Автор конспекта:
Автор(ы): — Кряжева Анна Владимировна
Место работы, должность: —
МБОУ ДОД "Центр детского творчества" г. Мичуринска, педагог дополнительного образования
Регион: — Тамбовская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Предмет(ы): — Другое
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: —
Оздоровительная гимнастика для детей с элементами йоги.
Использование оздоровительной методики «Йога»
для детей младшего возраста в объединениях
художественно-эстетической направленности (хореография)
как средство снижения заболеваемости воспитанников
Анализ заболеваемости детей дошкольного возраста показывает, что первое место занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями высок – 60-70%), на втором месте стоят паразитарные и инфекционные болезни, а затем – аллергические заболевания и болезни органов пищеварения.
Одним из важнейших признаков здоровья является физическое развитие ребенка. За последние двадцать лет отмечается рост количества функциональных отклонений у одного ребенка с возрастом. В четырехлетнем возрасте преобладающее большинство детей имеет одно – три отклонения со стороны различных функциональных систем (сердечнососудистой, желудочно-кишечной, нервной и др.), к шести годам их число почти у 50% детей возрастает до четырех-пяти. От 30 до 40% детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, 20-25% — со стороны носоглотки, невротические проявления отмечены у 30 – 40% детей младшего и 20 – 30% детей старшего дошкольного возраста, 10-25% дошкольников имеют отклонения со стороны сердечно- сосудистой системы (повышение артериального давления и др.), в шести-, семилетнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышение артериального давления. Растет число детей с отклонениями и заболеваниями органов пищеварения, костно-мышечной (нарушения осанки, сколиозы и др.) мочеполовой, эндокринной систем.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод: проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах.
В настоящее время происходят качественные изменения в осознании ценности жизни и здоровья человека. Но уровень здоровья населения в целом крайне низок. В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологии и другие специалисты. При этом должна быть преемственность, начиная с родителей, далее воспитателей, учителей и тд. Основной задачей должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
По опыту своей работы я убедилась в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей. Специалисты считают, что если сохранение здоровья человека не станет приоритетной задачей общества и не будут приняты меры, то в XXI веке в России не останется здоровых детей.
Поэтому я начала систематическую, целенаправленную работу по оздоровлению детей по всем направлениям и постаралась помочь родителям организовать ежедневную оздоровительную работу в семье.
Для этого мною используется оздоровительная методика «Йога для детей».
На санскрите слово «йога» означает «союз» или «соединение».
Йога представляет собой одну из здоровьесберегающих технологий, которую используют для защиты здоровья и релаксации с целью оздоровления детей, а также для лечения хронических заболеваний таких, например, как радикулит и атеросклероз коронарных артерий.
Йога для детей предполагает учет ведущего вида деятельности дошкольников – игры, которая сопровождает традиционные динамические упражнения. Такой подход позволяет не только удовлетворить потребность дошкольников в игре, но и действует успокаивающе и гармонизирует физическое и душевное состояние ребенка.
При этом не стоит забывать о том, что физическое развитие ведет за собой психическое. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи ребенка напрямую зависит от его физического развития, поэтому эту работу необходимо начинать с самого раннего возраста.
Йогу для детей не напрасно называют гимнастикой мозга. Когда мы не двигаемся и не развиваем вестибулярную систему, мы перестаем осознанно воспринимать информацию об окружающем мире, замыкаемся в себе. Так проявляется синдром гиперактивности у ребенка, или обратный – синдром замкнутости. А ограничение двигательной активности ребенка еще больше усугубляет ситуацию (чего, к сожалению, часто не понимают педагоги и родители).
Йога, как метод психофизической тренировки, помогает:
- совершенствовать дыхательную систему дошкольников;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей, расширять диапазон движения;
- развивать физические качества детей (силу, гибкость, выносливость и др.);
- формировать правильную осанку, улучшать координацию, владение телом, тренировать вестибулярный аппарат;
- сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов;
- учит детей чувствовать свое тело во время движений.
Йога для детей улучшает состояние всей кровеносной системы. Ежедневные упражнения на растягивание улучшают кровообращение в конечностях. Упражнения йоги тренируют основные кровеносные сосуды, сохраняя их проходимость и эластичность. Они помогают наполнить кровь кислородом и улучшить снабжение периферийных сосудов питательными веществами. Улучшение кровообращения означает, что мозг получит большее количество кислорода, улучшится память и настроение, ребенок становится более внимательным. Питательные вещества будут стабильно поступать в жизненно важные органы, а балластные вещества эффективно и своевременно удаляться из организма.
Предлагаю Вашему вниманию несколько упражнений йоги.
Упражнения начинаются с исходного положения. Они могут быть вертикальными и горизонтальными. Время пребывания в статическом положении определяется для каждой возрастной группы.
Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад
Терапевтический эффект:
Растягиваются прямые мышцы брюшного пресса. В результате обильного притока крови к позвоночнику и симпатическим нервам обновляются и очищаются все внутренние органы. Преодолевается скованность позвоночника и его деформация. Полезно для глубоко лежащих мышц живота и спины. Почки получают обильное кровообращение и очищение. Улучшается мозговая деятельность, наклон головы назад с прогибом способствует притоку крови в миндалины, аденоидам, очищая их, что помогает при простуде, ангинах, бронхитах, астме.
Поза Змеи: Исходное положение. Лечь на пол ничком, ноги вместе, ладони на полу на уровне плеч.
Дыхание: вдох в 1-ой фазе, выдох во 2-ой .
Поза лука: Исходное положение лечь ничком, руки вдоль туловища.
Дыхание: вдох в 1 фазе, выдох во 2 фазе.
Укрепление мышц спины и брюшного пресса
путем наклона вперед
Терапевтический эффект:
Растягиваются мышцы спины, ног. Воздействие на поясничные нервы растягивает и укрепляет их. Предупреждаются функциональные расстройства желудка, печени, кишечника, селезенки. Улучшается работа предстательной железы. Внутренние органы снабжаются кровью и очищаются. Улучшается гибкость позвоночника.
Поза растяжения спины: Исходное положение. Сесть в позу прямого угла (ноги вытянуть). Руки поднять вверх, ладонями вверх.
Поза лодки: Исходное положение. Сесть в позу прямого угла, носки оттянуты руки в упоре сзади или на поясе.
Птица: Исходное положение. Сесть в позу прямого угла, развести ноги в стороны, носки натянуть. Руки в стороны параллельно полу. Голова прямо.
Дыхание: вдох во 2-ой фазе, выдох в 1-ой.
Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в сторону
Терапевтический эффект:
Упражнения увеличивают приток крови к позвоночнику и нервам,что оказывает воздействие на весь организм. Укрепляется позвоночник, предупреждается его деформация. Тонизируются органы живота. Снимается нагрузка на сердце, легкие заполняются свежей кровью.
Поза треугольника. Исходное положение.
Стоя, ноги врозь, с полным вдохом поднять руки в стороны на высоту плеч ладонями вверх. Сделать выдох, наклонить туловище вправо до касания пальцами правой руки правого носка. В этом положении вертикально вытянуть руки и повернуть лицо вверх. Выпрямляясь, сделать выдох, а после секундной паузы с выдохом медленно наклониться влево.
Маятник: Исходное положение. Лечь на спину, ноги выпрямить, носки оттянуть. Руки в стороны, ладонями вниз.
Поза очищения огня:Исходное положение. Сесть на пол, ноги согнуть в коленях, пятки максимально придвинуть к ягодицам. Обхватить колени руками, голову прижать к коленям.
Укрепление мышц плечевого пояса
Терапевтический эффект:
Развивает силу рук, подвижность суставов плеча и рук. Оказывает стимулирующее действие на нервную систему. Укрепляет и освежает кровеносные сосуды.
Поза планки:Исходное положение. Лечь ничком. Ладони поставить на пол на уровне плеч пальцами вперед, руки согнуты в локтях. Ноги вместе, прямые носки упираются в пол.
Задачи: развивать пластику, гибкость, воображение, речевой аппарат, научить детей навыкам саморегуляции и расслабления.
Гимнастикой с элементами хатха – йоги можно заниматься с любого возраста. Основное внимание в ней уделяется статическому удержанию позы. Выполнение упражнений сочетается со спокойным дыханием и расслаблением. Каждое упражнение разучивается отдельно. Показ сопровождается пояснением. Изучая упражнение, желательно создать образ, который будет доступный детскому воображению и пониманию. Важно вызвать у ребенка желание войти в этот образ.
Продолжительность занятий от 5-7 минут до 10-20 минут. Заниматься необходимо за 30-40 минут до еды или через 2.5 — 3 часа после еды.
Файлы: Йога .doc
Размер файла: 60416 байт.