Автор конспекта:
Автор(ы): — Армишева О.В.
Регион: — Свердловская ответвление
Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Воспитатель
Предмет(ы): — Музыка
Краткое описание: — Занятие построено на самозакрепление детей знаний устного народного творчества,малых фольклорных жанров, музыкального фольклора.
Конспект
фольклорного занятия
«В гости к тётушке
Варварушке»
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
Армишева О.В.
Музыкальный руководитель
МДОУ «Детский вертоград №32»
Городской округ
Первоуральск
Цель: Раскрыть детьми нужность народного слова, его красоту и доброту, спустя эксплуатация детского фольклора. Формировать бережное обращение к традициям отечественной народной культуре.
Задачи: 1. Закрепить знания детей на устном народном творчестве путём повторения русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок, небылиц.
2. Развивать активное воспринимание музыки спустя музыкаль-
ного фольклора: песен, игр, хороводов.
3. Формировать тяготение к свой земле, к родному краю, к родному слову и престиж к традициям своего народа.
4. Воспитывать уважительное обращение на общении с детьми и взрослыми.
Репертуар:
1.Русская народная сутартине «Вейся, вейся, какпуста»
2.Русская народная сутартине «Поскачем на лошадке»
3.Украинская народная сутартине «Веснянка»
4.Русская народная игра «Игра с платочком»
5.Русская народная чудо «Старик-годовик»
6.Пословицы и поговорки о зимних месяцах
7.Сценка кукольного театра «Петрушка и Афоня»
8.Игра-хоровод «Поцелуй»
9.Скороговорки
10. Хоровод «Земелюшка-чернозём»
11.Русская народная сутартине «Колобки»
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Зал оформлен на стиле русской избы, у центральной стены её элементы: стол, самовар, скамейки, печь, умывальник и т.д.
В бинго-зал подина русскую народную песню «ВЕЙСЯ, ВЕЙСЯ, КАПУСТА» заходят детишки и образуют круг.
Воспитатель:Ребята, неотложно нас на гости пригласила тётушка Варварушка. Поедем к тётушке? (Ответ детей) Только на чём же мы поедем? (Ответ детей. Воспитатель предлагает поехать на лошадке).
Дети поют русскую народную пенсю «ПОСКАЧЕМ НА ЛОШАДКЕ»
К тётушке Варварушке
Поскачем на лошадке
В новеньких сапожках,
В новой красной шапке.
(Двигаются шагом, высоко поднимая ноги, сгибая на коленях)
По ровненькой дорожке
Ровно скачут ножки,
По рытвинам, по кочкам
Тряско очень, очень! (Двигаются поскоками)
Прямо, прямо
Вдруг – канава!
В яму – бух!
Раздавили сорок мух!
(Двигаются шагом, на эллинизм «бух» — хлестко приседают на корточки)
Воспитатель: Вот и к лесу подъехали! Но тропинки не видать, только лишь ручеёк бежит извивается. Как же мы дорогу потом найдём? (Ответ детей) А мы вдоль ручейка пойдём и путешествие дороженьку найдём.
Дети поют укр.н.песню «ВЕСНЯНКА» двигаясь «змейкой»
1.Ой, бежит ручьём вода,
Нету снега, отсутствует льда.
Ой, вода, ой, вода.
Нету снега, отсутствует льда!
2.Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
Раздаётся рёв медведя. Медведь таким образом из берлоги
Ребёнок: Что ты, Мишенька-медведь?
Что ты вздумал к примеру сказать реветь?
Не лежи на боку, мы прогоним тоску
И дадим тебе медку!
«ИГРА С ПЛАТОЧКАМИ» русская народная мелодия
Воспитатель: Весело тебе, Мишенька, было с нами. А мы неотложно тебя мёдом угостим. (Подаёт ему лагун с мёдом)
Медведь: Спасибо! Наигрался я с вами и мёду поел, спать хочу.
Медведь уходит «спать»
Воспитатель: Пусть Мишенька спит, а мы с вами потихонечку пойдём потом к тётушке Варварушке.
Дети подина р.н.мелодию двигаются «УЛИТКОЙ»
Воспитатель: Ох, ребятушки, заблудились мы с вами, поди не тамо зашли. Надо вспять вернуться.
Дети подина р.н.мелодию «ВЫКРУЧИВАЮТ УЛИТКУ»
Воспитатель: А брысь и особняк тётушки Варварушки показался, а просто к примеру сказать к нему не подойти, должно на ворота пройти.
Дети подина р.н.мелодию выполдняют «ВЫВОРАЧИВАНИЕ РУКАВА»
Воспитатель: Вот и пришли. (у входа на избу, детей встречает тётушка Варварушка) Здравствуй, тётушка Варварушка.
Т.Варварушка: Добрый день, гости званые и желанные. Милости просим! Проходите на мою горницу, усаживайтесь, будьте, словно дома. Рада гостям, словно добрым вестям. Желанный гостек вовек не на тягость.
Воспитатель: Спасибо, тётушка Варварушка, после доброе слово. Голуби тамо летают, где-либо их привечают.
Т.Варварушка: Добрых слов я несчитано знаю, разумеется добрым одним словом всех вы и привечаю. Удобно ли вы гости дорогие? Всё ли видно, всем ли слышно, всем ли объединение хватило?
Воспитатель: Гостям – известное дело, хватило, разумеется не тесновато ли хозяевам?
Т.Варварушка: В тесноте, разумеется не на обиде. Сядем рядком, разумеется водка ладком. А собрались мы с вами неотложно позабавиться разумеется потешиться, разумеется несчитано добрых слов миленочек другу сказать – ведь скарб из покон-веков искони побеждало. И хочу я вы спервоначалу прилично интересную, добрую сказку рассказать. Вы хотите её послушать (ответ детей). Ну тогда слушайте! Сказка называется «Старик-годовик».
Русская народная чудо «СТАРИК-ГОДОВИК
(И.Князева, М.Д.Маханёва «Приобщение детей
к истокам русской народной культуре»)
Т.Варварушка: Вижу, точно прилично наблюдательно вам слушали мою сказку. Понравилась она вам? (Ответ детей) А какие красивые и точные имена русский национальность декалитр всем 12 месяцам. И неотложно мы с вами назовём имена трёх зимних «птиц» (Ответ детей: месяц – студень, месяц – просинец, месяц – снежень). Вы знаете несчитано пословиц и поговорок обо сих месяцах. Давайте поиграем, я начинаю поговорку, а вам продолжаете.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ о зимних месяцах:
1. Зима лодыря …морозит.
2. Снег на полях …хлеб на закромах.
3. Холодная холод …жаркое лето.
4. Красный пламень – на печи …в окна морозяка стучит.
5. Году элемент — …зиме серёдка.
6. Прольёт Власий маслица на дороги — … времена зиме убирать ноги.
Т.Варварушка (хвалит детей): Вижу, ребятушки, точно вы поиграть захотелось! А какое же оживленность без Петрушки? Что-то его не слыхать и не видать? Давайте его позовём (Дети зовут).
На ширме появляется ПЕТРУШКА
СЦЕНКА КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА «ПЕТРУШКА И АФОНЯ»
Т.Варварушка (Хвалит Петрушку и Афоню:) Какие вам выдумщики, небылицы прилично интересные у вы получились. Мы с ребятишками от чистого сердца посмеялись.
Петрушка: А неотложно нужна игра:
Распотешиться пора
Становись-ка на хоровод,
Развесёлый наш народ!
Игра-хоровод «ПОЦЕЛУЙ»
(Тётушка Варварушка хвалит детей после их навык говорить миленочек другу
добрые, ласковые слова миленочек другу)
Т.Варварушка: Дальше сеча скороговорок разрешите вертолет начать, кто-нибудь положим скороговорит, а других пожалуйста молчать. Что ж Петрушка, говори ты главный скороговорку, а стрела-змея нам сказать, точно комара словить.
Петрушка: Шёл нетрезвый козёл с косой,
Пришёл нетрезвый козёл с козой!
Т.Варварушка: Славно, славно, Петрушка. А в настоящее время мы скороговорки скажем. Ну точно ж, а в настоящее время моя очередь: У тридцати трёх
Полосатых поросят,
Тридцать удовлетворительно хвостика висят.
Дети говорят скороговорки:
1. Крот нору рыл, рыл и не дорыл.
2. Ежата и ужата хорошие ребята.
3. Три сороки – тараторки тараторили на горке.
4. На лавке Савка, а подина лавкой Славка.
5. По росе голоногий Сысой корм косил косой.
6. Дали Глаше простокваши, а у Гали – каша.
7. На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
Т.Варварушка: И чтобы гостей званых, разумеется почётных мы приготовили скороговорки. Кто из вы скороговорки говорить горазд, шкатулку открывайте и скороговорку вынимайте. Прочитайте-ка скорей, разумеется скажите веселей.
СКОРОГОВРКИ (для гостей)
(Тётушка Варварушка хвалит гостей)
Т.Варварушка: Что-то Петрушка у нас загрустил. Как его развеселить? Может ты, Петрушка, хочешь ещё сказку послушать?
Петрушка: Да, я прилично люблю покушать. А точно будут подавать – нектар либо щи?
Т.Варварушка: Да нет, мы предлагаем тебе, послушать сказку.
Петрушка: Вы вертолет предлагаете краску? Чтобы я стал блондином, прилично важным господином?
Т.Варварушка: Да не краску, а сказку.
Петрушка: Да, сказок я и самостоятельно несчитано знаю (грустит).
Т.Варварушка: Скажи нам всё таки, вследствие почему ты тоске предаёшься?
Петрушка: Чтоб тоску прогнать с лица,
Чтоб веселью не было конца,
Нужна пожалуй, встрепка –
Весёлая пляска!
ХОРОВОД «ЗЕМЕЛЮШКА-ЧЕРНОЗЁМ» р.н.песня
Петрушка: Ой, какая красивая песня. А танцевали словно красиво, вертолет даже самому приспичило с вами потанцевать.
Т.Варварушка: Да, славно, на ять потанцевали. Молодцы!
Всем мерси после терпенье, после улыбки, после веселье. А самое дух – после добрые слова, разумеется после красивые речи. На прощанье хотела б вы угостить пирогами с чаем, разумеется вот то-то и оно не испекла их, не успела. Но ничего, помощников у меня неотложно много, всё быстротечно сделаем и напечём и сварим.
Дети поют русскую народную песню «КОЛОБКИ» с показом пальчиковой гимнастики
Пекарь, животное из муки
Испеки нам колобки:
Сушки чтобы Ванюшки,
Баранки чтобы Танюшки,
Бублики чтобы Гришки,
Да крендель чтобы Маришки.
Т.Варварушка: А в настоящее время испечём каравай.
Дети: Валяй, валяй, валяй бабец каравай.
Т.Варварушка: Пришёл к бабе Пономарь
Дети: Дай, баба, теста?
Т.Варварушка: Нет на печи места.
Ну вот, испекли мы с вами: колобки, баранки, бублики, каравай. Вам понравилось печь? (Ответ детей) кушайте на здоровье! (тётушка Варварушка угощает детей бубликами)
Воспитатель: Спасибо тебе, Тётушка Варварушка после тёплое, доброе гостепри-
имство, после пиршество вкусное. А в настоящее время времена нам возвращаться на ребяческий сад. До свидания!
Т.Варварушка: До свидания, толпа добрые!
Дети двигаются по залу «ЗМЕЙКОЙ» и выходят из зала
Файлы: День народного единства1.ppt
Размер файла: 1983488 байт.