Автор конспекта:
Автор(ы): — Аракелян В.А.

Место работы, должность: — МОУ «Семьинская ООШ», Юрьев-Польский район. Учитель начальных классов

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

1. Познакомить учащихся с биографией нашего земляка, известного флотоводца, одного из первооткрывателей Антарктиды – Лазарева Михаила Петровича.

2. Развивать кругозор учащихся, речь, внимание.

3.Воспитывать патриотизм и любовь к своему краю и людям, прославившим наш край.

4. Обобщать и систематизировать знания учащихся об Антарктиде.

Используемые учебники и учебные пособия: —

Наш край, автор Харчевникова

Краткое описание: — Интегрированный урок по окружающему миру и курсу "Наш край". В уроке использован ряд приёмов, помогающих реализовывать деятельностный подход при изучении курса «Наш край».

Ход урока.

  • Организация начала урока.
  • У нас с вами интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Наш край». Начнём урок с поисков ответа на мои вопросы; а чуть позже вы сами определите тему нашего урока.

    Приём «Знаете ли вы…»

    • имена людей, связанных с нашим краем? Назовите их.
    • что некоторые населённые пункты нашего края носят их имена? Какие?
    • что на карте мира есть географические объекты, которые названы в честь нашего земляка? Кто он?
    • что его называют русским Колумбом?

    Сообщение темы урока.

    Мы познакомимся с биографией замечательного человека, нашего земляка Лазаревым Михаилом Петровичем. Узнаем , где родился, кем был, чем прославился, каковы его заслуги?

  • Сообщение учителя о Лазареве М.П.
  • Рассказ учителя.
  • Михаил Петрович Лазарев (1788-1851), адмирал, — один из самых замечательных моряков старого русского флота.

    Родился во Владимирской губернии 14ноября 1788г. В этом году отмечается 220 лет со дня его рождения. Стать моряком с юных лет было заветной мечтой Лазарева, поэтому в 1800 году он поступает в Морской кадетский корпус.

    В 1803г. в числе тридцати лучших гардемаринов Лазарев был отправлен в Англию для изучения военно-морского дела, где стал мичманом.

    Пять лет непрерывного плавания в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах были для Лазарева отличной морской школой. Капитаны кораблей, на которых плавал Михаил Петрович, аттестовали его как "юношу ума острого и поведения благонравного".

    На родину Михаил Петрович вернулся опытным офицером, проникнутый глубоким убеждением в том, что "всякое положение человека налагает на него обязанности" и что "с точным и безукоризненным их выполнением связана не только служебная, но и личная честь". Сознание долга и чувство чести он пронесёт через всю свою жизнь.

    В 1808, по возвращении из Англии, Лазарев окончил Морской кадетский корпус.

    По прибытии в Россию, уже будучи офицером, Лазарев вскоре принял участие в боевых действиях. Особенно отличился он в бою 14августа 1808г. вблизи Балтийского порта, находясь на корабле "Всеволод", которому пришлось тогда вести бой с двумя английскими линейными кораблями. На Балтийском флоте прослужил до 1813 года.

    Участвовал в боевых действиях во время Отечественной войны 1812 года.

    Имея отличные аттестации из Англии, Лазарев в 1813 г. получил почётное назначение: "Русско-американская компания" обратилась в Морское министерство России с просьбой подобрать командира на её новый корабль "Суворов", и на эту должность был назначен 25-летний лейтенант Лазарев. Самостоятельное командование в этом возрасте крупным судном, предназначенным для кругосветного плавания, было явлением необычным.

    • Первое кругосветное путешествие.

    В 1813 – 1816 году Лазарев на корабле "Суворов" совершил своё первое кругосветное плавание, переход из Кронштадта к Аляске, закупил в Перу партию хинина и других местных товаров. Кроме того, на борт приняли животных, которых в России не было на обратном пути в Тихом океане открыл группу островов, названных им островами Суворова.

    Из плавания Михаил Петрович вернулся зрелым, опытным командиром.

    • Второе кругосветное путешествие. (учащиеся читают текст самостоятельно)

    В 1819 году Лазарев стал участником второй кругосветной экспедиции в Южный Ледовитый океан. Начальником этой экспедиции стал известный путешественник Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, который с раннего детства мечтал быть моряком и всегда говорил о себе: «Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря». Он отправился в это путешествие на шлюпе «Восток».

    А Лазарев был назначен командиром шлюпа «Мирный».

    На тот момент были открыты только пять материков: Северная Америка, южная Америка, Африка, Евразия, Австралия.

    Так Беллинсгаузен на шлюпе «Восток», и Лазарев на шлюпе «Мирный» отправились в кругосветное путешествие.

    Плавание проходило в тяжёлых полярных условиях: среди ледяных гор, при частых штормах. Благодаря превосходному знанию морского дела Лазаревым и Беллинсгаузеном "Восток" и "Мирный" ни разу не теряли друг друга из виду и прошли через все опасности невредимыми.

    Корабли находились в походе 751 день, из них 527 под парусами, и прошли свыше 90000 км .

    16 января 1820г. шлюпы "Восток" и "Мирный", несмотря на тяжёлую ледовую обстановку, подошли к неизвестному раннее материку.

    Через несколько дней — 21января 1820г. русские моряки подошли вплотную к берегу материка. Это был ранее неизвестный материк!! В этот день произошло величайшее географическое открытие 19 века – открытие Антарктиды.

    Так Лазарев стал одним из первооткрывателей Антарктиды. С тех пор стал известен шестой материк – Антарктида.

    • Третье кругосветное путешествие.

    За Антарктическую экспедицию Михаил Петрович был произведен в капитаны 2-го ранга и назначен командиром фрегата "Крейсер". На нём он совершил своё третье кругосветное плавание 1822 — 1825 гг., проведя обширные научные исследования по метеорологии и этнографии в Атлантическом и Тихом океанах. За эту экспедицию он был удостоен ордена святого Владимира 3-й степени. Одним из его помощников на "Крейсере" был приглашенный им лично в состав экипажа 22-летний лейтенант П.Нахимов.

    • Славные страницы жизни Лазарева.

    А дальше в биографии Лазарева много не менее славных страниц:

    В 1826 Лазарев был назначен командиром корабля "Азов", на котором осуществил переход в Средиземное море, где участвовал в Наваринском морском сражении. За эту победу Лазарев был произведен в контр-адмиралы.

    Позже Нахимов его ученик и тоже флотоводец писал о Лазареве: "…Я до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостанет слов описать все его похвальные дела и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана".

    В 1832 году Лазарев был назначен начальником штаба Черноморского флота и портов, а также военным губернатором Севастополя и Николаева.

    Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля.

    Под его руководством были начаты сооружение новых и реконструкция старых портов, укреплен флот. Руководя многими морскими походами, Лазарев воспитал плеяду замечательных флотоводцев, среди которых П.С. Нахимов , В.А. Корнилов , В.И. Истомин ..

    Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года от рака желудка. Похоронили адмирала во Владимирском соборе Севастополя. После него остался Черноморский флот, по подготовке один из лучших в мире.

    На долгие годы «лазаревская морская» школа легла в основу воспитания моряков.

    Сам много плававший, Лазарев прекрасно понимал, что только в море можно по-настоящему воспитать моряка. Поэтому черноморские корабли в годы его командования редко оставались в гаванях.

    Характерной особенностью воспитания Лазаревым молодых офицеров и привития им командирских навыков было широко практиковавшееся им в тот период назначение молодых лейтенантов на самостоятельные должности командиров шлюпов, бригов, транспортов, фрегатов и даже пароходов. Лазарев эти корабли посылал в отдельные плавания, приучая молодых офицеров к сознанию своей ответственности при самостоятельном командовании кораблем.

    В 1842 , по ходатайству адмирала М. П. Лазарева , обеспокоенного недостаточным числом православных храмов в Севастополе, было принято решение о строительстве собора в центре города.

    В 1851 , умер адмирал М. П. Лазарев, командующий Черноморского флота , и в память о его заслугах решено было похоронить его в специально сооруженном склепе на месте будущего собора.

    Снаружи в стены северного и южного фасада вмонтированы четыре мемориальные плиты с именами погребенных адмиралов М. П. Лазарева , В. А. Корнилова , В. И. Истомина , П. С. Нахимова , датами их жизни.

    Два выдающихся представителя Черноморского флота — Нахимов и Корнилов завещали похоронить их рядом с адмиралом Лазаревым — так велики были их уважение и любовь к своему бывшему начальнику и учителю.

    С именем Михаила Лазарева связан период расцвета Черноморского флота в первой половине XIX в., вошел он в отечественную историю и как неутомимый мореплаватель, совершивший три кругосветных путешествия, как первооткрыватель и исследователь Антарктиды.

  • Подведение итогов.
  • ( По ходу рассказа на доске появляются записи: Лазарев М.П.

    Кругосветные путешествия: 1-ое. Корабль «Суворов», 2-ое шлюп «Мирный»,

    3-ье фрегат «Крейсер».

    • Запись имени Лазарева в Краеведческий словарик
    • Показ географических объектов на карте, названных в честь Лазарева: море, город, остров, бухта, порт.
  • Работа по систематизации знаний об Антарктиде.
  • Экспедиция к Антарктиде была не из лёгких.

    А что вы знаете об этом материке?

    Приём «Верите ли вы, что?»

    Антарктида самый холодный материк Земли?

    Здесь есть полезные ископаемые?

    Это всегда был материк снега и льда?

    Поиск информации в справочниках, энциклопедии. Учащиеся читают тексты и делают сообщение по прочитанному.

  • Закрепление изученного. Проверка усвоенного.
  • Тест.

    1.До 1821 года было известно

    А) пять материков

    Б) шесть материков

    В) четыре материка

    2. Лазарев и Беллинсгаузен открыли

    А) Америку

    Б) Антарктиду

    3. Сколько кругосветных путешествий совершил Лазарев?

    А) одно

    Б) три

    В) два

    4. Лазарев был назначен командиром шлюпа

    А) «Мирный»

    Б) «Нева»

    В) «Восток»

    5. Антарктида –

    А) Самый холодный район земли

    Б) Самый жаркий район земли

    В) Есть и холоднее район земли

    6. Антарктида находится

    А) в районе северного полюса

    Б) в районе южного полюса

  • Рефлексия.
  • Что вам понравилось на уроке? Чем запомнилась биография нашего земляка?

    (Ученики получают в память об уроке буклеты с краткой биографией Лазарева М.П.)

  • Домашнее задание.
  • Сочините синквейн о Лазареве М.П.

    Расскажите своим домашним о замечательном земляке.

    Файлы: Разработка урока doc
    Размер файла: 67072 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология