Автор конспекта:
Автор(ы): — Караничева Ираида Робертовна

Место работы, должность: — МБОУ «В(С)ОШ №1″ г. Альметьевск, педант биологии и химии

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное просвещение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 ранг

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

Дать замысел о ненаследственной, модификационной форме изменчивости, ознакомить с практическим значением наследования модификационной изменчивости; развивать навыки, необходимые чтобы проведения исследовательской работы, аккуратность, наблюдательность около выполнении лабораторной работы; воспитывать взаимоуважение, неравнодушие к предмету.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

компьютеры, комнатные растения и гербарий.

Используемые ЦОР: —

/sites/default/files/ckeditor/189709/files/Изменчивость организмов.ppt

/sites/default/files/ckeditor/189709/files/тест 1.ppt

/sites/default/files/ckeditor/189709/files/2_тест второй.ppt

Краткое описание: — Для выполнения тестов нужно нажать кнопку F5 и включить макросы.

План урока:

  • Повторение пройденного материала.( тест№1 исполнение на компьютере с выставлением им оценки)
  • Изучение нового материала.
  • Примеры модификационной изменчивости.
  • Взаимоотношения генотипа, среды и фенотипа.
  • Лабораторная урок “ Изучение изменчивости растений и животных, каре вариационного ряда и кривой”.
  • Закрепление знаний. ( Тест№ 2)
  • Домашнее задание.
  • Ход урока

  • Повторение пройденного материала.
  • Учитель биологии: Начнем задача с небольшого повторения. ( тест-тренажер №1)

  • Изучение нового материала. ( записываем тему урока в тетради) скамейка 1
  • Учитель биологии:Внешняя биом оказывает сила на показание признаков, которыми обладают растения, животные, т.е. на порождение фенотипа. Признаки, которыми обладают живые организмы, могут быть больше либо меньше пластичными.

    Примером являются сосны, растущие в лесу, на открытом месте (на слоноподобный поляне), на болте. Так что энгельманова сосна — светолюбивое растение, мера у дерева, растущего в лесу, достаточно великорослый атласистый ствол, а куща располагается только лишь вверху. Сосна, растущая на склоне, достаточно меньшей высоты, однако с большим количеством боковых побегов. Но форма, размеры, тяготение хвоинок на побегах всюду будут одинаковые. (Слайд 2)

    Подобным образом проявляются признаки и у животных. В народе говорят: «Молоко у коровы на языке». Хороший корм, расставание повышает удой молока, в противном случае удой явственно снижается.

    Жирность сперма — меньше пластичный признак, а сейчас масло породы остается одинаковой около любых условиях содержания.

    Форма изменчивости, не связанная с изменением генотипа, называется модификационной.

    Ч. Дарвин называл такую непостоянность ненаследственной.

    Запишите в тетради спецификация модификационной изменчивости, (слайд 3,4)

    Модификационная непостоянность — дар организмов изменять фенотип по-под влиянием условий окружающей среды. Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передается.

    Пределы модификационной изменчивости признака называют его нормой реакции. Молочность коров, яйценоскость кур обладают широкой нормой реакции, краска шерсти, перьевого покрова обладают узкой нормой реакции. (слайд 5)

    Учитель биологии:

    На сегодняшнем уроке мы должны определить статистические закономерности модификационной изменчивости.

    Рассмотрим комнатное растение пеларгонию (герань) Все династия листья сей растения имеют одинаковые размеры? ( Нет. Есть листья больше крупные, есть ощутительно мельче) слайд 6

    Почему листья у растения разной величины? ( Те листья, чего наверху, опять не выросли, по причине тому они маленькие. А те, чего внизу, оказались закрытыми от солнечных луч верхними листьями, по причине тому они дешевле вдоль размеру).

    Учитель раздает коллекции листьев.

    Перед вами в коробках лежат листья растений. На каждом столе свой вид, обобранный с одного дерева либо кустарника. Вы видите , чего форма, нервация листьев одинакова, а длительность варьирует. Ученики 9 класса произвели замеры длины листовой пластинки и черешка 100 листьев.

    На рабочем столе открываем файл Лабораторная урок «Модификационная изменчивость»

    Ход работы

    Цель работы: познакомить учащихся С статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать сноровка строить вариантный цикл и расписание изменчивости изучаемого признака. Обработка статистических данных на компьютере в программе MS Excel.

    Инструктивная карточка: (слайд 7,8,9)

    1. Расположите листья одного растения (дуба , клена, вишни, тополя, яблони) в порядке нарастания их длины.

    2. Число листьев, имеющих одинаковую длину, внесите данные в таблицу, в которой вдоль горизонтали сперва-наперво расположит цикл чисел, отображающих последовательное упрощение признака (длина листа), подальше – частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются часто, какие – редко.

    Размер листьев

    V

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    Число листьев

    P (n)

    3

    8

    16

    24

    22

    19

    5

    3

  • Постройте вариационную кривую, которая представляет собою графическое перевод изменчивости признака;( пользуясь Мастер диаграм)
  • Определите среднюю величину выраженности признака вдоль формуле , где-либо М – средняя величина, V – варианта, P – радиочастота встречаемости вариант, n – общее семнадцать видоизменение вариационного ряда.
  • Построение вариационной кривой

  • Сделайте рассуждение о том, какая логика модификационной изменчивости вами обнаружена.
  • Вывод Наибольшая длительность листьев — от 10 до 13 см. Средняя величина- 10.5см, чего соответствует измерениям.

    Учитель.Примером модификационной изменчивости являются листья стрелолиста, находящиеся в воде, имеют лентовидную форму, лежащие на воде- почковидную, расположенные превыше уровня воды- стреловидную. Это связано с уровнем освещенности растения. (слайд 10)

    Фактор внешней среды- вычитание ультрафиолетовых лучей- вызывает кумуляция в коже пигмента меланина. Благодаря этому у людей летом появляется загар. Определение модификационной изменчивовти имеет большое практическое значение.

    Изучение модификационной изменчивости позволяет получить больше высокую урожайность по причине соблюдению агротехнических норм около выращивании сельскохозяйственных растений. Кроме сей , в швейной и обувной промышленности тоже нужно багаж модификационной изменчивости. Например, в нашем классе 18 девушек, двум имеют эпитрит ноги 35, пять-36, восемь-37 и три-38. Исследуя подобные данные, технологи определяют, сколечко обуви и каких размеров нужно производить, какое семнадцать кожи потребуется чтобы производства этой обуви. Знание модификационной изменчивости нужно чтобы производства одежды.

  • Закрепление знаний. Рассмотрим следующую биологическую задачу.
  • Учитель биологии: Задание №1. Количество щенков в помете 70-ти серебристо-черных лисиц таково: 5444934456645548445447355433364454455463443447435254732315426644648354

    Постройте вариантный цикл и вариационную кривую, найдите среднее значение, моду и медиану, рассчитайте среднее квадратичное заворот и дисперсию, на вариационной окривевший покажите участок.

    Определим процессия лабораторной работы вдоль решению этой задачи:

    1.Перенести данные в электронную таблицу Excel. Ученики работают парами, одним диктует, разный вносит данные, однако годится и сэкономить длительность и подготовить файл ( файлы с вариантами)

    A

    B

    C

    D

    E

    F

    G

    H

    I

    J

    K

    L

    M

    1

    1

    Класс

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    2

    2

    Количество

    1

    3

    11

    28

    14

    7

    3

    2

    1

    70

    3

    2

    4

    2

    5

    3

    2.Построение вариационного ряда.

    3. Расчет среднего значения признака, (задаем формулы)

    4. Расчет статистических характеристик выборки около помощи функций.

    5. Построение вариационной кривой, используя Мастер диаграмм.

    6. Выполнение тестового задания. Тест№ 2

  • Задание на дом.
  • Задание №2.

    Рассчитать основные статистические показатели в группе из 120 старшеклассников, построить вариантный цикл и вариационную кривую. Результаты следующие:

    а) постройте вариационную кривую роста учащихся;
    б) определите среднюю величину ряда (М);
    в) объясните, какое практическое семантика имеет рекогносцировка изменчивости роста людей.

    Группы (V)

    Число видоизменение (Р) (чел.)

    140-144
    145-149
    150-154
    155-159
    160-164
    165-169
    170-179
    180-184
    185-189

    -
    12
    25
    35
    27
    11
    7
    3
    -


    Файлы: моллюски.ppt
    Размер файла: 8529920 байт.

    Рубрики: Биология Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология