Автор конспекта:
Автор(ы): — Басалаева Е. А.

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ № 7. г.Апатиты, Мурманской области

Учитель русского языка и литературы

Регион: — Мурманская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Тема урока Московские страницы в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита. Анализ 12 главы. (Интернет урок литературы).

Цел

Цели: 1.Показать развитие темы демонизма в литературе;

2.Проанализировать главу «Черная магия и её разоблачение»;

3. Используя дополнительные источники информации, охарактеризовать

представителей фантастического мира, выяснить их функцию в романе.

Ход урока.

1. Слово учителя: В мире романа М. Булгакова существует не только Иешуа – прообраз Христа, но и Воланд – Князь Тьмы. Давайте вспомним, кто из писателей обращался к теме нечистой силы в своих произведениях.

Викторина: 1. Автор этого произведения почти 700 лет назад совершил странное путешествие: 9 остановок было на его пути, каждая последующая страшнее предыдущей; его встречали гордецы и чревоугодники, развратники и убийцы, мошенники и предатели.( Данте “Божественная комедия”). 2. Герой этого писателя любил гостить у хуторской вдовушки, но очень не любил живопись, особенно свой портрет. Считал его неудачным, а художника грозился наказать. Пакостник был ужасный, особенно в рождественские вечера.(Н. Гоголь “Ночь перед Рождеством”). 3. Автор этого произведения очень популярен в Германии. А само произведение дважды упоминается в романе Булгакова: в самом начале поэтической строкой, и еще раз музыкой Гуно.(Гете “Фауст”). 4. Этот образ создал поэт, который почти половину своей жизни провел в изгнании среди Кавказских гор, где и поселил своего героя.(М. Лермонтов “Демон”). – — Каждый из авторов наделяет этих персонажей определенной функцией. Какой?

1.У Данте – наказывает грешников.

2.У Гоголя – делает пакости людям.

3.У Гете – искушение, наблюдение за жизнью, развенчание всего высокого.

4.У Лермонтова – “зло наскучило ему”, одиночество.

2. -А как вы догадались, что перед нами дьявол? Какие детали на это указывают? (Трость с набалдашником в виде головы пуделя, никто не может точно описать его, появляется после упоминания черта, место встречи – Патриаршие пруды бывшие Ведьмины болота).

— А каким показывает Булгаков дьявола в романе? Найдите его описание в книге. (Глава1. «.. ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой».)

-Как вы думаете, чьи традиции в изображении дьявола продолжает М. Булгаков? (Гёте, на это указывает эпиграф). Проверим свой ответ, прочитав статью в Булгаковской энциклопедии: http://www.bulgakov.ru

(«..ориентирован на Мефистофеля «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте, в том числе из оперного, из оперы Шарля Гуно. Имя Воланд взято из поэмы, где оно упоминается однажды и в русских переводах обычно опускается. Воланд=чёрт).

Но, в отличие от Мефистофеля, булгаковский персонаж не сеет беспричинно зла. Мефистофель пришел на землю, чтобы забрать, купить душу Фауста, искушая его.

-А зачем в Москву пожаловал Воланд? (Понаблюдать, поискушать людей, восстановить справедливость). 3. Анализ 12 главы. -Какой вопрос волнует Воланда, когда он смотрит на москвичей в театре Варьете? «.. изменились ли горожане внутренне?») Не напрасна ли была жертва Иешуа?

-Какой вывод он делает? (Он видит, что люди такие же, как были раньше: в меру алчные, корыстолюбивые, но и милосердные. Люди как люди, только квартирный вопрос их испортил).

-Какое испытание приготовил Воланд москвичам? Чем он их будет проверять? 1.Деньгами, падающими из-под купола; 2.Бесплатной модной одеждой, аксессуарами, обувью; 3 Оторванной головой Жоржа Бенгальского.

— Как ведут себя москвичи в такой ситуации? 1. «Кое-кто уже ползал в проходе, шаря по креслам…В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Эта моя! Ко мне летела!» И другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану». 2. «Тогда Фагот объявил, что…магазин закрывается, через одну минуту, и неимоверная суета поднялась на сцене. Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли». 3. «На галерке кто-то сурово предложил: «Голову ему оторвать!». Кот…,дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с плеч…. В зале послышались истеричные крики женщин…..»Ради бога, не мучьте его!» -вдруг…прозвучал женский голос……. «Простить, простить!» -раздались женские голоса, а затем они слились в один хор с мужскими». -

— Что произошло после? Бенгальский попал в психиатрическую больницу, деньги превратились « в бумажки с нарзанной бутылки», а платья просто исчезли, оставив свих владелиц в нижнем белье.

-Какой вывод должны сделать мы, читатели? Кто виноват в случившемся? Воланд?Воланд обнажает человеческие пороки, а что касается наказания, то оно в самих людях.Московское народонаселение ни во что не хочет верить без доказательств, ни в Бога, ни в дьявола, Иван Бездомный доказывает дьяволу, что его нет. Да и проделки Воланда интересуют москвичей гораздо меньше, нежели их разоблачение. Присутствовавшую на сеансе чёрной магии публику объединяла страстная любовь к деньгам, чрезмерное любопытство, атеизм, недоверчивость и страсть к разоблачениям. Возможность лёгкой наживы опьяняет, деньги разжигают злобу, выявляют и без того накопившуюся в большом количестве в умах граждан глупость.

4.Кто составляет свиту Воланда? (Коровьев-Фагот, Бегемот, Азазелло, Гелла и Абадонна, который не является постоянным членом свиты Воланда, он появляется лишь по его приглашению).

Обратимся к Булгаковской энциклопедии. Найдите информацию о каждом персонаже из свиты Воланда. Подготовьте рассказ.

http://www.bulgakov.ru

Абадонна –демон войны. Азазелло –демон безводной пустыни, демон – убийца.

Бегемот – кот – оборотень, любимый шут Воланда. Гелла –женщина – вампир. Коровьев-Фагот – старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь.

-Какую роль в романе играет свита Воланда? (Это помощники Воланда, которые исполняют все его указания.)

Коровьев-Фагот . Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски: пьяницы-регента, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце и другие. Лишь в последнем полете Коровьев-Фагот становится тем, кто он есть на самом деле – «рыцарем с мрачнейшим никогда не улыбающимся лицом», не хуже своего господина, знающего цену людским слабостям и добродетелям.
Азазелло сочетает в романе способность к обольщению и к убийству. Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием: выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из «нехорошей квартиры № 50» дядю Берлиоза, убивает из револьвера барона Майгеля, возвращает Маргарите подарок Воланда и другие. Азазелло – изобретатель: он дарит Маргарите свой волшебный крем, который делает героиню не только невидимой и способной летать, но и наделяет её ведьминой красотой. В конце романа он предстает перед читателем в своём настоящем обличии: «Сбоку летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменило и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза были одинаковы, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своём настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца». Бегемот. Это чёрный кот огромных размеров. Перестрелка Бегемота с сыщиками в квартире № 50, его шахматный поединок в Воландом, состязание в стрельбе с Азазелло и другие – всё это юмористические сценки, очень смешные, бытовые, в какой-то мере снимающие остроту, нравственных и философских проблем, которые роман ставит перед читателем. В последнем полёте перевоплощается и этот весельчак, хотя не теряет своей основной функции: «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочьями по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире». Гелла: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которая она не сумела бы оказать». Зеленоглазая красавица свободно перемещается по воздуху, обретая сходство с ведьмой. Она с Воландом всегда: в квартире № 50, в театре Варьете, на великом балу. Её нет только в последнем полете Воланда. Этому есть два объяснения: вампиры – это низший разряд нечистой силы; Гелле не в кого превращаться в последнем полёте, «когда ночь разоблачила все обманы», она всегда пребывает в своем истинном обличии. Абадонна – беспристрастный демон Смерти, который никогда не появляется раньше времени и «равно сочувствует обеим сражающимся сторонам». Он не является постоянным членом свиты Воланда, он лишь появляется по его приглашению. Нет его и в последнем полете.

Художник Евгений Семенюк так увидел главных героев романа «Мастер и Маргарита»: http://www.bulgakov.ru/galleries/glr1/ Вывод: Воланд и его свита лишь орудие наказания. Каждый наш шаг – это выбор, за который мы несем ответственность.

Домашнее задание: 1. Какова роль 12 главы в понимании смысла произведения? 2. Знать содержание глав 7, 9, 27.

Файлы: Московские страницы в романе.ppt
Размер файла: 67072 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология