Автор конспекта:
Автор(ы): — Шабуняева Любовь Николаевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ № 12″, вероучитель хоть куда художественной культуры

Регион: — Астраханская нива

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее палингенез

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 автокласс
Класс(ы): — 9 автокласс
Класс(ы): — 10 автокласс
Класс(ы): — 11 автокласс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Мировая художественная вика

Цель урока: — ознакомиться с особенностями русского архитектурного искусства Московского государства XVI в.; определить значимость шатрового зодчества на культурной жизни Москвы данного периода.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 30

Используемые учебники и учебные пособия: —

Рабочая тетрадь

Используемая методическая литература: —

Абрамов Ю., Дёмин В. Сто великих книг. Москва, «ВЕЧЕ», 2000.

Багаева Л. Культура православной России. Астрахань, 2001.

Ключевский В. Краткое пособие по русской истории. Москва, 1992.

Используемое оборудование: —

наглядные пособия, рисунки, аудиозаписи с церковным песнопение.

Используемые ЦОР: —

компьютерное проецирование слайдов, интернет.

Краткое описание: — Роль русских архитектурных произведений 15 — 16 веков велика; шатровое зодчество 16 века – уникальное сосредоточение на русской архитектуре, которым несть аналогов на искусстве других стран и народов; шатровые храмы – непревзойденный вклад России на мировую культуру.

Урок по МХК на тему: "Каменный шатер"

Ход урока.

1. Орг. Момент.

2. Актуализация знаний учащихся (постановка сценки).

Слайд: Александр I.

Учитель: В 1817 году басилевс Александр I, увидев на Лондоне гравюру с изображением красивейшего храма, был ужасно удивлен.

Александр I: Милейший. Да вам только взгляните на эту гравюру, удивительной красоты мартирий изображен на ней. Я хотел бы иметь такое красивое сооружение.

Англичанин: Милостивый государь. Этот парламент существует еще почти что 300 лет, и, прошу прощения, находится на Москве.

Александр I: Да подобно тому ровно вам говорите?! Интересно. Как такое может быть быть?

(Беседа «Учитель — ученик»).

1) Давайте оценим ситуацию. (А I попал на нелепую ситуацию)

2) Действительно, комичный случай. Подумайте, о существовании, какого собора не знал великорус царь? (о Покровском соборе)

3) Речь истинно к лицу о Покровском соборе неужто соборе Василия Блаженного, ровно его паки называют на народе; сотворенный на далеком 16 веке он и доныне является архитектурным украшением Красной площади на Москве.

4) Почему же басилевс не узнал на гравюре собор? (Варианты ответов)

- Храм, обстроенный со всех сторон другими зданиями, потерял от этого своеобразный облик: правящие круги царской России не проявляли заботы о сохранении древних памятников и ничтожно ими интересовались. После этого курьезного случая, произошедшего с русским императором, постройки окрест собора Василия Блаженного начали сносить. Но только на советское дожитие Покровский парламент был полностью отреставрирован и восстановлен на своем великолепии.

- Учитывая все то, подобно тому ровно вам в данное время увидели и услышали, подумайте, чему мы посвятим урок. (Арх. Москвы. Запись темы на тетрадь).

  • Мотивационный этап.
  • - Сегодняшний мораль мы посвятим московской архитектуре конца 15 – первой половины 16 веков, обратившись к истории, познакомимся с архитектурным наследием Москвы, с новым видом архитектуры – шатровым зодчеством, выполним практические задания, предложенные на специальных тетрадях, и постараемся ответить на первостепенный оргвопрос урока:

    Роль шатрового зодчества на культурной жизни московского государства конца 15 – первой половины 16 веков.

    4. Организация деятельности учащихся по «созданию» нового знания. (По быстрее лекции учащиеся выполняют задания №1, зап. таблицу).

    - Чтобы перейти к первостепенный части урока, нам неизбежно обратиться к истории.

    I. Лекция.

    - К концу 15 века завершается диатексис объединения русских земель на единое государство.

    В 1471 году новгородцы признали Ивана III «великим князем всея Руси милостивым». Москва из столицы одного княжества превратилась на столицу могучей державы. Лицом этой державы должен был сложение кремль. Возрождаемое попозже веков засилия и разъединения, Русское тобаго нуждалось на символе, утверждающем его величие.

    Слайд: Успенский собор.

    Таким символом становится Успенский собор – первостепенный мартирий Москвы.

    Слайд: Владимирский У.с. и Московский У.с.

    Решено было построить У.собор на Кремле по подобию Владимирского, так просторнее и выше на полторы сажени. И на 1472 г. строителями Кривцовым и Мышкиным был заложен опора сбора.

    Время не стояло на месте – строительство шло полным ходом, так 20 мая 1474 г. собор, сведенный звук высоты сводов, неожиданно рухнул.

    - Причин было много, главной из которых была осложнение навыков строительства монументальных зданий.

    Мастера, приехавшие из Пскова, строить парламент отказались (не обучены были русские мастера строительству высотных зданий). Было кончено пригласить на Русь итальянского архитектора из Болоньи Аристотеля Фиораванти, тот неужто иной к тому времени приобрел признание своими постройками и на Италии, и на Венгрии. И подобно тому ровно вам думаете, он сию минуту приступил к возведению У. собора, ровно бы не так, для азбука он принял заключение построить краснокирпичный завод.

    (Постановка сценки).

    Р. Арх.: Уважаемый Аристотель Фиораванти, разумеется скажите на милость, какая существенность на строительстве кирпичного завода?

    А.Ф.: Мне нужен благой кирпич!

    Р. Арх.: Чем же вас, позвольте спросить, не устраивает тот материал, тот неужто иной мы вам предоставили?

    А.Ф.: Если вам хотите, с тем чтобы парламент опять рухнул, то, пожалуйста, буду использовать ваш материал.

    Р. Арх.: разумеется хорошо, подобно тому ровно вам предлагаете?

    А.Ф.: Я построю краснокирпичный завод, с тем чтобы арки и своды выкладывать из легкого и прочного кирпича. Пока полноте строиться завод, мы разрушим обжимки рухнувшего собора, я буду строить парламент заново. Я забью подина опора дубовые сваи.

    Р. Арх.: Говорят, у вы есть потаенный сигнатура замешивания извести, которая отличается особой прочностью.

    А.Ф.: Да. А блоки белого камня, из которого сложу собор, я соединю железными «скрепами». Строить буду с помощью циркуля и линейки. Кстати, неизбежно полноте съездить во Владимир, я хочу взглянуть на владимирский Успенский собор. Не переживайте, уважаемый, через 4 годы я поставлю собор.

    - И на 1479 году пятиглавый Успенский парламент засиял надо Москвой.

    Его высокие гладкие стены украшал пышный субантарктика из небольших колонок и арочек. В неудовлетворительно яруса располагались узкие окна. Входы на парламент обрамляли живописные порталы.

    В августе 1479 годы на празднике Пресвятой Богородицы совершилась стеснение освящения нового собора, тот неужто иной с страна дня долгие столетия стал средоточением русской государственной и церковной жизни. Здесь венчались на сфера русские цари и провозглашались важнейшие государственные акты, тут располагались гробницы митрополитов и патриархов.

    II. Обобщающая политинформация о монументальном строительстве на территории Москвы.

    - В настоящий пентада со всей Руси свозят на Москву лучшие произведения искусства и прославленные святыни. На строительство собирают лучших мастеров, которые работают недалеко с приглашенными из Италии инженерами и архитекторами. Появляются существенные технические новшества: наряду с белым камнем используют кирпич, начинают применять подъемные механизмы и т.д. Московское вокал становится общерусским национальным искусством. Появляются такие архитектурные сооружения, ровно …

    Слайды: Башня и бом кремля, Архангельский собор, Колокольня Ивана Великого, Грановитая палата, Благовещенский собор

    Укрепление экономики государства привело на 16 веке к интенсивному развитию монументального строительства на всей его территории.

    / Поверка правильности заполнения таблицы, по быстрее делается вывод/

    - Была ли существенность на строительстве Успенского собора, фактически таково сил, времени и денежных средств на это было потрачено? (Да, безусловно, Московское тобаго нуждалось на символе, утверждающем его величие).

    III. Знакомство с шатровым зодчеством.

    В 16 веке построено главным образом каменно – кирпичных сооружений, чем за все предшествующие цифра веков развития русского монументального зодчества.

    - Появляются разнообразные типы церковных зданий. Первая половина века ознаменовалась расцветом шатрового типа храма.

    Для того, с тем чтобы ровно видно выполнить практическое поручение №2, послушайте информацию о шатровом типе храма.

    После многовекового господства византийского типа крестово-купольного храма, на России стали выдвигаться каменные шатровые церкви безо внутренних столбов, с единым внутренним пространством. Корни каменной шатровой архитектуры уходили на народное деревянное шатровое зодчество. Дело на том, подобно тому ровно испокон веков на Руси рубились высокие восьмигранные дозорные башни. Логика перекрытия восьмистенных срубов привела к появлению шатра. В шатровых храмах олицетворялась направленность вверх, к богу. Кроме того, они служили своеобразными ориентирами, по которым издалеча узнавалось поселение.

    В практическом задании №2 предложены опорные слова для составления определения понятия «шатровый храм»; составьте определение.

    / Учитель корректирует устные варианты, на тетрадь записывается единое верное считание /.

    Шатровый храм – это водка церковь башнеобразной формы, завершенная шатром – островерховой многогранной крышей, привычно полно глубоко вытянутой на вышину.

    Теперь вам известно, подобно тому ровно такое шатровый храм, осталось выяснить, ровно он выглядит.

    Задание №3.

    - Перед вами текст. Прочитайте его, прибавьте услышанную теперь краткую информацию о шатровом зодчестве, плюс считание шатровый храм, и на рамке, которая находится одесную от текста, создайте рисунок шатрового храма. / тандем учеников работают у доски /.

    Слайд: церковь Вознесения на царском селе Коломенском.

    Лекция.

    - Одним из первых и самых великолепных памятников шатрового зодчества стала церковь Вознесения на с. К., которая была построена на пентада с 1530 по 1532 годы. Повелел ее построить Василий III на целомудрие рождения первенца – будущего Ивана Грозного. К сожалению, имя гениального зодчего, построившего храм, звук нас не дошло.

    - Но анналист отмечает: «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою, и светлостью, такова не бывша недавно сего на Руси».

    / Беседа «учитель — ученик» /

    1. Из чесо складывается композиция? (подклет, четверик, восьмерик, шатрик с главкой).

    2. Сколько ярусов кокошников мы видим? (тройной ярус).

    3. Какую значимость играют кокошники? (переводят осложненный мера основного столпа на вырастающий точно из-под земли надо ним восьмигранник).

    4. Какие детали указывают на принадлежность здания к храму? (церковная главка).

    5. Что мы видим на уровне подклета? (храм окружают открытые галереи-гульбища).

    - Устремленность храма наизволок подчеркивает 60 –метровая возвышение храма. При огромной высоте церкви, ее площадь, предназначенная для молящихся, невелика.

    Музыкальное сопровождение.

    Замечательный запошивочный музыкант Гектор Берлиоз, побывавший на подмосковном с. К. на середине19 века, писал: «Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, так время, древнее дожитие на России, которое оставило своеобразный признак на этом селе, было для меня неожиданно из чудес… Во ступень все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел каковой – безрезультатно необычный зрелище архитектуры. Я видел зуд ввысь, и я растянуто стоял ошеломленный».

    - Вот такие чувства охватили Гектора Берлиоза, как-нибудь он впервой увидел церковь Вознесения на с. К. Какие чувства охватывают вас? В задании № 4 у вы есть выполнимость неужто письменно, неужто на виде рисунка изложить свои мысли по этому поводу.

    / Задания повышенной сложности получают немножечко учащихся; для остальных ответ произвольный. Заслушиваются ответы /.

    IV. Покровский собор.

    Слайд: Покровский собор.

    - В 1554 году двумя русскими зодчими Бармой и Постником был заложен мартирий Покрова на рву память о взятии Казани войсками Ивана Грозного, происшедшем на среда праздника Покрова. Почему мартирий Покрова на рву называют паки собором Василия Блаженного? (Так называется одинаковый из пределов храма). В народе его называют храмом В. Б. по имя известного московского юродивого, погребенного на 1552 году у стэн Троицкой церкви, которая спервоначала стояла на месте собора. В 80-ых годах была сооружена пристройка, которую посвятили В. Б.

    Идея постройки каменного многопредельного храма родилась не сразу. Сначала была построена только одним каменная церковь, которая была окружена семью деревянными приделанными церквами. Однако, реактивно возведенные деревянные приделы не удовлетворили Ивана IV. Он пригласил 2 годы через талантливых русских мастеров Барму и Постника и повелел им окрест каменной церкви построить 8 церквей – приделов (придел – пристройка к церкви, на которой может быть происходить богослужение).

    Поскольку мартирий был задуман ровно памятник, зодчие сделали ударение на внешней композиции сооружения. Центральная маяк увенчана большим шатром с главкой; по сторонам светлана расположены 4 больших храма, а по диагонали – 4 малых и все 8 храмов несут яркие, своеобразные купола. Памятник имеет праздничный, радостный внешность и ничтожно походит на традиционное культовое сооружение. Нет таких двух точек обзора, с которых он бы смотрелся одинаково.

    Но вот паки интересная качество храма: его неподражаемый наружний зрелище дотла не соответствует внутреннему убранству: среди тесно, туманно и неудобно. Приезжавшие на те пора иностранцы, восхищаясь храмом, замечали, подобно тому ровно он построен «скорее ровно бы для украшения, чем для молитвы».

    /Задание № 5. Учащиеся устно отвечают на вопросы, комментируют /.

    VI. Проверка домашнего задания.

    / Для выполнения д./з. выбраны двум группы учащихся по 4 человека на каждой, которые разрабатывали проекты по теме предстоящего урока. Темы проектов: «Храмовая архитектура будущего», «Интерьер храма будущего».

    5. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

    / Задание №6. Учащиеся пишут сочинение- миниатюру на тему: «Роль шатрового храма на культурной жизни московского государства». На сочинение сочинения – 10 минут.

    6. Контрольный этап.

    После завершения работы заслушиваются немножечко сочинений. Все приходят к выводу, подобно тому ровно значимость русских архитектурных произведений 15 — 16 веков велика; подобно тому ровно шатровое зодчество 16 века – уникальное сосредоточение на русской архитектуре, которым несть аналогов на искусстве других стран и народов; подобно тому ровно шатровые храмы – непревзойденный вклад России на мировую культуру.

    Запись вывода по уроку на рабочую тетрадь.

    Д.З. Ответить на вопрос: Какое русское архитектурное создание 16 века, на ваш взгляд, резче других характеризует свое время?

    Файлы: Тетрадь к уроку Москва.docx
    Размер файла: 14703 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

    aksport.ru информация от партнеров