Автор конспекта:
Автор(ы): — Перищева А.В.
Место работы, должность: — МОУ Пыховская ООШ учитель русского языка и литературы
Регион: — Воронежская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Образовательная: научить анализировать литературное произведение; видеть позицию автора; познакомить с контрастом как основным художественным приемом произведения дать понятие «рассказ в рассказе». Развивающая: развивать познавательный интерес к художественной литературе; развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной работой. Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, чувство красоты языка. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, аккуратность при работе с опорным конспектом. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать; нравственные качества личности: любовь, милосердие, уважение к человеку, доброту.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 12
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник Литературы 8 класс по программе В.Я.Коровиной
Используемое оборудование: — 1. Компьютер с колонками.
2. Презентация к уроку в программе PowerPoint.
3. Опорные конспекты для каждого ученика.
4. Записи на СD вальсов и мазурки Шопена и Штрауса.
5. Портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации к рассказу «После бала».
6. Текст рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
—
Краткое описание: — Урок напрвлен на развитие ключевы и предметных компетентностей учащихся.
Ход урока.
Актуализация знаний.
Урок сопровождаетпрезентация, выполненная в программе PowerPoint.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в мир художественной литературы 19 века. К концу нашего урока каждый из вас напишет свое произведение в форме опорного конспекта, который лежит перед вами. Но прежде, чем начать наше путешествие, вы должны решить логическую задачу. (Слайд 2-3)
Ученики записывают тему урока в опорный конспект.
Учитель. Как вы понимаете слово контраст? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (Контраст – резкая противоположность, противопоставление).(Слайд 5).
Работа над содержанием рассказом .
1.Учитель. Выделите основные части рассказа.(Вступление, бал, после бала, заключение).
Обратим внимание на своеобразную роль вступления — оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.
-Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича-рассказчика? (Сцены бала и экзекуции).
-Озаглавьте части рассказа: «На балу», «После бала».
(Запись в опорный конспект, составление таблицы)
По ходу заполнения таблицы беседа с классом:
- Какой художественный прием использует автор в создании характеристик в 1 и 2 частях рассказа? (Контраст).
- С какой целью? (Эмоционально воздействовать на читателя, более ярко передать чувства, психологическое состояние героев, атмосферу, свою авторскую позицию)
Слово контраст вписывается в таблицу опорного конспекта.
Учитель.С какойцелью автор использует синтаксические средства: повтор и параллельное строение — в представленных отрывках? ( Передать чувство бесконечного счастья, радости,любви.Передатьбездушие,длительность и ужас совершающегося).
-Какой художественный прием здесь использует автор?
Словарная работа. В каком лексическом значении употреблено слово блаженный
БЛАЖЕННЫЙ
1. Определение человека, которому Бог оказал какое-то благодеяние, на котором почило благословение Божие.
2. Хвалебный эпитет по отношению к Богу.
3. Блаженный: определение человека, стяжавшего блаженства илитого, кого подобное состояние совершенного счастья ожидает в будущем,
Корчиться - изгибаться в корчах, судорогах.
Лайка - сорт мягкой кожи из шкур овец и коз.
Стать — телосложение, общий склад фигуры (о животном; о человеке — устар.)
— В какое время происходят описываемые события в 1 и 2 частях? Почему? (Ночью. Днем. Все описываемое на балу происходит при искусственном освещении– значит все искусственное, ненастоящее. Утром свет настоящий, поэтому можно увидеть истинное лицо
Учитель. Сравните 1 и 2 части рассказа по объему. Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основноесодержание произведения? (Часть «После бала»хотя и меньше по объему, но она несет основное содержание произведения, за пышностью и красотой скрыта жестокость, зло, которое совершается «по закону». Увиденное рассказчиком изменило ему жизнь).
Чего не мог понять ИванВасильевич? (Жестокость к людям стала законной).
Учитель. Увиденное Иваном Васильевичем было закономерностью или случайностью? (Случайностью).
3.Работа с иллюстрациями к рассказу «После бала».
Учитель. Какие детали рассказа в изображении события и героев нашли воплощение на иллюстрации? Дополняет ли иллюстрация ваши представления об этих эпизодах рассказа?(Слайд 8,9.10)
4.Работа надэпиграфом урока.
Учитель. Вернемся с вами к эпиграфу урока. Прочитайте его еще раз.(Слайд 11)
Учитель. Что может повлиять на жизнь человека? (Случай).
Учитель. Вы согласны со словами автора, что случай, случайность может определить судьбу человека? (Да).
5.Работа в опорных конспектах
Давайте дополним слова Л.Н.Толстого о смысле жизни, оставленные нам писателем как завещание.( Учащиеся работают в опорных конспектах)
«Смысл жизни в служении ______(людям).Жить для одного себя_____(нельзя).Это духовная______(смерть).Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе_____(любви, добра).Когда текст восстановлен, учитель читает текст под музыку Шопена.
Учитель.Надеюсь, что вы задумаетесь о смысле жизни для себя и сможете отличить, когда придет время, «что дурно», что нет.
6.Итог урока. Мы с вами совершили путешествие в 19 век. Погрузились в язык Л.Н.Толстого. Понаблюдали как мастерски использовал автор контраст как художественный прием в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев.Ответили на вопрос: Может ли случай изменить жизнь».
7. Домашнее задание: написать эссе на тему «Случай, изменивший мою жизнь».
Файлы: Л.pptx
Размер файла: 3199142 байт.