Автор конспекта:
Автор(ы): — Шашкова Елена Петровна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ№1

Регион: — Кемеровская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемое оборудование: —

КИМы ЕГЭ

Краткое описание: — Инструкция по выполнению части А по русскому языку. Даны методические рекомендации по выполнению заданий с 1 по 10.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Инструкция по выполнению части А

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) кухОнный
2) докУмент
3) обОстришь
4) тОрты.
В данном случае правильным вариантом ответа будет четвертый – тОрты (как шАрфы, бАнты, пОрты, бОрты и мАнты).

Слова, в которых выпускники чаще всего делают ошибки: портфЕль, доцЕнт, медикамЕнты, хозЯева, срЕдства, свЁкла, красИвее, звонИшь, облегчИл, нАчал, бралА, взялА, кОмпас, киломЕтр, сантимЕтр, децимЕтр, рАпорт, каталОг, апострОф, баловАть, валовОй, вероисповЕдание, включИшь, вручИшь, гЕнезис, граждАнство, дефИс, диспансЕр, жалюзИ, завИдно, звонИшь, исчЕрпать, каучУк, мусоропровОд, намЕрение, обспЕчение, оптОвый, Отраслей, пАмятуя, по средАм, предвосхИтить, премировАть, принУдить, сирОт, сосредотОчение, столЯр, углубИть, украИнский, упорЯдочение, упрОчение, фенОмен, ходАтайство, христианИн, щавЕль
Глаголы:гнал, гналА, гнАло, гнАли;
зАдал, задалА, зАдало, зАдали;
нАчал, началА, нАчало, нАчали;
Отнял, отнялА, Отняло, Отняли;
прИдал, придалА, прИдало, прИдали;
брАлся, бралАсь, бралОсь, бралИсь;
взят, взятА, взЯто, взЯты;
нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;
прИнят, принятА, прИнято, прИняты;
клал, клАла, клАло, клАли.

Список всех слов, которые могут быть использованы в задании А1.

А2. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить слово ДИПЛОМАНТ?
1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идет на лад.
4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
Верным ответом является четвертый (дипломант — человек, награжденный дипломом).

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более пятиста человек
2) инженеры
3) наисложнейший
4) в день именин.
В первом варианте задания мы видим типичную ошибку в образовании формы слова.

Окончания существительных Р.П. множественного числа.

Многие имена существительные мужского рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих) имеют в родительном падеже множественного числа так называемое нулевое окончание. Сюда относятся:
1) названия предметов, употребляющихся обычно парами: ботинок, валенок, мокасин, сапог (но: сапогов-скороходов), чулок (но: носков); (без) погон, эполет;
2) названия некоторых национальностей, главным образом с основой на ни р: англичан, армян, болгар, грузин, турок, хазар, цыган; но: бедуинов, негров, сванов, калмыков, киргизов, мегрелов, монголов и т.д.
3) названия воинских групп: (отряд) партизан, солдат; но: минеров, саперов; в собирательном значении — рота гренадер, гардемарин, кадет; эскадрон гусар; при обозначении отдельных лиц — (трех) гренадеров, гусаров, гардемаринов, кадетов;
4) некоторые названия единиц измерения: ампер, ватт, вольт; вариативные формы: граммов — грамм, килограммов — килограмм, каратов — карат, кулонов — кулон;
Окончание -овсохраняется в формах: абрикосов, апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов.

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возражая против отдельных положений доклада,
1) началась дискуссия.
2) большую роль играет культура спора.
3) присутствующие в целом согласились с докладчиком.
4) выступление в целом произвело хорошее впечатление.
Исходная часть предложения представляет собой деепричастный оборот. Посмотрим, что получается при соединении данной в задании части и вариантов:
1) дискуссия началась, возражая против отдельных положений доклада
2) культура спора играет большую роль, возражая против отдельных положений доклада
3) присутствующие в целом согласились, возражая против отдельных положений доклада
4) выступление в целом произвело хорошее впечатление, возражая против отдельных положений доклада.
Ни в одном из вариантов, кроме третьего, нет указания на субъекта, который мог бы возражать. Ни дискуссия, ни культура спора, ни выступление возражать не могут. Возражать против чего-либо в данном случае могут только присутствующие.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) "Мойдодыр", написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нем.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
Если у кого-то выполнение данного задания вызывает затруднения, рекомендую ознакомиться с синтаксической нормой русского языка.

А6-А11. Задания по тексту.

(1)… (2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3) Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4) Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5) Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)… компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Персональные компьютеры — это универсальные устройства для обработки информации.
2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.
3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.
4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жестких дисках.
Чтобы верно выполнить это задание, нужно вдуматься в смысл второго предложения. Для начала обратим внимание на общий смысл написанного: речь идет об обработке информации на компьютере. Главная подсказка — вся другая информация. В первом варианте ответа, как и в четвертом, нет указания на какую-то конкретную информацию, нет какой-либо ее характеристики, чтобы можно было сказать во втором предложении "вся другая информация". В третьем варианте ответа речь идет о хранении информации, а нас интересует обработка этой информации, следовательно, правильный ответ — 2.

А7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Прежде всего,
2) Однако
3) Кроме того,
4) Иными словами,
Здесь догадываемся исключительно по смыслу, верный и очевидный ответ — 4.

А8. Какие слова являются грамматической основой во втором предложении?
1) информация для обработки
2) информация должна
3) информация должна быть преобразована
4) информация преобразована.
Посмотрим на второе предложение текста: "Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму". Речь идет об информации, она и будет подлежащим. Со сказуемым сложнее. Что вообще такое сказуемое? Это то, что сказывается о подлежащем. Нужно задать себе вопрос: что говорится об информации? Что она должна быть преобразована. Без причастия "преобразована" сочетание "должна быть" не будет иметь никакого смысла. Если же мы включим в сказуемое, например, "в числовую форму", это будет уже лишним, это,безусловно, дополнение.

Как определить грамматическую основу предложения? Грамматическая основа = подлежащее + сказуемое.
О подлежащем можно сказать только то, что оно может быть выражено различными частями речи (существительным, инфинитивом глагола, местоимением и пр.) и что от него ставится вопрос к сказуемому:
Он бежит — (Кто?) он (что делает?)бежит.
Существует три вида сказуемых:
— простое глагольное (например, бежит) Может быть выражено фразеологическим оборотом (например, вышел из себя);
— составное глагольное (например, начинать волноваться) характеризуется тем, что обе части сказуемого выражены глаголом;
— составное именное (например, становиться сильнее, быть интересным) В эту группу входят все остальные сказуемые. Структуру можно представить следующим образом: глагол-связка + именная часть, которая может быть выражена чем угодно.

А9. Укажите верную характеристику третьего предложения текста.
1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
2) сложносочиненное
3) сложное бессоюзное
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
Вспомним третье предложение: "Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв". Теперь нарисуем такую схему:

Между первой и второй грамматическими основами нет союза (бессоюзная связь), союз а — сочинительный. Следовательно, перед нами сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью.

Выделяют 4 вида сложных предложений:
— сложносочинённое предложение (характеризуется наличием сочинительной связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного)
Сочинительную связь может выражать:
* соединительная связь (союзы и, да (в значении и) и др.)
* противительная связь (а, но)
* разделительная связь (или)
— сложноподчинённое предложение
— сложное предложение с разными видами связи
— бессоюзное сложное предложение.
Виды союзов будут рассмотрены в следующем задании.

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго предложения текста.
1) действительное причастие
2) страдательное причастие
3) краткое прилагательное
4) деепричастие совершенного вида
Преобразована- страдательное причастие (очевидно, что это не прилагательное и тем более не деепричастие, а поскольку действие совершается над информацией, кто-то эту информацию преобразовал, отвечаем, что это страдательное причастие).

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология