Автор конспекта:
Автор(ы): — В.В.Затеева

Регион: — Нижегородская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Эссе Моя педагогическая философия представляется на конкурс Учитель года

Моя педагогическая философия

Эссе учителя географии

Учитель географии расстаётся со своими учениками. Но выпускник школы не расстаётся с потребностью в географических знаниях, необходимых ему в течение всей его жизни, знаниях, полученных в школе…

И.П.Герасимов

Уроки географии. Пожалуй, нет такого человека, который, перешагнув школьный порог и отправившись в самостоятельное путешествие по жизни, не вспоминал бы по-доброму те увлекательные открытия и встречи, которые довелось пережить в школе на уроке географии.

Этот школьный предмет стоит особняком среди других дисциплин, значащихся в учебном плане. С одной стороны – точная наука, в которой всё подчиняется строгим законам, а каждое предположение проверяется на практике путём опыта и исследования. С другой стороны, география – это предмет мечтателей и путешественников, позволяющий раздвинуть привычные рамки и границы и обладающий широчайшими воспитательными возможностями.

С тех пор, как я начала преподавать географию прошло более 20 лет. За эти годы много раз менялось все в Мире, в России, на нашей малой родине. Менялись и те, ради кого существует наша профессия. Мы переживаем мучительное время, когда в мире рушатся многие наши идеалы, устои человеческой морали; многие считают, что рушится само здание всемирной культуры, с таким трудом, с таким самопожертвованием возводившееся сподвижниками духа, титанами мысли, гениями нашей планеты – Земли. Современные дети сейчас многое имеют благодаря заботе родителей. Но после окончания школы в их жизни начинаются трудности, которых не знали мы в свое время. Поэтому так важно сейчас дать им не только знания и умения, но и научить их использовать так, чтобы стать успешным в жизни, найти свое место под Солнцем. По-моему, в наше время дети даже сильнее нуждаются в наших добрых советах, подсказках, нашем положительном примере, нашем оптимизме и умении преодолевать трудности. Их жизнь стала такой разнообразной, что не заблудиться в ней трудно.

В сельских школах количество детей очень низкое. Далеко не все дети ходили в детский сад, многие даже не бывали в городе, да и практически редко выезжают за пределы нашего района. Далеко не отличники, прилежанием не отличаются, да и любовью к наукам тоже. Приходится много трудиться, чтобы расположить их к себе, чтобы заинтересовать. И каждый день, проводя урок, делаю вывод, что надо любить дело, которым занимаешься, и тех, кто находиться рядом с тобой. Только если интересно самому, если не жалеешь ни свободного времени, ни отпуска, если творчески относишься к своей работе, если сам не равнодушен ко всему живому, что окружает тебя; если сам полон любви к Родине, к своему краю, к своему уголку Земли, к семье, можно рассчитывать на успех.

12 лет назад мне было предложено вести кружок по своему предмету. Именно тогда начали сокращать часы на естественные науки, объединять их в один предмет – краеведение. Рассказать ребятам обо всем на свете так хотелось, а времени не хватало. Проблемное обучение становилось популярным, но отвечать на проблемные вопросы за короткий урок не получалось. На первое место выступили экологические проблемы человечества, связанные с его хозяйственной деятельностью. В географии нет ни одной темы или раздела, куда не входило бы изучение влияния человека на окружающую среду. Да и всевозможные конкурсы разных уровней привели к необходимости заняться экологией всерьез и надолго. Через участие в работе кружка прошли десятки учащихся школы. И мне очень приятно, что наше, теперь уже экологическое объединение «Радуга» знают в области, в Москве и даже на Дальнем Востоке.

Есть такое понятие: ирония судьбы. Что-то подобное произошло и со мной. После окончания школы я сдавала вступительный экзамен по биологии на экономический факультет сельхозинститута и сдала его на «4», так как ничего не знала об экологических проблемах. Одного балла не хватило, чтобы я не стала экономистом из-за «какой-то экологии» А, став учителем, я считаю теперь ее главной наукой для себя и своих учеников. Жизнь требует, чтобы экология заняла подобающее место в школе и была бы подкреплена системой непрерывной практики с целью обучения приёмам экологически целесообразной деятельности на основе внутреннего убеждения. Именно дети больше всего страдают сейчас из-за деградации окружающей среды. Именно молодёжи придётся создавать безопасное будущее и в том числе благоприятную для здоровья окружающую среду. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и увы, остающейся по-детски беззащитной перед … нами.

В сельской школе невозможно не уделять особого внимания реализации краеведческого принципа обучения, который позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учеников в решение проблем окружающей действительности, воспитать в них чувство единства с природой. Молодое поколение должно осознать, что каждый предмет: лист растения, капля росы, сам человек – это удивительные объекты природы, полные скрытых тайн. Многолетнее обучение в школе, техникумах, институтах часто приводит к созданию мнения, что всё давно изучено и нет уже новых законов, которые ещё можно открыть. Но, занимаясь проектной и исследовательской деятельностью и дети, и сам учитель понимают, что это не так. Возвращаясь с ребятами с экскурсии, с полевой практики или из экспедиции по родной земле я вижу, что у каждого из них остается масса впечатлений от встречи с чем-то новым и удивительным.

Проекты учеников школы создаются не для их воплощения в жизнь сейчас и немедленно. Большинство из них смогут быть реализованы в будущем, о котором мечтают все. В будущем, где каждый человек будет ценен своими делами и мыслями, где от каждого будет зависеть очень многое.

К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, относится метод проектов, который обеспечивает формирование исследовательской деятельности учащихся через активные формы и методы преподавания, позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Работая над проектами, дети не только стремятся к сохранению природных уголков своей малой родины, но и формируют своё отношение к окружающему миру: учатся мыслить глобально, а действовать локально. Общественно полезная деятельность является той средой, которая прививает ценность биосферной нравственности. Сочетание широкой разнообразной образовательной программы с исследовательской природоохранной деятельностью способствует развитию детей, творческих способностей, создают предпосылки для развития успешной личности. «Я слышу — я забываю. Я вижу — я запоминаю. Я делаю – я понимаю» — гласит китайская мудрость. Известный русский деятель народного образования В.П.Вахтеров еще в начале 20 века вывел четкую формулу: «Ученик развивается, когда он сам действует. И думает, и чувствует, и действует. Выньте отсюда хоть одно звено, и развитие исчезнет, а начнется вырождение» Социально-экономические процессы в развитии общества XXIвека ставят перед школьным образованием качественно новые цели. Актуальные образовательные цели ориентированы на воспитание и развитие личности, готовой к активности, творческой самостоятельности и ответственности в жизненных ситуациях. В условиях модернизации школьное географическое образование становится средством подготовки выпускника к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков. Знания остаются мёртвым грузом, если они не находят практического применения. Разделяю слова К.Д.Ушинского о том, что «люди, сильные в теории, но беспомощные на практике, мало на что пригодны».

Мы часто рассуждаем о том, какими людьми хотели бы видеть в будущем своих учеников. Могу сказать свое заветное желание: не хочу видеть их равнодушными людьми. Все беды в Мире и в нашей стране оттого, что слишком многие молчат о том, о чем нужно кричать. А еще для меня удивителен следующий парадокс. С одной стороны все ждут модернизации в нашей стране, а с другой пропагандируется идея, что «троечники» лучше устраиваются в жизни. Не совсем понятно, кого же мы должны воспитывать – человека, который всю жизнь будет устраивать лишь личную судьбу или человека, который приложит все усилия для изменения судьбы своей страны. Рассказывая детям о великих географах-первооткрывателях и исследователях новых земель, я всегда привожу им в пример то, как трудно они жили, как мало они имели, какие испытания они прошли чтобы остаться в нашей памяти на века. «Бороться и искать! Найти и не сдаваться!» — так хочется, чтобы мои ученики жили с этим убеждением в сердце. На каждом уроке я стараюсь вместе с ними пройти путь, полный тайн и открытий, рассказать моим воспитанникам о замечательной планете Земля, открыть перед ними неведомые разделы интереснейшего предмета географии, помочь понять причины природных явлений, познать себя и окружающий мир. Зажечь радостные огоньки в глазах тех, кто преодолел себя и смог справиться с масштабом и азимутом, параллелями и меридианами, географической долготой и широтой. Кто не заблудился в дебрях речной системы, подружился с горизонталями, изотермами, циклонами и антициклонами. Кого не остановили белизна самых высоких гор и зной пустыни. Кто не замерз в Антарктиде и пусть виртуально, но смог полюбоваться в Арктике северным сиянием. Кто не устал удивляться и радоваться даже через печаль. Все это – мир географии, в котором познаются законы географической оболочки, законы человеческих отношений, законы отношений человека с природой.

Мне хочется, чтобы в наших школах всегда жило счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Верю, что вместе с детьми учительство страны преодолеет многое. Только бы дети верили нам. Потому учу своих коллег терпению, общительности, оптимизму, своим примером показываю – не смейте останавливаться на достигнутом, идите вперед и ведите за собой учеников, совершенствуйте свои знания, чтобы соответствовать времени, в котором живете, месту, которое занимаете. Вы в школе – для детей, а не дети для вас, поэтому помогите им поверить в себя. И тогда школа будет миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» — так говорил великий писатель, гуманист, педагог и философ ХIХ века Л.Н.Толстой. Учитель и спокойствие, по-моему, несовместимые вещи. Считаю, что учитель должен постоянно развиваться: углублять свои знания по предмету, изучать новинки методической литературы, расширять свой кругозор. Прекрасные слова принадлежат К.Д. Ушинскому: «Педагог живет до тех пор, пока он учится». Человеку, выбирающему профессию учителя, следует помнить об этом, быть постоянно готовым к своему личностному и профессиональному развитию ведь ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог. Его личность, его подготовка и мастерство решают успех дела.

Человек, решивший стать учителем, ответственен за всё, что знает и умеет. Какими будут результаты труда педагога сегодня – таким будет наше общество завтра.

Учитель географии МБОУ «Анисимовская ООШ»

Валентина Валентиновна Затеева

‹ Гимн экологического объединения "Радуга" — Песня о лучшей планете Вверх Эссе "Моя педагогическая философия" ›

Файлы: Что изучает география.ppt
Размер файла: 6582272 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология