Автор конспекта:
Автор(ы): — Гладкова Татьяна Владимировна

Место работы, должность: — МОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА г. Волжский

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: — Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профили.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — Актуальность программы определяется тем, что распространение знаний о МГП на российской почве находится на этапе становления. Международное гуманитарное право соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентировано на нравственные нормы и ценности, на сострадание, помощь, защиту. Оно является систематизированным выражением правил, ограничивающих чрезмерное насилие в период вооруженных конфликтов. Его нормы предназначены для решения гуманитарных проблем, являющихся прямым следствием международных и внутренних вооруженных конфликтов. Многие ещё не в достаточной степени информированы в области МГП, а если и владеют данной информацией, то не всегда могут перевести знания в практическую плоскость. Учащимся необходимо получить знания об основополагающих принципах и нормах международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов. Курс рассчитан на 17 часов. Много внимания уделяется самостоятельной, практической работе учащихся. Программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения. Систематичность содержания обеспечивается логикой развертывания содержания.

МОУ КШ
РАССМОТРЕНО НА
МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
ШКОЛЫ
ПРОТОКОЛ № _______ОТ»____»
_____________________________







Программа элективного курса
По Международному гуманитарному праву
для 9 класса
в рамках предпрофильной подготовки.


РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ: Гладкова Т.В.
— — — — — — г. Волжский 2007г.
Котрольно-измерительный материал.

1. Международное гуманитарное право:
а) рассматривает правомерность применения вооруженной силы для разрешения международного конфликта;
б) защищает жертв вооруженных конфликтов и ограничивает средства и методы ведения войны;
в) защищает граждан государства, подвергшегося нападению;
г) запрещает ведение агрессивных войн.
2. Для обозначения людей, имеющих право принимать участие в военных действиях, в международном гуманитарном праве используется термин:
а) репатрианты
б) беженцы
в) комбатанты
г) депортированные
д) интернированные;
3. Стороны, участвующие в конфликте:
а) свободны в использовании всех средств и методов ведения военных действий;
б) могут использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны;
в) не должны пользоваться оружием, которое не может быть направлено против определенного военного объекта и имеет неизбирательное действие.
4. В соответствии с нормами МГП разрешается:
а) устраивать засаду;
б) использовать санитарное транспортное средство для перевозки личного состава вооруженных сил и боеприпасов;
в) вызывать наводнение для того, чтобы предотвратить наступление неприятеля, если оно не наносит ущерба окружающей среде и не угрожает жизни гражданского населения;
5. Какие из следующих приказов соответствуютположениям МГП:
а) использовать минометный огонь против снайпера, засевшего в одной из квартир жилого многоэтажного дома;
б) вывести всех гражданских лиц из сектора действий батальона;
в) уничтожить карты собственных минных полей при угрозе захвата в плен;
г) после взятия деревниникого не оставлять в живых;
д) ввиду ожесточенного сопротивления противника и наличия в батальоне серьезных потерь пленных не брать.
6. В соответствии с нормами МГП военнопленные при допросе:
а) могут ничего не сообщать о себе;
б) обязаны сообщить только свою фамилию, имя, дату рождения, воинское звание, личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию;
в) обязаны сообщить только свою фамилию, имя, дату рождения, воинское звание, сведения о своей части, личный номер.
7. К серьёзным нарушениям МГП (военным преступлениям) относятся следующие действия противоборствующих сторон:
а) преднамеренное убийство раненых;
б) создание ложных аэродромов;
в) совершение нападения на гражданское население;
г) пытки военнопленных с целью получения военных сведений;
д) оказание помощи раненым противника;
е) взятие заложника из числа гражданских лиц.
8. Основные положения МГП содержатся:
а) в Женевских Конвенциях 1949г. И Дополнительных протоколах к ним 1977г.
б) в Конституции РФ
в) во Всеобщей Декларации прав человека 1948г.
г) в Международной конвенции о статусе беженцев 1951г.
9. Законным объектом для нападения(военным объектом) является:
а) завод по изготовлению легковых автомобилей, на котором во время войны производится военная техника;
б) дамба, на которой расположена зенитная батарея и разрушение которой может вызвать долговременное затопление обширных сельскохозяйственных угодий;
в) президентский дворец, в котором расположен штаб управления войсками.
10.Международным отличительным знаком, защищающим в период вооруженного конфликта культурные ценности и персонал, охраняющий культурные ценности, является:
а) бело-голубой щит, заостренный снизу;
б) красный крест на белом поле;
в) синий равносторонний треугольник на оранжевом поле;
г) шпиль средневекового замка на голубом поле;
д) красный лев и солнце на бюелом поле.
11.В декабре в ходе вооруженного конфликта между Команией и Валиту, государствами-участниками Женевских конвенций 1949г. И Дополнительного протокола 1977г., город Сонелон, находящийся на территории Комании, был захвачен противником. Большинство жителей города не успели эвакуироваться. Треть населения, оставшегося на оккупированной территории, составляют дети. Что должна сделать оккупирующая сторона в отношении этих детей:
а) создать условия для работы школ;
б) оказать поддержку детям-инвалидам;
в) переселить сонелонцев в возрасте 18лет на территорию Валиту;
г) разрешить свободный пропуск посылок с гуманитарным грузом;
д) создать условия для работы детских садов;
е) организовать встречу Нового года;
ж) разрешить усыновление детей гражданами Валиту;
з) объявить призыв добровольцев старше 15 лет в вооруженные силы Валиту;
и) учитывая состояние войны, не предпринимать никаких действий по оказанию помощи детям.
— — Ключи.
1-б 7-а,в,г,е.
2-в 8-а
3-в 9-а,в.
4-а,в 10-а
5-б 11-а,в,г,д.
6-б


Пояснительная записка.

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профили.
Актуальность программы определяется тем, что распространение знаний о МГП на российской почве находится на этапе становления.
Международное гуманитарное право соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентировано на нравственные нормы и ценности, на сострадание, помощь, защиту. Оно является систематизированным выражением правил, ограничивающих чрезмерное насилие в период вооруженных конфликтов. Его нормы предназначены для решения гуманитарных проблем, являющихся прямым следствием международных и внутренних вооруженных конфликтов.Многие ещё не в достаточной степени информированы в области МГП, а если и владеют данной информацией, то не всегда могут перевести знания в практическую плоскость.
Учащимся необходимо получить знания об основополагающих принципах и нормах международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
Курс рассчитан на 17 часов. Много внимания уделяется самостоятельной, практической работе учащихся.
Программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения. Систематичность содержания обеспечивается логикой развертывания содержания.


Цель данных занятий:
- способствовать пониманию необходимости регулирования поведения участников вооружённых конфликтов;
- овладеть правовой компетентностью, то есть осознанным умением в сфере МГП.
- знать и уметь применять права и обязанности субъектов МГП;
- иметь представление об ответственности за нарушение указанных норм;
- уметь добывать новые знания из источников в области МГП,
анализировать различные ситуации с помощью имеющихся знаний и информировать других о них.
- развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обученияучащиеся приобретают следующие умения:
- самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать информацию;
- владение лексикой МГП на уровне осмысленного оперирования понятиями и терминами;
-прослеживать логику в предлагаемых к разрешению ситуациях, видеть причинно-следственные связи;
- анализировать аргументации оппонента;
- навык ведения дискуссии;
- владение приёмами исследовательской и проектной деятельности.

Перечисленные умения формируются на основе знаний:
ü - предпосылки возникновения МГП;
ü - сущность МГП;
ü -международный и немеждународныйвооруженный конфликт;
ü - основные источники МГП ( Женевские конвенции 1949г., Дополнительные протоколы 1977г. к Женевским конвенциям 1949 г.);
ü - основные принципы МГП;
ü основные нормы МГП, направленные на защиту раненных и больных в действующих армиях;
ü нормы МГП, направленные на защиту медицинских формирований и учреждений;
ü основные номы МГП, направленные на защиту раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
ü основные нормы МГП, регулирующие обращение с военнопленными;
ü основные нормы МГП, направленные на защиту гражданского населения во время войны;
ü общая и особая защита детей во время вооруженного конфликта в МГП;
ü методы и средства ведения войны;
ü защита гражданских объектов;
ü гражданская оборона;
ü международные защитные знаки;
ü соблюдение норм МГП и ответственность за их нарушение; Международные трибуналы, Международный уголовный суд;
ü Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца; деятельность МККК.
— — Учебно-тематический план.

Наименование
тем курса
Всего
часов
В том числе
Форма контроля
лекций
практик
семинаров

1
Введение
1
— — — — 2
Сущность МГП
3
1
2
Работа с документами, составление сравнительной таблицы
3
Становление источники МГП
4
1
3
Работа с документами. Анализ.
4
Основные положения МГП
1
1
Составление опорного конспекта
5
Защита детей во время вооруженных конфликтов
2
1
1
Комментирование газетного материала
6
Ответственность за нарушения МГП
1
— — — — 7
Международное движение Красного Креста и Красного полумесяца
2
2
— — — 8
Век 21. Право и войны
1
— — 1
9
Заключительное занятие
2
— — 2


Содержание программы:

Введение (1час)
1. Вводная лекция.
Тема 1 (3 часа)
2. Лекция: «Сущность международного гуманитарного права»
3. Самостоятельная работа: «Сравнение МГП и права прав человека».
4. Видеозал. Просмотр фильма о МГП. Обсуждение.
Тема 2(4 часа)
5. Лекция «Становление и источники МГП»
6. Самостоятельная работа «Женевские конвенции и Дополнительные протоколы» (3 часа)
7. – защита раненых и больных, военнопленных, гражданского населения.
8. – международные защитные знаки.
Тема 3 (1 час)
9. Практическое занятие: «Основные положения МГП» (работа с документами)
Тема 4 (2 часа)
10.Лекция «Защита детей во времявооруженных
конфликтов»
11.Практическое занятие. Лаборатория «Архив» ( комментирование газетного материала, опираясь на нормы МГП)
Тема 5 (1 час)
12.Лекция «Ответственность за нарушения МГП».
Тема 6 (2часа).
13.Лекция «Международное движение Красного Креста и Красного полумесяца».
14. Лекция «Международный Комитет Красного Креста и его деятельность по распространению знаний о МГП».
Творческая мастерская «Говоря языком плаката».
Тема 7 (1 час)
15. Пресс-конференция «Век 21. Право и войны»
Тема 8 (2 часа).
16-17. Ролевая игра в стиле ток-шоу «Хочу спросить».
— —


Литература для учащихся:

ü Женевские конвенции от 12 августа 1949г. И дополнительные протоколы к ним.- М. ; МККК, 1997.
ü Уголовный Кодекс РФ.
ü Большой энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия. – СПб: «Норинг», 1997.
ü Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. –М., 1992.
ü Вишневский Вс. Дневники военных лет. М.: Советская Россия, 1979.
ü Никитин А. Ф. Права ребёнка. М.: Дрофа, 2000.
ü Фадеев А. А.Ленинград в дни блокады. М.: Худ. Литература. 1970г.
— — Литература для учителя :
ü Международное гуманитарное право в документах. М.: Московский независимый институт международного права, 1996.
ü Международное право. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений. М.:МККК, 1995.
ü Гассер Х. П. Международное гуманитарное право. Введение. М.: МККК, 1995.
ü Арцибасов И. Н., Егоров С. А. Вооружённый конфликт: право, политика, дипломатия. М., 2003.
ü Кодекс поведения участников боевых действий. М.: МККК, 1995.
ü МГП. Отвечаем на ваши вопросы. М.: МККК, 2002.
ü МГП. Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений.

Файлы: Силаева Е.Н.,Силаев В.Б. — Сценарий урока Ток-шоу Госсовет.doc
Размер файла: 134144 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология