Автор конспекта:
Автор(ы): — Перищева А.В.

Место работы, должность: — МОУ Пыховская ООШ учитель русского языка и литературы

Регион: — Воронежская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Образовательная: научить анализировать литературное произведение; видеть позицию автора; познакомить с контрастом как основным художественным приемом произведения дать понятие «рассказ в рассказе». Развивающая: развивать познавательный интерес к художественной литературе; развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной работой. Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, чувство красоты языка. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, аккуратность при работе с опорным конспектом. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать; нравственные качества личности: любовь, милосердие, уважение к человеку, доброту.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник Литературы 8 класс по программе В.Я.Коровиной

Используемое оборудование: — 1. Компьютер с колонками.
2. Презентация к уроку в программе PowerPoint.
3. Опорные конспекты для каждого ученика.
4. Записи на СD вальсов и мазурки Шопена и Штрауса.
5. Портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации к рассказу «После бала».
6. Текст рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Краткое описание: — Урок напрвлен на развитие ключевы и предметных компетентностей учащихся.

Ход урока.
Актуализация знаний.
Урок сопровождаетпрезентация, выполненная в программе PowerPoint.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в мир художественной литературы 19 века. К концу нашего урока каждый из вас напишет свое произведение в форме опорного конспекта, который лежит перед вами. Но прежде, чем начать наше путешествие, вы должны решить логическую задачу. (Слайд 2-3)
Ученики записывают тему урока в опорный конспект.
Учитель. Как вы понимаете слово контраст? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (Контраст – резкая противоположность, противопоставление).(Слайд 5).
Работа над содержанием рассказом .
1.Учитель. Выделите основные части рассказа.(Вступление, бал, после бала, заключение).
Обратим внимание на своеобразную роль вступления — оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.
-Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича-рассказчика? (Сцены бала и экзекуции).
-Озаглавьте части рассказа: «На балу», «После бала».
(Запись в опорный конспект, составление таблицы)
По ходу заполнения таблицы беседа с классом:
- Какой художественный прием использует автор в создании характеристик в 1 и 2 частях рассказа? (Контраст).
- С какой целью? (Эмоционально воздействовать на читателя, более ярко передать чувства, психологическое состояние героев, атмосферу, свою авторскую позицию)
Слово контраст вписывается в таблицу опорного конспекта.
Учитель.С какойцелью автор использует синтаксические средства: повтор и параллельное строение — в представленных отрывках? ( Передать чувство бесконечного счастья, радости,любви.Передатьбездушие,длительность и ужас совершающегося).
-Какой художественный прием здесь использует автор?
Словарная работа. В каком лексическом значении употреблено слово блаженный
БЛАЖЕННЫЙ
1. Определение человека, которому Бог оказал какое-то благодеяние, на котором почило благословение Божие.
2. Хвалебный эпитет по отношению к Богу.
3. Блаженный: определение человека, стяжавшего блаженства илитого, кого подобное состояние совершенного счастья ожидает в будущем,
Корчиться - изгибаться в корчах, судорогах.
Лайка - сорт мягкой кожи из шкур овец и коз.
Стать — телосложение, общий склад фигуры (о животном; о человеке — устар.)
В какое время происходят описываемые события в 1 и 2 частях? Почему? (Ночью. Днем. Все описываемое на балу происходит при искусственном освещении– значит все искусственное, ненастоящее. Утром свет настоящий, поэтому можно увидеть истинное лицо
Учитель. Сравните 1 и 2 части рассказа по объему. Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основноесодержание произведения? (Часть «После бала»хотя и меньше по объему, но она несет основное содержание произведения, за пышностью и красотой скрыта жестокость, зло, которое совершается «по закону». Увиденное рассказчиком изменило ему жизнь).
Чего не мог понять ИванВасильевич? (Жестокость к людям стала законной).
Учитель. Увиденное Иваном Васильевичем было закономерностью или случайностью? (Случайностью).
3.Работа с иллюстрациями к рассказу «После бала».
Учитель. Какие детали рассказа в изображении события и героев нашли воплощение на иллюстрации? Дополняет ли иллюстрация ваши представления об этих эпизодах рассказа?(Слайд 8,9.10)
4.Работа надэпиграфом урока.
Учитель. Вернемся с вами к эпиграфу урока. Прочитайте его еще раз.(Слайд 11)
Учитель. Что может повлиять на жизнь человека? (Случай).
Учитель. Вы согласны со словами автора, что случай, случайность может определить судьбу человека? (Да).
5.Работа в опорных конспектах
Давайте дополним слова Л.Н.Толстого о смысле жизни, оставленные нам писателем как завещание.( Учащиеся работают в опорных конспектах)
«Смысл жизни в служении ______(людям).Жить для одного себя_____(нельзя).Это духовная______(смерть).Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе_____(любви, добра).Когда текст восстановлен, учитель читает текст под музыку Шопена.
Учитель.Надеюсь, что вы задумаетесь о смысле жизни для себя и сможете отличить, когда придет время, «что дурно», что нет.
6.Итог урока. Мы с вами совершили путешествие в 19 век. Погрузились в язык Л.Н.Толстого. Понаблюдали как мастерски использовал автор контраст как художественный прием в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев.Ответили на вопрос: Может ли случай изменить жизнь».
7. Домашнее задание: написать эссе на тему «Случай, изменивший мою жизнь».

Файлы: Л.pptx
Размер файла: 3199142 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология