Автор конспекта:
Автор(ы): — Соломатина Г.Л.

Место работы, должность: — МОУ СОШ №2 г. Каменки Пензенской обл., учитель МХК

Регион: — Пензенская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: — Методическая разработка урока МХК в 10 классе "Тайны художественного образа"

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Урок мировой художественной культуры, 10 класс

«ТАЙНЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Учитель МХК

Соломатина Галина Леонидовна,

МОУ СОШ №2, г. Каменка, Пензенская обл.

Цель: Формирование у учащихся ключевых компетенций, в т.ч. понимания мировой художественной культуры как эстетической ценности, обладание которой является составляющей современной модели выпускника школы.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятием «художественный образ».

2. Раскрыть природу художественного образа.

3. Воспитывать творческое отношение к пониманию произведений различных видов искусства.

Форма урока: урок-дискуссия.

Ход урока.

Слайд 1.

Учитель: В каждом произведении искусства заложена идея, выраженная в конкретном объекте, изображаемом автором произведения, будь-то музыкант или художник, скульптор или поэт. Художественное произведение не может считаться искусством, если оно не несёт в себе какой-то иносказательный смысл, даже если мы видим и понимаем то, что изобразил нам его автор. Искусство на то и искусство, что заложенный в нём смысловой фон несёт в себе нечто большее.

Любое изображение связано с субъективным авторским замыслом, который воссоздаётся и находит воплощение в том или ином образе. Сегодняшний урок позволит нам познакомиться с тайнами художественного образа.

Послушайте ребята отрывок из одной античной легенды.

Слайд 2.

Ученик: В старинной античной легенде рассказывается о состязании двух живописцев – Зевксиса и Паррасия. Заспорили они о том, кто из них более талантлив, и каждый задумал поразить людей чем-то необык­новенным, из ряда вон выходящим. Один так нарисовал кисть ви­нограда, что птицы, ничего не подозревая, слетались клевать ягоды. Другой поверх картины изобразил занавес, да так искусно, что со­перник, пришедший посмотреть его труд, попытался сдернуть нари­сованный покров.

Учитель: Как вы думаете, ребята, кому была присуждена победа?

(Ответы учащихся)

– Да, победа была присуждена второму живописцу, так как «обмануть» художника гораздо труднее, чем птиц.

С давних времен люди по-разному измеряли степень совершен­ства художественных произведений. Самый упрощенный способ призывал выяснить, насколько произведение искусства похоже на жизнь. Казалось бы, все ясно. Если похоже – хорошо. Если очень похоже – талантливо. А если так похоже на жизнь, что невозможно отличить, – гениально. Давайте и мы попробуем дать оценку нескольким работам.

Слайд 3.

– Перед вами работы, где изображено одно и тоже время года – осень. Какое из них вам кажется более совершенным, а какое менее? Почему?

(Ответы учащихся с пояснением своей точки зрения).

Слайд 4.

– Многие философы, например Аристотель, считали, что от художни­ка нельзя требовать абсолютной правды в «подражании» природе. Аристотель справедливо говорил, что «искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать». Посмотрите на репродукцию картины Леонардо да Винчи «Джаконда» и попробуйте доказать правоту слов Аристотеля.

(Ответы учащихся)

Слайд 5.

– В более поздние времена немецкий поэт И. В. Гёте в статье «О правде и правдоподобии в произведениях искусства» писал: «Художник, признательный при­роде… приносит ей… обратно некую вторую природу, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную». Таким образом, художник ни в коем случае не должен стремиться к абсолютно точному воспроизведению действительности. В подтверждение этого мы видим на слайде работу Клода Моне. Можно ли утверждать, что море, изображённое живописцем правдиво и реалистично?

(Ответы учащихся.)

Слайд 6.

– На слайде вы видите архитектурные сооружения. Что они вам напоминают? (Ответы учащихся).

– Сегодня часто говорят, что художник мыслит образами, само же искусство определяют ставшей уже классической фразой В.Г.Бе­линского: «Искусство – это мышление в образах». Но в чем осо­бенность художественного мышления? Где секрет творческой фан­тазии, порождающей мир, в котором живут герои произведений, разворачиваются драматические события, решаются судьбы лю­дей? Секрет кроется в нашем познании окружающего мира и от­ношении к нему.

В повседневной жизни нас окружает множество вещей, перед нашими глазами разворачиваются различные события и явления. Все это необходимые предпосылки для создания произведений ис­кусства. Но таковыми они становятся лишь в преломлении мыс­лей и выражении чувств человека. Ярко выразить свои пережива­ния способен не каждый. Это подвластно лишь художникам.

Слайд 7.

В про­изведении искусства воедино слиты явления действительности и творческая фантазия художника. Он видит мир «сквозь магический кристалл» художе­ственного восприятия. В его сознании рождается худо­жественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется соб­ственный мир чувств и пе­реживаний художника.

Художественный образ только поначалу кажется «снимком» действительности. На самом деле – это окно в безбрежный мир мыслей, чувств и представлений худож­ника. Без его индивидуально­го отношения к жизни, лично­го настроения нет и художе­ственного образа. Копия, даже очень точная, безжизненна и неинтересна. В отличие от нее художественный образ всегда немножко загадка, тайна. Перед вами несколько изображений одного и того человека – Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

(Ученикам даётся письменное задание описать образ композитора, выбрав одно из изображений. Звучит музыка А. Моцарта).

– Каким пред вами предстаёт образ великого гения? (Блиц-опрос).

– Каким должно быть соотношение вымысла и действительнос­ти в художественном произведении? Обратимся к комедии древ­негреческого драматурга Аристофана «Лягушки».

Слайд 8.

(Ученики инсценируют отрывок из комедии.)

(В ней приво­дится спор двух великих трагиков – Эсхила и Еврипида. На воп­рос Эсхила: «За что следует восхищаться поэтом?» – Еврипид отвечает: «За искусство его и за наставления, – за то, что мы (т.е. поэты) делаем лучшими людей в государстве». Еврипид упрекает Эсхила в том, что он выводит на сцену «страшилищ невозможных, неведомых и зрителю», показывает людей такими, какими они должны быть, а не такими, какие они есть на самом деле. Сам же Еврипид предстает здесь грубым натуралистом, так объясняющим свои взгляды на искусство:

Я вывел в драме нашу жизнь, обычаи, привычки,

Меня любой проверить мог.

Все понимая, зритель

Мог уличить меня, но я не хвастался напрасно.

Ведь разберется зритель сам, и не пугал его я…)Ребята, на чьей же стороне Аристофан? Кто же из них более прав?

(Ответы учащихся).

Автор пьесы отдает предпочтение Эсхилу, который воспитывает нравствен­ного человека, а «безнравственные вещи скрывает». От его «речей правдивых» город наполнился «своднями», «бродягами», «писаришками и шутами», «неверными женами». Относительно Еврипида Ари­стофан восклицает: «Каких только бед не причинил он!» Вывод та­ков:

Видит Зевс, это верно, но надо скрывать все позорные вещи поэтам

И на сцену не следует их выводить; уделять им вниманья не надо,

Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых – поэты.

Лишь полезное должен поэт прославлять.

Как видим, одна лишь неприкрытая правда не может быть глав­ным критерием художественности. Но до каких пределов позволи­телен вымысел в искусстве? Интересна в этом отношении мысль, высказанная китайским художником Ци Байши: «Писать надо так, чтобы изображение было где-то между похожим и непохожим. Че­ресчур похоже – передразнивание природы, мало похоже – отсут­ствие уважения к ней».

Слайд 9.

– В связи с этим нам необходимо познакомиться с таким поняти­ем, как условность в искусстве, без которого невозможно понять сущ­ность художественного образа. Условность в искусстве – это изме­нение привычных форм предметов и явлений по воле художника. Условность – это то, что не встречается в окружающем мире. Услов­но, например, деление пьесы на акты и действия. В жизни занавес не падает на самом интересном месте и смерть героя не дожидается конца спектакля. Давняя театральная шутка: «Отчего он умер? – От пятого акта». На балетном представлении нам не кажется стран­ным, что перед лицом смерти или при объяснении в любви персона­жи проделывают определенные ритмические движения, создают слож­ный хореографический рисунок. «Немота» танцовщиков позволяет лишь сильнее оттенить красноречивость их жестов.

А сколько увлекательных происшествий придумано писате­лями-фантастами! Полеты на другие планеты, встречи с несуще­ствующими марсианами, войны с ними… Вспомните «Аэлиту» А.Н.Толстого или «Войну миров» Г.Уэллса. Реализм ли это? Ко­нечно, нет. Но так ли далеки от жизни эти произведения? И в фан­тастике, и в сказках неправдоподобное искусно смешано с реаль­ным. Вспомните слова А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней на­мек!..» Иначе говоря, произведение искусства в деталях, в частно­стях может позволить себе вымысел, но в главном – в рассказе о людях оно должно быть правдиво.

Слайд 10.

– Приходилось ли вам видеть картину П. Брейгеля «Страна лен­тяев»? Поначалу она кажется далекой от реальности, но ее ус­ловный язык надо уметь расшифровать. Попробуйте сами сделать это.

(Примерные ответы: Наш взгляд привлекают фигуры трех лежащих на земле ленив­цев: солдата, крестьянина и писателя (возможно, странствующего студента). В картине множество занятных подробностей, которые замечаешь не сразу. Частокол, сплетенный из колбас, гора сладкой каши окружают страну изобилия. Бегает по лугу жареный поросе­нок с ножом в боку, будто предлагает нарезать себя на куски, срос­шиеся лепешки, напоминающие кактус, яйцо на ножках… А крыша, служащая укрытием от солнца в виде круглой столешницы, проде­та сквозь ствол дерева и уставлена всевозможными яствами… Все эти художественные детали еще в большей степени усиливают зрелище «всемирной лени» и в то же время аллегорически воплоща­ют вечную мечту об изобилии, благоденствии, мирной и беззаботной жизни).

– «Шкала условностей» в искусстве может расширяться или су­жаться. Если она расширяется, встает резонный вопрос: «А не слиш­ком ли нарушено правдоподобие?» Если, наоборот, сужается, возни­кает опасность скатывания к натурализму. Условность никогда не является самоцелью для художника, она лишь средство для переда­чи мыслей автора. Художник не должен терять чувство меры в ис­пользовании условности, иначе оно может разрушить художествен­ный образ.

Слайд 11 (на фоне музыки Сен-Санса «Лебедь»).

- Следующий видеоряд поможет увидеть и услышать художественные образы в различных произведениях искусства и ещё раз подтвердить, что художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется не только соб­ственный мир чувств и пе­реживаний художника, но и мир чувств всех тех, кто это видит, слышит и понимает.

Слайд 12.

Домашнее задание (вариативное):

1. Можно ли согласиться с утверждением Платона, что искусство, воспроизводящее предметный мир, является только «тенью тени», «копией копии» мира реального? Поясните свой ответ.

2. У английского поэта У. Блейка есть такие стихи:

В одном мгновеньи видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

Какое отношение эти слова поэта могут иметь к природе художественного образа? Поясните свой ответ.
3. Подготовьте реферат «Правда и вымысел в произведениях фантастики или народных сказках».


[1] При подготовке разработки урока использован материал учебника: Данилова Г.И., Мельник-Пашаев А.А. и др. Мировая художественная культура. 10 кл. – М,: «Интербук», 2001.

Файлы: МХК.Тайны художественного образа.rar
Размер файла: 1691419 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

Развратные киски из Днепра попросят вас стать своим хозяином | Жаждущие секса тигрицы из Донецка поиграют с вами