Автор конспекта:
Автор(ы): — Шашкова Елена Петровна
Место работы, должность: — МБОУ СОШ№1
Регион: — Кемеровская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемое оборудование: —
КИМы ЕГЭ
Краткое описание: — Инструкция по выполнению части А по русскому языку. Даны методические рекомендации по выполнению заданий с 1 по 10.
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Инструкция по выполнению части А
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) кухОнный
2) докУмент
3) обОстришь
4) тОрты.
В данном случае правильным вариантом ответа будет четвертый – тОрты (как шАрфы, бАнты, пОрты, бОрты и мАнты).
Слова, в которых выпускники чаще всего делают ошибки: портфЕль, доцЕнт, медикамЕнты, хозЯева, срЕдства, свЁкла, красИвее, звонИшь, облегчИл, нАчал, бралА, взялА, кОмпас, киломЕтр, сантимЕтр, децимЕтр, рАпорт, каталОг, апострОф, баловАть, валовОй, вероисповЕдание, включИшь, вручИшь, гЕнезис, граждАнство, дефИс, диспансЕр, жалюзИ, завИдно, звонИшь, исчЕрпать, каучУк, мусоропровОд, намЕрение, обспЕчение, оптОвый, Отраслей, пАмятуя, по средАм, предвосхИтить, премировАть, принУдить, сирОт, сосредотОчение, столЯр, углубИть, украИнский, упорЯдочение, упрОчение, фенОмен, ходАтайство, христианИн, щавЕль
Глаголы:гнал, гналА, гнАло, гнАли;
зАдал, задалА, зАдало, зАдали;
нАчал, началА, нАчало, нАчали;
Отнял, отнялА, Отняло, Отняли;
прИдал, придалА, прИдало, прИдали;
брАлся, бралАсь, бралОсь, бралИсь;
взят, взятА, взЯто, взЯты;
нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;
прИнят, принятА, прИнято, прИняты;
клал, клАла, клАло, клАли.
Список всех слов, которые могут быть использованы в задании А1.
А2. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить слово ДИПЛОМАНТ?
1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идет на лад.
4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
Верным ответом является четвертый (дипломант — человек, награжденный дипломом).
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более пятиста человек
2) инженеры
3) наисложнейший
4) в день именин.
В первом варианте задания мы видим типичную ошибку в образовании формы слова.
Окончания существительных Р.П. множественного числа.
Многие имена существительные мужского рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих) имеют в родительном падеже множественного числа так называемое нулевое окончание. Сюда относятся:
1) названия предметов, употребляющихся обычно парами: ботинок, валенок, мокасин, сапог (но: сапогов-скороходов), чулок (но: носков); (без) погон, эполет;
2) названия некоторых национальностей, главным образом с основой на ни р: англичан, армян, болгар, грузин, турок, хазар, цыган; но: бедуинов, негров, сванов, калмыков, киргизов, мегрелов, монголов и т.д.
3) названия воинских групп: (отряд) партизан, солдат; но: минеров, саперов; в собирательном значении — рота гренадер, гардемарин, кадет; эскадрон гусар; при обозначении отдельных лиц — (трех) гренадеров, гусаров, гардемаринов, кадетов;
4) некоторые названия единиц измерения: ампер, ватт, вольт; вариативные формы: граммов — грамм, килограммов — килограмм, каратов — карат, кулонов — кулон;
Окончание -овсохраняется в формах: абрикосов, апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов.
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возражая против отдельных положений доклада,
1) началась дискуссия.
2) большую роль играет культура спора.
3) присутствующие в целом согласились с докладчиком.
4) выступление в целом произвело хорошее впечатление.
Исходная часть предложения представляет собой деепричастный оборот. Посмотрим, что получается при соединении данной в задании части и вариантов:
1) дискуссия началась, возражая против отдельных положений доклада
2) культура спора играет большую роль, возражая против отдельных положений доклада
3) присутствующие в целом согласились, возражая против отдельных положений доклада
4) выступление в целом произвело хорошее впечатление, возражая против отдельных положений доклада.
Ни в одном из вариантов, кроме третьего, нет указания на субъекта, который мог бы возражать. Ни дискуссия, ни культура спора, ни выступление возражать не могут. Возражать против чего-либо в данном случае могут только присутствующие.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) "Мойдодыр", написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нем.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
Если у кого-то выполнение данного задания вызывает затруднения, рекомендую ознакомиться с синтаксической нормой русского языка.
А6-А11. Задания по тексту.
(1)… (2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3) Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4) Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5) Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)… компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.
А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Персональные компьютеры — это универсальные устройства для обработки информации.
2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.
3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.
4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жестких дисках.
Чтобы верно выполнить это задание, нужно вдуматься в смысл второго предложения. Для начала обратим внимание на общий смысл написанного: речь идет об обработке информации на компьютере. Главная подсказка — вся другая информация. В первом варианте ответа, как и в четвертом, нет указания на какую-то конкретную информацию, нет какой-либо ее характеристики, чтобы можно было сказать во втором предложении "вся другая информация". В третьем варианте ответа речь идет о хранении информации, а нас интересует обработка этой информации, следовательно, правильный ответ — 2.
А7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Прежде всего,
2) Однако
3) Кроме того,
4) Иными словами,
Здесь догадываемся исключительно по смыслу, верный и очевидный ответ — 4.
А8. Какие слова являются грамматической основой во втором предложении?
1) информация для обработки
2) информация должна
3) информация должна быть преобразована
4) информация преобразована.
Посмотрим на второе предложение текста: "Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму". Речь идет об информации, она и будет подлежащим. Со сказуемым сложнее. Что вообще такое сказуемое? Это то, что сказывается о подлежащем. Нужно задать себе вопрос: что говорится об информации? Что она должна быть преобразована. Без причастия "преобразована" сочетание "должна быть" не будет иметь никакого смысла. Если же мы включим в сказуемое, например, "в числовую форму", это будет уже лишним, это,безусловно, дополнение.
Как определить грамматическую основу предложения? Грамматическая основа = подлежащее + сказуемое.
О подлежащем можно сказать только то, что оно может быть выражено различными частями речи (существительным, инфинитивом глагола, местоимением и пр.) и что от него ставится вопрос к сказуемому:
Он бежит — (Кто?) он (что делает?)бежит.
Существует три вида сказуемых:
— простое глагольное (например, бежит) Может быть выражено фразеологическим оборотом (например, вышел из себя);
— составное глагольное (например, начинать волноваться) характеризуется тем, что обе части сказуемого выражены глаголом;
— составное именное (например, становиться сильнее, быть интересным) В эту группу входят все остальные сказуемые. Структуру можно представить следующим образом: глагол-связка + именная часть, которая может быть выражена чем угодно.
А9. Укажите верную характеристику третьего предложения текста.
1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
2) сложносочиненное
3) сложное бессоюзное
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
Вспомним третье предложение: "Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв". Теперь нарисуем такую схему:
Между первой и второй грамматическими основами нет союза (бессоюзная связь), союз а — сочинительный. Следовательно, перед нами сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью.
Выделяют 4 вида сложных предложений:
— сложносочинённое предложение (характеризуется наличием сочинительной связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного)
Сочинительную связь может выражать:
* соединительная связь (союзы и, да (в значении и) и др.)
* противительная связь (а, но)
* разделительная связь (или)
— сложноподчинённое предложение
— сложное предложение с разными видами связи
— бессоюзное сложное предложение.
Виды союзов будут рассмотрены в следующем задании.
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго предложения текста.
1) действительное причастие
2) страдательное причастие
3) краткое прилагательное
4) деепричастие совершенного вида
Преобразована- страдательное причастие (очевидно, что это не прилагательное и тем более не деепричастие, а поскольку действие совершается над информацией, кто-то эту информацию преобразовал, отвечаем, что это страдательное причастие).