Автор конспекта:
Автор(ы): — Мацегорова Н.А.

Место работы, должность: — МБОУ КСОШ №32.Учитель.

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

образовательные:

— познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями;

— показать роль междометий в речи;

— формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;

— закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;

— закрепить умение производить морфологический разбор слов;

развивающие:

— активизация познавательной деятельности учащихся;

— развитие внимания, памяти, логического мышления;

— развитие умения выбирать нужную информацию и графически ее систематизировать;

— развитие коммуникативных способностей учащихся;

воспитывающие:

— воспитание интереса к предмету;

— воспитание умения работать в парах.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник русского языка 7 класс под. ред. М.Т. Баранова;

Используемое оборудование: —

карточки со стихотворением и опорным конспектом для записи рассказа на лингвистическую тему, декорации для инсценировки сказки ; презентация к уроку ; учебный диск 7класс.

Краткое описание: — Этот план-конспект представлен для учителей и учащихся 7 класса.

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие.

— Сегодня проведём урок необычный – урок-сказку. ( слайд 1) Тема урока: « Междометие как часть речи»( слайд 2)

— К концу урока должны

знать : что такое междометие,

уметь: находить междометия в текстах;

определять роль междометий в речи;

конструировать предложения, включая в них междометия. ( слайд 3)

2. Активизация имеющихся знаний.

(Начинаем инсценировку сказки (по мотивам сказки Ф. Кривина “Междометие”.)

( слайд 3)

Учитель: Это было много лет тому назад, лет сто, а может, чуточку меньше. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Грамматикой. Были у них детки – Части речи. ( слайд 4) Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное, Причастие, Деепричастие постарше были и вместе со Словарем и Грамматикой в школу ходили, ребят уму-разуму учили.

— Как вы думаете, почему им было доверено такое важное дело “ребят уму-разуму учить”?

— Верно, все они – самостоятельные (или знаменательные) части речи. Докажем.

— Работа по составлению кластера “Что умеют самостоятельные части речи?” ( слайд 5)

— Проверка: прием “Мозговой штурм”: учащиеся делятся своими знаниями, не забывая подкреплять каждый пункт кластера примерами. Учитель оформляет кластер на доске с помощью заранее заготовленных карточек.

— Давайте теперь на практике докажем, что самостоятельные части речи обладают всеми названными свойствами.

Анализ предложения. (Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.)

Для вежливости открыты настежь любые двери. ( слайд 6)

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Подчеркните члены предложения, укажите, какими частями речи они выражены.

— Выполним морфологический разбор существительного “двери” коллективно.

– разбор слов по вариантам- 1 “настежь”, 2 “открыты”.

Сделаем вывод: с какой целью мы выполняли эту работу? (На практике подтвердили правильность составленного кластера.)

Продолжаем.

Учитель: Были у Словаря и Грамматики детишки поменьше: Предлог, Союз и Частица. (слайд 7)

— Почему эти три части речи выделены в отдельную группу? (Это служебные части речи.)

— А сейчас поработаем с отрывком из стихотворения С. Есенина « Разгулялась вьюга..»

Работа со стихотворением (оно распечатано для каждого ученика. (слайд 8)

Задание: прочитайте стихотворение С.Есенина, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, найдите служебные части речи, определите их роль в тексте.

(слайд 9)

Ра…гулялась в…юга,

Накл…нились ели

(До) земли, (с) и…пуга

Ставни заскр…пели.

А (в) окно снежинки

Мотыльками б…ются,

Та…т, и сл…зинки

Вниз по стёклам л…ются.

— Какова тема этого стихотворения?

— Какие средства художественной выразительности использует автор для создания картины? (Олицетворения: “разгулялась вьюга”, “снежинки бьются в окно”, сравнение снежинок с мотыльками.)

— Для чего же необходимы служебные части речи? (Они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, но очень важны при построении предложений и словосочетаний.)

Продолжаем…

Учитель: Предлог, Союз и Частица дома оставались по хозяйству хлопотать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они все в доме приберут, обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай с вареньем, мирно беседовали о том о сем. Дружная была семья.

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель: Однажды вечером к ним постучались в дверь.

Частица: Чу! Кто-то стучит.

Глагол: Ох! Пойду отворю.

Учитель: На пороге появилось маленькое существо, грязное, непричесанное, в лохмотьях.

Существо: Здравствуйте, добрые люди!

Словарь: Здравствуй, странник! Просим к столу. Мы тебя чайком угостим, а ты нам расскажешь, откуда ты и куда путь держишь.

Существо: Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже давно, родню ищу. Проходил мимо, узнал, что тут части речи живут, решил зайти посмотреть. Хорошо у вас, дружно живете. Примите меня в свою семью.

Предлог (удивленно): Вот тебе на!

Наречие (возмущенно): Тьфу! Ерунда какая!

Существительное: Батюшки! Страсть! Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем?

Прилагательное: У-у-у, страшное такое и к нам в семью захотело?!

Учитель: Ребята, а как вы считаете, правильно ли повели себя части речи? Ведь они мудрые и так много всего умеют? (Надо бы сначала разобраться, а не кричать. Нужно узнать, что умеет делать Междометие.)

Междометие: Если бы вы так не кричали, то заметили бы, что употребили меня в речи уже много раз.

Наречие: А ведь верно, так оно и было.

Учитель: Ребята, прежде чем Междометие начнет о себе рассказывать, возьмите ручки. Вам необходимо заполнить пустые строки в рассказе на лингвистическую тему (опорный конспект распечатан для каждого ученика заранее.)

(слайд 10)

Междометие: Чу, ох, тьфу, батюшки, страсть, ужас, беда, у – все это междометия. В разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и настроения человеческие выражаю. Больно кому – он крикнет: “Ай-ай-ай!” Весело кому – он смеется: “Ха-ха-ха!” Встретились двое и сразу ко мне за помощью: “Привет! Здравствуйте! Извините! Благодарю! Спасибо! Пожалуйста!” Без этикетных междометий вежливым людям в разговоре трудно придется. А если дело плохо, говорят: “Крышка! Капут!”

Да что там люди! И звери, и птицы нуждаются во мне: собака: “Гав-гав!”, кошка: “Мяу-мяу!, утка: “Кря-кря!” Эти слова называются звукоподражаниями. Я даже звуки от предметов умею передавать. Слыхали, небось, как колокол гудит: “Бом-бом” или колокольчик: “Динь-динь-динь”.

Включается учебный диск «Междометие» (определение междометия, голоса живой и неживой природы)

Грамматика: Ну что же, правду говоришь, без тебя в речи не обойтись.

Наречие: Да, но Междометие не изменяется…

Междометие: А ведь ты Наречие тоже неизменяемая часть речи.

Существительное: И членом предложения ты не являешься…

Междометие: Ну и что же, а как же Предлог? Союз? Да и потом… Ну-ка, ребята, запишите предложения.

Анализ предложений. Определение роли междометий.( слайд 11)

Плачет ребенок, трудно матери, “бай-бай” не помогает. А ребенку ведь давно пора бай-бай. (В первом предложении “бай-бай” — подлежащее, во втором – сказуемое.)

Междометие: Иногда я могу как бы на время переходить в другие разряды частей речи и тогда могу заменяться существительными или глаголами, отвечать на вопросы этих частей речи.

Грамматика: Придется принять тебя в нашу семью, но только уговор: ты всегда в предложении будешь выделяться запятыми или восклицательным знаком.

Словарь: Сводите, ребятки, его в баню, отмойте хорошенько, а спать мы его за печкой уложим, там свободный уголок есть.

Учитель: Так и живет до сих пор Междометие за печкой, в стороне от других частей речи: и от самостоятельных, и от служебных.

Включается диск « Знаки препинания»

4. Закрепление новых знаний.

Проверка составления рассказа на лингвистическую тему:

( слайд 12)

— Вот и подошло время проверить ваш рассказ на лингвистическую тему.

— Что такое междометие? Приведите примеры междометий.

— Какие междометия называются этикетными? Для чего они необходимы?

— Как междометия выделяются на письме?

Самостоятельная работа 1 ( слайд 13)

— Замените междометиями следующие предложения:

1. Я прошу вас немедленно покинуть помещение!

2. Я ужасно устал!

( слайд 14)

Задание: добавьте в предложения междометия, предложения запишите, междометия подчеркните.

( слайд 15)

-Составьте нераспространённые предложения, образовав от междометий и звукоподражаний глаголы

Сделаем вывод:

-Что изменилось в предложениях? ( Они стали звучать более выразительно, эмоционально)

* упр. 415

5. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.

( слайд 16)

— С какой частью речи мы сегодня познакомились?

— Почему же части речи все-таки приняли междометие в свою семью?

6. Домашнее задание. ( слайд 17)

Для всех: подготовить устный рассказ о междометии, используя учебник с.186-187.

На выбор:

— Упражнение 420 (составить диалог, включив в него междометия.)

— Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему: “Ах, как любят междометие остальные части речи!”

Опорный конспект

Междометие

Междометие — ___________________ часть речи, которая выражает __________________, но не называет их. Междометия могут выражать ___________________________________.

Примеры междометий: __________________________________ .

Междометие не отвечает на ______________, не обозначает ______________________, не является ______________________, хотя в некоторых случаях может переходить _______________________.

Этикетными называются междометия, которые ________________________. Активно междометия употребляются в ______________________ речи. На письме выделяются _____________________.

К междометиям примыкают ______________________ слова. Например: _________ .

Междометие – это очень ____________________ часть речи.

Файлы: Урок-сказка.ppt
Размер файла: 716800 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

Радио онлайн