Автор конспекта:
Автор(ы): — Зубовская Любовь Андреевна

Место работы, должность: — МОУ «Краснобаррикадная средняя общеобразовательная школа». Учитель изобразительного искусства

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Цель урока: — Воспитание гуманизма и любви к прекрасному на основе музыки и живописи импрессионизма

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Мировая художественная культура. Автор Г.И. Данилова

Используемое оборудование: —

Компьютер

Используемые ЦОР: —

Презентация "Музыка в импрессионизме" , плейкаст "Сирень ", ролик "Художественные искания импрессионистов ", Конспектурока

Краткое описание: — На данном уроке учащиеся знакомятся с импрессионизмом в музыке,находят сходство и различие импрессионизма в музыке и живописи

Конспект урока Мировая художественная культура

Конспект урока Мировая художественная культура в 11 классе на тему «Музыка импрессионизма».
Цель урока. Воспитание гуманизма и любви к прекрасному на основе произведений художников и композиторов импрессионизма
Зрительный ряд
Иллюстрации картин Л.Бакста, К.Моне, Э.Дега, К.Писсаро, Ф.Сислей.
Презентации «Импрессионизм в живописи», «Музыка импрессионизма», плейкаст «Сирень» (Автор Зубовская Л.А.учитель изобразительного искусства МОУ «Краснобаррикадная СОШ»)
Литературный ряд: Стихи Поля Верлена, С. Малларме, И.Бунина.
Музыкальный ряд: музыка Клода Дебюсси, Мориса Равеля.
Ход урока:
Сегодня мы продолжаем тему, связанную с импрессионизмом. На предыдущем уроке вы знакомились с живописью импрессионизма. Возникает вопрос: «Откуда, когда и почему возникла такая живопись?». Чтобы легко было ответить на этот вопрос, надо вспомнить урок. Давайте, посмотрим ролик «Импрессионизм в живописи».
Вот теперь ясно, что возникновение импрессионизма в живописи связано с художниками, которых привлекала работа на пленере. Своим названием импрессионизм обязан картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», впервые представленной на выставке отверженных художников в 1874 году. И вот, на основе материла прошлого урока, мы попробуем разобрать новую тему «Музыка импрессионизма».
За музыкою только дело.
Итак, не размеряй пути.
Всему, что слишком плоть и тело…
Всего милее полутон.
Не полный тон, но лишь пол тона
Лишь он венчает по закону
Мечту с мечтою, альт, басон…
«Искусство поэзии»
Перевод Б.Л. Пастернака.
Поэт Поль Верлен в своем стихотворении ясно представил всю сущность этой музыки.
Но как понять музыку, которая построена на полутоне? Понять музыку импрессионистов нелегко, а потому, в нее надо внимательно вслушаться и создать в своем воображении образы. Каждое музыкальное произведение композитора написано на определенную тему, которая навеяна была или литературной пьесой, стихами или картинами природы.
Яркими представителями музыки импрессионизма являются композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель.
Клод Дебюсси говорил: «Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе…только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать из пульсацию».
В 1890 году им была написана пьеса «Греза», которая определила всю его творческую жизнь. Сегодня для нас эта изящная и элегантная музыка звучит совершенно естественно, но в период ее написания, французские традиционалисты были просто возмущены этим произведением. Ее автор позволил себе увлечься зыбкими образами и ощущениями, которыми в ту пору увлеклись представители новой школы живописи.
Скажите, пожалуйста, кто из художников — импрессионистов вызвал у французских традиционалистов аналитический шок в искусстве?
Да, это был Эдуард Мане со своей картиной «Завтрак на траве». Если художники – импрессионисты стремились передать малейшие изменения в природе, то, что передавали музыканты? Музыканты – импрессионисты передавали настроение и впечатление, вызванные звуками природы.
Музыка, по мнению этих композиторов, должна подниматься до беспредельности и рассказать о самом человеке – создателе музыки.
Расцвет импрессионизма в музыке относится к 90 годам XIX столетия и связана с созданием симфонической прелюдии Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Кто такой фавн? Это лесное божество. Козлоногий фавн прячется в пещере от зноя и играет на свирели мелодию для своей возлюбленной. Его музыка обрывиста. Она — то утихает, то усиливается. Звуки арфы передают звучание ручья, шелест листвы, порывы ветра. Потому она так разнообразна.
Преемником Клода Дебюсси стал Морис Равель. Он значительно расширил звуко — изобразительные возможности музыки. Его произведения: «Зеркала», «Ночной Гаспар», «Отражения», «Игра воды», «Болеро» — удивительно красивы и живописны. Равель умел воплощать в звуках мимолетные впечатления, вызванные картинами окружающей природы.
К 20 годам XX столетия музыка импрессионизма стала не так популярна. Однако многие художественные достижения Клода Дебюсси и Мориса Равеля были подхвачены и развиты композиторами новой эпохи.
Ребята, в течении 2-х уроков мы знакомились с импрессионизмом. Скажите, можно ли провести аналогию между музыкой и живописью? Поясните свой выбор.
Задание на дом: Напишите сочинение – эссе на тему: «Мой любимый композитор».

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология