Автор конспекта:
Автор(ы): — Вахрушева Елена Дмитриевна
Место работы, должность: — МОУ СОШ № 2 г. Улан-Удэ, учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры
Регион: — Республика Бурятия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Цель урока: — Познакомить учащихся с многогранностью творчества гения эпи Ренессанса Микеланджело Буонарроти
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 30
Используемые учебники и учебные пособия: —
Вахрушева Е. Д. Встречи с прекрасным. Уроки мировой художественной культуры. — Улан-Удэ, Издательство БГУ, 2007.
Используемая методическая литература: —
1. Лев Любимов. Искусство Западной Европы. Книга для чтения. — М.: Просвещение, 1982,
2. Материалы сети Интернет.
3. Вахрушева Е. Д. Встречи с прекрасным. Уроки мировой художественной культуры. — Улан-Удэ, Издательство БГУ, 2007.
Используемое оборудование: —
Проектор, системный блок компьютера для показа презентации
Краткое описание: — На уроке учащиеся знакомятся с многогранностью таланта Микеланждело Буонарроти в качестве скульптора, художника, поэта и архитектора, получают возможность увидеть самые известные работы этого гения, читают его стихи.
ПЛАН УРОКА
- скульптор
- непревзойдённый художник
- талантливый поэт
- архитектор эпохи Ренессанса.
IIIИтоги урока. Список рекомендуемой литературы
ХОД
На экране появляется запись темы урока
I. ПОВТОРЕНИЕ
Учитель. Сегодня, дорогие друзья, нам предстоит встреча с гением эпохи Ренессанса Микеланджело Буонарроти и его великими творениями. Мы перенесёмся с вами в XVI век в итальянский город Флоренцию, прогуляемся по тем местам, в которых жил и творил этот удивительный человек.
Познакомимся с планом урока.
— На экране запись плана урока. Проводится беседа
— Вначале вспомним материал прошлых уроков.
— Почему эпоха Ренессанса получила такое название?
— На какие периоды делится эпоха Ренессанса?
— Кто такой Леонардо да Винчи?
— В каких областях знаний прославился этот гений?
— Назовите самую известную картину Леонардо да Винчи. Чем она знаменита?
— Каково второе название картины «Джоконда»?
— Как художник работал над картиной?
— Назовите другие известные живописные полотна художника. Кратко расскажите об одном из них.
— Следуют ответы учащихся. Затем на экране появляется запись для проверки ответов. Следующий слайд – портрет Микеланджело
II. СКУЛЬПТОР
Ученик (по материалам индивидуального домашнего задания).Друзья, я предлагаю вам мысленно перенестись в Италию XV века, в прекрасный город Флоренцию, где жил и творил великийМикеланджелоБуонарроти. Он родился в небольшом городке Капрезе близ Флоренции в старинной, но обедневшей дворянской семье в 1475 году. В 1488 г. семья переехала во Флоренцию, и, увидев способности сына, отец отдал его в мастерскую художника Гирландайо, а через год – в скульптурную мастерскую при монастыре Сан Марко к одному из учеников Донателло. Необычайная одарённость юноши обратила на себя внимание правителя Лоренцо Медичи. В его доме будущий гений начал тщательно изучать античную пластику.
Микеланджело – один из величайших гениев мирового искусства, человек, наделённый удивительной творческой фантазией и поразительным по широте и разносторонности талантом. Но он вошёл в историю мировой художественной культуры прежде всего как скульптор.
— Слайд с изображением барельефа «Мадонна у лестницы»
Учитель. Вспомните, друзья,определение слова скульптура как одного из видов искусства.
Школьники называют определение слова
Запишите, ребята, слово барельеф и его определение. Барельеф – разновидность скульптуры, скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой).
Ученик (по материалам домашнего задания). Микеланджело – гениальный скульптор. Своё первое творение он высек из мрамора, когда ему было всего 16 лет. Это барельеф «Мадонна у лестницы». Этот барельеф изображает Деву Марию с младенцем Иисусом. Они находятся у подножия лестницы, по которой бегают дети. У Девы Марии обеспокоенный взгляд, своим мафорием (длинным женским покрывалом – греч.) она заботливо прикрывает младенца, как бы уберегая его от напастей. Скульптор мастерски высек одежду Марии, что говорит о его таланте уже в юном возрасте. Со временем мрамор пожелтел, ведь прошло уже более шестисот лет. Но творение юного скульптора до сих пор радует глаза зрителей. Оно хранится в музее Буонарроти во Флоренции.
Учитель. Сейчас мы с вами затаим дыхание, потому что перед вами предстанет шедевр мировой скульптуры – великое творение Микеланджело «Пьета».
— На экране – изображение скульптуры «Пьета»
Учитель. Скульптура «Пьета» /оплакивание/ — единственная, которую великий скульптор подписал, — была создана Микеланджело тоже в юном возрасте и стала величайшим произведением скульптуры. Она высечена измрамора в 1497 – 1501 г. г., находится в Риме, в соборе святого Петра, самом большом и величественном католическим соборе мира.
— Просмотр видеофрагмента из документального фильма «Собор Святого Петра» о скульптуре «Пьета»
Учитель (продолжает). Молодая Мария держит на коленях мёртвое тело единственного сына – Иисуса. Её голова, покрытая мафорием, скорбно поникла. Чтобы расположить большое мужское тело на её коленях, скульптор умножил количество складок плаща, спадающего с колен Марии. Само тело Христа изнеможённо, правая рука безжизненно свисает вниз. Фигуры образуют в композиции пирамиду, сообщающую группе устойчивость и законченность. Зрителю невольно передаётся глубокая скорбь матери, потерявшей сына. Скульптор изобразил Марию и её божественного сына почти одинаковыми по возрасту. Почему? Наверное, потому, что сам творец был молод. Невозможно отвести глаз от этойскульптуры, потому что создал её гений.
— Далее учащимся предлагается молча рассмотреть детали скульптуры, которые появляются на экране
Следующий кадр – изображение статуи «Моисей»
Ученик (по результатам домашнего задания). Ещё один шедевр Микеланджело – статуя «Моисей» — явилась украшением для незаконченной гробницы Папы Юлия II. Статуя также высечена из мрамора, любимого материала скульптора. В этом гениальном творении проявились основные черты творчества Микеланджело – монументальность, пластическая мощь, драматизм образа, благоговение перед красотой человека. Статуя находится в Римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи. Моисей Микеланджело — титаническая личность, наделённая могучим темпераментом и столь же могучей волей; здесь Микеланджело впервые вводит в скульптуру временной аспект: при обходе статуи создаётся впечатление постепенно нарастающего движения фигуры, соответствующего росту напряжения образа. Не может не восхитить мастерство автора. Вглядитесь в руки Моисея, и вы увидите, как по напряжённым жилам на его руках течёт кровь. Воистину шедевр!
— III. ХУДОЖНИК
Учитель. Микеланджело никогда не считал себя художником, но по настоянию Папы взялся за грандиозную работу – роспись плафона и алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане. Этот поистине титанический труд художник выполнил с 1508 по 1512 годы, испортив себе зрение.
— Слайд «Свод потолка Сикстинской капеллы — жемчужина собрания
музеев в Ватикане», затем по ходу рассказа – фрагмент фрески на алтарной стене «Страшный суд»
Ученик (по материалам домашнего задания). Фреска – картина, написанная красками на свежей, сырой штукатурке. Перед вами свод потолка Сикстинской капеллы, роспись которого по праву называют жемчужиной собрания музеев в Ватикане, резиденции главы католиков. Площадь потолка – около 600 кв. м (48×13 м) на высоте 18 м. центральную часть потолка художник посвятил сценам священной истории, начиная от сотворения мира. В девяти центральных композициях развёртываются события первых дней творения, история Адама и Евы, всемирный потоп, и все эти сцены по сути являются гимном человеку, заложенным в нём силам, его мощи и красоте. Главными выразительными средствами Микеланджело являются подчёркнутая пластичность, чеканность и ясность линии и объёма.
— Слайд «Сотворение Адама»
Ученик (по материалам домашнего задания). Одна из самых совершенных фресок плафона Сикстинской капеллы – «СотворениеАдама». Живописец изобразил Адама, первого человека, лежащим на земной тверди. Он только что создан и, несмотря на мощное тело, слаб. К нему подлетает Бог, чтобы вдохнуть в него энергию жизни. Адам с трудом протягивает Господу руку, Бог протягивает ему свою. Ещё мгновение — и Адам обретёт силу жизни. Микеланджело изобразил самый важный момент в истории рождения первого человека на Земле.
— Слайд с изображением фрески «Дельфийская сивилла»
Учитель. Перед вамифреска «Дельфийская сивилла» /прорицательница/. Онаимеет высоту 270 см. Подобные гигантские фигуры расположены вдоль каждой стороны свода Сикстинской капеллы. Дельфийская сивилла была первой и самой удавшейся из них.
— IV. ПОЭТ
Учитель. Природа наделила Микеланджело не только талантом скульптора и живописца, но и поэтическим даром. Его живописные и скульптурные творения широко известны, а вот написанные им стихи мало кто знает. И это несправедливо. Мы постараемся исправить эту несправедливость. Давайте послушаем прекрасные стихи и попробуем понять их.
— Учащимся показывается книга с лирическими произведениями
Микеланджело
— Чтец. Кто с делом дружит до самозабвенья,
Тот хладный мрамор одарит теплом.
Коль в изваянье жизнь забьёт ключом,
Бессмертны станут мастер и творенье
— Когда сильны порывы вдохновенья,
Икамню хлад сл зноем нипочём.
Вот и душа калит себя огнём,
Чтоб выжечь скверну и обресть спасенье.
— Как сталь, в горниле жизни закалён,
Страстями исхожу я, не сгорая,
И не страшусь тернового венца.
— Я помыслами в вечность устремлён.
Кремнём златые искры высекая,
Заставлю свято пламенеть сердца!
— Чтец. Великодушный друг! О как я рад,
Что хворь мою врачуешь в дни ненастья.
К прекрасному ценю твоё пристрастье –
Горжусь, что здесь и мой немалый вклад.
— Когда сочувствия твой полон взгляд,
Испытываю подлинное счастье
И за такое доброе участье
Готов судьбу благодарить стократ.
— На днях один приятель очень лестно
С тобой вёл речь об авторе сих строк.
Я за привет в долгу перед тобою.
— Хоть бескорыстен я – тебе известно,
Но, словно ростовщик, беру в залог
Сердца, а отплатить могу мазнёю*.
— Примечание. Известно, что Микеланджело щедро одаривал друзей рисунками, картинами и изваяниями.
— После прослушивания учащимся задаются вопросы, касающиеся жанра, содержания, смысла, выразительности стихотворений (сонетов), повторяется определение сонета как жанра лирики. Также выясняется, каким человеком предстаёт перед читателями Микеланджело. Учащиеся хорошо справляются с заданием, называют такие качества Микеланджело: огромное трудолюбие, страстность, стремление избавиться от пороков, желание остаться в вечности своими творениями и т. д.
V. АРХИТЕКТОР
— Учитель. В поздний период жизни Микеланджело занимали прежде всего не изобразительные виды искусства, а грандиозные строительные задачи. В архитектуре Микеланджело господствует пластическое начало; в создании динамических контрастов масс большую роль играют напряжённый, насыщенный светотенью рельеф стены, сильно выступающие пилястры, пластически выразительные наличники, "большой ордер". Ещё в 1523-1534 годах Микеланджело воздвигает здание библиотеки Лауренцианы во Флоренции (к 1568 по его модели был завершен вестибюль библиотеки с лестницей, органической динамикой своей композиции вызывающей представление о потоке лавы).
С 1546 и до конца жизни главным трудом Микеланджело было возведение собора св. Петра и строительство ансамбля Капитолия в Риме — духовного и светского центров "вечного города". Дело гения – купол собора Св. Петра завершил его ученик Джакомо делла Порта. По замыслу Микеланджело площадь Капитолия обрела трапециевидный план; она замыкается дворцом Консерваторов.
— Во время рассказа учителя открываются слайды с изображением библиотеки Луренциана, купола собора Святого Петра.
Открывается слайд «Рука гения»
— Учитель. Сегодня, ребята, вы убедились в том, что талант Микеланджело был действительно многогранен. Он умер в возрасте 89 лет в Риме, где жил и творил последние годы. После смерти с его гениальной руки был сделан гипсовый слепок, а тело тайно вывезено во Флоренцию и похоронено в старейшей церкви Санта Кроче в знак его выдающихся заслуг. Вглядитесь в изображение руки. Это рука гения!
— VI. ИТОГ УРОКА
— Учитель. Сейчас, друзья, мы подведём итоги, вспомним, о чём узнали на уроке.
На экране – вопросы на выявление степени усвоения материала урока
С какими скульптурными произведениями Микеланджело вы сегодня познакомились?
Как проявил себя этот гений в качестве живописца?
Назовите самые известные живописные произведения художника.
Каким предстаёт перед нами Микеланджело в своих лирических произведениях?
Купол какого собора проектировал Микеланджело? Назовите другие архитектурные творения гения.
Почему Микеланджело называют гением эпохи Ренессанса?
— На экране – список рекомендуемой литературы и материалов сети Интернет
Заключительный слайд с записью домашнего задания: написать творческую работу по одному из самых понравившихся шедевров Микеланджело