Автор конспекта:
Автор(ы): — Мальцева Елена Михайловна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №36″, учитель химии. АИПКП, ст.преп. кафедры ЕМО

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: — Создать условия для развития информационно-технологической компетентности у учащихся. Задачи урока. Образовательная: обобщить знания о кислородосодержащих органических соединениях. Развивающая: развивать опыт творческой деятельности в форме умений применения интегративных знаний по химии, информационным технологиям и другим предметам. Воспитательная: формировать ценностное отношение учащихся к самопознанию, саморазвитию, самореализации, самообразованию. Показать процесс познания как ценность для каждого человека.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: — 1. Учебник Н.Е.Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара, Химия: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2006, -384 с.

Используемая методическая литература: — 1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 24 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 224 с.
4. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / авт-сост. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. – М.: 5 за знания, 2007. – 112 с.
5. Соловьев, М.Е. Компьютерная химия / М.Е. Соловьев, М.М. Соловьев. – М.: СОЛОН-Пресс, 2005. – 536 с.

Используемое оборудование: — Оборудование: Интерактивная доска. Интерактивные модули. Системные требования: интерактивная доска SmartBoardsoftware. Программа Notebook.

Краткое описание: — Представленный урок «Мир органический веществ» является обобщающим по теме «Кислородосодержащие органические вещества» и рассчитан на учеников 10 класса, с углубленным изучением химии, обучающихся по учебнику Н.Е. Кузнецовой. И.М Титовой. Н.Н Гара, М.: Вентана-Граф, 2006. — 384 с. Тип урока: · по дидактической цели – совершенствование знаний; · по способу организации – обобщающий. Методы: · словесные (беседа); · практические – работа с интерактивными модулями. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Учебно-методический комплект: рабочие тетради для учащихся, инструкционная карта, мини-справочники по органической химии (Автор: Н.Е. Дерябина), интерактивные модули. Системные требования: интерактивная доска Smart Board software. Программа Notebook, Flash – мультимедиа, видеофрагменты, образовательный интернет-ресурс: http://school-collection.edu.ru/collection/ Роль учителя: управлять деятельностью учащихся в систематизации и обобщения знаний, полученных при изучении темы «Кислородосодержащие органические вещества» через логически выстроенные задания — интерактивные модули. Решая интерактивные задания, учащиеся заполняют таблицу, которую в дальнейшем можно использовать как опорный конспект по данной теме. Средства обучения: Компьютер, учебник Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара, Химия:10 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений– М.: Вентана-Граф, 2006.-384 с., интерактивная доска Smart Board software. Программа Notebook. Ожидаемые результаты обучения: В результате изучения данной темы учащиеся должны: 1. Знать строение кислородосодержащих органических соединений и его взаимосвязь со свойствами. 2. Использовать на уровне применения понятия: «изомерия», «радикал», «гомологический ряд», «функциональная группа», «водородная связь». 3. Уметь составлять структурные формулы изомерных соединений и называть их. 4. Уметь записывать уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойства кислородосодержащих органических соединений. 5. Уметь составлять цепочки превращений и определять именные реакции. 6. Уметь выполнять и записывать качественные реакции на основные классы кислородосодержащих органических соединений.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Обобщающий урок по теме "Кислородосодержащие органические вещества"
Тема урока: «Мир органических веществ»
Мальцева Елена Михайловна, учитель химии МОУ «СОШ №36» г.Астрахань
Главная дидактическая цель: Создать условия для развития информационно-технологической компетентности у учащихся.
Задачи урока.
Образовательная: обобщить знания о кислородосодержащих органических соединениях, рассмотреть генетические связи между классами органических веществ.
Развивающая: развивать опыт творческой деятельности в форме умений применения интегративных знаний по химии, информационным технологиям и другим предметам.
Воспитательная: формировать ценностное отношение учащихся к самопознанию, саморазвитию, самореализации, самообразованию.
Оборудование: Интерактивная доска. Интерактивные модули. Системные требования: интерактивная доска SmartBoardsoftware. Программа Notebook.
Ход урока:
1. Вводная лекция. Слайд №1.
Слайд № 2. Учитель: Вы одеты в красивую современную одежду, вы используете восхитительный парфюм. Ваши квартиры уютны, благодаря современным строительным материалам, комфортабельной мебели. Нас окружает мир вещей, созданных на основе природных или синтезированных органических веществ. Все эти предметы быта стали нам доступны благодаря изучению свойств природных органических веществ, возможности получения новых органических веществ, с заранее заданными свойствами.
Долгие годы многими исследователями велась работа по и .учению уже имеющихся органических веществ, получению новых, путем преобразования уже имеющихся в природе веществ, а так же синтезу новых органических веществ.
Цель нашего урока: обобщить и систематизировать знания о строении, свойствах органических веществ, возможности использования этих знаний для применения органических веществ в производстве, в народном хозяйстве, быту. Изучая, строение, свойства органических веществ, мы должны вспомнить о научном наследии зарубежных и отечественных ученых, внесших вклад в становление и развитие органической химии.
2. Вербализация знаний. Фронтальный опрос:
1)Что называется органическими веществами?
Органические вещества — это соединения содержащие атомы углерода и водорода и их производные.
2)Какие гомологические ряды углеводородов мы изучали в 10 классе?
Алканы. алкены, алкины, алкодиены, арены.
Слайд №3 .
Соотнесите название гомологических рядов углеводородов с их общими формулами.
(Работа учащихся с интерактивной доской.)
Как следует из определения, органические вещества образуют производные.
3)Что вы понимаете под этим словом?
Производные — это продукты, образующиеся при замене водорода другими атомами или группой атомов.
Особое внимание на нашем уроке мы уделим кислородосодержащим органическим веществам.
4)Какие классы органических кислородосодержащих веществ мы изучили в курсе органической химии?
Спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные и простые эфиры.
В процессе обобщения и систематизации свойств этих классов органических соединений мы заполним технологические карты. Они будут служить вам своеобразным опорным конспектом при подготовке к экзамену.
3. Основная часть урока.
Слайд№4. Соотнести название классов кислородосодержащих органических
веществ с их общими формулами.
Слайд №5.Выявить функциональные группы соответствующие классам кислородосодержащим органическим веществам. Вспомним определения этих классов:
Спирты – это производные углеводородов, у которых один или несколько атомов водородов замещены на функциональные гидроксильные группы.
Фенолы — органические вещества, молекулы которых содержат бензольное кольцо, непосредственно связанное с одной или несколькими гидроксильными группами.
Альдегиды — это производные углеводородов, молекулы которых содержат карбонильную функциональную группу С=О, соединенную с атомом водородом и углеводородным радикалом.
Слайд №6. «Строение реакционных центров»
В состав остальных классов кислородосодержащих углеводородов входит карбонильная группа, но отличие в том, что в молекулах кетонов она соединена с двумя углводородными радикалами; в молекуле карбоновых кислот — карбонильная группа входит в состав «ацила» — остатка карбоновой кислоты. Такой — же «ацил» мы встречаем в сложных эфирах.
Слайд №7. Соотнесите классы кислородосодержащих органических веществ с
реакционными центрами.
Вспомним важнейшие химические свойства кислородосодержащих органических веществ.
Слайд №8, Укажите реакции, характеризующие свойства спиртов и фенол.(учащиеся на слайде рисуют стрелки)
Спирты:
-реакция со щМе и щ-зМе
-реакция с окислителями
-реакция горения
-реакция с галогенводородами
-реакция с карболовыми кислотами
-реакция дегидратации(внутри-, межмолекулярная)
-реакция галогенирования
-реакция с неорганическими кислотами
-реакция с аммиаком ( в присутствии катализатора)
Фенолы:
-реакция со щМе и щ-зМе
-реакция со щелочами
-реакция с галогенводородами
-реакция гидрирования
-реакция с неорганическими кислотами
Фенолы не вступают в реакции дегидратации, с галогенпроизводными, со спиртами т.к.сопряжение делает более прочной связь С — О. Но соответствующие производные фенола можно получить с помощью фенолятов или галогенбензолов.
Слайд № 9. Рассмотрим характерные химические свойства альдегидов и кетонов. ‘Это реакции присоединения, протекающие по нуклеофильному механизму. К альдегидам и кетонам присоединяются вещества типа Нδ- — Xδ+. В курсе средней школы мы рассматриваем их только на примере альдегидов. (Объяснение механизма нуклеофильного присоединения по слайду.)
Слайд № 10. Продолжим рассматривать химические свойства альдегидов и кетонов;
· по π- связи возможны реакции полимеризации, приводящие к линейным и циклическим полимерам;
· кетоны в реакцию полимеризации не вступают;
· реакция поликонденсации протекает у фенолов с формальдегидом, которая идет по π-связи С=0;
· реакция замещения по радикалу;
· реакция окисления характерна для альдегидов (альдегиды окисляются до карбоновых кислот). Окислители: Си(ОН)2, [Ag(NО3)2]OH;
· окисление кетонов идет в более жестких условиях;
· реакция альдольной конденсации за счет связи С=О и С-Н. В первые эту реакцию провел А.М. Бутлеров, получив сахаристое вещество из формальдегида.
Слайд №11. «Химические свойства карбоновых кислот».
Какие реакции характерны для карбоновых кислот. (Учащиеся по слайду рассказывают о характерных свойствах карбоновых кислот).
Слайд №12. Химические свойства сложных эфиров. (Учащиеся по слайду рассказывают о характерных свойствах сложных эфиров.)
Мы вспомнили, важнейшие свойства классов кислородосодержащих органических соединений, и увидели, что каждый класс рождает новые органические вещества. А теперь вспомним, как можно отличить вещества одного класса от другого. Как называются такие реакции?
Качественные или реакции распознавания.
Предлагаю просмотреть видеосюжеты качественных реакций на спирты, фенолы и альдегиды. Во время просмотра запишите уравнения реакции.
Слайды № 13 – 18.(Просматривая видео-опыты, учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакции, затем, сравнивают с теми, что показывает учитель на доске, открывая ответы)
№13. «Качественная реакция на этанол»
Чувствительной реакцией на этиловый спирт является так называемая йодоформная проба: образование характерного желтоватого осадка йодоформа при действии на спирт йода и щелочи. Этой реакцией можно установить наличие спирта в воде даже при концентрации 0,05%. Отберем пробу раствора и добавим раствор Люголя. Раствор Люголя содержит иод (1 часть иода, 2 части иодида калия, 17 частей стерильной дистиллированной воды). При охлаждении раствора появляется желтая взвесь йодоформа, при высоких концентрациях спирта выпадает желтый осадок йодоформа.
С2Н5ОН + 6NaОН + 4I2 = CHI3 +HCOONa+ 5NaI +H2O
№14. «Окисление этанола» (тест на алкоголь)
Реакцию окисления спиртов сильными окислителями используют для установления факта алкогольного опьянения.
Приготовим трубку для определения алкоголя. Для этого разотрем в ступке хромовый ангидрид (оксид хрома (VI)) с небольшим количеством серной кислоты. Получается паста красного цвета. Нанесем пастой полосу на стенках трубки. Трубку соединим с прибором, подающим смесь воздуха с парами этилового спирта. Через некоторое время красная полоса в трубке зеленеет. Спирт окисляется в уксусный альдегид, а окислитель оксид хрома превращается в сульфат хрома (III), имеющий зеленую окраску.
K2Cr2O7 + 3C2H5OH + 4 H2SO4 = 3CH3COH + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + 7H2O
№15. «Качественная реакция на многоатомные спирты»
Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II)
С увеличением числа гидроксильных групп в молекуле вещества возрастает подвижность атомов водорода, т.е. увеличиваются кислотные свойства. Поэтому атомы водорода в многоатомных спиртах могут замещаться не только щелочными металлами, но и менее активными металлами. Получим гидроксид меди (II), путем сливания растворов гидроксида натрия и сульфата меди (II). Прильем полученный осадок к глицерину. Осадок гидроксида меди растворяется и образуется темно-синий раствор глицерата меди (II). Осадок гидроксида меди прильем к раствору этиленгликоля. Также образуется темно-синий раствор. Реакция с гидроксидом меди (II) является качественной реакцией на многоатомные спирты.
№16. «Качественная реакция на фенол»
Качественной реакцией на фенол является реакция с хлоридом железа (III). К сильно разбавленному раствору фенола добавляем раствор хлорида железа. Жидкость в пробирке окрашивается в темно-фиолетовый цвет. С помощью этой реакции можно определить фенол даже при очень малых его концентрациях.
6С6Н6ОН + FeCl3H3[Fe(C6H5O)6] + 3HCl
№17. «Качественная реакция на фенол»
Взаимодействие фенола с бромной водой.
К раствору фенола в воде прильем немного бромной воды. В растворе появляется белая взвесь — выпадает осадок трибромфенола. В результате взаимного влияния атомов в молекуле фенола происходит замещение не одного, а трех атомов водорода бромом. Эта реакция является одной из качественных реакций на фенол.
№18. «Качественная реакция на альдегиды»
Реакция "серебряного зеркала" — это реакция восстановления серебра в аммиачном растворе оксида серебра (реактив Толленса). В водном растворе аммиака оксид серебра образует комплексное соединение — гидроксид диамин серебра [Ag(NH3)2]OH
Ag2О + 4NH4OH => 2[Ag(NH3)2]OH + Н20
при действии которого на альдегид происходит окислительно-восстановительная реакция с образованием соли аммония:
R-CH=0+2[Ag(NH3)2]OH => RCOONH4 + 2Ag +3NН3 + Н20
Серебряное зеркало образуется в том случае, если восстанавливающееся серебро осаждается на гладких стенках сосуда из не слишком концентрированных растворов. Кетоны окисляются значительно труднее, чемальдегиды, поэтому кетоны не дают реакции "серебряного зеркала". В связи с этим, реакция "серебряного зеркала» может использоваться как качественная реакция на альдегиды.
Качественный анализ веществ — важная тема при изучении органической химии. Знание её помогает в работе не только химикам, но и медикам, экологам, биологам, работникам пищевой промышленности. Надеюсь, что эти знания помогут и вам в повседневной жизни.
4. Обобщение материала.
Рассмотрим генетические связи между классами органических веществ. Мы уже говорили, что кислородосодержащие органические вещества рождаются из углеводородов и сами становятся сырьем для производства других органических веществ. Как переводится на русский язык «Генезис»?
«Генезис»- родство по происхождению.
Задание: Как можно из алканов получить производные кислородосодержащие углеводороды?
Слайд №19. Из предложенных У.В. составьте генетические ряды получения кислородосодержащих углеводородов из алканов.
Мы не можем изучать этот материал, не вспомнив, что мы пользуемся научным наследием многих русских и зарубежных ученых.
Слайд № 20. В предложенной цепочке превращения определите продукты XI — Х4 и определите имена ученных, в честь которых были названы эти реакции:
5. Рефлексия.
На этом уроке мы обобщили знания о кислородосодержащих органических соединениях, их строении, свойствах. Рассмотрели генетические связи между основными классами органических веществ.
6. Домашнее задание. Составить алгоритмы цепочек превращений с 3 неизвестными углеводородами, используя именные реакции.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Приложение:
1. Интерактивные модули. Системные требования: интерактивная доска SmartBoardsoftware. ПрограммаNotebook.
2. Кислородосодержащие органические вещества.

№п/п
Основные классы кислородосодержащих органических веществ
Спирты
Фенолы
Альдегиды
Кетоны
Карбоновые кислоты
Сложные эфиры
1
Особенности строения
— — — — — — — — — — — — — 2
Реакционные центры
— — — — — — — — — — — — — — — 3
Важнейшие химические свойства
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 4
Качественные реакции
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 5
Именные реакции
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Литература:
1. Учебник Н.Е.Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара, Химия: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2006, -384 с.
2. Репетитор по химии. Авт.: ЕгоровА.С., изд. «Феникс», 2003г. 768с.

Файлы: азотсодержащие соединения -конспект.docx
Размер файла: 23577 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология