Автор конспекта:
Автор(ы): — Латухина А.Л

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №156 воспитатель русского языка и литературы высшей категории

Регион: — Нижегородская плоскость

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее глинообразование

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 чин

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Выявить художественное самобытность произведения;

Рассмотиреть позицию автора на проблему счастья.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Краткое описание: — нравоучение посвящен нравственной проблематике, имеет высокое воспитательное ценность

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

План-конспект урока литературы (10 класс)

Тема: «На чужом опасность счастья не построишь (Преступление и нагоняй в очерке Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)»

Цели урока:

Образовательные: исследовать проблематику очерка Н.С. Лескова;

рассмотреть различные интерпретации образа Катерины

Измайловой.

Воспитательные: показать антигуманный характер преступлений героини.

Развивающие: воспитание аналитического и ассоциативного мышления.

Оборудование: мультимедийная презентация

Тип урока: комбинированный

Форма урока: игра «суд надо героем».

Ход урока.

  • Организационный момент.
  • Сегодня мы обратимся к очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Это второстепенный нравоучение по этому произведению. Речь пойдет о любви, о ценности человеческой жизни, о преступлении и наказании. Запишем тему урока.
  • Сегодня на уроке мы попытаемся:
  • — выявить основные мотивы преступления Катерины Измайловой;

    — определить, ровно для героини является наказанием;

    — познакомимся с различными интерпретациями этого образа;

    — ответим на вопрос: «Можно ли оправдать правонарушение во имя любви?»

    4. В самом названии заложена отзвук (Макбет), отсылающая нас

    к творчеству английского драматурга Уильяма Шекспира.

    На закате эпохи Возрождения стало очевидным, ровно свободомыслие нередко выступает как демоническая сила. Одной из самых мрачных трагедий Шекспира является «Макбет», повествующая о событиях, происходивших в Шотландии в 11 веке: кровопролитие царя Дункана и наступление его убийцы Макбета. Страшная роковая обязанность в этом событии – обязанность дама Макбет. Имя героини становится нарицательным, символом злодейства.

    5. В 1865 году Н.С. Лесков пишет эскиз «Леди Макбет Мценского уезда». Так, «кровавая драма» приобретает новые краски – государственный российский колорит.

    6. Вспоминая о своей работе надо очерком, он писал : «Мне становилось временами невыносимо жутко, пейс поднимался дыбом, я застывал возле малейшем шорохе, тот неужто иной производил самоуправно движением ноги неужто поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых вертолет не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».

    — Что же происходило в произведении Лескова. Почему как раз такие ощущения испытывает Лесков? В этом мы попробуем разобраться на уроке.

    Форма урока необычная – это игра. Представьте, ровно мы находимся в зале суда. Каждый из вас «играет» определенную роль. Класс был разделен на четверка группы, у каждой из которых было свое задание. Это «журналисты», «обвинители», «адвокаты» и «присяжные».

    Слово предоставляется «журналистам».

    7. Символом нашего урока будут весочки – как чхатра правосудия. А на чашах весов — добре и зло. Вашей задачей достаточно следующая: перерисовать в тетради весочки и по быстрее «слушания» дела гражданки Измайловой заполнять таблицу.

    8. Выступает «обвинение».

    9. Слово предоставляется «адвокатам».

    10. Подводят результат «присяжные».

    11.- Что же стряслось с Катериной Измайловой походя на каторгу?

    Журналисты.

    12. И еще мы обращаемся к нашим весам. Давайте посмотрим, как вас заполнили эту таблицу.

    Посмотрите, вдребезги естественно, ровно перевесила та сторона, где-либо находится зло, бо палка (убийство) бесчеловечно и оправдать его невозможно, даже во имя любви.

    — Как вас считаете, у тот неужто иной из групп была самая сложная задача? Почему?

    — Оправдать эти преступления невозможно. Назначение женщины – нести свет, тепло, жизнь. Н.С. Лесков подчеркивает сверхъестественность происходящего. Когда беременная женщина с невероятной жестокостью убивает другого беззащитного ребенка в празднование «Введение Богородицы во

    Храм». Она вдребезги бездуховна, вспомним, ровно когда-нибудь происходит кровопролитие Федора, все уходят в церковь, а самоуправно юноша читает прошлое «своего ангела».

    13. Давайте обратим участие на мотто к очерку. Это пословица «Первую песенку зардевшись спеть». Какой смак несет эта пословица? (От одного к другому преступления становятся все больше жестокими). Вспыхнувшая пристрастие к Сергею заставляет ее жить как бы соответственно С словами Макбета: «Я смею все, ровно смеет человек, И всего только зверюшка на большее способен».

    14. – Иногда афродита слепа, время от времени жестока. Во имя любви человечек нетрезвый совершить подвиг, и, наоборот, пойти на преступление. Можно ли оправдать правонарушение во имя любви?

    Критик и литературовед Лев Аннинский, нассавший книгу «Лесковское ожерелье», посвятил вторую главу судьбе этого очерка. Интересно, ровно трактовки образа главной героини разнообразны. Одним из первых обратился к иллюстрированию очерка Б. Кустодиев (1923.) Обращение к купеческой среде было главной темой его творчества. Мы знаем циклы картин, посвященные этой теме. Но на иллюстрациях предстает вдребезги какой-нибудь зрак – мрачный, и единовременно с тем страдающий.

    Обращается к иллюстрациям очерка и Илья Глазунов. Как вас считаете, посчастливилось ли художнику передать как раз лесковский образ. (Нет, она верующая, раскаявшаяся).

    И будьте здоровы одну прошлое – зингшпиль Шостаковича «Катерина Измайлова». Где камер-музыкант не заостряет участие на злодействах героини, и даже исключает кадр убийства Феди, изображая трагедию героини, непонятой окружающими.

    15. Но мы видим, ровно Лесков не прощает свою героиню. Докажите, ровно это так.

    — Можем ли мы говорить о покаянии героини. (Нет, последняя сцена) Вместо молитвы у ее рождаются слова «Помнишь, как мы с тобою погуливали, моих родственничков с белу свету сживали…»

    — Можем ли мы говорить о том, ровно судилище и мука для героини явились наказанием?

    — Тогда как же европа наказана? (Тот, ради которого она была совершить любые безумные поступки предает ее)

    16. Как вас думаете, является ли это вещица актуальным в наше время?

    — Какие нравственные уроки вас выносите из этой трагедии? (зло порождает зло, женщина и лиходейство несовместны.)

    17. А незамедлительно завершительный пункт урока, — рефлексия. Я попрошу вас условно изобразить то, о нежели мы говорили общий урок. Работа в группах.

    18. Анализ работ.

    19 Подведение итогов. Сюжеты классических произведений, вызвавших в свое минута сенсацию, а время от времени и индифферентизм современников, не умирают, бо в них есть что-то такое, ровно тревожит человека супротивный эпохи. Так происходит и с очерком «Леди Макбет Мценского уезда».

    20. Домашнее задание.

    Написать эссе на тему:

  • «Для меня дама Макбет – это имя, несущее в себе…»
  • «Какой вопрос я бы хотел(а) задать дама Макбет?»
  • ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология