Автор конспекта:
Автор(ы): — Зубовская Любовь Андреевна
Место работы, должность: — МОУ «Краснобаррикадная средняя общеобразовательная школа». Учитель изобразительного искусства
Регион: — Астраханская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Цель урока: — Воспитание гуманизма и любви к прекрасному на основе музыки и живописи импрессионизма
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Мировая художественная культура. Автор Г.И. Данилова
Используемое оборудование: —
Компьютер
Используемые ЦОР: —
Презентация "Музыка в импрессионизме" , плейкаст "Сирень ", ролик "Художественные искания импрессионистов ", Конспектурока
Краткое описание: — На данном уроке учащиеся знакомятся с импрессионизмом в музыке,находят сходство и различие импрессионизма в музыке и живописи
Конспект урока Мировая художественная культура
Конспект урока Мировая художественная культура в 11 классе на тему «Музыка импрессионизма».
Цель урока. Воспитание гуманизма и любви к прекрасному на основе произведений художников и композиторов импрессионизма
Зрительный ряд
Иллюстрации картин Л.Бакста, К.Моне, Э.Дега, К.Писсаро, Ф.Сислей.
Презентации «Импрессионизм в живописи», «Музыка импрессионизма», плейкаст «Сирень» (Автор Зубовская Л.А.учитель изобразительного искусства МОУ «Краснобаррикадная СОШ»)
Литературный ряд: Стихи Поля Верлена, С. Малларме, И.Бунина.
Музыкальный ряд: музыка Клода Дебюсси, Мориса Равеля.
Ход урока:
Сегодня мы продолжаем тему, связанную с импрессионизмом. На предыдущем уроке вы знакомились с живописью импрессионизма. Возникает вопрос: «Откуда, когда и почему возникла такая живопись?». Чтобы легко было ответить на этот вопрос, надо вспомнить урок. Давайте, посмотрим ролик «Импрессионизм в живописи».
Вот теперь ясно, что возникновение импрессионизма в живописи связано с художниками, которых привлекала работа на пленере. Своим названием импрессионизм обязан картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», впервые представленной на выставке отверженных художников в 1874 году. И вот, на основе материла прошлого урока, мы попробуем разобрать новую тему «Музыка импрессионизма».
За музыкою только дело.
Итак, не размеряй пути.
Всему, что слишком плоть и тело…
Всего милее полутон.
Не полный тон, но лишь пол тона
Лишь он венчает по закону
Мечту с мечтою, альт, басон…
«Искусство поэзии»
Перевод Б.Л. Пастернака.
Поэт Поль Верлен в своем стихотворении ясно представил всю сущность этой музыки.
Но как понять музыку, которая построена на полутоне? Понять музыку импрессионистов нелегко, а потому, в нее надо внимательно вслушаться и создать в своем воображении образы. Каждое музыкальное произведение композитора написано на определенную тему, которая навеяна была или литературной пьесой, стихами или картинами природы.
Яркими представителями музыки импрессионизма являются композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель.
Клод Дебюсси говорил: «Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе…только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать из пульсацию».
В 1890 году им была написана пьеса «Греза», которая определила всю его творческую жизнь. Сегодня для нас эта изящная и элегантная музыка звучит совершенно естественно, но в период ее написания, французские традиционалисты были просто возмущены этим произведением. Ее автор позволил себе увлечься зыбкими образами и ощущениями, которыми в ту пору увлеклись представители новой школы живописи.
Скажите, пожалуйста, кто из художников — импрессионистов вызвал у французских традиционалистов аналитический шок в искусстве?
Да, это был Эдуард Мане со своей картиной «Завтрак на траве». Если художники – импрессионисты стремились передать малейшие изменения в природе, то, что передавали музыканты? Музыканты – импрессионисты передавали настроение и впечатление, вызванные звуками природы.
Музыка, по мнению этих композиторов, должна подниматься до беспредельности и рассказать о самом человеке – создателе музыки.
Расцвет импрессионизма в музыке относится к 90 годам XIX столетия и связана с созданием симфонической прелюдии Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Кто такой фавн? Это лесное божество. Козлоногий фавн прячется в пещере от зноя и играет на свирели мелодию для своей возлюбленной. Его музыка обрывиста. Она — то утихает, то усиливается. Звуки арфы передают звучание ручья, шелест листвы, порывы ветра. Потому она так разнообразна.
Преемником Клода Дебюсси стал Морис Равель. Он значительно расширил звуко — изобразительные возможности музыки. Его произведения: «Зеркала», «Ночной Гаспар», «Отражения», «Игра воды», «Болеро» — удивительно красивы и живописны. Равель умел воплощать в звуках мимолетные впечатления, вызванные картинами окружающей природы.
К 20 годам XX столетия музыка импрессионизма стала не так популярна. Однако многие художественные достижения Клода Дебюсси и Мориса Равеля были подхвачены и развиты композиторами новой эпохи.
Ребята, в течении 2-х уроков мы знакомились с импрессионизмом. Скажите, можно ли провести аналогию между музыкой и живописью? Поясните свой выбор.
Задание на дом: Напишите сочинение – эссе на тему: «Мой любимый композитор».