Автор конспекта:
Автор(ы): — Маликова Екатерина Валерьевна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ № 19 г. Муром

учитель физики

Регион: — Владимирская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Физика

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

открытый урок

Тема урока: «Механическая работа»

Цели урока:

Обучающая:

а) сформулировать у учащихся представление о работе как физической величине;

б) выяснить признаки и условия выполнения механической работы;

в) показать зависимость работы от действующей силы и перемещения тела. Подвести учащихся к математической формуле вычисления работы;

г) научить применять данную формулу для решения расчетных и экспериментальных задач.

Воспитательная:

а) убеждение учащихся в познаваемости окружающего мира;

б) создание позитивного отношения к изучаемому разделу;

в) формирование уважения к научному знанию, убеждению в их ценности.

Развивающая:

а) развивать способности анализировать, делать выводы, логично рассуждать, запоминать;

б) развивать воображение и умение моделировать.

Оборудование:

На каждом столе:динамометр, линейка измерительная, брусок, набор грузов.

Ход урока

1. Организационный момент(~ 2 мин)

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок я хочу начать со слов арабского поэта средневековья Фирдоуси:

Науку всё глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой томись,

Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет.

Чтобы лучше изучить окружающий нас мир, познать его, прошу вас быть на уроке внимательными, активными, помогать учителю и друг другу.

2. Актуализация знаний (~15 мин.)

Изучение нового материала начнем с небольшого видеофрагмента.

Посмотрев его, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(показ видеоролика «Ну погоди!»-10 серия.)

Учитель — О чем мы будем говорить?

Учащийся – О работе механизмов.

Учитель – Правильно, тема урока «Механическая работа».

(открыть надпись на доске «Механическая работа»).

Откройте тетрадь и запишите тему урока«Механическая работа».

Учитель - Ответьте на вопрос: что вы понимаете под словом «работа»?

Из словаря В.Даля:

Работа — «труд, занятие, дело, упражненье, деланье, т.е всякое полезное действие человека или устройства.

В физике этот термин имеет другое значение. Им обозначается физическая величина, связанная с действием сил.

Наша цель:узнать признаки и условия механической работы и условия, при которых она совершается. Как вычислить работу и единицы её измерения.

3. Повторение

Показ слайдов.
Вопросы к слайдам.

Но для начала , ребята, давайте вспомним некоторые понятия.

1.Как называется линия, которую описывает тело при своём движении?

Учащийся : траектория

2. Что является причиной изменения скорости движения тел?

Учащийся: причиной изменения скорости движения тел является сила.

3. Что называется силой?

Учащийся: Сила — векторная физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тел.

4. Какие силы вы знаете?

Учащийся:сила терния, сила тяжести, сила упругости

5.Каким прибором измеряют силу?

Учащийся: Динамометром.

4.Объяснение нового материала

Термин « механическая работа» был введен в физику в 1826 г французским ученым Ж. Понселе: «Исполнять работу в техническом смысле слова — это значит преодолевать или уничтожать сопротивление.

Так что же такое механическая работа?

Рассмотрим примеры: копаем участок, движется поезд, выстрел из ружья.

Вывод:из этих примеров видно, что механическая работа совершается, когда тело движется под действием силы.

Механическая работа — это физическая величина, прямо пропорциональная приложенной к телу силы и пройденному пути.

В физике работа обозначается буквой А.

А теперь откройте учебник и прочитайте там определение механической работы ( один ученик читает вслух).

Ж. Понселе предложил рассчитывать механическую работу, умножая силу, действующую на тело, на путь, пройденный телом.

A= Fs

При каких условиях совершается механическая работа?

Посмотрите на формулу и ответьте на вопрос.

Учащийся: Исходя из формулы механическая работа совершается только тогда, когда на тело действует сила, и тело перемещается под действием этой силы(т. е. сила и путь не равны 0).

Для расчёта механической работы Ж. Понселе предложил специальные правила.

Пусть тело под действием силы Fпереместилось на расстояние S. Тогда возможны варианты в расчёте механической работы.

1) Если направление движения тела совпадает с направлением действия силы, то сила совершает положительную работу.

A= Fs

2) Если направление движения тела противоположно направлению силы, то данная сила совершает отрицательную работу.

A= — Fs

3) Если под действием силы тело не перемещается, т.е. S= 0, работа силы равна нулю.

Делаем вывод, какие условия необходимы для совершения работы?

Для выполнения работы необходимо два условия:

1. На тело должна действовать сила.

2. Под действием этой силы тело должно перемещаться.

Работа – физическая величина, значит, нам нужно указать единицы ее измерения. За единицу работы в СИ принимают работу, которую совершает сила в 1 Н на пути, равном 1 м (Джоуль)в честь английского физика Дж. Джоуля.

А =[ Дж] = [1Н х1м]

Часто применяют кратные единицы и дольные:

1 кДж=1000 Дж

1 МДж=1000000Дж

1 мДж=0,001 Дж

5. Динамическая пауза:

Мы в ракету дружно сели,

(все приседают)

В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)

С притяжением Земли

Мы бороться не смогли.

Шлём вам всем большой привет, (помахать руками)

Опоздавшим места нет

(быстро сесть за парту).

6.Экспериментальное задание:

Определить работу при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние. Сравнить полученные результаты и сделать вывод о том какая из работ больше.

Ход работы:

1.С помощью динамометра перемещаем брусок с грузом равномерно вдоль линейки сначала по горизонтали, а затем по вертикали.

2. Замечают по динамометру силу, которая развивалась при этом.

3. Зная силу тяги и путь, вычисляют работу для первого и второго случая

А=F∙S

4.Сравнить полученные результаты и сделать вывод.

Каждому ученику выдается рабочий лист:

Рабочий лист.

Фамилия, имя учащихся___________________________________________________________

Измерение работы при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние.

Цель работы: рассчитать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути и вертикально.

Оборудование: 1) линейка, 2) динамометр, 3) брусок, 4) дощечка, 5) груз

Ход работы:

.

Расчёт работы по преодолению силы трения при горизонтальном перемещении тела

F тр(Н)

S(М)

А=Fтр.·S(Дж)

Расчёт работы по преодолению силы тяжести при подъеме тела по вертикали

Fтяж. (Н)

S(М)

А=Fтяж. ·S(Дж)

Вывод: (Сравнить полученные результаты и сделать вывод о том какая из работ больше работа, совершенная при подъеме груза или работа при передвижении этого груза на такое же расстояние по горизонтальному пути).

После сдачи работ производится устное обсуждение полученных выводов учащихся.

Примеры совершения работы на практике:

Учащиеся приводят примеры совершения работы на практике и обьясняют, в каких случаях им приходится прилагать меньшую силу для совершения работы.

7.Закрепление нового материала

Показ слайдов и ответы на вопросы по ним:

1.Совершается ли работа?

2.Какой знак имеет работа?

8. Д/з §53, упр.28 № 1-3.

9.Рефлексия

Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока. Оцените по пятибалльной шкале, насколько вам сегодня на уроке было трудно, интересно, комфортно?

Каждому учащемуся выдаются карточки, на которых ученики ставят

оценки уроку

Как мне было на уроке:

Оценка (от 1 до 5)

трудно

интересно

комфортно


Файлы: экспериментt.ppt
Размер файла: 2661376 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология