Автор конспекта:
Автор(ы): — Белохвостова Галина Георгиевна
Место работы, должность: — г. Балаково Саратовской области, МАОУ Лицей №2. Учитель истории и обществознания
Регион: — Саратовская трансильвания
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее смесеобразование
Уровень образования: — основное общее смесеобразование
Уровень образования: — дополнительное смесеобразование детей
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный декан
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 тип
Класс(ы): — 5 тип
Предмет(ы): — Внеклассная работешка
Предмет(ы): — Внешкольная работешка
Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: —
Формировать почтение к культурному наследию Православия
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся на классе (аудитории): — 26
Используемые учебники и учебные пособия: —
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и свестской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2012.
Используемое оборудование: —
Краткое описание: — Урок вдоль Основам православной культуры с элементами ФГОС второго поколения
Ход урока:
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: глобоид детей на инициатива на личностно-значимом уровне.
— Мы с вами на протяжении этого учебного возраст знакомимся с основами православной культуры, вас уж обладаете некоторыми знаниями. Используя ваши знания, постарайтесь разгадать кроссворд. Если вас безупречно определите все термины, мы узнаем тему сегодняшнего урока (на экране – кроссворд).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
М
О
Л
И
Т
В
А
2
Б
Л
А
Г
О
Д
А
Т
Ь
3
Е
В
А
Н
Г
Е
Л
И
Е
4
З
А
В
Е
Т
5
Д
У
Х
О
В
Н
О
С
Т
Ь
6
Д
О
Б
Р
О
Д
Е
Т
Е
Л
Ь
7
Б
Л
А
Ж
Е
Н
Н
Ы
Й
8
Л
И
Т
У
Р
Г
И
Я
9
Ц
Е
Р
К
О
В
Ь
II. Этап актуализации и пробного учебного действия.
— Итак, какова хрия нашего урока? (Монастырь)
— Давайте определим, точно вас уж знаете о монастырях, точно хотите узнать, однако на конце урока подведем итог, точно мы сумели сделать, однако по-над чем пока неизбежно поработать.
Каждый горе-ученик заполняет таблицу индивидуально, предметник далее обсуждения – на доске:
Знаю
Хочу узнать
Узнал
-Кто такие монахи (монахини), чем и на кой дьявол они занимаются?
— Как и благодаря этому становятся монахами
-Когда и на кой дьявол появились монастыри?
III. Этап выявления объединение и причины затруднения, рассуждение проекта выхода изо затруднения.
— Откуда мы можем получить необходимые знания?
(Прочитать сноска учебника, обратиться к Интернету, справочной и художественной литературе и другим источникам знаний)
IV.«Открытие» учащимися новых знаний.
Работа учащихся на группах:
1 группа.
— Кто такие монахи? Чем они отличаются от простыхлюдей (от мирян)?
Источники:
1. Учебник, с. 80-82;
2. Словарь // Скоробогатько Н.В. Русские святые. – М.: «Белый город», 2004. С.46-47.
3. Ожегов С.И. Толковый лексикон русского языка / Российская АН. Ин-т рус.яз.; Российский запас культуры. – М.: Азъ Ltd, 1992. С.373.
2 группа.
— Что такое монастырь? Когда появились первые монастыри? С каковой целью?
Источники:
1. Учебник, с. 80-81;
2.Ожегов С.И. Толковый лексикон русского языка / Российская АН. Ин-т рус.яз.; Российский запас культуры. – М.: Азъ Ltd, 1992. С.373.
3 группа.
— Что такое монастырь? Когда появились первые монастыри? С каковой целью?
Источники:
1. «Повесть временных лет» монаха Нестора-Летописца
об основании Киево-Печерского монастыря (Пересказ А.Ю.Карпова).
2. Икона «Преподобный Нестор Летописец Российский».
3.Никулина С.О. Добрый папенька Саровский. Житие преподобного Серафима Саровского на стихах для детей. – Рязань: Изд-во «Зёрна», 2003. С.20-21,46-48.
4 группа.
— Какую инициатива осуществляют на современных монастырях?
Источники:
Интернет http://novogolutvin.ru/obedience/index.html
5 группа.
— Как выглядят монахи? Каково монашеское облачение?
Источники:
Учебник, с. 81, заголовок «Это интересно».
Фото- разве видеоряд монахов (монахинь) на облачении.
http://православие.kiev.ua/novosti/1701-monaxi.html
Покажите на фотографиях разве видео элементы облачения (одежд) монахов (монахинь)
— Зачем они предназначены?
Беседа вдоль итогам работы на группах.
Запись новых слов на тетради. На экране — соответствующие слайды.
1группа.
Монах (монахиня) – это человек, какой-либо вдоль своим религиозным убеждениям и призванию решил жить без семьи.
Монах – человек, заступивший на религиозную общину и отвесивший обязательство молва аскетическую бытие на монастыре согласно с требованиями монастырского устава;
Сами монахи считают, точно они не в такой степени отказались, сколь согласились: согласились с неким «зовом» — зовом Бога, какой-либо указал им на их призвание. Монахом становится тот, кто ощутил на себе профессия быть непрерывно исключительно с Богом.
— Что такое призвание?
— Почему постриженик считает, точно он не в такой степени отказался, сколь согласился?
— Каково дух принцип монашеской жизни? («Трудись и молись»)
Рассказ учителя. Притча «Два весла»:
Однажды одинаковый постриженик перевозил на лодке человека через реку. На веслах монаха было написано: "Молись" на одном и "Трудись" на другом.
-Да, трудиться нужно, — рассуждал человек, смотря на весла, — однако вот то-то и оно молиться, безрезультатно династия это необходимо?
Ничего не ответил ему монах, однако положил на дно лодки весло с надписью "Молись" и продолжал грести исключительно одним веслом…
— Что случилось с лодкой? (лодка закружилась на месте). Что означает эта притча? (Только совмещая элукубрация и молитву разрешено двигаться отныне на деле спасения души)
— Монашеские обеты:
- Послушание
- Безбрачие
- Нестяжание (жизнь без личных вещей)
— Что такое послушание?
— Как вас думаете, иной раз смертный свободнее: иной раз у него прорва вещей, имущества, домов, разве иной раз все его достояние может уместиться на одном рюкзаке?
— Какие этапы надобно пройти человек, загодя чем довольно монахом разве монахиней?
Постриг. Постриг монаха означает, точно он сам, беспрепятственно отдает себя на руки Христа, для того чтобы тля второй и червяк другое не владели им. Для него начинается другая жизнь, и благодаря почему около постриге он получает новость имя.
— Ответ на оргвопрос «Кто есть монах» дают и сами монахи, святые отцы. Послушайте урывок изо произведения преподобного Симеона Нового Богослова. (Читает ученица)
Гимн № 2.
Кто есть монах, и какое его делание, и на какую высоту созерцания взошел нынешний (святой отец)
Монах есть тот, кто миру непричастен,
Кто говорит непрерывно с одним едва лишь Богом,
Кто, видя Бога, самопроизвольно бывает видим,
Любя Его, он Им любим бывает
И, светом становясь, непрерывно сияет.
Монаха хвалят — все на равной мере он нищий,
В дом приглашают — все на равной мере он странник.
О дивное, немыслимое чудо!
Среди богатств безмерных — я нуждаюсь,
Владея многим — остаюсь я беден,
Среди обилья вод — томлюсь я жаждой.
http://azbyka.ru/stihi/simeon/simeon_novuj_bogoslov_izbrannue_gimnu1-all.shtml
Группы 2,3.
Монастырь – синагога монахов разве монахинь, принимающие единые правила жизни.
Монастырь — логовище (от глагола «обитать»), на которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, — иноки, разве монахи.
-Сопоставьте определения. Они равноценны, противоречат разве дополняют желанный друга? (Равноценны). Выберите то, которое вам преимущественно вдоль душе и запишите его на тетрадь.
Монастыри же бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, специально большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами. Монастыри (так же, что и храмы, церкви) призваны воплощать прообразы рая на земле, дом Бога и всех Его святых, благодаря почему вдоль православной традиции их принято неустанно украшать, окружать цветущими садами разве просто сажать окрест хоть самой маленькой церкви прекрасные цветы.
— Монастыри появляются на Русской Церкви единым махом далее Крещения Руси. С каковой целью они создавались?
— для участи я на совместной с монахами молитве;
-для духовного наставления (окормления), утешения нуждающихся (страждущих);
-для поклонения святыням, исцеления от болезней;
-позже монастыри стали центрами грамотности, летописания, социальной помощи, защиты внутреннего пластинка человека от соблазнов.
Группа 4.
– Отличаются династия функции современных монастырей от древних?
Группа 5.
— Можно династия вдоль внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини?
V. Этап первичного закрепления с проговариванием вот то-то и оно внешней речи.
Посмотрите урывок изо фильма «Остров» режиссера Павла Лунгина.
Учащиеся смотрят отрывок.
Содержание: на кочегарку старца Анатолия (актер П. Мамонов) переселяется аббат монастыря, папочка Филарет (актер В. Сухоруков), и пытается наладить отношения с отцом Анатолием. Настоятель приходит С своим одеялом, которое привез изо Афона. Ночью папочка Анатолий выбрасывает это одеялишко на озеро. Стоп-кадр).
— Как вас думаете, точно полноте дальше?
(Ответы учащихся).
— Как поступили бы вас на этой ситуации?
(Ответы учащихся).
— Посмотрите – точно было дальше.
(Учащиеся смотрят пролонгирование отрывка, где аббат папочка Филарет благодарит отца Анатолия после то, точно тот избавил его от привычки к комфорту).
— Была династия развязывание конфликта для вас ожидаемой? Как вас считаете, благодаря этому папочка Филарет безрезультатно поступил?
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой вдоль эталону.
1. — Давайте проверим ваши знания. Разгадайте загадки, используя полученные знания.
В черном, с четками на руках,
О душе своей на слезах
Богу молится … (монах).
Ряса, клобук, параман
Говорят о многом нам:
Так одет монах, друзья,
Жить, что все, ему нельзя!
Инок, мантией одетый,
Давший Господу…(обеты).
К жизни трудной и строгой пришел
Он изо жизни веселой и пестрой.
Но ему исключительно здесь хорошо,
Потому-то и принял он… (постриг).
Она первообраз крыльев после спиной,
Зовет меня и манит после собой.
И я б хотел носить нее достойно,
Чтоб побеждать вот то-то и оно всех духовных войнах.
Отрада и химзащита на битвах братии –
Монашеские складчатые…(мантии).
( Наши загадки/Сборник. – Ивановская область, с. Решма: Макариев-Решемский крепкий монастырь, «СВЕТ ПРАВОСЛАВИЯ». С.67-69.)
2.Назовите слово, выпадающее изо логического ряда, и объясните своеобычный выбор:
а) мирянин, послушник, монах, схимомонах;
б) клобук, мантия, пояс, шляпа, четки;
в) трапезная, келья, скит, столовая.
VII. Этап включения на систему знаний и повторения.
Презентация о монастырях Саратовской области (опережающее задание).
VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
1. — Продолжите предложения:
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Мне непонятно…
Я хотел бы узнать …
2. – Посоветуйтесь на группах и выскажите свое мнение, изменилось династия ваше касательство к монастырям, вона оно?
-безразличное;
-настороженное;
-заинтересованное;
-хочется узнать преимущественно и посетить.
Подберите согласный символ и прикрепите его на доске.
IX. Итог урока.
Домашнее задание: прочитать дань №25(с.80-83), ответить на вопросы.
Задание вдоль выбору:
— нарисовать, сделать фотографию храма (с описанием);
— написать мини-сочинение о посещении святых мест;
— составить повествование вдоль прочитанному материалу о жизни преподобного святого.
Файлы: Презентация к уроку.Монастырь24.04.13 исправленный.pptx
Размер файла: 2082466 байт.