Автор конспекта:
Автор(ы): — Болдырева Анна Владимировна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №8″, учитель истории и обществознания

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Педагогика

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: — В данной работе рассмотрим алгоритм конструирования и использования одного из видов учебных исторических игр – тренировочных игр (игр с правилами). Игры с правилами включают такие виды игр, как кроссворды, сканворды, лото, викторины, чайнворды и др. Приступая к подготовке исторических игр, учитель всегда должен видеть конечную цель – не только расширять знания учащихся, но и активизировать их самостоятельную деятельность, совершенствовать их познавательные способности, научить учащихся анализировать факты, выявлять связи и закономерности и развивать умение применять их в новых условиях.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»

Статья:

« Методические аспекты конструирования и

использования учебных исторических игр».

Учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ № 8» Болдырева А.В.

г.Астрахань – 2010г.

«Игра – это создание типичных для профессии

ситуаций и нахождение в них практических

решений».

(С.И.Ожегов)

Методика обучения любому предмету или виду деятельности определяется прежде всего содержанием изучаемого предмета, целями обучения, возрастными особенностями учащихся. В понимании этого лежит ключ к решению вопроса об особенностях методики исторических игр по сравнению с методикой общих курсов. Методика разработки и использования исторических игр, будучи тесно связана с методикой основных исторических курсов и опираясь на ее принципы, в то же время развивает и значительно усиливает отдельные ее стороны, что придает ей известную специфику. К ней относятся: углубление знаний, развитие разносторонних интересов и способностей учащихся.

В данной работе рассмотрим алгоритм конструирования и использования

одного из видов учебных исторических игр – тренировочных игр (игр с правилами). Игры с правилами включают такие виды игр, как кроссворды, сканворды, лото, викторины, чайнворды и др. Приступая к подготовке исторических игр, учитель всегда должен видеть конечную цель – не только расширять знания учащихся, но и активизировать их самостоятельную деятельность, совершенствовать их познавательные способности, научить учащихся анализировать факты, выявлять связи и закономерности и развивать умение применять их в новых условиях.

Игры с правилами характеризуются следующими признаками:

ü жестко фиксированные правила;

ü наличие общей темы, объединяющей вопросы кроссворда, викторины, лото,

чайнворда и т.п.;

ü состязательность, способная довести мотивацию до азарта.

Основой для составления игр с правилами являются:

ü исторические документы;

ü прозаические жанры художественной литературы;

ü поэтические произведения.

Несмотря на то, что поэтические произведения содержат емкие и образные характеристики историческим личностям, событиям и явлениям, повышают эффективность запоминания и создают положительный эмоциональный настрой,

педагоги, при составлении игр с правилами, используют их редко. Это объясняется трудоемкостью и кропотливостью отбора стихотворных произведений,

нахождения в них ярких, образных и эмоциональных фрагментов, способствующих созданию у учащихся представлений о личностях и событиях прошлого.

При отборе стихотворных фрагментов необходимо помнить, что они должны соответствовать следующим параметрам:

· краткость;

· историческая достоверность;

· легкая воспринимаемость на слух;

· художественная ценность.

Но, не стоит забывать и о том, что большинство детей информацию на слух воспринимают хуже, чем печатную, поэтому фрагменты стихотворных произведений должны быть обязательно и в печатном варианте. Приведем пример

таких фрагментов для викторины «О ком сказано?»:

«…Он учил за годом год,

За поколеньем поколенье,

Что есть слова: «Идти вперед»,

Но нету слова «отступленье».

( И.Сельвинский об А.Суворове)

« Бесовский сын, расстрига окаянный

Прослыть умел Димитрием в народе,

Он именем царевича, как ризой

Украденной, бесстыдно облачился».

( А.С.Пушкин о Лжедмитрии)

Чтобы учащиеся могли одновременно воспринять содержание стиха и соотнести заложенную в нем информацию с уже имеющейся, учителю необходимо зачитывать фрагменты стихотворений несколько раз, выделяя интонацией имена, географические названия, исторические факты. При разработке и моделировании исторических игр с правилами необходимо придерживаться следующего алгоритма действий: игра должна быть поэтапной; каждый этап игры основан на совместной деятельности учителя и учащихся.

Подготовительный этап:

1.Деятельность учителя:

· выделяет исторические объекты, представления о которых формируются с помощью игры;

· определяет игровую задачу, образовательную, развивающую и воспитательную цель игры;

· объединяет общей темой вопросы и задания игры;

· продумывает методику проведения игры (методические приемы, средства

обучения, средства наглядности, способы определения победителей, систему

поощрений и подсчёта баллов);

· исходя из цели и содержания игры, планирует домашнее задание.

2. Деятельность учащихся:

· повторяют учебный материал, определенный учителем в качестве домашнего задания;

· заранее составляют задания для исторической игры по сообщенной учителем теме.

Игровой этап: 1. Деятельность учителя:

· для эффективного проведения игры повторяет необходимый фактический и теоретический материал;

· во вступительном слове пытается создать у учащихся положительный настрой на участие в игре;

· сообщает и напоминает правила игры;

· регулирует процесс игры (соблюдение правил игры, исправление ответов

учащихся).

2. Деятельность учащихся:

· воспринимают и осознают сообщенную учителем игровую задачу;

· вспоминают учебный исторический материал, необходимый для правильного ответа;

· предлагают варианты ответов на вопросы игры;

· выполняют основную задачу игры, поставленную учителем в ее начале.

Аналитический этап:

1. Деятельность учителя:

· отмечает наиболее интересные и осознанные ответы учащихся;

· называет типичные ошибки в ответах учащихся;

· производит подсчет баллов, определяет победителей игры;

· выясняет мнения учащихся относительно проведенной игры.

2. Деятельность учащихся:

· высказывают мнения относительно занимательности игры и методики ее проведения;

· участвуют в определении победителей;

· высказывают критические замечания по организации и проведению игры.

В заключение остановимся на эффективности использования исторических игр в школьной практике и их значения в творческо – поисковой деятельности учащихся. Можно говорить о таких показателях эффективности исторических игр, как:

1. Формирование устойчивого интереса к исторической науке и ее практическому применению.

2. Повышение исторического образования на основе ее углубленного изучения.

3. Развитие творческого воображения, неординарного мышления.

4. Воспитание в детях сопереживания и сочувствия.

5. Оказание положительного воздействия на формирование детского коллектива, развитие неформальных отношений среди учащихся.

6. Побуждение учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений.

7. Активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие их души и потребности к самосовершенствованию и саморазвитию.

8. Обеспечение дифференцированного обучение, индивидуального подхода к учащимся с разными интересами и уровнями знаний.

9. Рост практических умений к занятиям в сфере культуры, повышение общего развития, успеваемости по другим предметам, активности в различных видах школьной деятельности.

Необходимо отметить роль исторических игр в повышении профессионального уровня учителя. Ведь учитель, применяющий в своей практике широкий спектр учебных игр, значительно совершенствует не только свое знание предмета, но и свое методическое мастерство. Обучая учащихся методике исторических игр, он сам глубже овладевает ею, совершенствует свое умение руководить самостоятельной работой учащихся, знакомиться с процессом индивидуального развития школьников, активно ему содействовать, оказывать существенное влияние на формирование личности школьников. Стоит согласиться с высказыванием выдающегося педагога В.А.Сухомлинского, который отмечал, что «без игры школа превращается в скучнейшее казенное заведение, которое сушит ум и опустошает сердце».

Литература :

1. Аникеева Н.А. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987 г.

2. Вагин А.А. Художественная литература в преподавании новой истории (1640 – 1917г.г.): Хрестоматия. — М.: Просвещение, 1987 г.

3. Ворожейкина Н.И. Активизация учебной деятельности четвероклассников при изучении истории СССР. — М.: Просвещение, 1988 г.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. -М.: Просвещение, 2000 г.

5. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М.: Просвещение, 1988 г.

6. История: внеклассные мероприятия. 5-11 кл. / авт.-сост. Н.В.Кузьмина.-Волгград: Учитель, 2007 г.

7. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира: Методическое пособие. — М.: Т.Ц. Сфера, 2003 г.

8. Кулагина Г.А. 100 игр по истории: пособие для учителя. — М.: Просвещение. 1983 г.

9. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории: Методические рекомендации.- Астрахань, 1995 г.

10. Миронов А. Игровые формы обучения // История. – 1996 г. — № 14.

11. Румынина В.В. Использование форм популярных телепередач во внеклассной работе // Преподавание истории в школе. – 1988 г.- № 3.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978 г.

Файлы: Мы многонациональный народ №19.pptx
Размер файла: 1495616 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология