Автор конспекта:
Автор(ы): — Абетова Ирина Николаевна

Место работы, должность: — МКОУ СОШ №14 г Узловая, учитель

Регион: — Тульская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Цель:

  • На примере басни Крылова “Квартет” определить роль музыки в литературном жанре “басня”.
  • Познакомить с творчеством А.П. Бородина.
  • Закрепить понятие “квартет”.
  • Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 5

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ 5 класс . М» Просвещение»1990г

2. http://viki.rdf.ru/item/590/download/solnet.ee

3. http://www.muz-urok.ru/

4. www.school-collection.edu.ru

5. http://www.musicfest.ru/

6. http://studentbank.ru/view.php?id=5095&p=2

7. http://www.musicandi.ru/

8. http://krasnoetv.org/load/multfilmy/basni_i_a_krylova/2-1-0-524

9. http://daymultik.ru/basni-dedushki-krylova/

Используемая методическая литература: —

Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ 5 класс . М» Просвещение»1990г

2. http://viki.rdf.ru/item/590/download/solnet.ee

3. http://www.muz-urok.ru/

4. www.school-collection.edu.ru

5. http://www.musicfest.ru/

6. http://studentbank.ru/view.php?id=5095&p=2

7. http://www.musicandi.ru/

8. http://krasnoetv.org/load/multfilmy/basni_i_a_krylova/2-1-0-524

9. http://daymultik.ru/basni-dedushki-krylova/

Используемое оборудование: —

Музыкальный центр, компьютер, фортепиано, видеопроектор.

Краткое описание: — Не секрет, что в последние годы заметно снизилось стремление детей к получению знаний. Наличие активного интереса к учебным предметам определяется, прежде всего, содержанием обучения. Мотивационное воздействие может оказывать лишь тот учебный материал, содержание которого соответствует потребностям ребенка.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

Муниципальный конкурс

методических разработок

«Мой лучший урок»

Предмет: музыка

Тип урока: урок-путешествие

Тема: «Музыка в баснях»

Продолжительность:1 урок – 45 минут

Класс:5

Технологии:Информационные технологии, дифференцированный подход к обучению

Автор работы:

Абетова Ирина Николаевна,

учитель музыки и изобразительного искусства,

Iквалификационная категория

г. Узловая, 2012

Оглавление:

1. Пояснительная записка

2. Конспект урока

3. Приложение

4. Электронный образовательный ресурс.

5. Список использованных источников.

6. Рецензия.

Пояснительная записка

Не секрет, что в последние годы заметно снизилось стремление детей к получению знаний. Наличие активного интереса к учебным предметам определяется, прежде всего, содержанием обучения. Мотивационное воздействие может оказывать лишь тот учебный материал, содержание которого соответствует потребностям ребенка.

У большинства детей сформированного интереса к учебе нет. Особо низкий интерес к урокам музыки, ИЗО, труда, предметам которые ошибочно отнесены в ряд предметов второстепенного значения. Дети считают, что знание музыки в дальнейшей жизни им не пригодятся. Но что как не музыка может дать ребенку духовное обогащение. Понимание музыки, умение оценить всю красоту звуков, способность различать настроение, душевные переживания автора все это прививается ребенку на уроках музыки. Музыка — это ключ к той самой потайной дверце в душе ребенка, за которой скрыты все лучшее, что есть в человеке, все то, что позволяет человеку быть человеком с большой буквы.

В разработке своего урока « Музыка в баснях» я продолжаю тему четверти « Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Данный урок решает проблемы межпредметных связей. Повышается интерес урокам музыки по средствам литературного произведения.

Урок построен в форме путешествия, которое помогает глубоко изучить биографию композитора и автора басни, понять характер и настроения героев. Понять, что в каждом деле нужны умения и знания.

Структура урока позволяет осуществить дидактические функции урока. Переходя от одного вида работы к другому, цели и задачи решаются комплексно, единым звучанием. Работая с этими приемами, ученики систематизируют знания по предмету – литература.

Данная структура урока как раз и позволяет решить все поставленные задачи. Переход от одного этапа к другому обусловлен логикой, плавным переходом от одного содержания к другому. Время на уроке должно быть использовано рационально. Высокий темп задает определенную скорость, настраивает на рабочий лад, не дает расслабляться.

Контроль усвоения ЗУНов организован на нескольких уровнях: это и устные ответы, и активность на уроке.. Единая оценка, которую ученик получает за работу на уроке, стимулирует его к «готовности и активности» в разных видах работы, а не в каком-то одном, более излюбленном.

Использование разных методов и приемов позволяет активизировать познавательные интересы, ученик может проявить себя в любом виде работ, отсюда мотивация учебной деятельности: работаем не столько на оценку, сколько на самореализацию.

Урок-путешествие по музыке в 5 классе

Тема: музыка в баснях

Цель:

  • На примере басни Крылова “Квартет” определить роль музыки в литературном жанре “басня”.
  • Познакомить с творчеством А.П. Бородина.
  • Закрепить понятие “квартет”.
  • Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  • познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;
  • развивающие:развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
  • воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;
  • учебные: формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня.

Методы:

организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый.

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • ситуация занимательности;
  • сравнение, анализ, обобщение;
  • приём сопоставления со смежными видами искусств.

по источнику информации и характеру деятельности:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

по назначению и дидактическим задачам:

  • приобретение знаний;
  • формирование умений и навыков;
  • применение знаний;
  • повторение.

Приёмы:

  • слушание;
  • исполнение;
  • сюжетно-ролевая игра.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, музыкальный центр.

Программное обеспечение:

  • компьютерная презентация.

Материалы к уроку:

Зрительный ряд:(оформление доски)

  • Эпиграфы:

1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

2.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, просто мука.

И.А.Крылов

  • Портрет И.А.Крылова, А.П.Бородина;
  • Музыкальные инструменты;
  • Мультимедийная презентация в Power Point.

Литературный ряд:

  • И.А.Крылов, басня “Квартет”

Музыкальный ряд:

  • А.П.Бородин “Второй квартет”, 3 часть “Ноктюрн”;
  • “Вокализ” С.В.Рахманинов;
  • “Волшебный смычок” норвежская народная песня;

Структура урока:

  • Организационный момент;
  • Музыкальное приветствие;
  • Беседа по теме;
  • Слушание басни И.А.Крылова “Квартет”;
  • Слушание “Квартета” А.П.Бородина;
  • Динамическая пауза;
  • Викторина;
  • Исполнение песни “Волшебный смычок”;
  • Итог урока;
  • Домашнее задание;
  • Музыкальное прощание.
  • Ход урока

    I. Музыкальное приветствие.

    Учитель: Ребята,мы продолжаем тему четверти “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”. На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? На доске записаны строчки из литературных произведений. Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь?

    Ученики:Басня
    Учитель: Кто написал эти басни?
    Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов.

    (Показ портрета И.А.Крылова)

    Учитель: Басня – что же означает это слово? Давайте обратимся к уважаемому архивариусу.

    Архивариус: Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод — мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.

    Учитель: Спасибо. Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно — краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” — что объединяет эти басни.

    Учитель: Верно, в этих баснях — музыка является “главным действующим лицом”.

    II. Сообщение темы и цели урока.

    Учитель:Тема сегодняшнего нашего урока звучит так “Музыка в баснях”. (запись на доске). Мы с вами отправляемся в путешествие в мир басен.

    Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение.

    Дуэт + квинтет — трио = ? (квартет)

    Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”.

    Учитель: Что такое квартет? )

    Архивариус: Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского “Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.

    Учитель:Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками.

    Соло буду петь один,
    А дуэт с товарищем.
    Трио с Сашей будем петь,
    Нам двоим не справиться.
    А квартет весёлый звонкий
    Будем вместе петь с Алёнкой.

    Учитель: Приведите примеры квартетов.
    Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет.
    Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.

    Давайте с вами посмотрим мультипликационный фильм « Квартет»

    Учитель читает фрагмент басни.

    Проказница Мартышка, Осел, Козёл
    Да Косолапый Мишка
    Затеяли сыграть квартет
    Достали нот, баса, альта, две скрипки
    И сели на лужок под липки
    Пленять своим искусством свет…

    Анализ фрагмента.

    Учитель: Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.

    (показ инструментов) на доске.

    Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”?
    Учитель: Виолончель — самый низкий инструмент в квартете.
    Учитель: Кто участвует в басне?

    Слушание басни И.А.Крылова “Квартет”.

    Анализ басни.

    Учитель:Какую роль играет музыка?
    Учитель: С какой целью она здесь использована.
    Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.
    Учитель: Какая музыка по характеру?
    Учитель: Может у такой музыки быть композитор?
    Учитель: В чем мораль сей басни?
    Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.
    Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. Предлагаю прослушать фрагмент музыкального произведения.

    Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин

    Учитель:Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.
    Учитель: При повторном слушании попытайтесь определить, что хотел сказать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки, зачем он ее написал.

    Слушание “Квартет” А.П.Бородин
    Анализ музыкального произведения.

    Ответы детей.

    Учитель: Как звучала музыка?
    Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно.
    Учитель: Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?
    Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет
    Учитель: Кто исполнял эту музыку?
    Ученики: Инструментальный ансамбль

    Архивариус:Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет.

    Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он и пишет этот квартет.

    Учитель:Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн”

    Архивариус: Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера.

    Учитель:Кто же написал эту красивую музыку? Узнаем, сделав следующее задание, но сначала мы немного отдохнём.

    Динамическая пауза

    Учитель: Теперь я думаю, вы зарядились энергией и готовы выполнить задание

    Викторина

    На доске пластинки из цветного картона, на них написаны названия произведений. Звучит фрагмент музыкального произведения. Ученик выходит, выбирает нужную пластинку.
    На обратной стороне слоги /бо/, /ро/, /дин/.

  • Татарская народная песня “Туган тел”;
  • С.Рахманинов “Вокализ”;
  • М. Глинка “Марш Черномора”.
  • Учитель:Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин — русский композитор и учёный-химик.

    (Показ портрета А.П.Бородина)

    Архивариус: Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Из-за слабого здоровья Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.

    Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах— в начале на флейте и фортепиано, а с 13 лет— на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение— концерт для флейты с фортепиано.

    Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

    Учитель:Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?
    Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.

    В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.

    Учитель:Отгадайте загадку:

    Движенья плавные смычка
    Приводят в трепет струны,
    Мотив журчит издалека
    Поёт про вечер лунный.
    Как ясен звуков перелив,
    В них радость и улыбка,
    Звучит мечтательный мотив
    Его выводит …

    Учитель:Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

    Ученики:“Волшебный смычок”. Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.

    Учитель:Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню.

    Исполнение песни “Волшебный смычок”

    Повторение мелодии.
    Исполнение по ролям.

    III. Итог урока:

    Учитель: И в заключении нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в литературе?
    Ученики: Музыка обогащает литературу.
    Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку.

    Домашнее задание: Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урокаили составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово “квартет”.

    Музыкальное прощание.


    А.П.Бородин



    Список использованных источников:

    1. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ 5 класс . М» Просвещение»1990г

    2. http://viki.rdf.ru/item/590/download/solnet.ee

    3. http://www.muz-urok.ru/

    4. www.school-collection.edu.ru

    5. http://www.musicfest.ru/

    6. http://studentbank.ru/view.php?id=5095&p=2

    7. http://www.musicandi.ru/

    8. http://krasnoetv.org/load/multfilmy/basni_i_a_krylova/2-1-0-524

    9. http://daymultik.ru/basni-dedushki-krylova/

    Рецензия на урок музыки

    Абетовой Ирины Николаевны

    Урок-путешествие «Музыка в баснях»

    · Урок И.Н Абетовой , учителя музыки и изобразительного искусства МКОУ СОШ № 14, прошел на высоком методическом уровне. Это урок-путешествия по теме «Музыка в баснях», основной целью являлось знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым, определение роли музыки в литературном жанре “басня”.

    · Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.

    Учитель верно поставил цель урока, на которую методически грамотно вывел учащихся.

    Системообразующим на уроке является четко отобранное содержание, соответствующее возрастным особенностям.

    В течение всего урока шла активная познавательно-развивающая деятельность учащихся, они вместе с учителем решали проблемные вопросы:

    1. Какую роль играет музыка в басне?

    2. Как музыка выделяет характеры героев басни?

    3. В чем смысл басни?

    4.нужно ли умение в каком либо деле?

    В ходе урока дети опирались на медиапрезентацию.

    На уроке учитель применял следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальная беседа, просмотр мультфильма, презентации. Формы, методы урока музыки соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.

    Урок музыки направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся.

    Абетова И.Н. отличается высокой педагогической культурой, что способствует созданию благоприятного психологического климата, познавательной активности учащихся. Урок музыки, проведенный И.Н Абетовой, представляет собой целостную систему.

    На уроке все учащиеся интенсивно работали, и такая интеллектуальная нагрузка, несомненно, дала положительные результаты. От участников требовалось мобилизовать полученные знания и продемонстрировать способность к оперативному мышлению.

    Заместитель директора по ВР Е.В. Малютина

    Файлы: Татарский институт филологии и искусств.docx
    Размер файла: 23699 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология