Автор конспекта:
Автор(ы): — Боговик Р.Г.

Место работы, должность: — МОУ школа №10 учитель русского языка и литературы

Регион: — Самарская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также — конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).

Технология развития критического мышления на уроке литературы в 6-м классе. Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая" (фрагмент из повести)
.
Название: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая" (фрагмент из повести)
window.google_render_ad(); Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления. Урок в технологии развития критического мышления поможет организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.
Учебный предмет: литература
Уровень образования школьников: Урок предназначен для 6 класса, уровень класса — средний.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер
Организация работы: коллективная, групповая
Цели урока:

  • 1. Подвести к осознанию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить;
  • 2. Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).

Задачи урока:

  • 1. Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также — конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).
  • 2. Воспитание социальной ответственности. (Для этого весь учебный процесс целесообразно тесно увязать с конкретными жизненными задачами и проблемами, с которыми дети сталкиваются в повседневности).

ХОД УРОКА
I. На стадии вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:

  • - Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело чувство ненависти?
  • - Вспомните, какие чувства вы испытывали в состоянии ненависти?
  • - Не было ли у вас желания простить, понять человека, который вас обидел?

Прогнозирование по названию.
- Фрагмент из повести "Матерь человеческая". Как вы думаете, о чём отрывок?
Данный приём повышает не только интерес к чтению, но и акцентирует внимание на такой детали, как название.
Краткий рассказ об авторе. Закруткин Виталий Александрович родился на станции Кочетковская — на — Дону, Ростовской области. В 1932 году Виталий экстерном окончил Благовещенский педагогический институт. Преподавал в Новгородском учительском институте им. М.Н. Покровского В 1936 году В. Закруткин защитил кандидатскую диссертацию о романтических поэмах А.С. Пушкина. В этом же году он получил назначение на должность заведующего кафедрой русской литературы Ростовского педагогического института. Виталий Александрович был лично знаком с А. Серафимовичем, М. Шолоховым. Закруткин готовился к защите докторской диссертации о творчестве Л.Н.Толстого. Но война круто изменила планы Закруткина. Он отправляется на фронт военным корреспондентом. По живым впечатлениям от боев им была написана книга фронтовых рассказов и очерков "На переднем плане". В. Закруткин — автор рассказа "Подсолнух", повести "Матерь человеческая". В.А. Закруткин был похоронен во дворе собственного дома, ставшего музеем. В его честь назван теплоход.
Сегодня мы будем читать фрагмент из повести В. Закруткина "Матерь человеческая", но читать не как обычно, а с остановками.
II. Работа с художественным текстом. В данной части урока реализуется схема "вызов — осмысление — размышление". Учащиеся получают следующий алгоритм работы:

  • - чтение текста от "остановки до остановки";
  • - вопрос — прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;
  • - ответ — предположение, его обоснование.

Итак, читаем текст (работа ведется только индивидуально).
"Матерь человеческая"
Мария сквозь слёзы осмотрела двор и вспомнила: погреб! Там она сможет укрыться от дождя и снега, от зимних холодов, от вражеских пуль и снарядов, там в погребе можно жить…
Погреб был цел. Мария протянула руку, чтобы поднять тяжёлую крышку, но её испугало поведение собаки. Дружок завертелся вокруг погреба, принюхиваясь к земле, потом остановился. Шерсть на его спине встала дыбом. Оскалив острые клыки, он угрожающе заворчал.
(Первая остановка)
- Чем можно объяснить такое поведение собаки?
Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба сидел живой немецкий солдат. Немец был бледный, измождённый, с тонкой мальчишеской шеей, он был ранен. В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.
Наклонившись над лазом, она молча смотрела на немца. Он не спускал с неё светло-голубых, расширенных от ужаса глаз. Губы его дрожали, кривились в жалком подобии улыбки, но, скованный страхом, он не произносил ни одного слова. На вид ему было не больше семнадцати лет. Всё выдавало в раненом немце мальчишку, желторотого, лопоухого, объятого ужасом недоростка.
Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу.
(Вторая остановка)
- Как вы думаете, почему Мария испытывает злобу и ненависть?
- Попробуйте передать чувства героини через определения, или музыкальный аккорд, или цветовую палитру.
- Какие цвета будут доминировать?
Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов. Теперь здесь, в её, Марьином , погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш.
Мария ещё ниже склонилась над лазом. Держак остро отточенных вил сжала так, что побелели пальцы. Хрипло сказала, не слыша собственного голоса:
- Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васёнка? И ещё скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчишь? Молчи, молчи…
Она повернулась, спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке лестницы… Постояла на второй, глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы…
Медленно спускалась она в погреб, каждая ступенька (их было девять) приближала её к тому неотвратимому, что она должна была совершить во имя высшей справедливости, которая сейчас в её горячем сознании укладывались в знакомые с детства слова: "Смертию смерть поправ…"
(Третья остановка)
- Какое желание овладело Марией?
- Какова проблема фрагмента повести?
Вот и последняя ступенька. Мария остановилась. Сделала ещё один шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся. Он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его. Уже в то мгновение, когда голова Марии показалась в открытом люке погреба, он по выражению её лица почувствовал, что его ожидает смерть. Три острия карающих вил с каждой секундой приближали его конец.
Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и…
- Как поступит Мария: подчинится жажде мщенья и вступит в "порочный круг" или сможет побороть это разрушительное желание?
в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:
-Мама! Ма-а-ма!..
Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово "мама" заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза…
window.google_render_ad(); (Четвёртая остановка)
- Что, по вашему мнению, заставило Марию отказаться от мести?
Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. Захлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.
Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле — всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и — видно по всему — не мог быть убийцей. И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. Ведь только святое слово "мама", та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.
(Пятая остановка)
- Как будут меняться в связи с этим ощущения героини?
Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. На груди, с правой стороны увидела две продолговатые раны, затянутые запёкшейся кровью. Так же осторожно стащила мундир, повернула раненого на бок, осмотрела спину. На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди. Сложив руку так, словно держала в ней стакан, и поднеся её ко рту, спросила:
- Ты небось пить хочешь?
Немец закивал головой.
- Подожди, — сказала Мария, — я подою корову, напою тебя молоком. Воды на хуторе нет.
Бережно неся миску с молоком, Мария спустилась в погреб. Присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. Не выпуская её руку, раненый всхлипнул, закрыл глаза и стал засыпать…
Она вспомнила, что на лугу, возле лесной опушки, должны стоять копёшки не свезённого хуторянами сена. Решила сходить туда, принести охапку сена и постелить умирающему немцу.
- Что мне с тобой делать? — качая головой, спросила Мария. — Как тебе помочь? Где я найду доктора, когда кругом только смерть и разорение?
Вернер Брахт — так звали немца — молчал и слабо, страдальчески улыбался. Боясь, что он умрёт ночью, в полной темноте, Мария растопила на костре немного конского жира, свернула из тряпки тонкий фитилёк, засветила светильник, поставила его в углу погреба.
Трепетный огонёк еле освещал измождённое мальчишеское лицо немца. Он долго смотрел на огонёк немигающими глазами, потом протянул к Марии руки и сказал, как в первую минуту их встречи:
- Мама! Мама!
И Мария поняла,
(Шестая остановка)
- Как вы думаете, что поняла Мария?
Что она — последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, — мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, весь огромный и прекрасный мир. И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд — Мария и это поняла — выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть…
Обхватив руками колени, Мария неподвижно сидела у изголовья Вернера Брахта, не выпуская из рук его холодеющие руки. Заметив в щели неплотно закрытого люка, что взошло солнце, она осторожно поднялась, погасила светильник, открыла люк. Свежий, прохладный ветер хлынул в погреб, шевельнул на бессильно откинутой голове умирающего белокурые волосы.
(Седьмая остановка)
- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше? Почему?
(На этой стадии используется приём "дерево предсказаний")
Мария поднялась по ступенькам, остановилась на последней. Торжествующий мир сиял осенней красотой: светило неяркое солнце, по голубому небу, редея, лениво рассеиваясь, плыли лёгкие облака. Над головой Марии медлительно, с волнующим гортанным криком пролетела на юг стая гусей. А совсем рядом, внизу, в полутёмном углу погреба умирал человек, почти мальчик, по имени Вернер Брахт, умирал бесцельно, глупо, посланный на смерть в угоду свирепым и жадным правителям его страны, которых он никогда не видел и не хотел видеть и в угоду которым, ещё не живший, не знавший любви и ненависти, сейчас отдавал свою молодую жизнь…
Вернер Брахт умер перед полуднем, Мария закрыла ему глаза, пригладила ладонью растрёпанные волосы, положила руку на холодеющий лоб…
Она посидела немного. Вытерла слёзы, подумала о том, что жизнь берёт своё, что ей надо жить, что надо вынести покойника из погреба, этой тёмной, угрюмой норы, уготованной ей судьбой, чтобы потом всё обладить и приготовить к зиме жалкое своё жильё…
- Какова же проблема фрагмента из повести "Матерь человеческая"? Если мнение изменилось, что повлияло на изменение?
Вывод: Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война — страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальную угрозу.
III. Стадия рефлексии — завершающая стадия урока в режиме технологии критического мышления.
На стадии рефлексии проводится групповая творческая работа.
Задания группам могут быть такими:
Группа 1. Эссе по впечатлениям от рассказа.
Группа 2. Сочинение — рассуждение об идее произведения.
Группа 3. Покажите этот рассказ при помощи цвета. Докажите, почему это так.
Группа 4. Напишите, как вы относитесь к первоначальному, мгновенно возникшему решению Марии "убить убийцу" "во имя высшей спаведливости".

Файлы: Технология развития критического мышления на уроке литературы в 6.doc
Размер файла: 69632 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

порно xxx