классу об изученном материале. Чаще всего мы с ребятами приходим в выводу, что можно сущность нового материала выразить в сценке «Вечер в семье кальвинистов». С учащимися данной группы необходимо уточнить детали будущего выступления, иначе отдельные существенные моменты они могут пропустить: решаем, что действующими лицами будет купец, его жена, их дети; возможно, жена предложит мужу выбросить его старые стоптанные башмаки и купить новые; дочери могут просить у отца денег на сережки; сын захочет вечером пойти погулять; кто-то из детей наябедничает на другого, подавшего милостыню нищему; кто-то громко засмеется и т.д. Главная роль здесь достается купцу-отцу: именно от него семья должна услышать об учении Кальвина, о необходимости усердно трудиться, отец будет внушать домочадцам: «Молитесь и работайте!»; он будет распекать семью за расточительность, за разговоры во время долгой проповеди пастора в церкви; будет опасаться обыска в доме и т.д. Ученикам необходимо таким образом построить выступление, чтобы в нем нашли отражение изученные ими вопросы.

Пока первая группа продумывает сценарий, учитель выясняет, насколько учащимися второй группы понят материал, а также о форме представления своего вопроса. Учащиеся решают изложить основные способы борьбы католической церкви против Реформации в форме ролевой игры — пресс-конференции, главными участниками которой станут Папа римский, Игнатий Лойола, испанский король Филипп II, рядовые члены ордена иезуитов, с одной стороны, и «журналисты», обеспокоенных судьбой католической церкви, с другой стороны.

Еще несколько минут продолжается подготовка групп.

3 этап – выступление групп с отчетом об изученном материале.

На экране вновь проецируется слайд с заданиями группам (см. выше).

Учитель предваряет выступление:

-В 40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение.

Далее на фоне слайда следует выступление первой группы.

Ж.Кальвин выдвинул идею Божественного предопределения. Люди изначально поделены на тех, кто спасется и тех кто погибнет. Но это заранее неизвестно. Поэтому нужно вести себя как подобает Божественным избранникам.

Выступающим предлагается задать вопросы классу о кальвинизме. Дополнительно учитель ставит следующие проблемные вопросы:

-Согласны ли вы, что кальвинистское учение способствовало развитию предпринимательства? Почему?

-Какие слои населения горячо поддержат это учение, почему?

При наличии времени могут быть заданы также вопросы:

-Как вы думаете, в каком случае кальвинист мог получить пропуск, чтобы выйти на улицу после 9 часов вечера?

-Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?

Далее предлагается выступить второй группе, с объяснением, как католическая церковь, папы пытаются вернуть утерянные позиции и источник своих богатств – десятину — о контрреформации. Класс узнает об изменениях в нравственном облике пап и духовенства, об образовании «Общества Иисуса», о жестокости инквизиции, Филиппа II. Выступление группы может сопровождаться слайдами:

Участники выступления задают классу вопросы по своей теме. Учитель также задает вопрос классу:

-Дайте нравственную оценку действиям папы римского и католической церкви (какие их действия вы одобряете, с чем не согласны)?

Учитель обращает внимание ребят на то, что благодаря усилиям католической церкви в одних странах распространение Реформации было приостановлено и много протестантов обращено в католичество, а в других – Реформация была уничтожена. Здесь демонстрируется и комментируется слайд «Реформация в Европе в XVI веке»:

4 этап – осмысление и закрепление знаний.

-Как вы считаете, справились мы с познавательными задачами, поставленными в начале урока? Давайте проверим себя?

Задание 1 (совместное обсуждение):

Что из приведенного ниже характерно для кальвинизма, а что для католической церкви?

1.Своим избранникам Бог дарует успех в жизни.2.Лучше осудить невиновного, чем оставить без наказания виноватого.3.Папа- высший авторитет в делах веры.4.Стремление к накопительству, усердному труду.5.Духовенство- посредник между Богом и верующими.6.Крайняя нетерпимость к инакомыслящим.

2.Классификацию этих положений учащиеся делают письменно в тетради, затем обсуждают полученные результаты, после этого им предлагается проверить себя:

Ответы:

Кальвинизм-1.2.4.6. Католицизм-3.5.6.

Вместе анализируем возникшие затруднения.

-Да, обе стороны отличались крайней нетерпимостью к инакомыслящим, противники взялись за оружие (мы еще узнаем о религиозных войнах), проливалась кровь за веру. В кострах сжигали не только книги, но и их авторов. Все это «во славу Бога», во имя торжества доброго христианского учения. Какими средствами стремились к благой цели? Добрыми? Достойными? Учащиеся отвечают отрицательно.

-Можно пойти на обман, предательство ради благородной цели? Проводим обмен мнениями по данному вопросу.

-Значит вновь встает вопрос:

Цель оправдывает средства?

Справедливость не добывается нечестным путем. История доказывает, что недобрые средства приводят к тому, что результат тоже становится недобрым. В ходе борьбы между католиками и реформаторами выплеснулась такая взаимная ненависть, ожесточение, что это многих потрясло. Если бы у вас была возможность обратиться к европейцам XVI века, воюющим, враждующим друг с другом, что бы вы им сказали? Следуют краткие выступления ребят, призывающие к взаимному уважению взглядов, к терпимости, к признанию за каждым права на собственные взгляды и убеждения.

5 этап – рефлексия, домашнее задание.

Наш урок подходит к концу, давайте вместе оценим нашу работу на уроке. Вопрос учащимся 1 группы:

-Оцените с помощью трех прилагательных или существительных работу второй группы? (Учащиеся могут сказать, например: умные, талантливые, веселые или молодцы, историки, артисты).

-Ребята второй группы, оцените тремя словами работу первой группы.

-Какие моменты в их выступлении вы считаете удачными?

-Кого бы вы хотели похвалить?

-Какие слова вы хотели бы сказать о себе?

-Чему научил вас сегодняшний урок? Что вам больше запомнилось? Далее учитель, включаясь в игру, сам дает краткую характеристику работе класса на уроке и выражает уверенность в том, что ученикам не трудно будет справиться с домашним заданием, которое, кроме обязательного имеет и дополнительное задание. Учащиеся выбирают задание.

Задание на дом: (п.11-12)

1.Сравните Реформацию и контрреформацию (общее и различия).

2.Сравните лютеранство и кальвинизм (общее и различия).

3.Нарисуйте иллюстрацию каких-либо событий Реформации или контрреформации.

Методическая разработка урока по теме«РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ», 7 класс

1.Цели уроков: учащиеся должны усвоить основные понятия урока; выяснить причины и основные направления Реформации и Контрреформации; развивать умение работы с учебником, с исто­рическими документами, формировать умение выделять главное в прочитанном тексте.

2.Ожидаемые результаты

Школьники должны научиться общим принципам постанов­ки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказа­тельства в истории); выявлению предпосылок (анализировать усло­вия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков; выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различ­ных суждений; использованию внешкольных источников информа­ции (находящихся за пределами учебной книги, существующих в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и до­стопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам ра­боты с учебной книгой, в том числе и способам самостоятельной работы. Предполагается приобретение учащимися устойчивого ин­тереса и уважения к истории человечества и культуре. Школьники вырабатывают отношение к истории как к способу понимания со­временности; уважают права человека и демократические ценнос­ти; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отноше­ние к традициям западной и восточной культуры.

Предполагается помочь учащимся анализировать конкрет­ные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные пе­ред ними жизнью; уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускников ос­новной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими — руководствоваться нравственным отношением к соб­ственной жизни и жизни других людей.

Формирование исторического мыш­ления, под которым подразумевается определенный набор мысли­тельных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истол­ковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки; умение анали­зировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

Учащиеся долж­ны овладеть умениями:

— определять и объяснять понятия;

— уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и расска­зе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

— рассматривать общественные явления в развитии, кон­кретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

— анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществ­лять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа дейст­вительности и собственного социального опыта;

— определять свою личную точку зрения, уметь ее формули­ровать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

— обладать необходимыми коммуникативными умениями: вла­деть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать во­прос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;

— определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;

— уметь выбирать и использовать нужные средства для учеб­ной деятельности;

— осуществлять самоконтроль и самооценку.

Основные понятия: реформация, протестантизм, каль­винизм, лютеранство, контрреформация, крестьянская война в Германии, Аугсбургский религиозный мир, Варфоломеевская ночь, эдикт, месса, гарант, компромисс, гугеноты, инквизиция, пуритане, англиканская церковь, гугеноты, индекс, индульгенция, пастор, секуляризация, униатская церковь, цензура.

по датам (вспоминают основные события Реформации в Европе)

1517 год.

1524-1526 гг.

1555 год.

1534 год.

по именам ( вспоминают основных идеологов Реформации и участников Контрреформации)

Мартин Лютер, 4.Филипп II,

Томас Мюнцер, 5. Игнатий Лойола,

Жан Кальвин, 6.Генрих VIII.

Материал учебника (п.11,12),пункты:

1.Причины религиозной революции; 2.«Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием»;3.Мартин Лютер;4. Борьба за Реформацию началась;5. «На этом стою. И не могу иначе»;6. «Спасение верой»;7. «Чья страна, того и вера..»;8. Жан Кальвин о предопределении человека;9.Кальвинистская церковь;10. «Рим кальвинизма»;11.Католическая церковь борется с ересью;12.Орден иезуитов;13. Попытки реформ и Тридентский собор.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Определение, причины и основные направления Реформации.

2. Начало Реформации. Лютеранство. Протестантизм.

3. Крестьянская война в Германии. Аугсбургский религиозный мир.

4. Кальвинизм — разновидность протестантизма.

Этапы урока:

1. Организационно-мотивационный (5 мин.).

2. Самостоятельная работа учащихся с учебными материалами (18 мин).

3. Выступления групп с отчетом об изученном материале (10 мин).

4. Осмысление и закрепление знаний (8 мин.).

5. Рефлексия, домашнее задание (4 мин).

1.Организационно-мотивационный этап урока.

Фронтальная беседа с классом с целью актуализации знаний и совместной постановки цели урока.

-Давайте вспомним, что такое Реформация?

-В какой стране началось это движение?

-Кто создал учение о спасении верой?

-Вы сочувствуете идеям Реформации? Каким, например?

-Как вы думаете, только ли Германию охватило движение за переустройство церкви? Почему вы так считаете?

-Что нам сегодня предстоит узнать?

Вместе с учащимися формулируем одну из задач урока: узнать о распространении Реформации в Европе.

-Как вы думаете, реформаторские учения в других странах будут похожи на лютеранство или будут совершенно другими?

-Что может быть общего?

Учитель сообщает, что реформаторское движение охватило Англию, Францию, Данию, Норвегию, Нидерланды, Швейцарию. Сегодня мы уделим внимание именно Швейцарии, где с 40-х годов XVI века разворачивался второй этап Реформации. При этом учитель интригует учащихся следующим заявлением:

-Но я не уверен, что идеям Реформации в Швейцарии вы будете сочувствовать…

-Мы уже знакомы с теми, кто проводил Реформацию, а о действиях каких участников событий мы пока мало знаем? Ученики отвечают, что необходимо узнать, как папа римский будет бороться с Реформацией.

-А может католическая церковь смирится с потерей авторитета, уважения, доходов? В ответ раздается дружное «нет». Как вы думаете, каким образом католическая церковь может вернуть свое прежнее влияние и власть? (Здесь важно, что предложат учащиеся, насколько их предложения потом разойдутся или будут соответствовать фактам).

Таким образом, мы поставили еще одну задачу урока. После этого на экране появляется слайд с темой урока и основными его познавательными задачами.

Реформация и контрреформация в Европе. Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.

2 этап урока: самостоятельная работа учащихся с учебными материалами.

Учитель предлагает учащимся изучить два главных вопроса новой темы в группах, а затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала, классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке. В данном случае эффективнее будут работать группы гомогенного состава. В небольшом классе возможно формирование двух групп – в одной – полезависимые учащиеся, в другой – поленезависимые (одна из важных характеристик первой группы – неумение выделять существенные детали, трудности с переносом знаний, поэтому задания для этой группы должны содержать косвенные указания на ответы; вторая группа – легко осуществляет перенос знаний и умений, умеет выделять существенные детали, нуждается в свободе познавательной деятельности). Задание группам.1.Гр.1.Учение Ж. Кальвина.2.Кальвинистьская церковь, жизнь верующих. 2Гр. Определите, какими способами папы и католическая церковь боролись против Реформации.

Группы получают материалы для изучения вопросов темы (см. приложение). Вторая группа приступает к самостоятельной работе. Учащимся первой группы 1 вопрос разбивается учителем на подпункты, им адресован следующий слайд:

Задание группам:1Гр.1.Учение Ж.Кальвина:Что такое «Божественное предопределение»? Можно ли узнать, к чему человек «предопределен» Богом? Как вести себя «отверженному»?

После ознакомления учащихся первой группы с материалами по 1 вопросу, учитель в ходе беседы с группой помогает учащимся понять и закрепить изученный материал. Затем ученики приступают к изучению второго вопроса:

Задание группам:1Гр.2.Кальвинистская церковь, жизнь верующих:какие права были у церковной общины? Какие качества человека ценились кальвинистами? Характеристика повседневной жизни последователей кальвинизма.

Пока первая группа изучает свой второй вопрос, учителю необходимо убедиться в глубине понимания изучаемого вопроса «Способы борьбы католической церкви с Реформацией» второй группой. В беседе с учениками можно коснуться следующих вопросов: какие способы борьбы с Реформацией вы выделили; как вы думаете, какие книги папа запретит читать верующим; на какой поступок решился бы иезуит ради церкви; ваше отношение к способам борьбы католической церкви за возврат верующих в свое лоно. Учитель оставляет вторую группу, которая продолжает работать над вопросом.

Учитель организует диалог с первой группой, изучавшей материалы о кальвинистской церкви.

-Кому подчинялась община верующих? Каких должностных лиц она избирала? Какие качества человека были ценимы кальвинистами? Чем занимается кальвинист в течение дня, чему он радуется, чего опасается, как одет, как проводит свободное время? Хотелось бы вам жить в кальвинистской Женеве?

После ответов учитель предлагает учащимся подумать, как в яркой, интересной форме сообщить классу об изученном материале. Чаще всего мы с ребятами приходим в выводу, что можно сущность нового материала выразить в сценке «Вечер в семье кальвинистов». С учащимися данной группы необходимо уточнить детали будущего выступления, иначе отдельные существенные моменты они могут пропустить: решаем, что действующими лицами будет купец, его жена, их дети; возможно, жена предложит мужу выбросить его старые стоптанные башмаки и купить новые; дочери могут просить у отца денег на сережки; сын захочет вечером пойти погулять; кто-то из детей наябедничает на другого, подавшего милостыню нищему; кто-то громко засмеется и т.д. Главная роль здесь достается купцу-отцу: именно от него семья должна услышать об учении Кальвина, о необходимости усердно трудиться, отец будет внушать домочадцам: «Молитесь и работайте!»; он будет распекать семью за расточительность, за разговоры во время долгой проповеди пастора в церкви; будет опасаться обыска в доме и т.д. Ученикам необходимо таким образом построить выступление, чтобы в нем нашли отражение изученные ими вопросы.

Пока первая группа продумывает сценарий, учитель выясняет, насколько учащимися второй группы понят материал, а также о форме представления своего вопроса. Учащиеся решают изложить основные способы борьбы католической церкви против Реформации в форме ролевой игры — пресс-конференции, главными участниками которой станут Папа римский, Игнатий Лойола, испанский король Филипп II, рядовые члены ордена иезуитов, с одной стороны, и «журналисты», обеспокоенных судьбой католической церкви, с другой стороны.

Еще несколько минут продолжается подготовка групп.

3 этап – выступление групп с отчетом об изученном материале.

На экране вновь проецируется слайд с заданиями группам (см. выше).

Учитель предваряет выступление:

-В 40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение.

Далее на фоне слайда следует выступление первой группы.

Ж.Кальвин выдвинул идею Божественного предопределения. Люди изначально поделены на тех, кто спасется и тех кто погибнет. Но это заранее неизвестно. Поэтому нужно вести себя как подобает Божественным избранникам.

Выступающим предлагается задать вопросы классу о кальвинизме. Дополнительно учитель ставит следующие проблемные вопросы:

-Согласны ли вы, что кальвинистское учение способствовало развитию предпринимательства? Почему?

-Какие слои населения горячо поддержат это учение, почему?

При наличии времени могут быть заданы также вопросы:

-Как вы думаете, в каком случае кальвинист мог получить пропуск, чтобы выйти на улицу после 9 часов вечера?

-Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?

Далее предлагается выступить второй группе, с объяснением, как католическая церковь, папы пытаются вернуть утерянные позиции и источник своих богатств – десятину — о контрреформации. Класс узнает об изменениях в нравственном облике пап и духовенства, об образовании «Общества Иисуса», о жестокости инквизиции, Филиппа II. Выступление группы может сопровождаться слайдами:

Участники выступления задают классу вопросы по своей теме. Учитель также задает вопрос классу:

-Дайте нравственную оценку действиям папы римского и католической церкви (какие их действия вы одобряете, с чем не согласны)?

Учитель обращает внимание ребят на то, что благодаря усилиям католической церкви в одних странах распространение Реформации было приостановлено и много протестантов обращено в католичество, а в других – Реформация была уничтожена. Здесь демонстрируется и комментируется слайд «Реформация в Европе в XVI веке»:

4 этап – осмысление и закрепление знаний.

-Как вы считаете, справились мы с познавательными задачами, поставленными в начале урока? Давайте проверим себя?

Задание 1 (совместное обсуждение):

Что из приведенного ниже характерно для кальвинизма, а что для католической церкви?

1.Своим избранникам Бог дарует успех в жизни.2.Лучше осудить невиновного, чем оставить без наказания виноватого.3.Папа- высший авторитет в делах веры.4.Стремление к накопительству, усердному труду.5.Духовенство- посредник между Богом и верующими.6.Крайняя нетерпимость к инакомыслящим.

2.Классификацию этих положений учащиеся делают письменно в тетради, затем обсуждают полученные результаты, после этого им предлагается проверить себя:

Ответы:

Кальвинизм-1.2.4.6. Католицизм-3.5.6.

Вместе анализируем возникшие затруднения.

-Да, обе стороны отличались крайней нетерпимостью к инакомыслящим, противники взялись за оружие (мы еще узнаем о религиозных войнах), проливалась кровь за веру. В кострах сжигали не только книги, но и их авторов. Все это «во славу Бога», во имя торжества доброго христианского учения. Какими средствами стремились к благой цели? Добрыми? Достойными? Учащиеся отвечают отрицательно.

-Можно пойти на обман, предательство ради благородной цели? Проводим обмен мнениями по данному вопросу.

-Значит вновь встает вопрос:

Цель оправдывает средства?

Справедливость не добывается нечестным путем. История доказывает, что недобрые средства приводят к тому, что результат тоже становится недобрым. В ходе борьбы между католиками и реформаторами выплеснулась такая взаимная ненависть, ожесточение, что это многих потрясло. Если бы у вас была возможность обратиться к европейцам XVI века, воюющим, враждующим друг с другом, что бы вы им сказали? Следуют краткие выступления ребят, призывающие к взаимному уважению взглядов, к терпимости, к признанию за каждым права на собственные взгляды и убеждения.

5 этап – рефлексия, домашнее задание.

Наш урок подходит к концу, давайте вместе оценим нашу работу на уроке. Вопрос учащимся 1 группы:

-Оцените с помощью трех прилагательных или существительных работу второй группы? (Учащиеся могут сказать, например: умные, талантливые, веселые или молодцы, историки, артисты).

-Ребята второй группы, оцените тремя словами работу первой группы.

-Какие моменты в их выступлении вы считаете удачными?

-Кого бы вы хотели похвалить?

-Какие слова вы хотели бы сказать о себе?

-Чему научил вас сегодняшний урок? Что вам больше запомнилось? Далее учитель, включаясь в игру, сам дает краткую характеристику работе класса на уроке и выражает уверенность в том, что ученикам не трудно будет справиться с домашним заданием, которое, кроме обязательного имеет и дополнительное задание. Учащиеся выбирают задание.

Задание на дом: (п.11-12)

1.Сравните Реформацию и контрреформацию (общее и различия).

2.Сравните лютеранство и кальвинизм (общее и различия).

3.Нарисуйте иллюстрацию каких-либо событий Реформации или Контрреформации.

Файлы: Памятник Нансену в Москве.docx
Размер файла: 1014788 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология