Автор конспекта:
Автор(ы): — Сухова Л.И.

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 10 г. Кулебаки, учитель русского языка и литературы

Регион: — Нижегородская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — методическая разработка урока литературы в 10 классе (на литературном краеведении)

Методическая разработка урока литературыв 10 классе
(на материалах литературного краеведения).
Смех – силе брат.
Цель: развитие личности, свободно действующей в культурологическом пространстве.
Форма урока: комплексный анализ текста.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста.
Оборудование: портрет В.Ф.Чернова, картина И.И.Левитана «Золотая осень»,Б.М.Кустодиева «Купчиха за чаем», выставка картин художника — кулебачанина В.Ф.Чернова,выставка сборниковстихов и прозы литературного объединения «Лира», в качестве музыкального сопровождения использована музыка В.Ф.Чернова.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя(на фоне музыки и сменяющихся слайдов карты Нижегородской области,въезда в город Кулебаки,здания Музея металлургов):
Нижегородская земля по праву гордится своими земляками.Достаточно вспомнить писателя Максима Горького, который рос и проходил свои "университеты" в Нижнем Новгороде, основоположника научного краеведения А. Мельникова-Печерского, композитора, основателя известной всему миру «Могучей кучки» М.А. Балакирева, механика-самоучку Ивана Кулибина.В историю края вошли имена многих декабристов-нижегородцев: М.П. Бестужева-Рюмина, В.И.Белавина, С.П.Трубецкого, В.Ф.Шаховского, Н.М.Муравьева… Еще одно широко известное имя, связанное с Н. Новгородом, — изобретатель радио А.С.Попов. В 1889-1898 гг. он заведовал ярмарочной электрической станцией.
В нашем крае жили, учились и работали выдающийся химик В.В. Марковников, разработавший теорию взаимного влияния атомов в химическом соединении; основоположник русской физиологической школы И.М. Сеченов; изобретатель метода получения из нефти высококачественных смазочных масел В.И. Рагозин.
Небольшой городок Кулебаки, расположенный к юго-западу от Нижнего Новгорода, тоже богат своими достижениями в области науки и техники. Здесь, в 190 километрах от Нижнего Новгорода, живут и трудятся люди, чьи имена известны кулебачанам. Это доктор технических наук Ю.В.Процив; директор Детско-юношеского центра Наталья Николаевна Щеткина -Почетный работник общего образования Российской Федерации, Член Союза пионерских организаций Нижегородской области; Смирнов Леонид Петрович, председатель Земского собрания; Ульянов Николай Семенович, учитель географии; Чернов Владимир Федорович, главный редактор газеты «Кулебакский металлист» и многие другие. Нам радостно знать, что их имена внесены в Почетную книгу«Кто есть кто? Нижегородская область» наряду с такими известными фамилиями, как Наумов Сергей Владимирович, Немцов Борис Ефимович, Скляров Иван Петрович, Носкова Ольга Владимировна…
Среди вышеперечисленных имен – имяглавного редактора нашей местной газеты -Владимира Федоровича Чернова. Кулебачанам он известен также как руководитель литературного объединения «Лира» — в «Кулебакском металлисте» часто можно встретить «Лирическую страничку», подготовленную В.Ф.Черновым. Это то немногое о Владимире Федоровиче, что общеизвестно.
«Чернов Владимир Федорович – главный редактор МУП «Редакционно-издательский центр «Кулебакский Металлист» с 1988 года…область научных, производственных, творческих интересов: литературное творчество, живопись, топонимия Нижегородской области. Призер и лауреат многих всесоюзных и всероссийских смотров художественной самодеятельности, участник многих художественных выставок разного уровня. Автор научных и методических работ. Член Союза журналистов России…Хобби: литературное творчество, живопись, музыка» — такая статья размещена в информационно-биографическом издании 2005 года «Кто есть кто? Нижегородская область».
II. Проверка домашнего задания. Рассказподготовленной ученицы о В.Ф.Чернове – художнике, композиторе, исследователе… с показом презентации.

Основные тезисы презентации:
Изучение творчества В.Ф.Чернова я решила начать со знакомства с его картинами. 1.Владимир Федорович выполняет свои картины, в основном, в жанре пейзажа, натюрморта. Жителям и гостям нашего города известныработы художника, выставляемые в разное время в городском Музее Металлургов. Это и«Теша», «Дыхание осени», «Улочка» и другие. Чаще всего на полотнах художника можно встретить знакомую местность: берега Теши, городской парк, родные улочки, окрестные деревеньки. Перед глазами встают до боли знакомые картины из детства. Природа, которую автор запечатлел в одном мгновении, создает ощущение присутствия. От нее неотделимо душевное состояние автора в момент создания картины.
В основном, в пейзажах преобладают теплые, звонкие цвета, через них автор не только выражает свою любовь к «малой» Родине, но и хочет показать другим ее красоту и неповторимость.
2. Второе увлечение В.Ф.Чернова – музыка. Баян, труба, балалайка, гитара, гармоника – инструменты, на которых играет композитор Чернов. Мелодии, созданные композитором Черновым, приятные, напевные. Они завораживают слушателей своим лиризмом, легко запоминаются. В музыкальных произведениях, как в картинах и в стихотворениях, выражаетсялюбовь автора к своей родине, своему краю, любовь искренняя, неподдельная.
3. Кулебакская земля всегда была богата талантливыми людьми. В их числе особое место занимают литераторы. По инициативе Владимира Федоровича в 1980 году начала работать литературная группа «Лира» при редакции газеты. «Лира» сразу же завоевала большую популярность и в городе, и в районе.
4. Вовсе неожиданным для меня оказалось то, что Владимир Федорович является исследователем. Он занимается топонимикой Нижегородской области. В своих исследованиях мордово-язычных топонимов он решительно отвергает общепринятую теорию происхождения названия «Кулебаки», «Велетьма» и других, приводя научные аргументы, очень убедительные и в то же время действительно обоснованные, доказывающие его точку зрения.
5. Владимир Федорович – человек, прекрасно владеющий навыками работы на компьютере, это «виртуоз». Компьютер – его следующее увлечение. И действительно, для Чернова компьютер, Интернет – «своя стихия» и своего рода – окно в мир информации, знакомства с людьми различных национальностей, проживающих в самых отдаленных уголках мира, переписка с ними, общение.
Познакомившись с таким замечательным человеком, как Владимир Федорович Чернов, я еще раз убедилась в том, что «талантливый человек талантлив во всем». Это яркая, творческая личность, поражающая своей энергией, жаждой познания, целеустремленностью. Все его творчество:и картины, и музыка, и стихотворения, и рассказы – все выражает необыкновенную любовь к Родине, природе родных мест.
Это настолько увлеченный человек, что, кажется, он ни минуты не сидит на месте. И скорее всего, так оно и есть. В его планах сейчас организовать персональную выставку картин, выпустить в свет свою новую художественную книгу о Кулебе… А еще одно желание исследователя – написать монографию по топонимике Нижегородской области. «Как выйду на пенсию», — смеется он.



III. Слово учителя: Сегодня мы поговорим о жанре юмористического рассказа, так как проза Владимира Федоровича в основном представлена юмористическими рассказами, в основе которых лежит комическая ситуация или смешное недоразумение.Итак, запишем тему сегодняшнего урока: «Смех – силе брат». Именно он помогает бороться с отрицательным в жизни, делает человека духовно более сильным, поддерживает дух критики и самокритики. «В смехе только выражается отношение к объекту осмеяния, дается его оценка, но вместе с тем просвечивается и сам смеющийся человек, уровень его культуры, характер его вкусов и т.д.» (Б.Дземидок. О комическом. – М., 1974)
Возьмем, к примеру, рассказ «Кран», в котором отцу не удается объяснить дочери, что такое кран. Автор передает детскую речь: «зняю», «водицька тецёт», «тозе вклюцяет». По моему мнению, автор включил детскую речь в рассказ с той целью, чтобы передать комичность диалога взрослого папы с маленькой дочерью.
Гаврилыч – персонаж, переходящий из рассказа в рассказ. Мы встречаемся с ним в«Лекторе», «Речи Гаврилыча перед книголюбами» и др. Уже исходя из названий видно, что этот герой любит поговорить перед публикой. И совершенно неважно, что Гаврилыч не готов к выступлению – он может вести разговор на любые темы, перед любой аудиторией: будь то классный час на международные темы у первоклассников, или собрание книголюбов. Прототипом Гарилыча явился мужичок,который был мужем сторожихиБолдинского заповедника. Все в Болдине называли его попросту дядя Вася.
Так как в рассказах речь в основном ведется о простых людях, то автором часто используются диалектные слова и выражения, характерные для жителей нашего края: «пращевай», «коли», «дуй» (в значении «иди») и др. Это создает атмосферу обыденности, сближает читателя с героями рассказов В.Ф.Чернова. Несмотря на то, что во всех них автор высмеивает какие-то человеческие пороки, он показывает всех героев бесхитростными и открытыми для общения.
— Анализ рассказа «День рождения».
1. Инсценировка рассказа подготовленными учениками.
2. Беседа по вопросам:
-К какому виду прозы относится данное произведение?(Рассказ)
-Дайте определение рассказа. (Рассказ – небольшое прозаическое произведение, рисующее одно, реже- несколько событий с малым количеством действующих лиц. Наряду с романом, повестью, сказкой рассказ относится к повествовательным жанрам литературы. В рассказе выделяются 3 части: завязка, кульминация, развязка.
Завязка – событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия рассказа.
Развязка – заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.)
— Назовите основные составляющие части этого рассказа.
-Важное место среди произведений художественной литературы занимает юмористический рассказ, в основе которого лежит комическая ситуация или смешное недоразумение. Юмор проявляется в манере повествования, в обрисовке внешности и языке героев. Вспомните авторов, которые писали в жанре юмористического рассказа.
— как вы считаете, почему автор именно так назвал свой рассказ?
— 3. Работа в группах.
Задания первой группе.«Портрет как средство создания образа литературного героя».
— Вспомните, что такое портрет.
— Подумайте, является ли портретное описание героя элементом создания его образа?
— Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры?
— Какие детали в облике героев автор описал более подробно и почему?
— Задания второй группе.«Особенности речи героев».
Запись в тетрадь: «Речевая характеристика — характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности».Исходя из этого определения, проследите за речью героев рассказа «День рождения».
— Указывает ли речь героев на то, о чем говорится в определении? Подтвердите ваши ответы цитатами из текста.
— К какому общему выводу вы пришли?
4. Подведение итогов работы групп.
IV. Заключение.
В рассказе «День рождения» автор изображает главного героя, в течение всей своей жизни не верящего «ни в бога, ни в чертей, ни в колдовские чары». И только в старости герой вспоминает пророчество цыганки, что проживет дед Архип «без бед семь десятков лет и на семьдесят первом году, в ночь перед Рождество, умрет». Изображая лежащего на диване деда Архипа, ждущего своей последней минуты, авторстрочками о том, как дед Архип вспоминает о далеких годах юности, о первых днях супружеской жизни, о рождении первого сына, подводит читателя кнеминуемой персонажа смерти. И когда кукушка прокуковала одиннадцать часов, дед Архип стал прощаться с бабкой Полиной, подумав, что нужно было сыновьям и дочери сообщить о его скорой смерти.
В конце рассказа, когда автор вновь возвращает нас в дом деда Архипа, мы слышим его «громкий, сочный, такой знакомый-презнакомый храп». Проснувшись утром, Архип стал плясать, весело припевая: «…праздник у меня седня. Тройной! День рождения, воскресенье и Рождество!»
— — Домашнее задание: Познакомиться с другими рассказами В.Ф.Чернова. Попробовать свои силы в написании юмористического рассказа.
(Вариант:составить рассказ, используя предложенные слова. В каждом предложении должно быть использовано по одному слову.Слова: девушка, костюм, цветок, ключ, крокодил, корабль, земля, солнце, радость, удовольствие).
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Пояснительная записка.
— Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за использованием языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка и литературы в школе.
Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.
Нижегородская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому, мне кажется, нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка и литературы. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.
Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении родному языку с учетом регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова г. Кулебаки и Нижегородской области), а также краеведческие материалы (факты истории, биографии знаменитых нижегородцев, очерки писателей).
Цель моей работы — показать, как можно учителю-словеснику на уроках использоватьместныйязыковой материал, который имеет и образовательный и воспитательный потенциал.
Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, диалекты, разговорный язык).
На уроках русского языка формируется языковая личность с ценным взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью.
Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. Все это даст возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.
Обращение к региональному компоненту в образовании, его разумно организованное изучение, овладение родной речью может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения.
"Изучение народного языка не исключает древних стихий нашей речи, во-первых, уже и потому, что в старинных памятниках нашей литературы постоянно сливается он с варваризмами, с речениями церковно-славянскими и пр." [Буслаев,1992:283]. То есть обращение к историческим фактам (очеркам, биографиям) неизбежно.
Главное в воспитании национального самосознания при обучении русскому (родному) языку состоит в том, чтобы показать, что именно родной язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью.
— — — — —

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология