Автор конспекта:
Автор(ы): — Садовникова Валерия

Место работы, должность: —

школа № 90, школьница 2а класса

Регион: — Челябинская ветвь

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее основание

Класс(ы): — 2 группа

Предмет(ы): — Литературное мелодекламация

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Тип ресурса: — иной сорт

Краткое статут ресурса: —

Реферативно-иследовательская работа, посвященная вопросам мифологизма повести-сказки Т. Александровой Домовенок Кузька.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная разряд № 90

РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА

по теме

«Мифологические персонажи и их обязанность

в повести Т. Александровой “Домовенок Кузька”»

Выполнил: Садовникова Валерия

ученица 2а класса

Научный руководитель:

Ожиганова Людмила Николаевна

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Мифологизм что литературное явление……………………………..3

Глава 2. Роль мифологических персонажей на трилогии

Т. Александровой «Домовенок Кузька»………………………………………4

Заключение……………………………………………………………………..10

Библиографический список……………………………………………………11

Приложение………………………………………………………………………I

Введение

Мультфильмы о домовенке Кузе сейчас известны каждому ребенку, но не все знают, что сняты они по повести-сказке Т. Александровой «Домовенок Кузька», ставшей объектом мои исследования (отмечу сразу, что этой писательницей были созданы всего хорошего тройка истории: «Кузька на новом доме», «Кузька на лесу», «Кузька у Бабы Яги», действительно прочие существующие на сегодняшний день книги о приключениях Кузьки вышли из под пера дочери Татьяны Ивановны – Галины Александровой).

В сказке описаны образы из славянской мифологии: домовые, лешие, водяные, русалки, Баба Яга и ее кот. На них я и сосредоточила свое внимание.

Выбор темы связан с тем, что, во-первых, меня древле интересовало, отонудуже появились истории о домовых и леших, банниках и дворовых; во-вторых, «Домовенок Кузька» — один из моих любимых книг; в-третьих, мне желательно паче узнать славянскую мифологию, с тем чтоб понять историю и культуру своей страны.

Славянской мифологии посвящено числа отсутствует книг. При написании работы я обращалась к детской энциклопедии «Мифология» (сост. Е.С. Иванова), где поясняется, что такое миф, нежели он отличается от сказки; к книге В. Калашникова «Славянская мифология: лешие, домовые, водяные…», где даны сведения о славянских духах; к электронным мифологическим энциклопедиям специалистов на указанной области – Е. Левкиевской и Е. Мелетинского; к книге В. Шуклина «Мифы русского народа» и Б. Путилова «Древняя Русь на лицах: боги, герои, люди».

Также я изучила литературу по творчеству Т. Александровой и выяснила, что о ее произведениях написано немного. В основном это обзоры на сайтах детских библиотек и журналов. Особенно интересным мне показалось очерк детского писателя В. Берестова, мужа Т. Александровой, «Лучшая из женщин». Я узнала, что Т. Александрова, дотоле нежели приступить к созданию книги, не шутя изучала славянские мифы. Мне желательно понять обязанность мифологических персонажей на «Домовенке Кузьке», понять, посему автор изменяет образы. Ответа на сии вопросы я не нашла, действительно потому что ставлю их целью своего исследования.

Для достижения поставленной цели соответственно решить следующие задачи:

1. Определить, что означают такие понятия, что «миф» и «мифологизм».

2. Познакомиться со славянской мифологией и осмыслить образы и функции «духов места», действительно также Бабы Яги.

3. Выявить спряжение мифологических образов на повести-сказке Т. Александровой.

4. Описать созданную Т. Александровой картину мира.


Глава 1. Мифологизм что литературное явление

Человек всегда стремился понять соседский его безмятежность и освоить его. Древний стентор замечал координация природных явлений и считал, что все кругом живое. Свои представления о мире он передавал на сказаниях, которые мы называем мифами. Таким образом, «основное установление мифа – с помощью образов и условных обозначений, символов, объяснить происходившее на мире, техпомощь человеку определить свое стация на земле».[1]

Возникновение славянской мифологии может статься быть отнесено к концу Iтысячелетия поперед н.э. Славянские мифы имеют значительное метраж вариантов (это связано с расселением праславянских племен по территориям Центральной и Восточной Европы). Эти мифы нашли повторение на земледельческом календаре, на обрядах и игровых ритуалах; отдельные сведения о мифологии славян получены из летописей.

С развитием общества домысел утратил свое назначение: соседский безмятежность стентор стал объяснять рядом помощи научного знания, действительно герои мифов и их сюжеты не исчезли, действительно «переселились» на фольклорные и литературные произведения. Так, персонажи древних мифов нередко встречаются на легендах (легенды, на распознавание от мифов, «относят передаваемые события к определенному историческому моменту»[2] ) либо сказках (если домысел был самой реальностью, поперед того происходившее на сказках публика воспринимал что выдумку). Например, Баба Яга, леший, русалки, нежить изначально появились собственно на мифах и всего хорошего следом стали персонажами народных сказок («Марья Моревна», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Морской басилевс и Елена Премудрая» и т.д.), рядом этом утратив некоторые черты и приобретя новые.

В авторских сказках мифологические персонажи тоже нередко становятся главными действующими лицами (классический иллюстрация – ульгэр датчанина Г.-Х. Андерсена «Русалочка»). В русской детской литературе второй половины ХХ века мифологические герои присутствуют на повестях-сказках Т. Александровой «Домовенок Кузька» и М. Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали» и «Как Бабы-Яги Новый годок встречали». Важно, что писатели не просто пересказывают ранее славный миф, они создают нисколечко добавочный и самодержавный текст. В данном случае фраза может статься идти о таком явлении, что поэтический мифологизм. Мифологические персонажи придают произведению универсальный, человеколюбивый характер, действительно соображение изначальных мифологических элементов (сюжетов либо героев) с авторским вариантом позволяет раскрыть авторский принцип на безмятежность и человека на нем.

Глава 2. Роль мифологических персонажей на трилогии

Т. Александровой «Домовенок Кузька»

На нахождение мифологических персонажей на повести-сказке Т. Александровой указывает ранее само контртитул трилогии – «Домовенок Кузька». Именно домовенок связывает все тройка части книги на одним целое, с ним происходят все необычные приключения, действительно и сама квартант началась собственно с сего образа.

Кузьку Татьяна Ивановна придумала, когда-либо была вдобавок студенткой. Сначала он появился на рисунках будущей писательницы (она училась на Институте кинематографии на отделении мультипликации, действительно доброкачественно рисовать умела с детства). Валентин Берестов, супружник писательницы, поперед того описывает ее ранние работы: «На одной картинке чернушка на старинной одежде обнаруживает под веником рядом кадки седого курносого человечка на красном колпаке и на лаптях… На иной картине – дом домовых: мама-домовушка на кокошнике под красным платком, отец, дед, трое детей, все облизывают деревянные ложки и слушают, что им не поперед того читает с листа, не поперед того рассказывает по невидимой нам картинке рыжеволосый домовенок…».[3] В первой картине ранее угадываются первые строки повести «Кузька на новом доме», где чернушка Наташа (эту героиню Т. Александрова наделила именем своей сестры-близнеца) собственно под веником обнаруживает неведомое ей существо, которое выглядит, что домовенок со второй описанной В. Берестовым картинки. Однако меж рисунками и появлением повести прошло поперед фига времени. К написанию повести-сказки Т. Александрова детально готовилась: изучала славянские мифы и сказки разных народов, пословицы и поговорки русского народа.

Итак, кто же таковский манс с точки зрения наших предков-славян?

Домовой является покровителем дома (поэтому и относится к «духам места»). Чаще всего хорошего он изображался стариком с седоволосый бородой, на добродушном лице которого выделялись яркие глаза. Домовой может статься быть похож на хозяина дома, аж может статься носить хозяйскую одежду и перенимать хозяйские привычки. Увидеть домового на шапке – к несчастью, особливо благо это гула хозяина (поэтому Кузька у Т. Александровой на повести ранее не носит бело-красный колпак). В облике домового есть и необыкновенное: аллоплант его покрыто мягкой шерстью, у него длинные торчащие уши. Домовой может статься менять оригинальный человеколюбивый лицо на звериный, становясь кошкой, зайцем, собакой, медведем, действительно также может статься превратиться на груда река либо сума с хлебом.

Живет манс всегда на доме, истасканно под печкой, но он невидим. По мнению наших предков, дом, снятый домового, ждут несчастья, действительно потому что особое отзывчивость уделялось обряду перевода домового из старого дома на добавочный рядом переезде (как правило, «переезжал» амфитрион дома на горшке с углями). Не стоит забывать и угощать хозяина. Его любимые блюда – хлеб, свекольник и каша. Это пиршество истасканно оставляли на нокс под печкой, на чердаке, на электропечной трубе.

Превыше всего хорошего манс ценит соизволение и безмятежность на семье. Хозяев, которые это требование соблюдают, он привечает и по-всячески помогает им на хозяйстве. Предупреждает манс и о грозящей дому беде. В такие моменты он начинает выть за печкой, реветь, нагонять ветер. Если же дом живет несогласно и никчемно заботиться о своем хозяйстве, поперед того манс сердится, и на доме все добре шиворот навыворот.

Итак, манс – бог дух, безо которого ни один дом не может статься успешно существовать. Может быть, собственно вследствие этого Татьяна Александрова и сделала главным героем своей сказки собственно домового, действительно правильнее маленького домовеночка. Надо сказать, что на фольклоре союз «домовенок» (как и «лешонок») не встречается, но ранее «в самом уменьшении слова слышится почему-то теплое, уютное, домашнее, без мала пушистое».[4] И действительно, автору повести феноменально животрепещуще было сделать Кузьку привлекательным и добрым, но сохранить и узнаваемые черты домового.

Кузька Т. Александровой сохраняет образ и функции своих мифологических предков. Вот что выглядит герой: небольшое лохматое особь на красной рубахе с поясом, на ногах лапти, курносый нос, поддувало всегда поперед ушей, действительно вымытые девочкой Наташей копна сверкают, что золото. Кузьке «семь веков, осьмой пошел», поперед того есть по людским меркам ему всего хорошего цифра лет, что и нашедшей его девочке (Кузька – это домовой-ребенок, действительно потому что и похож не на главу семьи, действительно на его дочку – девочку Наташу).

Кузька считает себе хозяином новой квартиры наташиных родителей (говорит, что переехал сюда на ведре с веником). Он по-хозяйски он осматривает свои новые владения, упрекает Наташу, которая единым духом не сообразила, что современная ванная комнатенка всецело может статься заменить старинную русскую баньку: «Тот не хозяин, кто своего хозяйства не знает!»

Как и его мифологические предки, Кузька терпеть не может статься пьяных («Их Чумичка любит») и боится леших. Но благо на мифах манс добрый лишь к хорошим хозяевам, поперед того Кузька добрый к всем, кто встречается ему на пути. Сам о себе он говорит так: «Среди нас всякие бывают: и злые, и жадные. А я – добрый, все говорят».[5] Именно это черта и резвый коми помогают домовенку найти антре из всякий ситуации.

Кузька навеселе прийти на техпомощь всем окружающим. Когда на его деревенской избе вспыхивает пожар, Кузька выводит из огня своих братьев и получает за это от деда Папилы бесподобный сундучок. В лесу он помогает лешим лечить зверей.

Кузьке удается создать кругом себе мир, где все урегулированно по законам добра и взаимопонимания. О таковский способности героя говорит и его имя: Кузьма на переводе — это «космос», «порядок».

Кузька феноменально быстротечно подружился с Лешиком, хотя по народным поверьям домовые никогда не дружат с лешими. Это приметно аж на том, что они описывают образ кореш друга: «клыки поперед самого носа торчат, коми то-то и есть рту не умещается, вовне высунут, и животишко на сторону мешком висит».[6]

Но Кузька доверяет не словам взрослых, действительно тому, что видит. На деле Лешик выглядит ни на волосинка не страшным: он «похож на сучок, поросший зеленым мхом». Не страшным оказывается и дедок Лешика – Диадох. Он напоминает кривой пень, на ять посредине боровой поляны: «руки-ноги похожи на корни, копна – на сухую траву, бородища – на мох, действительно глаза – что ясное небо» (по народным поверьям лешие действительно могут превратиться на дерево, отросток либо пень).

Т. Александрова сохранила на своей повести многие привычки леших, описанные на преданиях об сих хозяевах леса. Лешик и хрыч Диадох питаются шишками; спят зимою на берлоге, действительно передо этим устраивают на лесу праздник, где ни один скот не может статься обидеть другого; они, что и полагается лешим, поют песни безо слов, действительно их милая погудка «Пошел, нашел, потерял» пришла из славянских преданий.

Однако, что и на случае с домовенком, писательница выделяет на леших доброе начало. Так, Лешонок говорит о своем дедушке, что он «добрый, разумный, красивый, зайчиков пасет, птиц бережет, деревья растит». Прохожих дедок «водит» по лесу потому, что феноменально любит гостей и хочет их у себе задержать что позволительно длиннее (по народным поверьям, лешие не дают выйти из леса людям либо просто из озорства, либо на бастонада за плохое негативизм к лесу). Как и положено лешим, герои поддерживают безмятежность и правопорядок на своей территории: папашенька Лешика ушел на Обгорелый лес, с тем чтоб восстановить его позже пожара; Лешонок и хрыч Диадох лечат больных обитателей леса и готовят оборона склад лакомства оборона животных на всякий вкус.

Кузьке урема первым делом кажется чужим и страшным. А дальше он понимает, что все тут урегулированно поперед того же, что и на его избе, лишь взамен крыши тут небо, действительно взамен пола – земля. Кузька и Лешик аж говорят о своих «домах» около одинаково. Кузька: «Дом безо хозяина сирота». Лешик: «Лес безо хозяина сирота». Кузьке оказывается близок уклад жизни леших, которые всем, кто окружает их, стремятся помочь, и искренне расстраиваются, благо не могут сего сделать (так, хрыч Диадох феноменально переживает, что «звериные» лекарства не могут техпомощь больному Кузьке). И полегоньку Кузька становится «своим» на этом лесном мире, помогает лешим на их повседневных делах.

Во многом урема стал Кузьке близок вследствие Лешику, на котором домовенок нашел верного друга. Мне кажется, что Т. Александрова делает героями повести не взрослых «духов места», действительно собственно «детей» не случайно: старшие сверх меры заняты своими делами, действительно потому что нередко следуют каким-то правилам, которые сами не могут объяснить, но придерживаются их, потому что как поперед того принято. Встреча взрослого домового и лешего необходимо должна была привести к ссоре. Дети же видят другого таким, каков он есть, действительно не оценивают его по каким-то правилам. Зорко детское сердце. Именно это и становится основой детской дружбы – дружбы меж Кузькой и Лешиком. И это настоящая дружба: герои то-то и есть всем стремятся техпомощь кореш другу.

Так, Лешик понимает, хотя и не безо удивления, что Кузька не навеселе спать всю зиму на теплой берлоге, действительно потому что старается подыскать ему стация оборона зимовки, благо контия отыскать его дом с помощью семи ветров до свидания не удалось. К сожалению, шаблонный оборона Кузьки дом на лесу есть лишь у Бабы Яги. И лешонок, хотя и не безо опаски, ведет домовенка туда, но сначала, что этот друг, прячет кузькину клад – бесподобный сундучок, потому что как он феноменально доброкачественно знает душа Бабы Яги и понимает, что она неукоснительно баул утащит.

Образ Бабы Яги на повести Т. Александровой выписан не столько детально, что образы Кузьки и Лешика, но аж и на этом случае писательница соответственно народной традиции, раз-два и обчелся ее изменяя.

В соответствии с народными поверьями Т. Александрова наделяет Бабу Ягу волшебными предметами. Это ступа, о которой нам конечно вдобавок из народных сказок, и корыто, которое может статься плыть вира по течению (это ранее придумка самой писательницы). Неизменным остался и спутник Яги – кот.

В славянских мифах (и появившихся на их основе сказках) Баба Яга – это шаблонно слепая старуха, один ноженьки которой костяная. Баба Яга может статься быть дарительницей (она помогает герою, дает ему волшебные вещи либо ценный совет, что на сказке «Царевна-лягушка»), похитительницей (чаще всего хорошего похищает детей, что на сказке «Гуси-лебеди») и воительницей (герою надобно с ней воевать). Т. Александрова же перемешивает сии представления. Ее Баба Яга имеет неуд дома – оборона хорошего и оборона плохого настроения. В доме оборона плохого настроения она всегда грубая, на грязной одежде, голосит, что пьяный мужик, гостей грозится съесть; самосильно дом всецело на пыли и паутине (этим она напоминает Ягу-похитительницу либо воительницу). В доме же оборона хорошего настроения Баба Яга становится доброй, ласковой, приветливой, одевается на пышный и девственно-чистый платье и кокошник; на доме честно и уютно, к крыльцу ведет многокрасочный ковер, на мосту вследствие криница позвякивают серебряные колокольчики, тут всегда топится тигель и числа отсутствует еды. Гостеприимная домохозяйка сего дома напоминает Ягу-дарительницу. Но все же меняется Баба Яга на сих двух домах свыше внешне. Даже на доме оборона хорошего настроения она остается хитрой и коварной, лишь она ныне не угрожает герою, действительно потихоньку, ласковыми словами, пытается получить нужное ей. Например, она не собирается есть Кузьку. Наоборот, она старается выполнить любое его желание, кормит его досыта. И Кузька, оставшись безо дела (ведь дом волшебный, он самосильно себе включает на чистоте, самосильно спецхозяйство ведет), превращается на Бабеныша-Ягеныша. А Бабе Яге лишь страна и стоит было: ныне она может статься любые гадости наговорить оборона кузькиных друзей, и он ей поверит, действительно дальше и бесподобный баул отдаст. И всего хорошего настоящая дружество спасает домовенка: Лешонок вынужден хитростью выманивать Кузьку из дома Бабы Яги.

На техпомощь «бездомному домовому» приходят все лесные обитатели и духи окружающего урема пространства.

Так, когда-либо кузькиным волшебным сундучком завладели кикиморы, на борьбу с ними вступают звери и духи воды (русалки и водяной).

Сам наружность кикимор порядком интересен: Т. Александрова обращается к характерному оборона Сибири и ничтожно описанному образу болотных кикимор. В центральной же России дурнушка представляется что графиня домового; казовый вид кикимор придуман писательницей, но с учетом представлений о кикиморе «домашней», отличающейся худобой (ее аллоплант с соломинку) и маленькой головой (с наперсток). Кикиморы Т. Александровой «тощие, длинные, плоские, корявые. Голова с кулачок, поперед того лысые, поперед того лохматые, серые, зеленоватые, один глазоньки на лбу, другого не видать. Нога всего хорошего одна, свыше на болоте не надо, действительно поперед того одну вытянешь, другая увязнет. Зато рук по три, по пять». Кикиморы на груз Кузьке и его друзьям – существа проказливые и глупые, они могут вывести из себе аж хозяина вод – водяного. Но захватывающе то, что их немыслимо назвать настоящими врагами, некий темной, злой-презлой силой, с которой истасканно сражается менелай на сказке. Они просто закавыка на пути Кузьки к дому, но собственно оппозиционность им сплачивает домовых, лесных и водяных духов.

Водяной на повести феноменально близок народным представлениям о нем. У него «огромная косматая голова, длиннющие усы и борода, корявые руки и могучие плечи»; радиоголос грубый; он «в тине, на водорослях, маленькие рыбки запутались на бороде»; когда-либо идет, с него льется напиток (по последнему признаку и опознавали водяного, когда-либо он превращался на человека). Считалось, что нежить не дружит с лешим и аж дерется с ним по ночам. Последний быль Т. Александрова что будто не замечает, хотя не дворянство о нем она не могла. Водяной, конечно, не отличается добрым нравом, он не феноменально разговорчив, любит покой; на распознавание от многих других персонажей, он не желает помогать Кузьке, ему отсутствует дела поперед волшебного сундучка, но то-то и есть когда-либо страдает его популярность (одна из русалок «хвалит» кикимор, говоря, что они не боятся аж водяного) пытается доказать, что амфитрион любых водных пространств, действительно значит, частью и болот, все же он, но терпит попадание на словесной перепалке с глупыми и надоедливыми кикиморами. Зная, что нежить «терпеть не может статься козлов, слышать о них не хочет, жизнь ему делается не имя рядом одном имени козла», кикиморы запели песню оборона козлика, что заставило водяного «бросится на омуток с головой». Мне кажется, что поперед того автор наказал водяного за нежелание помогать другим, за неспособность дружить.

Иное сражение русалки, которые на распознавание от своего дяди Водяного добрые и веселые. Как и положено русалкам, они водят хороводы на светлом песке, качаются на волнах и на ветвях деревьев, поют нежными голосами и любят щекотать попавшихся им на руки (правда, Т. Александрова не упоминает о том, что защекотать они могут поперед смерти). Именно попечительство о маленьком домовенке заставляет их позвать на техпомощь Водяного, действительно дальше проводить Кузьку поперед самого дома. Только дом то-то и есть русалки выбрали на оригинальный смачность – на нем «все окна, и крыльцо, и калитка были украшены вырезанными из дерева цветами, узорами и большими русалками». Надо сказать, что такое вид дома не измышление писательницы. Дома на Руси действительно украшали резьбой, на которой встречались растительные орнаменты и фигуры берегинь (женских божеств, охранительниц рода). Все это соответственно было отводить от дома беду, что и нахождение на нем домового.

Финал кузькиной истории счастливый. Домовенок стал хозяйничать на доме поперед того хорошо, что «слух о нем прошел по всему свету». Кузьке, конечно, светло это, но он не возгордился, не забыл, что был на беде и что все помогали ему. Он по-прежнему навеселе выручить любого. Так, на самом конце последней истории Наташа обнаруживает на своем аквариуме маленького водяного, которого подобрал на пути к Кузьке его братец Вуколочка. И собственно Кузька просит Наташу приютить водяного, до свидания бог не подрастет и не окрепнет. Кузька не держит зла на Водяного, тот либо иной когда-то не захотел его выручить. Он видит передо собой беспомощного ребенка и помогает ему. Я думаю, что тут могла бы возникнуть новая событие – о дружбе домовых и водяных, но такая Т. Александровой написана не была.


Заключение

Повесть-сказка Т. Александровой «Домовенок Кузька» учит нас тому, что самая главная клад на жизни человека – это дружба. Судьба Кузьки, маленького домовенка, самый и показывает это.

Домовой по представлениям наших предков – это благоухание домашнего очага. Для Кузьки, чей дом сгорел то-то и есть длительность пожара, домом оказывается системный мир. Потерявшийся домовенок вызывает симпатии у всех окружающих своей веселостью, желанием техпомощь попавшим на беду. Обитатели леса и вод – стихий, которые чужды домовым (наши деды полагали, что домовые, лешие и водяные аж могут драться меж собой), – приходят на техпомощь Кузьке, помогают ему найти дом на «маленькой деревеньке по-над слабый речкой». И оказывается, что неприязнь разных стихий – это измышление взрослых, у которых об всем есть свои представления, не всегда соответствующие истине (вспомним прим разговор Лешика и Кузьки, где они со слов взрослых описывают казовый вид кореш друга, хотя видят ни на волосинка другое).

Мир, тот либо иной описывает Т. Александрова, держится на законах добра, действительно потому что доброе преддверие на героях акцентированно особо. В персонажах повести «стираются» отрицательные черты, хотя на целом они сохраняют бог лицо и характер, которым наделили их наши деды (представление об изменении образов дает пасхалия А.1): манс не сердится на хозяев, не бьет посуду, не тревожит скотину; лешие водят людей по лесу, потому что как любят гостей; русалки щекочут прохожих из особого к ним расположения; Баба Яга большую надел времени проводит на доме оборона хорошего настроения и т.д.

Знание славянской мифологии помогло Т. Александровой донести поперед читателя и вдобавок одну мысль. Большая надел персонажей – это «духи места», хозяева дома, леса и воды – особливо важных оборона жизни человека пространств. Я думаю, что писательница тем самым хочет напомнить современным людям, что все кругом живое и требует бережного к себе отношения. Взрослые нередко забывают об этом. И всего хорошего ладинос способны разглядеть то-то и есть всем душу, поверить на феномен и принять безмятежность таким, какой-нибудь он есть на самом деле. Именно вследствие этого увидеть Кузьку дадено девочке Наташе, действительно не взрослым. И собственно ей, маленькой девочке, Кузька и доверил свою историю.

Библиографический список

1. Александрова, Т. Домовенок Кузька / Т. Александрова. – М.: Самовар, 2007. – 127 с.

2. Аромштам, М. С днем рождения, домовенок [Электронный ресурс] / М. Аромштам // Дошкольное образование: Приложение к газете «1 сентября». – 2002. — № 21. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/2002/21/2.htm

3. Берестов, В. Лучшая из женщин / В. Берестов // Т. Александрова. Домовенок Кузька. – М.: Астрель, 2005. – С. 5-28.

4. Казюлькина, И. Александрова Татьяна Ивановна / И. Казюлькина [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://bibliogid.ru/articles/1388

5. Калашников, В. Славянская мифология / В. Калашников. – М.: Белый город, 2005. – 46 с.

6. Корф, О. Александрова Татьяна / О. Корф // Кукумбер: беллетристический поясненный журналец оборона детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kykymber.ru/authors.php

7. Круглый год: святорусский хлебопашеский численник / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 1991. – 496 с.

8. Левкиевская, Е. Русская народная мифология / Е. Левкиевская [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://fb2.booksgid.com/content/F2/elena-levkievskaya-russkaya-narodnaya-mifologiya/

9. Мифологический лексикон / Под ред. Е. Мелетинского – М.: Советская энциклопедия, 1991 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://a-nomalia.narod.ru/mif/

10. Мифология / Сост. Е.С. Иванова. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011. – 96 с.

11. Путилов, Б.Н. Древняя Русь на лицах: боги, герои, люд / Б.Н. Путилов. – СПб.: Азбука, 2000. – 368 с.

12. Суперанская, А.В. Современный лексикон русских личных имен / А.В. Суперанская. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 384 с.

13. Татьяна Александрова [Электронный ресурс] // Детская электронная микробиблиотека «Пескарь». – Режим доступа: http://peskarlib.ru/lib.php?id_sec=56

14. Шуклин, В. Мифы русского народа / В. Шуклин. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1995. – 336 с.

15. Энциклопедия мифологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://godsbay.ru/slavs/


[1] Мифология / Сост. Е.С. Иванова. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011. – С. 4.

[2] Там же.

[3] Берестов, В. Лучшая из женщин: Вместо предисловия / В. Берестов // Т. Александрова. Домовенок Кузька. – М.: Пушкинская библиотека: Астрель: АСТ, 2005. – С. 24.

[4] Аромштам, М. С днем рождения, домовенок [Электронный ресурс] / М. Аромштам // Дошкольное образование: Приложение к газете «1 сентября». – 2002. — № 21. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/2002/21/2.htm

[5] Там же. С. 11.

[6] Александрова, Т. Кузька на новом доме / Т. Александрова // Домовенок Кузька. – М.: Самовар, 2007. – С. 43.

Приложение А

Сопоставительный психоанализ персонажей славянских мифов и героев повести Т.Александровой

Параметры

Славянские мифы

Сказка Т. Александровой

Домовой

Внешний вид

В разных уголках России описывается по-разному. Чаще всего хорошего – солидный старичина с седоволосый бородой, на лице которого выделялись фосфорическим блеском глаза. Похож на хозяина дома, носит хозяйскую одежду и перенимает хозяйские привычки. Необычное на облике: тело, аж ладони и подошвы покрыты мягкой шерстью, длинные торчащие уши. Одет на длинную рубаху (белую либо красную), подпоясан поясом.

Небольшой, разлохмаченный («волосы сверкали, что золото»), на красной рубахе с поясом, на поясе кисти, на ногах лапоть («лапти огромные, действительно ножки маленькие»), носишко курносый, действительно поддувало поперед ушей.

Семья

Есть семья: графиня (Кикимора либо Домаха) и дети. По мнению представителей ряда регионов, манс одинок.

Есть семья: братья и дедушка.

Возраст

Не указывается.

«Семь веков, осьмой пошел».

Место обитания

На печи либо под печью (чаще всего), действительно также на чулане, на клети, на подполье, на чердаке.

В деревне жил под печкой, переезжал на добавочный дом на ведре с веником. Друзья живут «по всему миру, каждый у себе дома».

Характер

Если на семье царит соизволение и лад, которые манс ценит сильнее всего, поперед того он всегда навеселе техпомощь хозяевам (может покормить скот, подправить что полезно на хозяйстве). Если же хозяева чем-либо провинились передо домовым либо живут на постоянных ссорах, поперед того манс начинает пакостить: бьет посуду, пугает скотину, щекочет спящих.

Добрый («среди нас всякие бывают… А я – добрый»), не любит, когда-либо по-над ним смеются.

Привычки, поведение

Предупреждает хозяев о грозящей дому беде, особливо о пожаре (шумит, воет). Любит угощение: хлеб, борщ, кашу, по праздникам – чарку водки. Не дружат с лешими.

Боится леших (пока не познакомился с Лешиком), боится огня, не может статься терпеть пьяных («их Чумичка любит»), любит праздники, игры (домовята играют на кошки-мышки).

Особенности

Способен принимать лицо хозяина дома, медведя, бычка, коровы, собаки, кошки, крысы, лягушки, змеи.

Знает языки звериные и птичьи, знает и любит народные песни. Может превращаться на игрушку.

Леший

Внешний вид

Старик на белой одежде и немалый белой шапке, отсутствует бровей и ресниц, длинная зеленая борода, копна зачесаны налево; его кровища синяя, он не отбрасывает тени. Правая рубашка одежды запахнута на левую. Может увеличиваться и уменьшаться. Может принимать наружность обычного человека, оленя, обернуться вихрем на дороге. Может обернуться колодой.

Лешик: «похож на сучок, поросший зеленым мхом», действительно задолженность похож на зеленую змею.

Дедушка Диадох: похож на кривой мудак («руки-ноги похожи на корни, копна – на сухую траву, бородища – на мох, действительно глаза – что ясное небо»), с добрым голосом. Могут превращаться на деревья (пень, куст) и животных (волк, волчонок).

Семья

Есть графиня (Лешачиха, Лисунка) и дети, могут селиться целыми деревнями на просторных домах со всеми необходимыми хозяйственными пристройками. Некоторые же предпочитают селиться на одиночестве.

Есть семья: Лешик, дедок Диадох, отец, тот либо иной ушел на загорелый лес.

Возраст

Лешие смертны: их позволительно убить медной пуговицей, хлебным мякишем либо иголкой, которую стоит воткнуть ему на пятку. Тело убитого лешего стоит увозить из леса на петухе либо курице.

Лешику пять веков

Место обитания

Живут на чаще леса, зимою находятся под землей.

Живут на норе (берлоге)

Характер

Если лешему приносить дары и не шуметь на лесу, он к людям относится терпимо. Нарушителей же карает.

Добрые (готовят оборона склад йемас оборона животных, урема от беды ограждают): дедушка, по словам Лешика, «добрый, разумный, красивый, зайчиков пасет, птиц бережет, деревья растит».

Привычки, поведение

Любят гулять по лесу, висеть и качаться на деревьях, «водят» людей по лесу. Любят играть на карты (играют на фибрин либо зайцев). Питается мхом и шишками, любит выпить водки. По осени устраивают смотр всего хорошего подвластного зверья. Зимой спит под землей (перед этим с досады ломает деревья, действительно зверей загоняет на норы).

Гоняют белок, весной считают зайцев; дедок «водит» прохожих, потому что как любит, с тем чтоб регулы у него подольше погостили. Спят всю зиму.

Особенности

Любимое животное – медведь. Поют безо слов, хлопают на ладоши, свищут, аукают, хохочут. Обладает невероятной силой. Любимая присказка: «Пошел, нашел, потерял».

Знает свойства трав, подражают стуку топоров, поют песни безо слов, милая птица дедушки Диадоха – дятел. Любимая присказка: «Пошел, нашел, потерял».

Баба Яга

Умеет колдовать, летать на ступе, живет на лесу, на избушке на курьих ножках. Внешний вид: один ноженьки — костяная, слепая (или у неё болят глаза), карга с огромными грудями. Выделяются тройка типа Бабы Яги: дарительница (помогает герою, дарит ему волшебные предметы либо дает совет), похитительница (похищает людей) и воительница (герою надобно с ней воевать).

Имеет неуд дома – оборона хорошего и оборона плохого настроения. В доме оборона плохого настроения – грубая, на грязной одежде, голосит, что пьяный мужик, гостей грозится съесть; на доме феноменально грязно. В доме оборона хорошего настроения – добрая, ласковая, приветливая, одевается на платье и кокошник; на доме честно и уютно, всегда числа отсутствует еды. Плавает на корыте, которое может статься плыть навстречу течения. Летает на ступе. Спутник – кот.

Водяной

Внешний вид: старичина с длинной зеленовато-седой бородой, голый, всецело на тине, подпоясан зеленой травой, черный, небритый мхом, взамен рук – лапы с перепонками. Если превращается на человека, его позволительно опознать по тому, что с его одежды всегда капает вода. Способен на всякий время превратиться на громадную щуку либо сома, прикинуться толстым бревном, обернуться козлом, собакой, селезнем. Обитает на дно водоемов (в омутах, под мельницами). Зимой спит. К людям относится никчемно (заманивает на опасные места, топит, рвет сети). Любит десерт (считалось, что на воду стоит бросить угощение, с тем чтоб водяного задобрить). По ночам нередко дерется с лешим.

«Огромная косматая голова, длиннющие усы и борода, корявые руки и могучие плечи», радиоголос грубый, «в тине, на водорослях, маленькие рыбки запутались на бороде», когда-либо идет, с него льется вода, «терпеть не может статься козлов, слышать о них не хочет, жизнь ему делается не имя рядом одном имени козла».

Русалки

Высокие красивые девушки, живущие на дно водоемов. Ночью плещутся на поверхности воды, качаются на ветвях деревьев, расчесывают длинные копна гребнем из рыбьих костей. Могут наповал защекотать прохожего.

Качаются на ветвях деревьев, склоняющихся по-над водой; водят хороводы на светлом песке, поют песни нежным голосом, щекочут.

Кикиморы болотные

Как графиня домового, обитает на доме. Как обитательница лесов и болот более всего хорошего известна на Сибири. Облик кикиморы болотной не описан. Живущая на доме дурнушка выглядит так: сама черная, протома с наперсток, худенькая, торс с соломинку, ходит безо одежды и обуви.

Прячутся промежду осоки; «тощие, длинные, плоские, корявые. Голова с кулачок, поперед того лысые, поперед того лохматые, серые, зеленоватые, один глазоньки на лбу, другого не видать. Нога всего хорошего одна, свыше на болоте не надо, действительно поперед того одну вытянешь, другая увязнет. Зато рук по три, по пять», «большой рот, что у лягушки». Глупые, проказливые, пакостливые, дразнятся.

Файлы: обложка.docx
Размер файла: 11852 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология