Автор конспекта:
Автор(ы): — Тощенко Е. В.

Место работы, должность: —

МБОУ г. Астрахани "СОШ №9", учитель музыки

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Проблемный комбинированный урок с применением ИКТ.В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства , исследовательской деятельности, работы с современными электронными средствами обучения.


Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Музыка и живопись. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского

Предмет

Музыка

Класс, название и авторы программы.

5 класс. Программа «Музыка». Авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко

Автор урока (ФИО, должность)

Тощенко Елена Владимировна, учитель музыки

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» г. Астрахани

Республика/край, город/поселение

г. Астрахань

Методическая информация

Тип урока

Проблемный комбинированный урок с применением ИКТ

Цели урока

Расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.

Задачи урока

Обучающие:

Сформировать представление о жанре музыкального портрета

Развивающие:

Сопоставить произведения музыки и живописи (Песню Варлаама из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и картину «Протодьякон» И. Репина). Выявить общее и различное в этих произведениях. Развитие исследовательских навыков.

Воспитывающие:

Дать оценку образов «лжемонахов» с нравственных и эстетических позиций. Знакомство с произведениями мировой музыкальной и художественной культуры.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства , исследовательской деятельности, работы с современными электронными средствами обучения.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, колонки, проектор.

Другое

На уроке используется авторский ЦОР

Подробный конспект урока с методическими комментариями

Ход и содержание урока

Действия на слайде

Действия учителя

Действия учеников

I. Постановка проблемы.

2 слайд

  • Кто изображен на картинах?
  • Определить жанр картин.
  • Дать определение портрета живописного

Композиторы, участники кружка «Могучая кучка».

Жанр картин- портреты.

3 слайд

  • Прочесть определение портрета (как итог предыдущего обсуждения)
  • История и анализ портрета М. П. Мусоргского кисти И. Репина.
  • Может ли существовать портрет музыкальный? (проблемный вопрос)

Вывод: чем больше вглядываемся в портрет, тем больше понимаем душу композитора. Через зрительный образ художник рассказал о внутреннем мире человека.

Ответы детей (как правило, носят противоположный характер)

4 слайд

  • Запись темы урока и эпиграфа.

II. Открытие нового знания.

5 слайд

Давайте вспомним, факты из жизни композитора М. П. Мусоргского

Получил профессию пехотного офицера, участник «Могучей кучки», автор цикла «Детская» и оперы «Борис Годунов»

6 слайд

Проверка домашнего задания

Учащиеся рассказывают об истории создания и краткое содержание оперы

7 слайд

Краткая характеристика предложенных персонажей.

Прослушивание «Песни Варлаама».

Задание: Кто из предложенных персонажей может петь такую песню?

Обсуждение вариантов, предложенных детьми и сопоставление предложенного образа с интонацией песни (учитывать певческий голос исполнителя).

При условии правильного ответа напротив имени персонажа появится смайлик, при неправильном ответе- знак вопроса.

Анализ «Песни Варлаама»:

-как манера исполнения и элементы музыкального языка выдают характер героя?

-можно ли, прослушивая музыку, представить себе внешность этого героя? Расскажите о своих зрительных ассоциациях. Каким вы представили себе этого героя?

— грозные, разбойничьи интонации в голосе, по выражению критика — “звероподобные” (голос великого Ф.И.Шаляпина, мастерство певца помогают нам это услышать);

— разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, в котором мелодия яростно мечется по всем регистрам;

— дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели огромного числа людей

Как правило, предложенные учащимися зрительные образы совпадают с изображением «Протодьякона» И. Репина.

8 слайд

Разбор картины И. Репина «Протодьякон».

У И. Репина изображён огромный, разгульно живущий, любящий выпить и поесть- гигантское пузо- центр картины, сильная рука, сжимающая посох, красный нос пьяницы. Обращает на себя внимание злой взгляд сытого, безразличного к другим людям человека (такой никого не пожалеет, думает только о себе), его душа – душа разбойника.

Что общего между музыкой М. П. Мусоргского и картиной И. Репина?

Можно ли «Песню Варлаама» назвать музыкальным портретом?

И художник, и композитор развенчивают образ «лжемонаха».

Можно. Однако в музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете все наоборот.

9 слайд

Вывести определение жанра музыкального портрета.

Просмотр видеофрагмента из оперы «Борис Годунов».

III. Итог урока – преодоление проблемы.

Переход к 3 слайду

Вернемся к эпиграфу нашего урока: высказыванию Н. А. Римского- Корсакова. Прокомментируйте его.

Главное в музыке- это выражение эмоционального состояния. настроения и характера. Однако, каждый человек, в силу своего воображения и фантазии, может представить себе зрительные образы. Если произведение программное, то и зрительные образы будут совпадать в главном, но при этом отличаться в деталях. Это высказывание выражает сущность жанра музыкального портрета.

Рефлексия деятельности на уроке

В конце урока обучающимся предлагается назвать моменты урока, которые вызвали затруднения, или наибольший интерес в процессе решения проблемы.

В помощь учителю

Использованные источники и литература

  • http://ru.wikipedia.org/wiki Интернет-энциклопедия Википедия.
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2592 Художественнаяэнциклопедия «Академик»
  • http://www.youtube.com/watch?v=46mym4w2SPs Видеофрагмент из оперы «Борис Годунов»
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eef1451d-c8c6-56c1-91d8-d2571b4128d0/Musorgskii.Opera_Boris_Godunov.20.Pesnya_Varlaama.Kak_vo_gorode_bilo_vo_Kazani.mp3 Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов»

Файлы: Неоконченная симфония.ppt
Размер файла: 720896 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология