Автор конспекта:
Автор(ы): — Латухина А.Л
Место работы, должность: — МБОУ СОШ №156 воспитатель русского языка и литературы высшей категории
Регион: — Нижегородская плоскость
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее глинообразование
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 чин
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Выявить художественное самобытность произведения;
Рассмотиреть позицию автора на проблему счастья.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Краткое описание: — нравоучение посвящен нравственной проблематике, имеет высокое воспитательное ценность
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
План-конспект урока литературы (10 класс)
Тема: «На чужом опасность счастья не построишь (Преступление и нагоняй в очерке Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)»
Цели урока:
Образовательные: исследовать проблематику очерка Н.С. Лескова;
рассмотреть различные интерпретации образа Катерины
Измайловой.
Воспитательные: показать антигуманный характер преступлений героини.
Развивающие: воспитание аналитического и ассоциативного мышления.
Оборудование: мультимедийная презентация
Тип урока: комбинированный
Форма урока: игра «суд надо героем».
Ход урока.
— выявить основные мотивы преступления Катерины Измайловой;
— определить, ровно для героини является наказанием;
— познакомимся с различными интерпретациями этого образа;
— ответим на вопрос: «Можно ли оправдать правонарушение во имя любви?»
4. В самом названии заложена отзвук (Макбет), отсылающая нас
к творчеству английского драматурга Уильяма Шекспира.
На закате эпохи Возрождения стало очевидным, ровно свободомыслие нередко выступает как демоническая сила. Одной из самых мрачных трагедий Шекспира является «Макбет», повествующая о событиях, происходивших в Шотландии в 11 веке: кровопролитие царя Дункана и наступление его убийцы Макбета. Страшная роковая обязанность в этом событии – обязанность дама Макбет. Имя героини становится нарицательным, символом злодейства.
5. В 1865 году Н.С. Лесков пишет эскиз «Леди Макбет Мценского уезда». Так, «кровавая драма» приобретает новые краски – государственный российский колорит.
6. Вспоминая о своей работе надо очерком, он писал : «Мне становилось временами невыносимо жутко, пейс поднимался дыбом, я застывал возле малейшем шорохе, тот неужто иной производил самоуправно движением ноги неужто поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых вертолет не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».
— Что же происходило в произведении Лескова. Почему как раз такие ощущения испытывает Лесков? В этом мы попробуем разобраться на уроке.
Форма урока необычная – это игра. Представьте, ровно мы находимся в зале суда. Каждый из вас «играет» определенную роль. Класс был разделен на четверка группы, у каждой из которых было свое задание. Это «журналисты», «обвинители», «адвокаты» и «присяжные».
Слово предоставляется «журналистам».
7. Символом нашего урока будут весочки – как чхатра правосудия. А на чашах весов — добре и зло. Вашей задачей достаточно следующая: перерисовать в тетради весочки и по быстрее «слушания» дела гражданки Измайловой заполнять таблицу.
8. Выступает «обвинение».
9. Слово предоставляется «адвокатам».
10. Подводят результат «присяжные».
11.- Что же стряслось с Катериной Измайловой походя на каторгу?
Журналисты.
12. И еще мы обращаемся к нашим весам. Давайте посмотрим, как вас заполнили эту таблицу.
Посмотрите, вдребезги естественно, ровно перевесила та сторона, где-либо находится зло, бо палка (убийство) бесчеловечно и оправдать его невозможно, даже во имя любви.
— Как вас считаете, у тот неужто иной из групп была самая сложная задача? Почему?
— Оправдать эти преступления невозможно. Назначение женщины – нести свет, тепло, жизнь. Н.С. Лесков подчеркивает сверхъестественность происходящего. Когда беременная женщина с невероятной жестокостью убивает другого беззащитного ребенка в празднование «Введение Богородицы во
Храм». Она вдребезги бездуховна, вспомним, ровно когда-нибудь происходит кровопролитие Федора, все уходят в церковь, а самоуправно юноша читает прошлое «своего ангела».
13. Давайте обратим участие на мотто к очерку. Это пословица «Первую песенку зардевшись спеть». Какой смак несет эта пословица? (От одного к другому преступления становятся все больше жестокими). Вспыхнувшая пристрастие к Сергею заставляет ее жить как бы соответственно С словами Макбета: «Я смею все, ровно смеет человек, И всего только зверюшка на большее способен».
14. – Иногда афродита слепа, время от времени жестока. Во имя любви человечек нетрезвый совершить подвиг, и, наоборот, пойти на преступление. Можно ли оправдать правонарушение во имя любви?
Критик и литературовед Лев Аннинский, нассавший книгу «Лесковское ожерелье», посвятил вторую главу судьбе этого очерка. Интересно, ровно трактовки образа главной героини разнообразны. Одним из первых обратился к иллюстрированию очерка Б. Кустодиев (1923.) Обращение к купеческой среде было главной темой его творчества. Мы знаем циклы картин, посвященные этой теме. Но на иллюстрациях предстает вдребезги какой-нибудь зрак – мрачный, и единовременно с тем страдающий.
Обращается к иллюстрациям очерка и Илья Глазунов. Как вас считаете, посчастливилось ли художнику передать как раз лесковский образ. (Нет, она верующая, раскаявшаяся).
И будьте здоровы одну прошлое – зингшпиль Шостаковича «Катерина Измайлова». Где камер-музыкант не заостряет участие на злодействах героини, и даже исключает кадр убийства Феди, изображая трагедию героини, непонятой окружающими.
15. Но мы видим, ровно Лесков не прощает свою героиню. Докажите, ровно это так.
— Можем ли мы говорить о покаянии героини. (Нет, последняя сцена) Вместо молитвы у ее рождаются слова «Помнишь, как мы с тобою погуливали, моих родственничков с белу свету сживали…»
— Можем ли мы говорить о том, ровно судилище и мука для героини явились наказанием?
— Тогда как же европа наказана? (Тот, ради которого она была совершить любые безумные поступки предает ее)
16. Как вас думаете, является ли это вещица актуальным в наше время?
— Какие нравственные уроки вас выносите из этой трагедии? (зло порождает зло, женщина и лиходейство несовместны.)
17. А незамедлительно завершительный пункт урока, — рефлексия. Я попрошу вас условно изобразить то, о нежели мы говорили общий урок. Работа в группах.
18. Анализ работ.
19 Подведение итогов. Сюжеты классических произведений, вызвавших в свое минута сенсацию, а время от времени и индифферентизм современников, не умирают, бо в них есть что-то такое, ровно тревожит человека супротивный эпохи. Так происходит и с очерком «Леди Макбет Мценского уезда».
20. Домашнее задание.
Написать эссе на тему: