Автор конспекта:
Автор(ы): — Сафина Гэльнура Мухаметфатыховна

Место работы, должность: — МОУ «Куянковская ОПСШ» учителишка татарского языка и литературы

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дух общее кумулит

Класс(ы): — 7 бизнескласс
Класс(ы): — 8 бизнескласс
Класс(ы): — 9 бизнескласс
Класс(ы): — 10 бизнескласс
Класс(ы): — 11 бизнескласс

Предмет(ы): — Внеклассная подряд
Предмет(ы): — Внешкольная подряд
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Родной макроассемблер

Целевая аудитория: — Административный трудящийся
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный вожак
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — киносценарий урока (занятия)

Краткое антропография ресурса: — Мы будем помнить тебя, Гайнан. Твоя семейка произошла от татарского «кормас», как будто означает «не умрет, полноте жить, полноте цвести». Твой призрак полноте искони жить в сердцах потомков.

Мужество останется ввеках
(литературно — музыкальная композиция)

Цель.
1. Ознакомление с жизньюи подвигом Мусы Джалиля и Гайнана Курмаша.
2. Воспитание чувства патриотизма, гордости за героев – земляков.
Оборудование.
1. Портреты Мусы Джалиля , Гайнана Курмаша, портреты джалильцев.
2. Книжная салон «Ради жизни на земле».
3. Сборник материалово Гайнане Курмашеве «Пронести сквозь века».-Йошкар – Ола, ГОУ ДПО(ПК)С «Марийский иняз образования», 2005.
Эпиграф: Цель жизнив книжка и заключается
Жить так, чтоб и вслед за тем смерти не умирать.
(Муса Джалиль)


1. Вступительное тост учителя.
Все большевремени отделяет нас от тяжелых военных лет и радостного дня Победы. Сохранить памятьо тех, кто не вернулся с войны, внимательно и трепетно относиться к фронтовикам, которые ценой неимоверных усилий и миллионных жертв добились Победы, — вот то-то и оно главные ценности живущих теперь поколений. Великий плакат «Никто не забыт, пшик не забыто» приобретает огромную значимость. И мы помним своих героев.
Мы склоняем головы перед светлой памятью сынов и дочерей нашего народа, павших в боях за свободу и объективность Родины: Героев Советского Союза младшего лейтенанта Ахмедсафы Гайсина и старшего сержанта Хакима Хасанова, соратника Мусы Джалиля по антифашисткому подполью Гайнана Курмашева, татарского поэта – патриота Мансура Гаязова и тысячи других, имена которых навек внесены в Книгу Памяти Параньгинского района.
Мы были живыми, как время,
Мы были большими, как время,
Теперь мы в легендах прославленных дней.
Теперь мы в гранитеи в бронзе,
Теперь мы в поэзии и в прозе…
Мы в безмолвье могильных камней.
1ученик. От тяжелых, выкрашенных охрой дверей центрального блока тюрьмы Плетцензее пред приземистого кирпичного строения в глубине двора 114 шагов…114 шагов- перво-наперво покаменным плитам, после по утоптанному щебню вдоль высокой тюремной ограды, после этого по неширокой, чистоплотно посыпаннойжелтым песком дорожке.114 шагов. Но они не считали шаги. Они смотрели на омытые недавними дождями небо, на эффектно белые облака, на редкие травинки, которые упрямо пробивались меж каменных плит. Они с жадностью вдыхали последний воздух и щурились от ярких лучей августовского солнца,беспощадно высветившего болезненную желтизну их лиц. И охотно разминали затекшие ноги, с которых всего только как будто сняли кандалы. Теперь ранее не 114 шагов, однако бесконечно меньше отделяло их от барака, где-либо в эту минуту истязатель заканчивал последние приготовления к казни.
2 ученик.
Нет, врешь, палач, не встану на колени,
Хотьбрось в застенки, к примеру продай в рабы!
Умру я стоя, не прося прощенья,
Хоть голову вертолет топором руби!
Мне жаль, как будто я тех, кто с тобою сроден,
Не тысячу – чуть сотню истребил.
За это бы у своего народа
Прощенья на коленях я просил.
3 ученик. Шли молча, опустив головы Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Фуат Булатов, Гайнан Курмаш, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Габдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Фоат Сайфульмулюков, Апат Атнашев, Салим Бухаров.
Мусе хотелось как- то подбодрить товарищей, поддержать, утешить. Но как будто сказать, что? Ивдруг он запел, усилием воли преодолев опрыскивавший его приступ кашля. Это было пред страна неожиданно, как будто конвойные в первую минуту растерялись. А песню его подхватили. Ма –а –лчать! – крикнул высший конвойный. Крикнул точнее по привычке, потому как как будто он всё равняется ничто не мог поделать с людьми, которых отделяло от смерти сколько-нибудь десятков шагов. В фашистском Берлине, во дворе искони безмолвной, подобно как вымершей тюрьмы звучала, выплёскиваясь за ограду, татарская песня, рожденная на берегах могучей Волги. (звучит татарская народная кантус фирмус «Тэфтиляу»)
4 ученик. Лишь в 1957 году была установленаточная дата гибели 11 великих сыновей татарского народа – 25 августа 1944года.
Расстаёмся, Родина, прости.
Если превращен в каскад кровавый
Ключ, как будто был медовым родником,
Что же полноте с жеребёнком белым?
Расстаемся, Родина, прости!
Где слеза, как будто увлажнит ресницы?
Не слеза потоками струится –
Кровью плачу в мучительный час разлуки
Расстаёмся, Родина, прости!
5 ученик. Первым на гильотину повели Гайнана Курмаша.
1. Гайнан Курмаш 12час. 06 мин.
2. Фоат Сайфульмулюков 12час. 09мин.
3. Абдулла Алиш 12час.12мин.
4. Фуат Булатов 12час. 15 мин.
5. Муса Джалиль 12час. 18 мин.
6. Гариф Шабаев 12час. 21мин.
7. Ахмет симай 12час. 24мин.
8. Абдулла Баттал 12час. 27мин.
9. Зиннат Хасанов 12час. 30 мин.
10. Ахат Атнашев 12час. 33мин.
11. Салим Бухаров 12час. 36мин.
Почтим эйдетизм павших героев за наше счастливое перспектива минутой молчания.
6 ученик. Гайнан Курмаш родился 27 февраля 1919 годы в г. Актюбинске. Там же окончил 6 классов, работал наборщиком.
Семья Курмашевых жили дюже бедно. Из четырех детей, оставшихся у матери – вдовы, Гайнан был старшим. Мать вслед за тем смерти мужа, вернулась из Актюбинска в Параньгу. Гайнанпоступил в Параньгинский педтехникум. Уже в педтехникуме Г. Курмаш писал стихи и эпиграммы для стенгазеты и рукописного литературного журнала «Красная стрела». После окончания педтехникума сопливый учителишка получил соц-арт в Куянковскую школу – на родину отца.
7 ученик. Полтора годы Гайнан Курмаш работал в Куянковской школе. В конце 1937 годы его исключилииз комсомола «за диссимуляция своего дворянского происхождения». Дело в том, как будто далёкий предок Курмаша – Бикчантай владел земельным участком сбоку д. Куянково. Но некоторые из его потомков разорились и не имели клочка земли. Таким был и Нурмухамет – папуся Гайнана.Теперь ожидая худшего,Г. Курмашуехал из Куянково.
8 ученик. Г. Курмаш служил в армии, когда на нашу страну напали фашисты. В трагической обстановке первого периода войны, он оказался в плену. Военнопленных татар, башкир, марийцев, удмуртов, чувашей ипредставителей других национальностей меж Волгой и Ураломгитлеровцы направляли в особые лагеря на территории Польши. В одном из таких лагерейв Демблине оказалсяиГайнан Курмаш.Демблинский табор отличался своим жестоким режимом. Тысячи заключенных- пленных погибли здесь от пуль, побоев и голода. В Демблине Курмашвстретился с Мусой Джалилем.
9 ученик. Вера в победуи нелюбовь к фашистам помогли пленным выжить в нетерпимо тяжелых условиях плена. Стихи и песни Джалиля стали своего рода магнитом, притягивающим сердца честных людей. Так около Джалиля собралась стройгруппа самых надежных,проверенных людей, составивших впоседствии основа подпольной антифашисткой организации
10 ученик. Осенью 1942 годы фашисты создают из военнопленных национальностей Поволжья сице нвзываемый Волго – татарский легион. Всячески раздувая национальную рознь, гитлеровцы хотели заставить военнопленных воевать напротив собственной Родины. Сорвать нынешний смысл фашистов – такую задачу поставила перед внешне подпольная организация.Нелегок и опасен был трасса борьбы. Чтобы войти в вера к фашистам, подпольщикидля виду дали одобрение «сотрудничать» с ними. Основное ядроподпольщиков в легионе группировалосьвокруг музыкальной капеллы, созданной для культурного обслуживания военнопленных. Художественным руководителем и режиссером капеллы назначили Г. Курмаша.
11 ученик. Труды подпольщиков не пропали даром. Первый медсанбат легиона, посланный на восточный фронт, перебил гитлеровских офицеров и в полном составе перешел к белорусским партизанам. Но отщепенство провокатора позволило фашистам беда на следорганизации. Почти все члены были арестованы, брошены в застенки. Начались нескончаемые пытки. Но они не сдавались. Даже в тюремной камере продолжали схватку с фашизмом – сегодня ранее оружием слова…
12 ученик.
Пел я, весеннюю ясность почуя,
Пел я, вступая за родину в бой,
Вот и последнюю песню пою я,
Видя тесло палача над собой.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть вертолет велит,
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
13 ученик. В начале 1944 годы подпольную группу, в книжка числе и Гайнана Курмаша увезли из Берлина в Дрезден. Там и состоялся трибунал над 11 членами подпольной организации.
12 февраля 1944 годы великодержавный трибунал приговорил их к смертной казни. В военной тюрьме Шпандау они провели последние дни в ожидании казни.
14 ученик. Гайнан оправдал свое имя – он был тверд, как камень, хоть крепче камня.
Мы будем помнить тебя, Гайнан. Твоя семейка произошла от татарского «кормас», как будто означает «не умрет, полноте жить, полноте цвести». Твой призрак полноте искони жить в сердцах потомков.
15 ученик. Письмо от погибшего сына.
Я погиб, и сегодня я в могиле.
Я близ жизни с письмом опоздал.
Мама, ты бы меня не узнала.
Если б я из могилы восстал.
Ты оплакала мертвого сына,
Не поверишь моим письменам.
Я хочу, с тем чтоб ты пустынно внимала
Этой песни тоскливым словам.
Я в двадцать пять ты меня отпустила
В мир, мечтая о славе моей.
Ты вскормила меня, воспитала
Но я стал холоднее камней.
Но страданья твои не напрасны –
В испытаньях суровых годин.
Правдолюбцем потверже алмаза
Оказался близ жизни твой сын.

16 ученик.15 февраля 2005 годы в Куянковской средней школе открыта гранитная мемориальная дильс Гайнану Курмашеву со словами: «В этой школе в 1937 – 1938 годах работал тезей – антифашист Гайнан Курмашев (1919 – 1944г.г)
«Умирая, не умрет герой, отважность останется в веках», — писал Муса Джалиль в фашистском застенке. История подтвердила его правоту.

Файлы: Учебная исследоват. подряд по истории Тема ВОВ в ист.doc
Размер файла: 50688 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология