Автор конспекта:
Регион: — Псковская область
Характеристика конспекта:
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Литература
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: —
Разработки уроков по литературе в 6 классе по теме МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС И ЕГО РОМАН ДОН КИХОТ
МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС И ЕГО РОМАН «ДОН КИХОТ»
Творчество Мигеля де Сервантеса и его роман «Дон Кихот» изучаются в 6-м классе общеобразовательной школы. На это отводится четыре урока. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, является следующее распределение материала.
Урок первый
На уроке следует ознакомить учащихся с особенностями идеологии и культуры эпохи Возрождения, с оценками ее классиками марксизма-ленинизма, с этапами и особенностями развития гуманизма в Испании, с крупнейшими предшественниками Сервантеса. Во внеурочное время желательно посмотреть со школьниками звуковой учебный фильм «Искусство эпохи Возрождения» или показать несколько репродукций картин великих художников эпохи Возрождения.
На протяжении более двух столетий — с середины XIV и до начала XVII веков — в странах Западной и Центральной Европы происходил сложный процесс постепенного распада феодализма, обусловленный переходом их к новой социально-экономической формации. Этот период известен в истории под названием эпохи Возрождения, или Ренессанса (термин «Ренессанс» впервые ввел в обиход Дж. Вазари в своих знаменитых «Жизнеописаниях»). Он означал новый этап в развитии науки и особенно искусства, который возродил античные представления о нормах прекрасного, основанных на изучении природы и проникнутых высокими гуманистическими идеалами.
Эпоха Возрождения—это время первоначального капиталистического накопления, ликвидации феодальной анархии, возникновения крупных централизованных государств, формирования наций и национальных культур, бурного развития наук и производительных сил.
Ключом к пониманию особенностей этой эпохи является классическое определение ее сущности Ф. Энгельсом: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором… Макиавелли был государственным деятелем, историком, поэтом и, кроме того, первым достойным упоминания военным писателем нового времени… Герои того времени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость, влияние которого мы так часто наблюдаем у их преемников. Но что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми» '. Эти люди сами называли себя гуманистами, подчеркивая тем самым чисто светский характер своей деятельности, устремленной к борьбе за земное счастье человека, за освобождение его от цепей христианско-католического мракобесия и фанатизма. Средневековому аскетизму и схоластике гуманисты противопоставляли «жизнерадостное свободомыслие» и «открытие мира и человека» (И. В. Гете). Открытие мира в эпоху Возрождения означало не только расширение географических горизонтов, но и отказ от старых представлений о Земле и Вселенной. Великий польский ученый Николай Коперник провозгласил тогда дерзновенную в глазах церкви идею: Земля — не центр Вселенной, а всего лишь одна из планет солнечной системы. Итальянский ученый и писатель Джордано Бруно, сожженный на костре инквизицией, поднялся до мысли о вечности и бесконечности миров, то затухающих, то вновь вспыхивающих в беспредельных просторах Вселенной.
В 1492 г. Колумб открыл Америку, а в 1519—1522 гг. Магеллан впервые совершил кругосветное путешествие, практически доказавшее шарообразность земли, чем был нанесен новый сокрушительный удар по учению церкви.
Человек вырвался на широкий жизненный простор из гнетущего мрака средневековья. Если церковь учила, что он — только средство для утверждения величия бога, то гуманисты, опрокинув все авторитеты, утвердили величие творческого разума, ставшего для них единственным критерием всех дел и стремлений человека.
Зарождение новой, капиталистической формации всколыхнуло народные массы, появилась блестящая плеяда крупных талантов во всех областях науки и искусства. При этом следует особо подчеркнуть, что главной движущей силой в борьбе с феодализмом в эпоху Возрождения оставались крестьянство и городские бедняки. Выражая волю и стремления народных масс, гуманисты боролись против всевластия церкви, беззастенчиво грабящей не только население Европы, но и обитателей самых отдаленных колоний, выступали против узости социальных форм жизни и строгой регламентации человеческой личности по признакам сословий и профессий.
Высшим достижением эпохи Возрождения была гуманистическая культура, тесно связанная с народом и его творчеством. Передовые писатели пользовались народным языком, а не мертвой латынью, черпали свое вдохновение из сокровищниц фольклора, разрабатывали сюжеты, сообразуясь с реалистической манерой, свойственной народному творчеству. Вместе с тем гуманизм не был однородным, а имел в основном два течения: демократическое, связанное с освободительной борьбой против феодализма, церкви и нарождавшегося буржуазного хищничества, и аристократическое, исполненное презрения к черни, стремившееся к кастовой замкнутости и наслаждению всеми благами жизни лишь немногих «избранных». Гуманизм, с одной стороны, выступал как мощная разрушительная сила, направленная против всей мировоззренческой системы феодализма, с другой — закладывал основы реакционного буржуазного мировоззрения. Именно в этом коренятся причины всех внутренних противоречий культуры эпохи Возрождения.
Колыбелью европейского Возрождения и гуманизма была Италия. Такая роль одной страны была обусловлена объективными причинами: непосредственной преемственностью новой итальянской культуры и великой культуры античного мира, благоприятным географическим положением Италии, которая в течение многих столетий (до открытия морского пути в Индию) была главной посредницей в торговле между Западом и Востоком. В итальянских городах-республиках — Флоренции, Генуе, Венеции, Милане — накопились значительные богатства, раньше, чем где-либо, начало развиваться промышленное производство, сложились предпосылки к утверждению новой общественной формации. Из Италии идеи гуманизма постепенно импортировались в другие страны Европы, в том числе и в Испанию.
Завершение Реконкисты' и государственное объединение Испании содействовали быстрому развитию самобытной национальной культуры, проникновению гуманистических идей из Италии и Франции. Политическое и экономическое развитие Испании было очень своеобразным — именно в этом следует искать истоки оригинальности ее культуры и литературы эпохи Возрождения. «Это было время…— писал К. Маркс, — когда влияние Испании безраздельно господствовало в Европе, когда пылкое воображение иберийцев ослепляли блестящие видения Эльдорадо, рыцарских подвигов и всемирной монархии. Вот тогда-то исчезли испанские вольности под звон мечей, в потоках золота и в зловещем зареве костров инквизиции» 2. И все это произошло прежде всего потому, что церковь нигде не была столь всевластной, нигде не причинила столько непоправимого вреда, как в Испании.
Гигантская испанская монархия с ее сказочными богатствами, награбленными в Америке, держалась только силой оружия и была обречена на гибель и нищету. Ультрареакционная политика испанских королей, особенно Филиппа II, ничего не предпринимавших без соизволения церкви, стремящихся во что бы то ни стало к сохранению феодализма и созданию мировой католической монархии, поголовное засилие в стране монашеских орденов не только истощили силы народа, но и обусловили крах всей испанской экономики. Приток золота и серебра из колоний Америки, казавшийся бесконечным, давал возможность метрополии жить за счет экспорта буквально всех товаров и предметов обихода. В результате собственное хозяйство и промышленность Испании были почти полностью разрушены, «большинство испанцев превратилось в настоящих бездельников: одни в бездельников-дворян, другие — в бездельников-нищих». И все-таки фанатизм духовенства и деспотизм правителей не задушили творческие силы испанского народа, проявившиеся в эпоху Возрождения прежде всего в области литературы, живописи и театрального искусства.
Испанская литература того времени формировалась на основе сложного синтеза национального народного искусства с общеевропейскими идеалами гуманизма. Одной из главных особенностей испанского Возрождения была та, что здесь не наблюдался резкий разрыв с феодально-католической идеологией, характерный для гуманистов Англии, Франции и Германии. Поэтому в Испании не прекращалось распространение религиозной художественной литературы.
В конце урока учителю следует предложить школьникам задания по всей теме и вопросы, из которых один может служить темой домашней письменной работы, а также порекомендовать им познакомиться в библиотеках с альбомами, посвященными великим художникам и скульпторам эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело Буонарроти, Гвидо Рени, Тициан, Дюрер и др.):
1. Расскажите об особенностях развития науки, культуры и искусства в эпоху Возрождения.
2. Расскажите о жизни Сервантеса.
3. В чем причина странного помрачения рассудка у Дон Кихота?
4. Какие качества Дон Кихота вызывают у вас восхищение?
5. Охарактеризуйте личность Санчо Панса.
6. Расскажите о мировом значении «Дон Кихота» Сервантеса.
Урок второй
Его можно начать с фронтального опроса учащихся по пройденному материалу, а затем перейти к рассказу о жизни и творчестве Мигеля де Сервантеса.
Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616) был не только величайшим испанским писателем и основоположником всей новой испанской литературы, но и оказал большое влияние на развитие мирового реалистического искусства.
Жизнь великого писателя была трудной: нужда, опасности и лишения постоянно сопутствовали ему. Родился Сервантес в городке Алкала де Энарес в многодетной семье провинциального лекаря. Из давно разорившегося дворянского рода происходила его мать. В поисках лучшей жизни семья часто переезжала с места на место, ютилась в захолустных местечках и городах. С детства обладая острой наблюдательностью и отличной памятью, будущий творец «Дон Кихота» уже тогда накопил большой запас жизненных впечатлений и хорошо изучил быт и нравы своего народа.
Сервантес получил философское и юридическое образование сначала в иезуитской школе в Вальядолиде, затем в Мадриде под руководством одного из лучших педагогов-гуманистов тогдашней Испании Хуана Лопеса де Ойоса, позже оказавшего ему содействие в публикации ранних стихотворений. Родители будущего писателя к тому времени совершенно разорились, и Сервантесу вместе с младшим братом Родри-го пришлось самим искать себе средства к существованию. Перед подобными людьми в то время реально существовало лишь три пути: служба в армии, пострижение в монахи или служба у какого-нибудь знатного лица. Родриго ушел в армию, а Сервантес по совету и рекомендации своего учителя Ойоса поступил на службу в качестве секретаря к кардиналу Джулио Аквавиве — посланнику папы Пия V, приехавшему в Мадрид для решения спорных вопросов между папой и королем Филиппом II. Кардинал Аквавива, человек образованный и близкий к кругам гуманистов, вскоре оценил ум и способности Сервантеса и, возвращаясь в Италию, взял его с собой.
Прибытие Сервантеса в Италию совпало с резким обострением военной опасности на Средиземном море — флот турецкого султана готовился к высадке десанта на берега Европы. В порыве патриотизма Сервантес оставил службу у кардинала и вступил в испанский полк, расквартированный в Италии, в котором служил и его брат Родриго.
Пятилетняя военная служба в Италии была важным этапом в формировании его мировоззрения и становлении таланта. Сервантес не только в совершенстве овладел языком и познакомился с шедеврами итальянского искусства в крупнейших городах, но и глубоко изучил быт и нравы всех общественных слоев Италии. В годы интенсивного творчества итальянские впечатления не раз помогали писателю: служили сюжетной основой отдельных произведений, обогащали фабулу других и позволили ему создать не выдуманный или фантастический, а вполне реальный фон для их итальянских эпизодов. Однако сама военная служба не принесла великому писателю ничего, кроме тяжких увечий, испытаний и невзгод. Печально сложилась и вся его остальная жизнь.
7 октября 1571 г. Сервантес принял участие в знаменитом морском сражении у острова Лепанто, когда соединенный флот Венеции, Испании и римского папы под руководством талантливого полководца Хуана Австрийского разгромил турецкую эскадру и положил конец турецкой экспансии на Средиземном море. Писатель проявил в этой битве исключительную отвагу и был трижды ранен. Ранение в предплечье оказалось очень тяжелым: Сервантес фактически потерял левую руку — она осталась парализованной на всю жизнь. Пролежав около года в госпитале, он вернулся на службу в армию, снова участвовал в морском сражении, а затем нес гарнизонную службу на островах Корфу и Сардиния, в Тунисе и Неаполе.
В сентябре 1575 г. писатель и его брат Родриго решили вернуться на родину и отплыли из Неаполя на галере «Солнце». У Сервантеса были с собой рекомендательные письма на имя короля Филиппа II, написанные вице-королем Неаполя герцогом де Сеса и самим Хуаном Австрийским. Располагая ими, писатель рассчитывал получить в Испании хорошую должность или королевскую пенсию, на что имел полное право. Однако на пути в Испанию его ожидало новое бедствие, и рекомендательные письма лишь удвоили несчастья Сервантеса. У южных берегов Франции на галеру напали пираты, и Сервантес вместе с уцелевшими спутниками попал в плен и был увезен в Алжир.
Найденные пиратами рекомендательные письма ввели в заблуждение правителя Алжира Гассана-пашу, который счел Сервантеса за знатного и влиятельного человека, а поэтому назначил за него непомерно высокий выкуп — 500 золотых эскудо. Нищие родственники при всем желании никак не могли собрать таких денег, и писатель томился в плену около пяти лет. Современники свидетельствуют, что Сервантес проявлял в плену возвышенное благородство и большую смелость, снискавшие ему уважение даже кровожадного Гассана-паши. Писатель трижды пытался организовать побег группы пленных и всякий раз после неудачи брал всю ответственность на себя, хотя мог поплатиться за это жизнью. Гассан-паша говорил своим приближенным: «Я буду спать спокойно, когда этот однорукий дьявол уберется отсюда!».
Вернувшись на родину в конце октября 1580 г., Сервантес нашел свое семейство совершенно обнищавшим и вынужден был сразу же искать работу, ибо все его попытки добиться пенсии оказались тщетными. Некоторое время он снова служил в армии, а в 1587 г. занял должность комиссара по военным поставкам в Севилье, но и эта служба не освободила писателя от нищеты. Новая же должность — сборщика налоговых недоимок в Гренаде — закончилась для Сервантеса тюремным заключением по ложному обвинению в растрате. Все эти годы он не оставлял литературных занятий и, по преданию, именно во время своего пребывания в севильской тюрьме в 1602 г. начал работу над «Дон Кихотом».
До переезда с семьей в Вальядолид в 1604 г. Сервантес написал первую часть своего пастушеского романа «Галатея» (остался незавершенным), трагедию «Нумансия» и около тридцати мелких драматических произведений, большая часть которых не была опубликована и не сохранилась.
Среди драматических произведений Сервантеса, кроме «Нумансии», важнейшее значение имеют девять интермедий, ставших основой для создания испанской реалистической комедии. Если до Сервантеса интермедии были средством развлечения зрителей в антрактах при постановке больших пьес, то он превратил их в самостоятельные произведения остро социального содержания.
Героями интермедий являются крестьяне, ремесленники, солдаты, студенты. Великий русский драматург А. Н. Островский, первый переводчик интермедий Сервантеса на русский язык, писал: «Эти небольшие произведения представляют истинные перлы искусства по неподражаемому юмору и по яркости и силе изображения самой обыденной жизни… Вот настоящее реальное искусство».
Последние годы жизни писатель провел в Мадриде, куда он переехал из Вальядолида в 1608 г. Этот период был особенно интенсивным и творчески плодотворным. Сервантес создает знаменитый сборник «Назидательные новеллы», вторую часть «Дон Кихота», роман «Персилес и Сихизмунда», перерабатывает свои ранние пьесы. Он начинает приобретать широчайшую популярность в Испании и за ее пределами, но все это почти не меняет его бедственного положения. Здоровье Сервантеса ухудшается, он переживает одну утрату за другой: в далекой Фландрии погиб его брат Родриго, одна за другой умирают сестры писателя, устав от лишений и невзгод, уходит в монастырь его жена. Умер писатель 23 апреля 1616 г. Похоронили его на монастырском кладбище на средства благотворительного общества.
В конце урока ученикам предлагается внимательно прочитать два-три эпизода из похождений Дон Кихота из первой книги романа и эпизод «губернаторства» Санчо Панса из второй книги. Можно рекомендовать также романизированную биографию Сервантеса, созданную известным немецким писателем Бруно Франком.
Урок третий
Его следует посвятить идейно-художественному анализу романа «Дон Кихот». На уроке в качестве наглядности желательно использовать показ иллюстраций Постава Доре к роману «Дон Кихот» с помощью эпидиаскопа.
«Дон Кихот» Сервантеса принадлежит к числу шедевров литературы эпохи Возрождения и вместе с тем к одной из вершин всей мировой литературы.
Роман создавался писателем много лет: первая часть «Дон Кихота» опубликована в 1605 г., вторая — в 1615 Г.
Вероятно, начало работы над романом действительно относится ко времени пребывания Сервантеса в севильской тюрьме в 1602 г. Сам писатель отмечал, что его роман «родился в темнице, местопребывании всякого рода помех, обиталище одних лишь унылых звуков».
По свидетельству самого Сервантеса, книга была задумана им для решения весьма скромной и в то же время чрезвычайно актуальной для тогдашней Испании задачи — высмеивания и дискредитации рыцарских романов, повальное увлечение которыми приняло тогда характер общественного бедствия, с которым пытались бороться даже церковь и королевская власть.
Сервантес начинает свою книгу и полностью выдерживает пять первых глав в духе остроумной и язвительной пародий на рыцарские романы. Писатель говорит о своем стремлении «свергнуть власть рыцарских романов и свести на нет широкое распространение, какое получили они в высшем обществе и у простонародья… разрушить шаткое сооружение рыцарских романов, ибо хотя у многих они вызывают отвращение, но сколько еще превозносят их».
В то время Сервантес, видимо, еще не вполне сознавал открывшуюся перед ним возможность дать широчайшую и от-кровеннейшую оценку окружающей его действительности, воссоздать целостную картину современной ему Испании. Писатель и дальше, на протяжении всего произведения, неоднократно возвращается к исходному утверждению о пародийности своего романа, но совершенно очевидно, что видит теперь в этом единственное средство оградить собственную безопасность (а возможно и жизнь) от гнева вездесущей и беспощадной инквизиции. С этой же целью он в дальнейшем прибегает и к другой форме маскировки: делает одним из героев романа вымышленного арабско-ламанчского «историка» Сида Ахмета Бен-инхаллы и передает через его реплики и высказывания свои наиболее резкие и смелые сатирические оценки современности. Кроме того, избранная писателем пародийная форма «продолжает играть роль связующего звена, необходимого для сохранения единства действия»' романа и наличия в нем внешней занимательности.
«Дон Кихот» Сервантеса занимает особое место в мировой литературе из-за оригинальности своей фабулы, не имеющей ни книжных, ни фольклорных аналогов.
Герой романа, бедный провинциальный идальго (дворянин) дон Алонсо Кихана, все имущество которого заключалось «в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке», проводит все свое свободное время — «а досуг длился у него чуть ли не весь год» — в чтении рыцарских романов. В результате «оттого, что он мало спал и много читал, мозг у него стал иссыхать, так что в конце концов он и вовсе потерял рассудок. Воображение его было поглощено всем тем, о чем он читал в книгах; чародейством, распрями, битвами, вызовами на поединок, ранениями, объяснениями в любви, любовными похождениями, сердечными муками и разной невероятной чепухой; и до того прочно засела у него в голове мысль, будто все это нагромождение вздорных небылиц — истинная правда, что для него в целом мире уже не было ничего более достоверного…
И вот, когда он уже окончательно свихнулся, в голову ему пришла такая странная мысль, какая еще не приходила ни одному безумцу на свете, а именно: он почел благоразумным и даже необходимым как для собственной славы, так и для пользы отечества сделаться странствующим рыцарем, сесть на коня и, с оружием в руках отправившись на поиски приключений, начать заниматься тем же, чем… все странствующие рыцари… обыкновенно занимались, то есть искоренять всякого рода неправду и в борении со всевозможными случайностями и опасностями стяжать себе бессмертное имя и почет…»
С нескрываемой иронией Сервантес изображает длительные приготовления своего героя к рыцарским «подвигам»: чистку заржавелых доспехов, изготовление шлема, раздумья над тем, какие имена дать тощей кляче, себе и «даме сердца». Наконец доспехи готовы, захудалый идальго дон Алонсо Кихана превращается в рыцаря Дон Кихота, кляча — в благородного коня Росинанта, а деревенская девушка Альдонса Ло-ренсо — в Дульсинею Тобосскую.
Далее описываются смешные и безрассудные «подвиги» Дон Кихота, совершаемые им сначала в одиночку, а затем в обществе «оруженосца» Санчо Пансы — местного нищего крестьянина, которого он увлек за собой обещанием завоевать для него какой-нибудь остров и сделать на нем Санчо губернатором. Дон Кихот вступает в поединок с ветряными мельницами, кажущимися ему сказочными великанами, нападает на стадо баранов, похоронную процессию и совершает другие нелепые поступки.
Естественно, что все «подвиги» Дон Кихота, совершенные им ради торжества добра и справедливости, на практике становятся источником новых бедствий для окружающих (например, эпизод с пастушком Андресом). Комизм и трагизм Дон Кихота заключаются в том, что он пытается возродить лучшие идеалы рыцарства в эпоху, когда эти идеалы являются явным диссонансом по отношению к реальной действительности (известно, впрочем, что и в сами рыцарские времена они отнюдь не осуществлялись на практике). Именно это имел в виду К- Маркс в словах: «Дон Кихот должен был жестоко поплатиться за свою ошибку, когда вообразил, что странствующее рыцарство одинаково совместимо со всеми экономическими формами общества» '. По словам Поля Ла-фарга, в «Дон Кихоте» К. Маркс видел «эпос вымиравшего рыцарства, добродетели которого в только что народившемся мире буржуазии стали чудачествами и вызывали насмешки» 2.
Сервантес блестяще справился с первоначальной задачей — после выхода в свет первой части «Дон Кихота» рыцарские романы стали быстро терять популярность в Испании и почти не переиздавались.
Однако и первую часть «Дон Кихота» нельзя считать только пародией на рыцарские романы, как и самого Дон Кихота — фигурой лишь пародийно-комической. Начиная с шестой главы первой части, а в дальнейшем все более и более открыто роман превращается в острую сатиру на мрачную действительность феодально-католической Испании конца XVI — начала XVII века.
Глубоко прав В. Г. Белинский, считавший, что «Сервантес задолго до Вальтера Скотта написал истинный исторический роман» 3. Действительно, Сервантес, как никто из его современников, вскрыл в «Дон Кихоте» причины упадка и деградации испанского государства и общества, ослепленного былым величием, а на деле увязшем в болоте паразитизма и застоя из-за донкихотской утраты такта действительности.
Роман Сервантеса насыщен внешним и внутренним действием, отличается философской глубиной и прогрессивностью замысла, широтой охвата явлений жизни. Писатель вложил в роман опыт всей своей незаурядной жизни, огромную эрудированность, в которой гармонически сочетались лучшиа традиции античной литературы и национального испанского фольклора, достижения гуманистической мысли европейского Возрождения и арабской философии.
Исследователи подсчитали, что в романе Сервантеса действует 669 персонажей — представителей всех общественных слоев и почти всех профессий того времени. И эти персонажи не просто статисты, играющие служебную роль, а люди с индивидуальными характерами и собственными суждениями о мире. Именно поэтому В. Г. Белинский говорил, что «Дон Кихотом» началась новая эра искусства — нашего, новейшего искусства. Он нанес решительный удар идеальному направлению романа и обратил его к действительности. Это сделано Сервантесом не только сатирическим тоном его произведения, но и высоким художественным его достоинством: все лица его романа — лица конкретные и типические»1. Реализм великого писателя проявляется не только во внутренней диалектической противоречивости ведущих героев романа, но и в становлении их характеров под влиянием окружающей среды. Непрерывный обмен мнениями, который ведут между собой Дон Кихот и Санчо Панса, их беседы и столкновения с повстречавшимися на пути людьми (а это происходит почти ежечасно) содействуют гармоническому слиянию в романе двух начал — возвышенной гуманистической мысли и народного оптимизма и мудрости. Характеры Дон Кихота и Санчо Пансы постоянно эволюционируют, меняются и развиваются, хотя каждый из них в основном остается верен самому себе.
Из вздорного чудака и наивного мечтателя Дон Кихот постепенно превращается в просветленного мудреца, а Санчо из ограниченного плута — в человека, исполненного истинного благородства.
Гениальным и совершенно новаторским был сам выбор Сервантесом главных героев романа — захудалого идальго и бедного безземельного крестьянина, составлявших в ту эпоху основную массу испанского населения. В изображении духовной близости Дон Кихота и Санчо Пансы, их глубокой привязанности друг к другу проявляется народность Сервантеса и его широкий демократизм. Именно эти качества романа были причиной непримиримого отношения к «Дон Кихоту» со стороны идеологов реакции и фашизма. Известно, например, что один из ведущих вдохновителей испанского фашизма Хименес Кавальеро называл Сервантеса «предтечей коммунизма» и требовал «изгнания «Дон Кихота» как произведения, подрывающего веру в подлинную Испанию бога и кесаря».
Представляя Санчо Пансу читателям в начале романа, Сервантес писал: «Это был человек добропорядочный (если только подобное определение применимо к людям, которые не могут похвастаться порядочным количеством всякого добра), однако ж мозги у него были сильно набекрень». И Действительно, в начале романа Санчо предстает перед нами как фигура чисто комическая, как пародия на образ оруженосца из рыцарского романа. Он беспредельно наивен и явно простоват — хотя бы потому, что единственный, кто верит фантазиям Дон Кихота. Простодушие и наивность, впрочем, сочетаются у него с крестьянской хитрецой и долей плутовства, а иной раз и с гораздо более низменными свойствами. Он считает, например, что если подданными на завоеванном для него Дон Кихотом острове окажутся негры — можно будет продать их в рабство и изрядно разбогатеть на этом, что тогда его супруга Хереса станет разъезжать в золоченой карете; и на свою службу в качестве оруженосца Санчо смотрит сначала лишь с точки зрения материальной выгоды — как на способ избавиться от тяжкого труда и получить возможность лишний раз насытить свое брюхо (само имя героя весьма выразительно: слово «панса» по-испански означает «брюхо»). Но постепенно он внутренне просветляется, становится бескорыстным и гуманным человеком, носителем народной мудрости. У него появляются даже черточки трезвого, умудренного житейским опытом скептика, в известной мере роднящие его с Мефистофелем из «Фауста» Гете, одним из любимейших писателей которого Сервантес оставался всю жизнь.
Санчо начинает отлично осознавать, что Дон Кихот — фантазер и сумасброд, но уже не может оставить его и всюду следует за ним, забыв о своей былой расчетливости.
Образ Санчо Панса окончательно раскрывается к концу романа, в эпизоде с его «губернаторством», когда он проявляет неизмеримо больше способностей, ума и справедливости, нежели герцог и окружающие его придворные. При разборе всякого рода тяжб и спорных вопросов Санчо находит способы и решения, равные мудрости библейского царя Соломона. «Он изгоняет с острова бездельников, закрывает игорные дома, он собирается награждать добродетель и покровительствовать землепашцам. Санчо хочет истребить в своих владениях «всех этих донов и передонов», которых «на острове больше, чем булыжников»… Снисходительность и доброта Санчо выступают особенно ярко на фоне черствости и жестокости герцога. Когда герцог помешал соединиться двум влюбленным — лакею и дочери дуэньи Родригес, Санчо встал на их сторону, Рисуя эпизоды правления Санчо Пансы, Сервантес осуждает власть господствующих классов, их бездушие и жестокость».
Для всей литературы эпохи Возрождения образ Санчо — явление уникальное. Лишь в произведениях великих русских и украинских классиков XIX века можно найти крестьянские образы, нарисованные с таким же теплом и любовью, каким Сервантес изобразил в романе Пансу — обездоленного крестьянина из нищей, задавленной духовенством и феодалами, глухой испанской провинции Ламанчи. И прав был Генрих Гейне, сказавший, что «Сервантес основал новый роман, введя в рыцарский роман верное изображение низших классов, подмешав в его содержание жизнь народа».
Идейное содержание «Дон Кихота» столь значительно и богато, что оно было понято и раскрыто далеко не сразу. В течение XVII и большей части XVIII вв. роман Сервантеса воспринимался только как произведение пародийно-комическое, а сама исходная ситуация, придуманная Сервантесом, использовалась европейскими писателями того времени именно в этом плане. Любопытно, например, что французский романист Шарль Сорель (1599—1674), один из самых первых подражателей Сервантеса в Европе, удивлялся «непоследовательности» характера Дон Кихота, считая, что писатель допустил ошибку, наделив своего героя не только безумием, но и благородством, мудростью, одновременно сделав его и смешным и трогательно возвышенным. В своем романе «Экстравагантный пастух» (1628 г.) Сорель изображает парижского мещанина Лизаса, спятившего с ума от чрезмерного увлечения пасторальными романами, и рисует его как комического отрицательного героя. Точно так же использует придуманную Сервантесом ситуацию и английский сатирик Сэмюэль Бат-лер (1612—1681) в своей поэме «Гудибрас», высмеивающей пуритан — религиозно-политическую партию, возглавившую английскую буржуазную революцию середины XVII века.
Существенную роль в понимании идейного содержания «Дон Кихота» имели высказывания о нем ранних немецких романтиков (братья Шлегели, Новалис) и позже — Генриха Гейне. Они видели в Дон Кихоте символ мечты, высокой поэзии и всего идеального, а в Санчо — трезвой прозы и реальности. Роман Сервантеса трактовался ими как утверждение фатальной и неизбежной противоположности мечты и реальности, идеального и действительного, извечно несовместимых, по их мнению, в человеческом обществе. Разделяя такую трактовку романа, Генрих Гейне внес в нее очень важную деталь: подчеркнул социальную активность и значимость образа Дон Кихота.
Урок четвертый
В начале урока учителю следует провести краткий фронтальный опрос учащихся по всему пройденному материалу, а затем перейти к рассмотрению образа Дон Кихота. Необходимо также остановиться и на оценках творчества Сервантеса в русской классической и советской критике, отметить мировое значение романа «Дон Кихот>.
Подлинно научное раскрытие идейного смысла «Дон Кихота», характеров центральных образов романа и всех произведений Сервантеса содержится в высказываниях классиков марксизма-ленинизма, великих русских критиков и писателей, советских литературоведов.
Первые упоминания в России о «Дон Кихоте» относятся к началу XVIII века, а с конца 60-х гг. этого же века роман Сервантеса приобретает большую популярность у русских читателей.
Начало научному освоению творческого наследия Сервантеса было положено В. Г. Белинским, многие оценки которого почти буквально совпадали с высказываниями о Сервантесе К. Маркса и Ф. Энгельса. В. Г. Белинский дал классическую интерпретацию Дон Кихота: «Люди с пламенным воображением, любящею душою… но без рассудка и такта действительности… Комическое их… возбуждает смех сквозь слезы… Каждый человек есть немножко Дон Кихот»'. Характеристики В. Г. Белинского получили дальнейшее развитие в оценках А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и других писателей-классиков дореволюционной России. Очень интересную трактовку романа Сервантеса и образа Дон Кихота дал, в частности, И. С. Тургенев в своей известной статье «Гамлет и Дон Кихот».
Одной из важнейших проблем, волновавших передовую русскую интеллигенцию начала 60-х гг. XIX века, была разработка понятия о типе общественного деятеля, способного реально повлиять на прогрессивное развитие страны. Предлагая свое решение этой проблемы, И. С. Тургенев сопоставлял известные образы Шекспира и Сервантеса, отдавая явное предпочтение Дон Кихоту, в котором видел натуру героическую и действенную, лишенную характерных для Гамлета сомнений и колебаний. На вопрос: «Что выражает собою Дон Кихот?» писатель дает следующий ответ: «Веру прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое, в истину, одним словом, в истину, находящуюся вне отдельного человека, не легко ему дающуюся, требующую служения и жертв, но доступную постоянству служения и силе жертвы. Дон Кихот проникнут весь преданностью к идеалу, для которого он готов подвергаться всевозможным лишениям, жертвовать жизнью: самую жизнь свою он ценит настолько, насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины, справедливости на земле… Жить для себя, заботиться о себе — Дон Кихот почел бы постыдным. Он весь живет (если так можно выразиться) вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам — волшебникам, великанам — то есть притеснителям».
Давая свою трактовку образа Дон Кихота, И. С. Тургенев не закрывает глаза и на слабости героя, главную из которых видит в его склонности к самообольщению. Но смешные черты характера не подавляют непреклонности воли и нравственной чистоты Дон Кихота. И именно эти черты, по мнению русского писателя-классика, придают ему «особенную силу и величавость», несмотря на «комическое и унизительное положение, в которое он беспрестанно впадает» 2.
Трактовка Сервантеса как гуманиста и великого народного писателя, произведения которого продолжают сохранять свое непреходящее значение и огромную художественную ценность, характерна для всех исследований советских ученых. Они подчеркивают, что, прикрываясь безумием своего героя, писатель вкладывал в уста Дон Кихота все те уроки нравственного совершенствования, политической мудрости и человечности, которые он хотел преподать своим современникам и потомкам, что «вечный образ» Дон Кихота раскрывается в веках каждый раз с новой стороны, что роман Сервантеса никогда не утратит своей художественной и воспитательной ценности.
Файлы: Входной тест.docx
Размер файла: 20963 байт.