Автор конспекта:
Автор(ы): — Панкова Елена Юрьевна
Место работы, должность: — МОУ Балтасинская гимназия
Регион: — Республика Татарстан
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — Тема: « Нам бы про душу не забыть…» (по рассказу В. М. Шукшина «Чудик»). Цели урока: — приобщение учащихся к творчеству В. М. Шукшина; -формирование представления об особенностях героев Шукшина; — формирование навыков анализа художественного текста; — воспитание гуманного отношения к людям; — развитие умения аргументировать собственную точку зрения.
Тема: « Нам бы про душу не забыть…»
(по рассказу В. М. Шукшина «Чудик»).
— Цели урока:
— — приобщение учащихся к творчеству В. М. Шукшина;
-формирование представления об особенностях героев Шукшина;
— формирование навыкованализа художественного текста;
— воспитание гуманного отношения к людям;
-развитие умения аргументировать собственную точку зрения.
— Оборудование: портрет В. М. Шукшина, фотоколлаж о деревенской жизни, произведения Шукшина, иллюстрации ивидеофильм учащихся, аудиозаписи.
— Эпиграфы к уроку:
— Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле.. Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…
— В.М. Шукшин.
— Мне больно, ведь душа проходит,
Как молодость и как любовь…
— С. Есенин.
— — Ход урока.
— 1. Слово учителя.
— (Звучит мотив песни «Калина красная»)
В искусстве уютно быть свободною булкой
французской,
Но так не накормишь
ни вдов, ни калек, ни сирот.
Шукшин был горбушкой
С калиною красной вприкуску, черняшкою той,
без которой немыслим народ.
— Е. Евтушенко.
— Вновь у нас на уроке Василий Макарович Шукшин. Удивительно талантливый и разносторонне одаренный человек — актер, прозаик, киносценарист, режиссер.
На прошлом уроке состоялась наша первая встреча с этим замечательным человеком. Я думаю, что сегодня он станет вам еще ближе, надеюсь, что каждый унесет с урока частичку его души и не растеряет ее, а приумножит на своем жизненном пути.
Дома вы прочитали статью, посвященную творчеству Шукшина, и я хотела бы услышать от вас, что нового вы открыли для себя. В чем же для вас заключается уникальность творческой личности Шукшина? (ответы учащихся)
… Деревня.…С ней связан был Василий Макарович кровными узами, за нее болел душой. Вслушайтесь в эти звуки, всмотритесь в эти картины ( просмотр видеофильма о деревне, снятого учащимися).Порой они бередят душу и городского жителя. Помните, один из героев Шукшина говорил: «… Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Надо газеты читать! Што ни фигура, понимаешь, так – выходец, рано пошел работать».
«Деревня, видите ли! Да там один воздух чего стоит! Утром окно откроешь – как, скажи, обмоет тебя всего. Хоть пей его – до того свежий да запашистый, травами разными пахнет, цветами разными…» А что такое деревня для вас? (ответы учащихся)
Шукшин принес в литературу нового героя — сельского мужика. Сегодня мы поговорим об одном из них – Чудике.
К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ, поразмышляли над ним. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими мыслями друг с другом и со мной.
— 2. Беседа по вопросам.
— — Рассказ назван «Чудик» по прозвищу главного героя. Почему «чудик», а не «чудак»? Если мы обратимся к толковому словарю, то разницы особой и не видно.
(обратимся к записи на доске) — Чудак – человек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих.
Чудик – (прост) – то же, что и чудак. ( пословарюС. И. Ожегова)
Почему же из этих двух слов Шукшин выбрал второе?
— Какое первое впечатление производит Чудик? — -Да, действительно, и смешно, и жалко. Ведь это вроде бы не человек, а сплошное недоразумение, «22 несчастья». Чудик постоянно попадает в нелепые ситуации. Давайте вспомним, в какие именно?
(сцена в магазине, в самолете, в поезде, эпизод с телеграммой, случай с невесткой)
— Как реагируют на эти выходки окружающие? Приведите примеры из текста.
Чтение по ролям сцены «Чудик в аэропорту» (группа подготовленных учащихся)
- Почему Софья Ивановна невзлюбила своего деверя? ( Словарная работа: Деверь – брат мужа.) Мне бы хотелось адресовать этот вопрос девушкам. Встаньте на место этой женщины, взгляните на это чудо-коляску (обращаемся к одной из иллюстраций) и поделитесь своими мыслями. Какой была бы ваша реакция, смогли бы выпонять подобное «народное творчество»?
— А может быть, другая женщина – жена – понимает его?
— «Да почему же я такой есть – то?» — рассуждал Чудик. Какой?
— Шукшин сообщает читателю, что Чудик больше всего боялся хулиганов и продавцов. Как вы думаете, почему?Чего же все-таки опасался Чудик?
— Как вы думаете, изменится ли когда-нибудь Чудик? Почему вы так решили?
— А почему его — такого честного, мечтательного, доброго – не понимают люди? Обратите внимание на слова С. Есенина (эпиграф). Как вы понимаете слова: «душа проходит»? Чем опасно это явление?
— Парадокс: человек стремится помочь другому, порадовать его, и натыкается на непонимание, на грубость. Не случалосьли вам бывать в такой ситуации?
— Герой рассказа зовется Чудиком. И только в конце мы узнаем его полное имя, отчество, фамилию, место работы, интересы. Что дают для понимания смысла произведения и характера героя избранные автором композиционные особенности?
-Василий Князев – один из галереи шукшинских героев. Вспомните героев других рассказов. Какие их поступки говорят о принадлежности к такому роду людей?
— Как Шукшин относитсяк своим «чудикам»?Что роднит его с его героями?
Шукшин писал: «Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудиками». Аони не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве толькото, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь».
— А встречали ли вы подобных «чудиков» в реальной жизни? Расскажите о них.
— 3. Выступление ученика с сообщением на тему « Изображение «чудиков» в родной (татарской) литературе».
— — 4. Работа по иллюстрациям.
— — Сегодня на нашей выставке представлены работы следующих учеников… Попросим их прокомментировать иллюстрации, ответить на наши вопросы.
— Что стремилисьвы подчеркнуть в этом образе?
— Чем привлёк ваше внимание именно этот эпизод? и т. д.
— 5. Подведение итогов. Слово учителя.
— Душа человеческая … Порой, взглянув на нашу жизнь, убеждаешься в том, что забыли о ней. Немодно это, некрасиво – душа. А ничего прекраснее в мире нет, и ничто нам так сейчас не нужно, как простое человеческое тепло и доброта.
Мне бы хотелось, чтоб в душу вам запали строки Шукшина (эпиграф).
И оченьхочется верить, что смотрите вы на мир неравнодушными глазами и видите то, о чём должна болеть душа у любого нормального человека. Продолжите фразу «Мне больно, когда…» (ответы учащихся).
Заключительным аккордомнашего урока пусть прозвучит стихотворение современника Шукшина Николая Рубцова. (читает ученик).
— До конца.
— До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
садом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.
— Пусть она
останется чиста
До конца,
До смертного креста!
— — — 6. Домашнее задание:подготовиться к уроку внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина.Тема: « Изображение деревни в рассказах Шукшина».
Мини – сочинение на тему: « Есть ли место «чудикам» в современной жизни?» — — — —