Автор конспекта:
Автор(ы): — Булыгина Инна Николаевна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ г.Мичуринска, учитель музыки

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Знакомство с формами и способами использования народного музыкального творчества профессиональными композиторами (обработка (переложение), использование интонаций (цитирование), варьирование, сочинение в народном стиле)

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Контрольные карточки по количеству учащихся(приложение 1)

Используемое оборудование: —

Музыкальные инструменты: баян, скрипка

Компьютер

CD проигрыватель

Используемые ЦОР: —

Фонограммы: Л. В. Бетховен «Вариации на русскую тему», П.И. Чайковский «4 концерт для фортепиано с оркестром».

Портреты композиторов

Краткое описание: — На данном уроке решаются задачи: 1. познакомить детей с различными формами и способами использования народного музыкального творчества профессиональными композиторами; 2. развивать навыки музыкального восприятия; 3. воспитывать любовь к народной музыке.

Дети входят в класс, исполняя русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки»

Учитель поет: «Здравствуйте, ребята!»

Дети поют: «Здравствуйте!»

Учитель: Ребята! Что вы исполнили, входя в класс?

Ответы детей: Песню «Солдатушки, бравы ребятушки»

Учитель: А какая это песня? Кто её написал?

Ответы детей: Это русская народная песня.

Учитель: А кто еще сочиняет песни и пишет музыку?

Ответы детей: Композиторы.

Учитель: А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве?

Ответы детей: Могут.

Учитель: Совершенно верно. Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуется богатствами народной речи.

Давайте вспомним с вами, как же композиторы используют народную музыку в своём творчестве.

Ответы детей: Композиторы обрабатывают народные песни и танцы.

Учитель: Давайте посмотрим на стенд. Здесь мы видим сборники народных песен и танцев, но в обработках и переложениях. Сейчас мы послушаем одну из таких песен в исполнении ученика ….

Ученик: Я исполню русскую народную песню «Позарастали стежки – дорожки» в переложении для баяна, которое выполнил баянист и композитор Николай Лондонов.

(Исполняет пьесу на баяне)

Учитель: Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?

Ответы детей: Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариации.

Учитель: Какие вариации мы с вами знаем?

Ответы детей: Вариации на русскую народную песню «Тонкая рябина»; вариации на тему русской народной песни «Вниз по матушке, по Волге» Даргомыжского.

Учитель: Сегодня мы с вами послушаем вариации на тему русской народной песни «Камаринская», но сочинил эти вариации не русский, а немецкий композитор – Людвиг Ван Бетховен. Бетховен любил и изучал русские народные песни и в нескольких своих сочинениях воспользовался русскими мелодиями. Послушайте, как звучит мелодия «Камаринской» (учитель исполняет мелодию на баяне), а теперь послушаем «Вариации на русскую тему» Л.В.Бетховена.

(слушание «Вариации на русскую тему» Л.В.Бетховена)

Учитель: Нарисуйте в тетрадях схему этого произведения, а (ученик) … нарисует схему на доске.

Учитель: Как изменилась тема в вариациях?

Ответы детей: В каждой вариации она звучит по разному.

Учитель: Да, в своих вариациях Л.В.Бетховен изложил тему «Камаринской» по-своему и она даже приобрела чуть немецкий характер.

Учитель: В некоторых произведениях композиторов народные мелодии выступают как важнейшее интонационное звено. Композиторы «цитируют» народные мелодии. Давайте вспомним, в каком симфоническом произведении мы слышали цитирование интонаций русской народной песни «Во поле береза стояла»?

Ответы детей: Интонации русской народной песни «Во поле береза стояла» мы слышали в 4 симфонии П.И.Чайковского.

Учитель: Совершенно верно. А сегодня мы познакомимся еще с одним произведение этого композитора. Сейчас прозвучит 4 концерт для фортепиано с оркестром.

(слушаем финал 4 концерта П.И. Чайковского)

Учитель: Что процитировал П.И. Чайковский в этом произведении?

Ответы детей: украинскую народную песню «Веснянка»

Учитель: Правильно. Давайте вспомним эту песню и исполним её.

( исполнение песни «Веснянка»)

Учитель: Давайте еще раз послушаем, как звучит украинская народная песня «Веснянка» в концерте П.И.Чайковского.

(повторное слушание финал 4 концерта П.И. Чайковского)

Учитель: Какая стала «Веснянка»?

Ответы детей: Быстрая. Весёлая. Танцевальная. Радостная.

Учитель: Да, скромная, незатейливая закличка «Веснянка» превращена Чайковским в стремительную, танцевальную, радостную музыку, в пышную музыку концерта для фортепиано с оркестром. Но мы сразу узнали её, потому что интонации были сохранены композитором, то есть процитированы. П.И.Чайковский дал этой скромной песне «вторую жизнь», благодаря которой «Веснянка» звучит не только на своей родине – Украине, но и во всём мире, потому что нет в мире ни одного настоящего пианиста, который не играл бы Первый концерт Чайковского.

Учитель: Но профессиональные композиторы не только брали народные мелодии и обрабатывали их, но, знакомясь, изучая и впитывая в себя искусство разных народов, могли сами создавать произведения, похожие на какую музыку?

Ответы детей: Похожие на народную музыку.

Учитель: Правильно. Композиторы сочиняли музыку в народном стиле. И сейчас мы послушаем какую «Старинную французскую песенку» сочинил русский композитор П.И.Чайковский. Эту пьесу Петр Ильич сочинил на мотив песни мальчика – бродяжки, которую композитор услышал в Париже. А написал П.И.Чайковский эту пьесу специально для занятий детей и сборник, в который она вошла, посвятил своему племяннику – Володе Давыдову.

Исполнит это произведение на скрипке сейчас ваша одноклассница – ….., но перед тем, как зазвучит музыка, прослушайте стихотворение Виктора Лунина, которое передает настроение этой «Старинной французской песенки».

Скажи, любимый мой

Зачем ты не со мной?

В душе своей ношу

Прекрасный образ твой!

Никак я не пойму

Скажи мне, почему

Не можешь подчиниться

Ты сердцу моему?

( слушание «Старинной французской песенки» в исполнении ученика)

Учитель: Какая же музыка в этом произведении?

Ответы детей: Грустная. спокойная, нежная, правдивая, красивая и т.д.

Учитель: Вот такую красивую «Старинную французскую песенку» сочинил русский композитор П.И. Чайковский, в которой выразил чувства парижского мальчика.

А сейчас давайте с вами вспомним, о каких же способах и формах использования народной музыки композиторами мы с вами вспомнили и узнали на этом уроке, какие произведения мы услышали. Для этого вы должны найти в своих карточках пары и соединить их.

( дети выполняют задания в своих карточках)

Учитель: А теперь давайте проверим, что у вас получилось.

Ответы детей: 1.Композиторы делают обработки, переложения народных песен и танцев.

Мы слушали сегодня русскую народную песню «Позарастали стежки – дорожки» в переложении для баяна, которое выполнил баянист и композитор Николай Лондонов.

2. Сочиняют вариации.

Немецкий композитор Л. В. Бетховен сочинил вариации на тему русской народной песни «Камаринская»

3. Цитируют

П.И. Чайковский использовал интонации украинской народной песни «Веснянка» в 4 концерте для фортепиано с оркестром.

4. Сочиняют музыку в народном стиле.

П.И. Чайковский написал «Старинную французскую песенку»

Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо усвоили урок. Да, композиторы в своем творчестве очень часто используют народную музыку, а русский композитор Михаил Иванович Глинка (показать портрет и плакат с высказыванием) сказал: «Музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем»

И в заключение нашего урока давайте исполним эстонскую народную песню «Хор нашего Яна», и может быть кто-нибудь из вас станет композитором и использует эту народную песню в своем творчестве.

Файлы: Приложение 1.doc
Размер файла: 30720 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология