Автор конспекта:
Автор(ы): — Т.Н.Андреева
Место работы, должность: — МОУ «Красногородская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы
Регион: — Псковская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Определить роль Н. А. Некрасова в истории русской литературы.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: —
Компьютер и мультимедийный проектор.
Используемые ЦОР: —
Авторская презентация к уроку.
Краткое описание: — Учащиеся знакомятся с важнейшими фактами жизни и творчества поэта Н.А.Некрасова.
План урока.
— I. Детство и годы учебы.
II. Творчество 1840 – 50-х годов.
III.Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский.
IV.Издательская деятельность Некрасова.
V. Творчества 1860-70-х годов.
VI.Личная жизнь.
VII. Вывод.
— Ход урока.
— I. Сообщение темы и целей урока.
План урока.
Когда произносишь имя Н. А. Некрасова, то на память приходят строки:
1) «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»
2) «Я лиру посвятил народу своему…»
3) «Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать»
II. Высказывания известных людей о Некрасове.
1) Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов… (Н. Г. Чернышевский)
2) Да знаете ли Вы, что Вы поэт и поэт истинный? (В. Г. Белинский)
3) Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная. Она – как песня русская! (В. Бохов)
4) Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы все же говорим, что нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговеньем склонились ниже, чем перед памятью Некрасова. (А. В. Луначарский)
III.Слово учителя.
«То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…»
Эту мысль Некрасов по-разному повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Любовь – ненависть владеет поэтом, потому что любить родину и желать ей счастья – значит ненавидеть все, что ее позорит.
- Что же повлияло на формирование характера, становление его как личности?
Познакомимся с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова.
IV.Выступления учащихся.
1) Детство и годы учебы.
- Большое значение имеет где вырос человек? Кто был рядом с ним? Какие люди его окружали. (Доклад Соловьевой Екатерины)
- Итак, Некрасов вырос в обстановке, которая могла загубить в человеке все лучшие стороны души.
Послушайте отрывок из стихотворения «Родина». (Читает Михайлова Ирина)
- Это стихотворение звучит как исповедь, написанная не чернилами, а кровью (по словам одного из друзей Некрасова).
- Большое место в жизни Некрасова, как и в жизни любого человека, занимала мать. Свои первые стихи Некрасов написал в 7 лет и преподнес их «любезной маменьке». Любовью к ней озарено все его поэтическое творчество. Вспоминая прошлое, Некрасов написал незадолго до смерти в поэме «Мать» (1877г.) такие строки… (Собко Олеся)
В эти годы Некрасову стал близок Петербург «чердаков и подвалов», город тружеников и бедняков. Некрасов увидел и показал Петербург глазами голодного разночинца. «О погоде». Стихотворение 1859г. (Иванов Алексей)
2) Творчество Некрасова в 1840-50-е годы.
- Начинающий поэт чудом не погиб, не затерялся в этом городе. Несмотря ни на что, он сумел проложить свой путь в литературе. Спасла юношу нетолько его одаренность, но и поразительная энергия, выносливость, настойчивость – качества, которые и потом сказались в его работе. (Рассказывает Васильева Елена)
3) Некрасов и Белинский.
- Огромная заслуга в формировании Некрасова-поэта принадлежит Белинскому. (Николаева Ольга)
- Что поражает Белинского в стихах Некрасова? (Суровая правда, без всяких прикрас, мастерство в передаче народного взгляда на жизнь)
4) Издательская деятельность Некрасова. (Рассказывает Ильина Александра)
- Некрасов возглавлял журнал «Современник» с 1847 – 1866г., т. е. журнал продержался почти 20 лет. Как вы думаете, благодаря каким качествам Некрасова так долго продержался журнал? Ведь он был под постоянной угрозой закрытия. (Благодаря мужеству и редакторской мудрости)
5) Творчество 1860-7-х годов.
- Особенно трудными для Некрасова были конец 60-х – 70г. (Рассказывает Дмитриева Надежда)
6) Личная жизнь.
- Мы привыкли к тому, что Некрасов-поэт – гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, к добру и справедливости. Но любой писатель, поэт – это прежде всего человек! (о личной жизни Некрасова рассказывает Петрова Оксана)
- Мало кто знает, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви. (Прочитает Федорова Ольга)
- (Стихотворение, посвященное жене «Зине» прочитает Петров Вадим)
V. Вывод.
1) Определим роль Некрасова в истории русской литературы. Значительное место занимает Некрасов в русской литературе.
2) Какой же вопрос мучил Некрасова на протяжении всего творчества?
Главный вопрос, который мучил Некрасова на протяжении всего творчества, — вопрос-сомнение: насколько его поэзия способна изменить окружающую жизнь и получить отклик в крестьянской среде. – Высказывание современника Некрасова.
VI.Мини-сочинение.
- Что нового я узнала о Некрасове.
- Что за человек Н. А. Некрасов?
VII. Д/з: стихотворения Некрасова, выразительное чтение.
Файлы: Н. А. Некрасов.ppt
Размер файла: 9544704 байт.