Автор конспекта:
Регион: — Псковская область

Характеристика конспекта:
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Разработки уроков по литературе в 6 классе по теме МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС И ЕГО РОМАН ДОН КИХОТ

МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС И ЕГО РОМАН «ДОН КИХОТ»

Творчество Мигеля де Сервантеса и его роман «Дон Кихот» изучаются в 6-м классе общеобразовательной школы. На это отво­дится четыре урока. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, является следующее распределение материала.

Урок первый

На уроке следует ознакомить учащихся с особенностями идеоло­гии и культуры эпохи Возрождения, с оценками ее классиками марк­сизма-ленинизма, с этапами и особенностями развития гуманизма в Испании, с крупнейшими предшественниками Сервантеса. Во вне­урочное время желательно посмотреть со школьниками звуковой учебный фильм «Искусство эпохи Возрождения» или показать несколько репродукций картин великих художников эпохи Воз­рождения.

На протяжении более двух столетий — с середины XIV и до начала XVII веков — в странах Западной и Центральной Европы происходил сложный процесс постепенного распада феодализма, обусловленный переходом их к новой социально-экономической формации. Этот период известен в истории под названием эпохи Возрождения, или Ренессанса (термин «Ренес­санс» впервые ввел в обиход Дж. Вазари в своих знаменитых «Жизнеописаниях»). Он означал новый этап в развитии науки и особенно искусства, который возродил античные представ­ления о нормах прекрасного, основанных на изучении природы и проникнутых высокими гуманистическими идеалами.

Эпоха Возрождения—это время первоначального капита­листического накопления, ликвидации феодальной анархии, возникновения крупных централизованных государств, фор­мирования наций и национальных культур, бурного развития наук и производительных сил.

Ключом к пониманию особенностей этой эпохи является классическое определение ее сущности Ф. Энгельсом: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в тита­нах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и ха­рактеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим мате­матиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором… Макиавелли был государственным деятелем, историком, поэтом и, кроме того, первым достойным упоминания военным писа­телем нового времени… Герои того времени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающее, создающее одно­бокость, влияние которого мы так часто наблюдаем у их пре­емников. Но что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пе­ром, кто мечом, а кто и тем и другим вместе. Отсюда та пол­нота и сила характера, которые делают их цельными людьми» '. Эти люди сами называли себя гуманистами, подчеркивая тем самым чисто светский характер своей деятельности, устремлен­ной к борьбе за земное счастье человека, за освобождение его от цепей христианско-католического мракобесия и фанатизма. Средневековому аскетизму и схоластике гуманисты противо­поставляли «жизнерадостное свободомыслие» и «открытие мира и человека» (И. В. Гете). Открытие мира в эпоху Возрож­дения означало не только расширение географических гори­зонтов, но и отказ от старых представлений о Земле и Вселен­ной. Великий польский ученый Николай Коперник провозгласил тогда дерзновенную в глазах церкви идею: Земля — не центр Вселенной, а всего лишь одна из планет солнечной системы. Итальянский ученый и писатель Джордано Бруно, сожженный на костре инквизицией, поднялся до мысли о вечности и бес­конечности миров, то затухающих, то вновь вспыхивающих в беспредельных просторах Вселенной.

В 1492 г. Колумб открыл Америку, а в 1519—1522 гг. Ма­геллан впервые совершил кругосветное путешествие, практи­чески доказавшее шарообразность земли, чем был нанесен но­вый сокрушительный удар по учению церкви.

Человек вырвался на широкий жизненный простор из гнету­щего мрака средневековья. Если церковь учила, что он — только средство для утверждения величия бога, то гуманисты, опрокинув все авторитеты, утвердили величие творческого ра­зума, ставшего для них единственным критерием всех дел и стремлений человека.

Зарождение новой, капиталистической формации всколых­нуло народные массы, появилась блестящая плеяда крупных талантов во всех областях науки и искусства. При этом сле­дует особо подчеркнуть, что главной движущей силой в борьбе с феодализмом в эпоху Возрождения оставались крестьянство и городские бедняки. Выражая волю и стремления народных масс, гуманисты боролись против всевластия церкви, безза­стенчиво грабящей не только население Европы, но и обитате­лей самых отдаленных колоний, выступали против узости социальных форм жизни и строгой регламентации человече­ской личности по признакам сословий и профессий.

Высшим достижением эпохи Возрождения была гумани­стическая культура, тесно связанная с народом и его творче­ством. Передовые писатели пользовались народным языком, а не мертвой латынью, черпали свое вдохновение из сокровищ­ниц фольклора, разрабатывали сюжеты, сообразуясь с реали­стической манерой, свойственной народному творчеству. Вместе с тем гуманизм не был однородным, а имел в основном два течения: демократическое, связанное с освободительной борь­бой против феодализма, церкви и нарождавшегося буржуаз­ного хищничества, и аристократическое, исполненное презрения к черни, стремившееся к кастовой замкнутости и наслаждению всеми благами жизни лишь немногих «избранных». Гуманизм, с одной стороны, выступал как мощная разрушительная сила, направленная против всей мировоззренческой системы феода­лизма, с другой — закладывал основы реакционного буржуазного мировоззрения. Именно в этом коренятся причины всех внутренних противоречий культуры эпохи Возрождения.

Колыбелью европейского Возрождения и гуманизма была Италия. Такая роль одной страны была обусловлена объектив­ными причинами: непосредственной преемственностью новой итальянской культуры и великой культуры античного мира, благоприятным географическим положением Италии, которая в течение многих столетий (до открытия морского пути в Индию) была главной посредницей в торговле между Запа­дом и Востоком. В итальянских городах-республиках — Фло­ренции, Генуе, Венеции, Милане — накопились значительные богатства, раньше, чем где-либо, начало развиваться промыш­ленное производство, сложились предпосылки к утверждению новой общественной формации. Из Италии идеи гуманизма по­степенно импортировались в другие страны Европы, в том числе и в Испанию.

Завершение Реконкисты' и государственное объединение Испании содействовали быстрому развитию самобытной на­циональной культуры, проникновению гуманистических идей из Италии и Франции. Политическое и экономическое разви­тие Испании было очень своеобразным — именно в этом сле­дует искать истоки оригинальности ее культуры и литературы эпохи Возрождения. «Это было время…— писал К. Маркс, — когда влияние Испании безраздельно господствовало в Евро­пе, когда пылкое воображение иберийцев ослепляли блестя­щие видения Эльдорадо, рыцарских подвигов и всемирной мо­нархии. Вот тогда-то исчезли испанские вольности под звон мечей, в потоках золота и в зловещем зареве костров инкви­зиции» 2. И все это произошло прежде всего потому, что цер­ковь нигде не была столь всевластной, нигде не причинила столько непоправимого вреда, как в Испании.

Гигантская испанская монархия с ее сказочными богат­ствами, награбленными в Америке, держалась только силой оружия и была обречена на гибель и нищету. Ультрареакци­онная политика испанских королей, особенно Филиппа II, ни­чего не предпринимавших без соизволения церкви, стремящих­ся во что бы то ни стало к сохранению феодализма и созда­нию мировой католической монархии, поголовное засилие в стране монашеских орденов не только истощили силы народа, но и обусловили крах всей испанской экономики. Приток зо­лота и серебра из колоний Америки, казавшийся бесконечным, давал возможность метрополии жить за счет экспорта бук­вально всех товаров и предметов обихода. В результате соб­ственное хозяйство и промышленность Испании были почти полностью разрушены, «большинство испанцев превратилось в настоящих бездельников: одни в бездельников-дворян, дру­гие — в бездельников-нищих». И все-таки фанатизм духо­венства и деспотизм правителей не задушили творческие силы испанского народа, проявившиеся в эпоху Возрождения преж­де всего в области литературы, живописи и театрального искусства.

Испанская литература того времени формировалась на основе сложного синтеза национального народного искусства с общеевропейскими идеалами гуманизма. Одной из главных особенностей испанского Возрождения была та, что здесь не наблюдался резкий разрыв с феодально-католической идео­логией, характерный для гуманистов Англии, Франции и Гер­мании. Поэтому в Испании не прекращалось распростране­ние религиозной художественной литературы.

В конце урока учителю следует предложить школьникам зада­ния по всей теме и вопросы, из которых один может служить темой домашней письменной работы, а также порекомендовать им позна­комиться в библиотеках с альбомами, посвященными великим художникам и скульпторам эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело Буонарроти, Гвидо Рени, Тициан, Дюрер и др.):

1. Расскажите об особенностях развития науки, культуры и ис­кусства в эпоху Возрождения.

2. Расскажите о жизни Сервантеса.

3. В чем причина странного помрачения рассудка у Дон Кихота?

4. Какие качества Дон Кихота вызывают у вас восхищение?

5. Охарактеризуйте личность Санчо Панса.

6. Расскажите о мировом значении «Дон Кихота» Сервантеса.

Урок второй

Его можно начать с фронтального опроса учащихся по пройден­ному материалу, а затем перейти к рассказу о жизни и творчестве Мигеля де Сервантеса.

Мигель де Сервантес Сааведра (15471616) был не толь­ко величайшим испанским писателем и основоположником всей новой испанской литературы, но и оказал большое влия­ние на развитие мирового реалистического искусства.

Жизнь великого писателя была трудной: нужда, опасности и лишения постоянно сопутствовали ему. Родился Сервантес в городке Алкала де Энарес в многодетной семье провинци­ального лекаря. Из давно разорившегося дворянского рода происходила его мать. В поисках лучшей жизни семья часто переезжала с места на место, ютилась в захолустных местеч­ках и городах. С детства обладая острой наблюдательностью и отличной памятью, будущий творец «Дон Кихота» уже тогда накопил большой запас жизненных впечатлений и хорошо изучил быт и нравы своего народа.

Сервантес получил философское и юридическое образова­ние сначала в иезуитской школе в Вальядолиде, затем в Мад­риде под руководством одного из лучших педагогов-гумани­стов тогдашней Испании Хуана Лопеса де Ойоса, позже ока­завшего ему содействие в публикации ранних стихотворений. Родители будущего писателя к тому времени совершенно разорились, и Сервантесу вместе с младшим братом Родри-го пришлось самим искать себе средства к существованию. Перед подобными людьми в то время реально существовало лишь три пути: служба в армии, пострижение в монахи или служба у какого-нибудь знатного лица. Родриго ушел в ар­мию, а Сервантес по совету и рекомендации своего учителя Ойоса поступил на службу в качестве секретаря к кардина­лу Джулио Аквавиве — посланнику папы Пия V, приехав­шему в Мадрид для решения спорных вопросов между папой и королем Филиппом II. Кардинал Аквавива, человек обра­зованный и близкий к кругам гуманистов, вскоре оценил ум и способности Сервантеса и, возвращаясь в Италию, взял его с собой.

Прибытие Сервантеса в Италию совпало с резким обостре­нием военной опасности на Средиземном море — флот турец­кого султана готовился к высадке десанта на берега Европы. В порыве патриотизма Сервантес оставил службу у карди­нала и вступил в испанский полк, расквартированный в Италии, в котором служил и его брат Родриго.

Пятилетняя военная служба в Италии была важным эта­пом в формировании его мировоззрения и становлении таланта. Сервантес не только в совершенстве овладел языком и позна­комился с шедеврами итальянского искусства в крупнейших городах, но и глубоко изучил быт и нравы всех обществен­ных слоев Италии. В годы интенсивного творчества италь­янские впечатления не раз помогали писателю: служили сю­жетной основой отдельных произведений, обогащали фабулу других и позволили ему создать не выдуманный или фанта­стический, а вполне реальный фон для их итальянских эпи­зодов. Однако сама военная служба не принесла великому писателю ничего, кроме тяжких увечий, испытаний и невзгод. Печально сложилась и вся его остальная жизнь.

7 октября 1571 г. Сервантес принял участие в знаменитом морском сражении у острова Лепанто, когда соединенный флот Венеции, Испании и римского папы под руководством талантливого полководца Хуана Австрийского разгромил ту­рецкую эскадру и положил конец турецкой экспансии на Средиземном море. Писатель проявил в этой битве исключи­тельную отвагу и был трижды ранен. Ранение в предплечье оказалось очень тяжелым: Сервантес фактически потерял ле­вую руку — она осталась парализованной на всю жизнь. Про­лежав около года в госпитале, он вернулся на службу в ар­мию, снова участвовал в морском сражении, а затем нес гар­низонную службу на островах Корфу и Сардиния, в Тунисе и Неаполе.

В сентябре 1575 г. писатель и его брат Родриго решили вернуться на родину и отплыли из Неаполя на галере «Солн­це». У Сервантеса были с собой рекомендательные письма на имя короля Филиппа II, написанные вице-королем Неаполя герцогом де Сеса и самим Хуаном Австрийским. Располагая ими, писатель рассчитывал получить в Испании хорошую долж­ность или королевскую пенсию, на что имел полное право. Однако на пути в Испанию его ожидало новое бедствие, и ре­комендательные письма лишь удвоили несчастья Сервантеса. У южных берегов Франции на галеру напали пираты, и Сер­вантес вместе с уцелевшими спутниками попал в плен и был увезен в Алжир.

Найденные пиратами рекомендательные письма ввели в заблуждение правителя Алжира Гассана-пашу, который счел Сервантеса за знатного и влиятельного человека, а поэтому назначил за него непомерно высокий выкуп — 500 золотых эскудо. Нищие родственники при всем желании никак не мог­ли собрать таких денег, и писатель томился в плену около пяти лет. Современники свидетельствуют, что Сервантес про­являл в плену возвышенное благородство и большую сме­лость, снискавшие ему уважение даже кровожадного Гассана-паши. Писатель трижды пытался организовать побег группы пленных и всякий раз после неудачи брал всю ответственность на себя, хотя мог поплатиться за это жизнью. Гассан-паша говорил своим приближенным: «Я буду спать спокойно, когда этот однорукий дьявол уберется отсюда!».

Вернувшись на родину в конце октября 1580 г., Серван­тес нашел свое семейство совершенно обнищавшим и вынуж­ден был сразу же искать работу, ибо все его попытки добить­ся пенсии оказались тщетными. Некоторое время он снова служил в армии, а в 1587 г. занял должность комиссара по военным поставкам в Севилье, но и эта служба не освободи­ла писателя от нищеты. Новая же должность — сборщика налоговых недоимок в Гренаде — закончилась для Серванте­са тюремным заключением по ложному обвинению в растра­те. Все эти годы он не оставлял литературных занятий и, по преданию, именно во время своего пребывания в севильской тюрьме в 1602 г. начал работу над «Дон Кихотом».

До переезда с семьей в Вальядолид в 1604 г. Сервантес написал первую часть своего пастушеского романа «Галатея» (остался незавершенным), трагедию «Нумансия» и около три­дцати мелких драматических произведений, большая часть которых не была опубликована и не сохранилась.

Среди драматических произведений Сервантеса, кроме «Нумансии», важнейшее значение имеют девять интермедий, ставших основой для создания испанской реалистической ко­медии. Если до Сервантеса интермедии были средством раз­влечения зрителей в антрактах при постановке больших пьес, то он превратил их в самостоятельные произведения остро со­циального содержания.

Героями интермедий являются крестьяне, ремесленники, солдаты, студенты. Великий русский драматург А. Н. Остров­ский, первый переводчик интермедий Сервантеса на русский язык, писал: «Эти небольшие произведения представляют истинные перлы искусства по неподражаемому юмору и по яркости и силе изображения самой обыденной жизни… Вот настоящее реальное искусство».

Последние годы жизни писатель провел в Мадриде, куда он переехал из Вальядолида в 1608 г. Этот период был осо­бенно интенсивным и творчески плодотворным. Сервантес создает знаменитый сборник «Назидательные новеллы», вто­рую часть «Дон Кихота», роман «Персилес и Сихизмунда», перерабатывает свои ранние пьесы. Он начинает приобретать широчайшую популярность в Испании и за ее пределами, но все это почти не меняет его бедственного положения. Здо­ровье Сервантеса ухудшается, он переживает одну утрату за другой: в далекой Фландрии погиб его брат Родриго, одна за другой умирают сестры писателя, устав от лишений и не­взгод, уходит в монастырь его жена. Умер писатель 23 апреля 1616 г. Похоронили его на монастырском кладбище на сред­ства благотворительного общества.

В конце урока ученикам предлагается внимательно прочитать два-три эпизода из похождений Дон Кихота из первой книги романа и эпизод «губернаторства» Санчо Панса из второй книги. Можно рекомендовать также романизированную биографию Сервантеса, созданную известным немецким писателем Бруно Франком.

Урок третий

Его следует посвятить идейно-художественному анализу романа «Дон Кихот». На уроке в качестве наглядности желательно исполь­зовать показ иллюстраций Постава Доре к роману «Дон Кихот» с помощью эпидиаскопа.

«Дон Кихот» Сервантеса принадлежит к числу шедевров литературы эпохи Возрождения и вместе с тем к одной из вершин всей мировой литературы.

Роман создавался писателем много лет: первая часть «Дон Кихота» опубликована в 1605 г., вторая — в 1615 Г.

Вероятно, начало работы над романом действительно от­носится ко времени пребывания Сервантеса в севильской тюрь­ме в 1602 г. Сам писатель отмечал, что его роман «родился в темнице, местопребывании всякого рода помех, обиталище одних лишь унылых звуков».

По свидетельству самого Сервантеса, книга была задума­на им для решения весьма скромной и в то же время чрез­вычайно актуальной для тогдашней Испании задачи — вы­смеивания и дискредитации рыцарских романов, повальное увлечение которыми приняло тогда характер общественного бедствия, с которым пытались бороться даже церковь и коро­левская власть.

Сервантес начинает свою книгу и полностью выдерживает пять первых глав в духе остроумной и язвительной пародий на рыцарские романы. Писатель говорит о своем стремлении «свергнуть власть рыцарских романов и свести на нет широ­кое распространение, какое получили они в высшем обществе и у простонародья… разрушить шаткое сооружение рыцарских романов, ибо хотя у многих они вызывают отвращение, но сколько еще превозносят их».

В то время Сервантес, видимо, еще не вполне сознавал открывшуюся перед ним возможность дать широчайшую и от-кровеннейшую оценку окружающей его действительности, вос­создать целостную картину современной ему Испании. Писа­тель и дальше, на протяжении всего произведения, неодно­кратно возвращается к исходному утверждению о пародий­ности своего романа, но совершенно очевидно, что видит теперь в этом единственное средство оградить собственную безопасность (а возможно и жизнь) от гнева вездесущей и бес­пощадной инквизиции. С этой же целью он в дальнейшем прибегает и к другой форме маскировки: делает одним из ге­роев романа вымышленного арабско-ламанчского «историка» Сида Ахмета Бен-инхаллы и передает через его реплики и высказывания свои наиболее резкие и смелые сатирические оценки современности. Кроме того, избранная писателем па­родийная форма «продолжает играть роль связующего звена, необходимого для сохранения единства действия»' романа и наличия в нем внешней занимательности.

«Дон Кихот» Сервантеса занимает особое место в миро­вой литературе из-за оригинальности своей фабулы, не имею­щей ни книжных, ни фольклорных аналогов.

Герой романа, бедный провинциальный идальго (дворя­нин) дон Алонсо Кихана, все имущество которого заключа­лось «в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и бор­зой собаке», проводит все свое свободное время — «а досуг длился у него чуть ли не весь год» — в чтении рыцарских ро­манов. В результате «оттого, что он мало спал и много чи­тал, мозг у него стал иссыхать, так что в конце концов он и вовсе потерял рассудок. Воображение его было поглощено всем тем, о чем он читал в книгах; чародейством, распрями, битвами, вызовами на поединок, ранениями, объяснениями в любви, любовными похождениями, сердечными муками и раз­ной невероятной чепухой; и до того прочно засела у него в голове мысль, будто все это нагромождение вздорных небы­лиц — истинная правда, что для него в целом мире уже не было ничего более достоверного…

И вот, когда он уже окончательно свихнулся, в голову ему пришла такая странная мысль, какая еще не приходила ни одному безумцу на свете, а именно: он почел благоразум­ным и даже необходимым как для собственной славы, так и для пользы отечества сделаться странствующим рыцарем, сесть на коня и, с оружием в руках отправившись на поиски приключений, начать заниматься тем же, чем… все стран­ствующие рыцари… обыкновенно занимались, то есть искоре­нять всякого рода неправду и в борении со всевозможными случайностями и опасностями стяжать себе бессмертное имя и почет…»

С нескрываемой иронией Сервантес изображает длитель­ные приготовления своего героя к рыцарским «подвигам»: чистку заржавелых доспехов, изготовление шлема, раздумья над тем, какие имена дать тощей кляче, себе и «даме сердца». Наконец доспехи готовы, захудалый идальго дон Алонсо Ки­хана превращается в рыцаря Дон Кихота, кляча — в благо­родного коня Росинанта, а деревенская девушка Альдонса Ло-ренсо — в Дульсинею Тобосскую.

Далее описываются смешные и безрассудные «подвиги» Дон Кихота, совершаемые им сначала в одиночку, а затем в обществе «оруженосца» Санчо Пансы — местного нищего крестьянина, которого он увлек за собой обещанием завое­вать для него какой-нибудь остров и сделать на нем Санчо губернатором. Дон Кихот вступает в поединок с ветряными мельницами, кажущимися ему сказочными великанами, на­падает на стадо баранов, похоронную процессию и совершает другие нелепые поступки.

Естественно, что все «подвиги» Дон Кихота, совершенные им ради торжества добра и справедливости, на практике ста­новятся источником новых бедствий для окружающих (на­пример, эпизод с пастушком Андресом). Комизм и трагизм Дон Кихота заключаются в том, что он пытается возродить лучшие идеалы рыцарства в эпоху, когда эти идеалы явля­ются явным диссонансом по отношению к реальной действи­тельности (известно, впрочем, что и в сами рыцарские време­на они отнюдь не осуществлялись на практике). Именно это имел в виду К- Маркс в словах: «Дон Кихот должен был жестоко поплатиться за свою ошибку, когда вообразил, что странствующее рыцарство одинаково совместимо со всеми экономическими формами общества» '. По словам Поля Ла-фарга, в «Дон Кихоте» К. Маркс видел «эпос вымиравшего рыцарства, добродетели которого в только что народившемся мире буржуазии стали чудачествами и вызывали насмешки» 2.

Сервантес блестяще справился с первоначальной зада­чей — после выхода в свет первой части «Дон Кихота» рыцар­ские романы стали быстро терять популярность в Испании и почти не переиздавались.

Однако и первую часть «Дон Кихота» нельзя считать толь­ко пародией на рыцарские романы, как и самого Дон Кихо­та — фигурой лишь пародийно-комической. Начиная с шестой главы первой части, а в дальнейшем все более и более от­крыто роман превращается в острую сатиру на мрачную действительность феодально-католической Испании конца XVI — начала XVII века.

Глубоко прав В. Г. Белинский, считавший, что «Серван­тес задолго до Вальтера Скотта написал истинный истори­ческий роман» 3. Действительно, Сервантес, как никто из его современников, вскрыл в «Дон Кихоте» причины упадка и де­градации испанского государства и общества, ослепленного былым величием, а на деле увязшем в болоте паразитизма и застоя из-за донкихотской утраты такта действительности.

Роман Сервантеса насыщен внешним и внутренним дей­ствием, отличается философской глубиной и прогрессивностью замысла, широтой охвата явлений жизни. Писатель вложил в роман опыт всей своей незаурядной жизни, огромную эру­дированность, в которой гармонически сочетались лучшиа традиции античной литературы и национального испанского фольклора, достижения гуманистической мысли европейского Возрождения и арабской философии.

Исследователи подсчитали, что в романе Сервантеса дей­ствует 669 персонажей — представителей всех общественных слоев и почти всех профессий того времени. И эти персо­нажи не просто статисты, играющие служебную роль, а лю­ди с индивидуальными характерами и собственными сужде­ниями о мире. Именно поэтому В. Г. Белинский говорил, что «Дон Кихотом» началась новая эра искусства — нашего, но­вейшего искусства. Он нанес решительный удар идеальному направлению романа и обратил его к действительности. Это сделано Сервантесом не только сатирическим тоном его про­изведения, но и высоким художественным его достоинством: все лица его романа — лица конкретные и типические»1. Реа­лизм великого писателя проявляется не только во внутрен­ней диалектической противоречивости ведущих героев рома­на, но и в становлении их характеров под влиянием окружаю­щей среды. Непрерывный обмен мнениями, который ведут между собой Дон Кихот и Санчо Панса, их беседы и столкно­вения с повстречавшимися на пути людьми (а это происхо­дит почти ежечасно) содействуют гармоническому слиянию в романе двух начал — возвышенной гуманистической мысли и народного оптимизма и мудрости. Характеры Дон Кихота и Санчо Пансы постоянно эволюционируют, меняются и раз­виваются, хотя каждый из них в основном остается верен са­мому себе.

Из вздорного чудака и наивного мечтателя Дон Кихот по­степенно превращается в просветленного мудреца, а Санчо из ограниченного плута — в человека, исполненного истинного благородства.

Гениальным и совершенно новаторским был сам выбор Сервантесом главных героев романа — захудалого идальго и бедного безземельного крестьянина, составлявших в ту эпоху основную массу испанского населения. В изображении ду­ховной близости Дон Кихота и Санчо Пансы, их глубокой при­вязанности друг к другу проявляется народность Сервантеса и его широкий демократизм. Именно эти качества романа были причиной непримиримого отношения к «Дон Кихоту» со стороны идеологов реакции и фашизма. Известно, напри­мер, что один из ведущих вдохновителей испанского фашиз­ма Хименес Кавальеро называл Сервантеса «предтечей ком­мунизма» и требовал «изгнания «Дон Кихота» как произве­дения, подрывающего веру в подлинную Испанию бога и ке­саря».

Представляя Санчо Пансу читателям в начале романа, Сервантес писал: «Это был человек добропорядочный (если только подобное определение применимо к людям, которые не могут похвастаться порядочным количеством всякого доб­ра), однако ж мозги у него были сильно набекрень». И Дей­ствительно, в начале романа Санчо предстает перед нами как фигура чисто комическая, как пародия на образ оруженосца из рыцарского романа. Он беспредельно наивен и явно про­стоват — хотя бы потому, что единственный, кто верит фанта­зиям Дон Кихота. Простодушие и наивность, впрочем, соче­таются у него с крестьянской хитрецой и долей плутовства, а иной раз и с гораздо более низменными свойствами. Он счи­тает, например, что если подданными на завоеванном для него Дон Кихотом острове окажутся негры — можно будет продать их в рабство и изрядно разбогатеть на этом, что тогда его супруга Хереса станет разъезжать в золоченой ка­рете; и на свою службу в качестве оруженосца Санчо смот­рит сначала лишь с точки зрения материальной выгоды — как на способ избавиться от тяжкого труда и получить воз­можность лишний раз насытить свое брюхо (само имя героя весьма выразительно: слово «панса» по-испански означает «брюхо»). Но постепенно он внутренне просветляется, становит­ся бескорыстным и гуманным человеком, носителем народной мудрости. У него появляются даже черточки трезвого, умуд­ренного житейским опытом скептика, в известной мере род­нящие его с Мефистофелем из «Фауста» Гете, одним из любимейших писателей которого Сервантес оставался всю жизнь.

Санчо начинает отлично осознавать, что Дон Кихот — фан­тазер и сумасброд, но уже не может оставить его и всюду следует за ним, забыв о своей былой расчетливости.

Образ Санчо Панса окончательно раскрывается к концу романа, в эпизоде с его «губернаторством», когда он прояв­ляет неизмеримо больше способностей, ума и справедливости, нежели герцог и окружающие его придворные. При разборе всякого рода тяжб и спорных вопросов Санчо находит спо­собы и решения, равные мудрости библейского царя Соломо­на. «Он изгоняет с острова бездельников, закрывает игорные дома, он собирается награждать добродетель и покровитель­ствовать землепашцам. Санчо хочет истребить в своих владе­ниях «всех этих донов и передонов», которых «на острове больше, чем булыжников»… Снисходительность и доброта Санчо выступают особенно ярко на фоне черствости и жесто­кости герцога. Когда герцог помешал соединиться двум влюб­ленным — лакею и дочери дуэньи Родригес, Санчо встал на их сторону, Рисуя эпизоды правления Санчо Пансы, Сервантес осуждает власть господствующих классов, их бездушие и жестокость».

Для всей литературы эпохи Возрождения образ Санчо — явление уникальное. Лишь в произведениях великих русских и украинских классиков XIX века можно найти крестьянские образы, нарисованные с таким же теплом и любовью, каким Сервантес изобразил в романе Пансу — обездоленного кре­стьянина из нищей, задавленной духовенством и феодалами, глухой испанской провинции Ламанчи. И прав был Генрих Гейне, сказавший, что «Сервантес основал новый роман, введя в рыцарский роман верное изображение низших клас­сов, подмешав в его содержание жизнь народа».

Идейное содержание «Дон Кихота» столь значительно и богато, что оно было понято и раскрыто далеко не сразу. В течение XVII и большей части XVIII вв. роман Серванте­са воспринимался только как произведение пародийно-коми­ческое, а сама исходная ситуация, придуманная Сервантесом, использовалась европейскими писателями того времени имен­но в этом плане. Любопытно, например, что французский ро­манист Шарль Сорель (1599—1674), один из самых первых подражателей Сервантеса в Европе, удивлялся «непоследова­тельности» характера Дон Кихота, считая, что писатель до­пустил ошибку, наделив своего героя не только безумием, но и благородством, мудростью, одновременно сделав его и смеш­ным и трогательно возвышенным. В своем романе «Экстра­вагантный пастух» (1628 г.) Сорель изображает парижского мещанина Лизаса, спятившего с ума от чрезмерного увлече­ния пасторальными романами, и рисует его как комического отрицательного героя. Точно так же использует придуманную Сервантесом ситуацию и английский сатирик Сэмюэль Бат-лер (1612—1681) в своей поэме «Гудибрас», высмеивающей пуритан — религиозно-политическую партию, возглавившую английскую буржуазную революцию середины XVII века.

Существенную роль в понимании идейного содержания «Дон Кихота» имели высказывания о нем ранних немецких романтиков (братья Шлегели, Новалис) и позже — Генриха Гейне. Они видели в Дон Кихоте символ мечты, высокой поэ­зии и всего идеального, а в Санчо — трезвой прозы и реаль­ности. Роман Сервантеса трактовался ими как утверждение фатальной и неизбежной противоположности мечты и реаль­ности, идеального и действительного, извечно несовместимых, по их мнению, в человеческом обществе. Разделяя такую трактовку романа, Генрих Гейне внес в нее очень важную деталь: подчеркнул социальную активность и значимость образа Дон Кихота.

Урок четвертый

В начале урока учителю следует провести краткий фронтальный опрос учащихся по всему пройденному материалу, а затем перейти к рассмотрению образа Дон Кихота. Необходимо также остановиться и на оценках творчества Сервантеса в русской классической и со­ветской критике, отметить мировое значение романа «Дон Кихот>.

Подлинно научное раскрытие идейного смысла «Дон Ки­хота», характеров центральных образов романа и всех произ­ведений Сервантеса содержится в высказываниях классиков марксизма-ленинизма, великих русских критиков и писателей, советских литературоведов.

Первые упоминания в России о «Дон Кихоте» относятся к началу XVIII века, а с конца 60-х гг. этого же века роман Сервантеса приобретает большую популярность у русских читателей.

Начало научному освоению творческого наследия Серван­теса было положено В. Г. Белинским, многие оценки которо­го почти буквально совпадали с высказываниями о Серван­тесе К. Маркса и Ф. Энгельса. В. Г. Белинский дал класси­ческую интерпретацию Дон Кихота: «Люди с пламенным воображением, любящею душою… но без рассудка и такта действительности… Комическое их… возбуждает смех сквозь слезы… Каждый человек есть немножко Дон Кихот»'. Харак­теристики В. Г. Белинского получили дальнейшее развитие в оценках А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и других писа­телей-классиков дореволюционной России. Очень интересную трактовку романа Сервантеса и образа Дон Кихота дал, в частности, И. С. Тургенев в своей известной статье «Гамлет и Дон Кихот».

Одной из важнейших проблем, волновавших передовую русскую интеллигенцию начала 60-х гг. XIX века, была раз­работка понятия о типе общественного деятеля, способного реально повлиять на прогрессивное развитие страны. Пред­лагая свое решение этой проблемы, И. С. Тургенев сопостав­лял известные образы Шекспира и Сервантеса, отдавая явное предпочтение Дон Кихоту, в котором видел натуру героиче­скую и действенную, лишенную характерных для Гамлета сомнений и колебаний. На вопрос: «Что выражает собою Дон Кихот?» писатель дает следующий ответ: «Веру прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое, в истину, одним словом, в истину, находящуюся вне отдельного человека, не легко ему дающуюся, требующую служения и жертв, но доступную постоянству служения и силе жертвы. Дон Кихот проникнут весь преданностью к идеалу, для которого он готов подвер­гаться всевозможным лишениям, жертвовать жизнью: самую жизнь свою он ценит настолько, насколько она может слу­жить средством к воплощению идеала, к водворению истины, справедливости на земле… Жить для себя, заботиться о себе — Дон Кихот почел бы постыдным. Он весь живет (если так можно выразиться) вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным чело­вечеству силам — волшебникам, великанам — то есть притес­нителям».

Давая свою трактовку образа Дон Кихота, И. С. Турге­нев не закрывает глаза и на слабости героя, главную из ко­торых видит в его склонности к самообольщению. Но смешные черты характера не подавляют непреклонности воли и нрав­ственной чистоты Дон Кихота. И именно эти черты, по мне­нию русского писателя-классика, придают ему «особенную силу и величавость», несмотря на «комическое и унизительное положение, в которое он беспрестанно впадает» 2.

Трактовка Сервантеса как гуманиста и великого народно­го писателя, произведения которого продолжают сохранять свое непреходящее значение и огромную художественную цен­ность, характерна для всех исследований советских ученых. Они подчеркивают, что, прикрываясь безумием своего героя, писатель вкладывал в уста Дон Кихота все те уроки нрав­ственного совершенствования, политической мудрости и чело­вечности, которые он хотел преподать своим современникам и потомкам, что «вечный образ» Дон Кихота раскрывается в веках каждый раз с новой стороны, что роман Сервантеса никогда не утратит своей художественной и воспитательной ценности.

Файлы: Входной тест.docx
Размер файла: 20963 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология