Автор конспекта:
Автор(ы): — Кряжева Анна Владимировна

Место работы, должность: —

МБОУ ДОД "Центр детского творчества" г. Мичуринска, педагог дополнительного образования

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Предмет(ы): — Другое

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: —

Оздоровительная гимнастика для детей с элементами йоги.

Использование оздоровительной методики «Йога»

для детей младшего возраста в объединениях

художественно-эстетической направленности (хореография)

как средство снижения заболеваемости воспитанников

Анализ заболеваемости детей дошкольного возраста показывает, что первое место занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями высок – 60-70%), на втором месте стоят паразитарные и инфекционные болезни, а затем – аллергические заболевания и болезни органов пищеварения.

Одним из важнейших признаков здоровья является физическое развитие ребенка. За последние двадцать лет отмечается рост количества функциональных отклонений у одного ребенка с возрастом. В четырехлетнем возрасте преобладающее большинство детей имеет одно – три отклонения со стороны различных функциональных систем (сердечнососудистой, желудочно-кишечной, нервной и др.), к шести годам их число почти у 50% детей возрастает до четырех-пяти. От 30 до 40% детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, 20-25% — со стороны носоглотки, невротические проявления отмечены у 30 – 40% детей младшего и 20 – 30% детей старшего дошкольного возраста, 10-25% дошкольников имеют отклонения со стороны сердечно- сосудистой системы (повышение артериального давления и др.), в шести-, семилетнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышение артериального давления. Растет число детей с отклонениями и заболеваниями органов пищеварения, костно-мышечной (нарушения осанки, сколиозы и др.) мочеполовой, эндокринной систем.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод: проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах.

В настоящее время происходят качественные изменения в осознании ценности жизни и здоровья человека. Но уровень здоровья населения в целом крайне низок. В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологии и другие специалисты. При этом должна быть преемственность, начиная с родителей, далее воспитателей, учителей и тд. Основной задачей должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

По опыту своей работы я убедилась в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей. Специалисты считают, что если сохранение здоровья человека не станет приоритетной задачей общества и не будут приняты меры, то в XXI веке в России не останется здоровых детей.

Поэтому я начала систематическую, целенаправленную работу по оздоровлению детей по всем направлениям и постаралась помочь родителям организовать ежедневную оздоровительную работу в семье.

Для этого мною используется оздоровительная методика «Йога для детей».

На санскрите слово «йога» означает «союз» или «соединение».

Йога представляет собой одну из здоровьесберегающих технологий, которую используют для защиты здоровья и релаксации с целью оздоровления детей, а также для лечения хронических заболеваний таких, например, как радикулит и атеросклероз коронарных артерий.

Йога для детей предполагает учет ведущего вида деятельности дошкольников – игры, которая сопровождает традиционные динамические упражнения. Такой подход позволяет не только удовлетворить потребность дошкольников в игре, но и действует успокаивающе и гармонизирует физическое и душевное состояние ребенка.

При этом не стоит забывать о том, что физическое развитие ведет за собой психическое. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи ребенка напрямую зависит от его физического развития, поэтому эту работу необходимо начинать с самого раннего возраста.

Йогу для детей не напрасно называют гимнастикой мозга. Когда мы не двигаемся и не развиваем вестибулярную систему, мы перестаем осознанно воспринимать информацию об окружающем мире, замыкаемся в себе. Так проявляется синдром гиперактивности у ребенка, или обратный – синдром замкнутости. А ограничение двигательной активности ребенка еще больше усугубляет ситуацию (чего, к сожалению, часто не понимают педагоги и родители).

Йога, как метод психофизической тренировки, помогает:

  • совершенствовать дыхательную систему дошкольников;
  • совершенствовать двигательные умения и навыки детей, расширять диапазон движения;
  • развивать физические качества детей (силу, гибкость, выносливость и др.);
  • формировать правильную осанку, улучшать координацию, владение телом, тренировать вестибулярный аппарат;
  • сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов;
  • учит детей чувствовать свое тело во время движений.

Йога для детей улучшает состояние всей кровеносной системы. Ежедневные упражнения на растягивание улучшают кровообращение в конечностях. Упражнения йоги тренируют основные кровеносные сосуды, сохраняя их проходимость и эластичность. Они помогают наполнить кровь кислородом и улучшить снабжение периферийных сосудов питательными веществами. Улучшение кровообращения означает, что мозг получит большее количество кислорода, улучшится память и настроение, ребенок становится более внимательным. Питательные вещества будут стабильно поступать в жизненно важные органы, а балластные вещества эффективно и свое­временно удаляться из организма.

Предлагаю Вашему вниманию несколько упражнений йоги.

Упражнения начинаются с исходного положения. Они могут быть вертикальными и горизонтальными. Время пребывания в статическом положении определяется для каждой возрастной группы.

Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад

Терапевтический эффект:

Растягиваются прямые мышцы брюшного пресса. В результате обильного притока крови к позвоночнику и симпатическим нервам обновляются и очищаются все внутренние органы. Преодолевается скованность позвоночника и его деформация. Полезно для глубоко лежащих мышц живота и спины. Почки получают обильное кровообращение и очищение. Улучшается мозговая деятельность, наклон головы назад с прогибом способствует притоку крови в миндалины, аденоидам, очищая их, что помогает при простуде, ангинах, бронхитах, астме.

Поза Змеи: Исходное положение. Лечь на пол ничком, ноги вместе, ладони на полу на уровне плеч.

  • Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться насколько возможно, запрокидывая голову назад. Задержаться нужное время.
  • Медленно вернуться в исходное положение.
  • Дыхание: вдох в 1-ой фазе, выдох во 2-ой .

    Поза лука: Исходное положение лечь ничком, руки вдоль туловища.

  • Ухватить руками ноги выше щиколотки(колени должны слегка касаться друг друга). Прогнуться , поднимая слегка голову, грудь, бедра, насколько выше над уровнем пола. Задержаться нужное время.
  • Вернуться в исходное положение
  • Дыхание: вдох в 1 фазе, выдох во 2 фазе.

    Укрепление мышц спины и брюшного пресса

    путем наклона вперед

    Терапевтический эффект:

    Растягиваются мышцы спины, ног. Воздействие на поясничные нервы растягивает и укрепляет их. Предупреждаются функциональные расстройства желудка, печени, кишечника, селезенки. Улучшается работа предстательной железы. Внутренние органы снабжаются кровью и очищаются. Улучшается гибкость позвоночника.

    Поза растяжения спины: Исходное положение. Сесть в позу прямого угла (ноги вытянуть). Руки поднять вверх, ладонями вверх.

  • Не сгибая ног нагнуться вперед, стараясь прямыми руками достать пальцы ног. Нагнуться ниже, и коснуться лбом колен руки при этом сгибаются в локтях. Задержаться нужное время.
  • Дыхание: вдох во 2 фазе, выдох в 1 фазе.
  • Поза лодки: Исходное положение. Сесть в позу прямого угла, носки оттянуты руки в упоре сзади или на поясе.

  • Не сгибая ноги, сохраняя оттянутые носочки, медленно поднять их в вертикальное положение, стараясь коснуться лицом коленей.
  • Вернуться в исходное положение. Дыхание нормальное.
  • Птица: Исходное положение. Сесть в позу прямого угла, развести ноги в стороны, носки натянуть. Руки в стороны параллельно полу. Голова прямо.

  • Наклонится вперед, стараясь коснуться руками пальцев ног. Колени не сгибать. Стараться коснуться головой пола, затем лечь на пол грудью. Руки прямые.
  • Вернуться в исходное положение.
  • Дыхание: вдох во 2-ой фазе, выдох в 1-ой.

    Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в сторону

    Терапевтический эффект:

    Упражнения увеличивают приток крови к позвоночнику и нервам,что оказывает воздействие на весь организм. Укрепляется позвоночник, предупреждается его деформация. Тонизируются органы живота. Снимается нагрузка на сердце, легкие заполняются свежей кровью.

    Поза треугольника. Исходное положение.

    Стоя, ноги врозь, с полным вдохом поднять руки в стороны на высоту плеч ладонями вверх. Сделать выдох, наклонить туловище вправо до касания пальцами правой руки правого носка. В этом положении вертикально вытянуть руки и повернуть лицо вверх. Выпрямляясь, сделать выдох, а после секундной паузы с выдохом медленно наклониться влево.

    Маятник: Исходное положение. Лечь на спину, ноги выпрямить, носки оттянуть. Руки в стороны, ладонями вниз.

  • Не разводя ноги и не сгибая их в коленях, поднять ноги в вертикальное положение, затем наклонить вправо до касания пола.
  • Поднять ноги в вертикальное положение и наклонить их влево до касания пола.
  • Поза очищения огня:Исходное положение. Сесть на пол, ноги согнуть в коленях, пятки максимально придвинуть к ягодицам. Обхватить колени руками, голову прижать к коленям.

  • Перекатится на спину.
  • Вернуться в исходное положение.

  • Укрепление мышц плечевого пояса

    Терапевтический эффект:

    Развивает силу рук, подвижность суставов плеча и рук. Оказывает стимулирующее действие на нервную систему. Укрепляет и освежает кровеносные сосуды.

    Поза планки:Исходное положение. Лечь ничком. Ладони поставить на пол на уровне плеч пальцами вперед, руки согнуты в локтях. Ноги вместе, прямые носки упираются в пол.

  • Выпрямляя руки, поднять тело, опираясь на руки и пальцы ног. Туловище и ноги должны составлять прямую линию. Не поднимать голову. Задержаться нужное время.
  • Задачи: развивать пластику, гибкость, воображение, речевой аппарат, научить детей навыкам саморегуляции и расслабления.

    Гимнастикой с элементами хатха – йоги можно заниматься с любого возраста. Основное внимание в ней уделяется статическому удержанию позы. Выполнение упражнений сочетается со спокойным дыханием и расслаблением. Каждое упражнение разучивается отдельно. Показ сопровождается пояснением. Изучая упражнение, желательно создать образ, который будет доступный детскому воображению и пониманию. Важно вызвать у ребенка желание войти в этот образ.

    Продолжительность занятий от 5-7 минут до 10-20 минут. Заниматься необходимо за 30-40 минут до еды или через 2.5 — 3 часа после еды.

    Файлы: Йога .doc
    Размер файла: 60416 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология