Автор конспекта:
Автор(ы): — Баина Ирина

Место работы, должность: — МОУ СОШ №14 им.В.Н.Лататуева г.Ярославля, учитель русского языка и литературы

Регион: — Ярославская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Право

Цель урока: —

научить применять на практике знания, полученные о литературном произведении в ходе его анализа, научить соотносить литературное произведение с фактами общественной жизни, показать структуру судебного процесса, развить представление о неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Краткое описание: — После анализа текста обучающиеся получают индивидуальные задания – написание сочинений-выступлений на суде. Свою роль каждый выбирает самостоятельно (судья, прокурор, адвокаты, подсудимые, свидетели). В ходе работы над сочинениями обучающиеся получают консультации учителя по стилистическому и лексическому оформлению своих работ, а также по содержательному компоненту. Например, обучающиеся, выбравшие роли свидетелей и подсудимых, могут использовать разговорную, эмоционально-окрашенную лексику, опираясь на реплики героев и авторские комментарии, использовать разговорный стиль, а стороны защиты и обвинения должны оперировать фактами и терминами, используя официально-деловой и публицистический стили общения. Кроме того, эти обучающиеся должны говорить о событиях, описанных в очерке, как об историческом факте, так как в основе рассказа лежит фактический материал, ознакомиться с кодексом по вопросам наказания за убийство, формой составления заключения судебно-медицинской экспертизы и процедурой ведения судебного процесса. Таким образом происходит интеграция с обществознанием, правом и историей. Дополнительные консультации обучающиеся получают у учителей названных предметов.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы


Методические рекомендации по подготовке и проведению интегрированного урока-суда по литературе «Суд над Измайловой Екатериной Львовной и Сергеем Филлиповичем» (по очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») в 10 классе.

Цели урока: научить применять на практике знания, полученные о литературном произведении в ходе его анализа, научить соотносить литературное произведение с фактами общественной жизни, показать структуру судебного процесса, развить представление о неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Задачи: развитие универсальных учебных действий:

  • личностных (нравственно-эстетическая ориентация), регулятивных (планирование, прогнозирование, коррекция, саморегуляция);
  • познавательных (выделение и формулирование цели, поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных методов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности);
  • логических (установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ, доказательства);
  • коммуникативных (планирование сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами языка).

Формы работы обучающихся: написание сочинений, выступления, подготовленные на материале сочинений с элементами театрализации (ролевая игра), диспут, обсуждение итогов диспута и принятие коллективного решения.

Формы работы учителя: консультирование, делегирование полномочий, сопровождение и корректировка деятельности обучающихся на уроке, оценка деятельности обучающихся.

Подготовка к уроку.

Подготовка к уроку-суду начинается на предшествующих уроках («Трагизм русской жизни по очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»), на которых анализируется система образов произведения, способы раскрытия характеров, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, обсуждается исторический контекст (очерк написан по фактическому материалу), проводится сравнительный анализ характеров и поступков Екатерины Измайловой и Катерины Кабановой (А.Н. Островский «Гроза»), обсуждается проблематика и смысл названия произведения, собирается рабочий материал к уроку-суду.

После анализа текста обучающиеся получают индивидуальные задания – написание сочинений-выступлений на суде. Свою роль каждый выбирает самостоятельно (судья, прокурор, адвокаты, подсудимые, свидетели).

В ходе работы над сочинениями обучающиеся получают консультации учителя по стилистическому и лексическому оформлению своих работ, а также по содержательному компоненту.

Например, обучающиеся, выбравшие роли свидетелей и подсудимых, могут использовать разговорную, эмоционально-окрашенную лексику, опираясь на реплики героев и авторские комментарии, использовать разговорный стиль, а стороны защиты и обвинения должны оперировать фактами и терминами, используя официально-деловой и публицистический стили общения. Кроме того, эти обучающиеся должны говорить о событиях, описанных в очерке, как об историческом факте, так как в основе рассказа лежит фактический материал, ознакомиться с кодексом по вопросам наказания за убийство, формой составления заключения судебно-медицинской экспертизы и процедурой ведения судебного процесса. Таким образом происходит интеграция с обществознанием, правом и историей. Дополнительные консультации обучающиеся получают у учителей названных предметов.

Роль судьи на таком уроке заключается в контроле соблюдения процедуры судебного процесса, своевременном предоставлении слова его участникам, контроле за порядком в «зале суда», в том числе корректности поведения всех присутствующих.

После того как работы сданы и проверены, учитель выставляет за них первую оценку. Так как обучающихся больше, чем ролей на суде (а урок можно проводить и с двумя параллельными классами сразу), учитель предоставляет право выступления на суде тем обучающимся, которые написали более интересные работы. За свою работу на уроке обучающиеся получают вторую оценку, которая ставится за следующие умения: правильно и стилистически оправданно отвечать на предложенные вопросы, вести конструктивный диалог, целеустремленно, но корректно отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонентов в своей правоте. Авторы остальных сочинений также имеют возможность получить вторую оценку за урок. Они составляют суд присяжных, и их работа заключается в умении задавать грамотные и продуманные вопросы и подсудимым, и свидетелям для выяснения обстоятельств дела. Такие действия, с точки зрения процедуры ведения судебного процесса, неправомерны, но дают возможность развивать коммуникативные, познавательные и логические универсальные учебные действия обучающихся.

Необходимо сказать о том, что у некоторых героев очерка, выступающих на суде в качестве свидетелей, нет имен. Обучающиеся придумывают их сами и через судью (до урока) согласуют с другими участниками процесса. Далее в рекомендациях к ходу урока «безымянные персонажи» названы по авторскому варианту.

Перед уроком-судом необходимо расставить мебель в соответствии с требованиями проведения судебного процесса. На уроке обучающиеся (по желанию или общей договоренности) могут использовать костюмы или их элементы.

Ход урока-суда.

  • Расстановка всех действующих лиц судебного заседания по местам.
  • Объявление судьей темы судебного заседания.
  • Чтение обвинения государственным обвинителем – представителем прокуратуры.
  • Предоставление доказательств обвинения: заключение судебно-медицинской экспертизы, вещественные доказательства.
  • Выступление свидетелей обвинения (ямщик, бабушка Феди Лямина, старый приказчик).
  • Выступление стороны защиты обвиняемого – адвоката Сергея.
  • Выступление свидетелей защиты Сергея (слуга, посланный «за Зиновием Борисовичем», «один из молодцов» – слуга в доме Измайловых).
  • Выступление стороны защиты обвиняемой – адвоката Катерины.
  • Выступление свидетелей Катерины (кухарка Аксинья, бабушка Феди Лямина).
  • Прения сторон.
  • Последнее слово подсудимого Сергея.
  • Последнее слово подсудимой Катерины.
  • Дополнения сторон обвинения и защиты.
  • Прения суда присяжных заседателей (сценическая условность: «как будто» происходят в другом помещении).
  • Вердикт суда присяжных заседателей (оглашает Председатель: «Виновен», «Невиновен», «Виновен, но суд присяжных заседателей просит учесть уважаемый суд следующие смягчающие обстоятельства…»).
  • Приговор суда.
  • Закрытие судебного заседания.
  • Далее следует рефлексия присутствующих «в зале суда» (сигнальная таблица, в которой условными обозначениями трех цветов обучающиеся определяют свою позицию: 1 – я согласен с решением суда, 2 – я не согласен с решением суда, 3 – я частично не согласен с решением суда).

    После окончания урока-суда проводится его анализ, который начинается с работы с сигнальной таблицей. Обучающиеся аргументируют свой выбор цвета, анализируя степень умения участников судебного процесса вести конструктивный диалог, отстаивать свою точку зрения, отвечать на предложенные вопросы. На основании такого обсуждения и собственных наблюдений учителя обучающиеся получают вторую оценку.

    Благодаря нетрадиционной форме урока и технологии развивающего обучения, используемого на нем, учитель решает поставленные задачи и добивается намеченных целей.

    Файлы: К уроку.ppt
    Размер файла: 1203712 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология