Автор конспекта:
Автор(ы): — Кохович Надежда Константиновна
Место работы, должность: — Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Тьютор
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литературное чтение
Предмет(ы): — Окружающий мир
Учащихся в классе (аудитории): — 27
Используемое оборудование: —
Краткое описание: — Занятие проводится в школьном краеведческом музее накануне Святок
Ход занятия:
Дети сидят в зале, звучит веселая русская народная музыка.
1. Организация класса
Ведущая :
-Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Или тепленький пирог, или маслице, творог.
-Хорошо зимой, работы никакой. Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь, про былое вспоминаешь.
2. Вступительная беседа. Активизация знаний. Сообщение темы занятия.
— А какие новогодние праздники вы знаете?
— А кто знает, когда на Руси праздновали Рождество Христово? (7 января)
— А Крещение? (21 января)
— Вот от Рождества Христова до самого Крещения начинались Святки — веселись
ребятки. Надевали тогда люди маски зверей и птиц, изображали неведомую силу, ходили по избам, пели песни, желали хозяевам счастья, здоровья в новом году.
-В святочную ночь колядовала обычно молодежь, и парни и девушки шли веселой гурьбою по улицам, неся перед собою на шесте или зажженный фонарь в виде звезды, или вырезанный из картона домик с горящей свечою внутри. Останавливались у тех домов, где горел огонь, заходили и пели колядки — песни, в которых славили хозяина со всем его семейством, за что получали в награду или угощение, или деньги. Хозяина, например, величали, как “светел месяц”, хозяюшку — “красным солнцем”, детей их — “чистыми звездами”.
-А что мы понимаем под словом «праздники»?
-Праздники – это очень важная часть в жизни каждого человека, каждого народа. У каждой нации свои праздники, свои традиции и обычаи. А где праздник, там и танцы, песни, игры.
— Что такое игра?
— А какие игры вы знаете? ( спортивные, детские, взрослые, народные или обрядовые)
-Раньше слово «игра» носило совершенно иное значение, чем сейчас. Народная игра -это и песни, и танцы, и пляски, посиделки, загадки, потешки с хороводами, состязания, колядования.
3. Основная часть
1.)-Одной из любимейших была игра в “молчанку” (играем)По команде: раз, два, три — все парни и девушки должны были хранить самое серьезное молчание. Только ведь кто его долго выдержит, переглядываясь в этот веселый вечер! Даже за каждый смешок, улыбку, ухмылку полагалось наказание: съесть пригоршню угля или золы из печи, поцеловать какую-нибудь старуху, позволить облить себя водой с головы до ног…
2.)-Давайте и мы все вместе встанем в хоровод, да попробуем в давние времена заглянуть.
Учитель ведёт козу ряженую (девочка в маске, шали)
Мы не сами идём, мы козу ведём.
А ну, народ, расступись, дай нам ход.
-Давайте все встанем в хоровод и попробуем разучить слова.
Все идут по кругу со словами:
Где коза ходит, там жито родит,
Где коза хвостом – там жито кустом,
Где коза ногою — там жито копною,
Где коза рогом, там жито стогом.
Ты, коза, не сердись,
Ты нам поклонись
Да мы вместе спляшем.
3.)Игра-танец «Коза»
Идёт коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу
Давай, коза, попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
-Конечно после таких игр и отдохнуть немного надо.
4.)Разыгрывается сценка «Коза и медведь»
Девочка и мальчик в масках козы и медведя.
Коза.
А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко.
Медведь.
Давай, Коза, покажем,
Как мы лихо пляшем.
(Топает ногами).
Коза.
Выходи плясать, Медведь,
Я частушку буду петь.
Мы частушки пропоем,
А потом плясать пойдем.
Медведь.
Ты когда поешь, Коза,
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поешь, а блеешь.
Коза.
А ты, Мишенька-медведь,
Сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо —
Ни голоса, ни слуха.
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка,
Серенькая розочка.
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться.
Коза.
Ах, мой Миша, дорогой,
Не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили,
Народ повеселили.
5.) Весёлый шумовой оркестр «Казачья плясовая» или «Как на тоненький ледок»
Учитель:
Посиделки здесь у нас
Мы сюда позвали вас,
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься!
Святки празднует народ,
Поскорее в хоровод!
-А с собою мы возьмём трещащие, стучащие, звенящие музыкальные инструменты.
6.)Состязания – соревнования
-Да, известное дело. Прекрасно, когда возрождаются исконно русские традиции и живет в душах людей любовь. А ведь верно, что русский народ на выдумки горазд.
— На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись, женихов да невест примечали.
-У нас здесь две команды — Девчушки-веселушки, да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет. Соревнуются командами.
Игра «Ведьмина метёлка».Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать.
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зима)
Меня не растили — из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза — угольки, руки — сучки.
Холодная, большая, кто я такая?
(Снежная баба)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.
(Мороз, )
Дел у меня немало — я белым одеялом
всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …
(Зима)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)
Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил,
Кто же это? …
(Дед Мороз)
Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(Метель)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые …
(Снежинки)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Кто в холод не боится
Остаться без перинки
И вытряхнет на землю
Летящие пушинки.
(Зима)
Ни ведёрка,
Ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг.
(Зима)
Скатерть бела
Весь мир одела. (Зима)
После осени пришла.
И сугробы намела.
(Зима)
Дождь и слякоть,
Грязь и ветер,
Осень, ты за всё в ответе!
Мёрзнет, мёрзнет человек,
Выпал первый белый …
(Снег)
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я …
(Зима)
В белом бархате деревня -
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.
(Иней)
Без рук, без топорища
Построен мостище.
(Лёд)
7.)Гадание.
После игры положено погадать, судьбу друг другу предсказать…
3. Гадание на украшениях.
-Девушки гадали, желая узнать свою судьбу: далеко ли, близко живет суженый, беден он будет или богат, выйдут ли они замуж в этом году или не выйдут совсем. Часто пели «подблюдные» песни. В блюдо складывали кольца, брошки, другие украшения, закрывали его и под пение вынимали по одному предмету:
Суженый, мой ряженый,
приходи наряженый,
приходи ко мне сегодня ужинать.
4. Гадание на валенке. Самая удобная обувь в деревне –это Валенки! Бросит девица за ворота, куда носок от валенка покажет, оттуда и жениха ей ждать.А ещё с валенком играли.
Игра «Валенки» (звучит музыка). Команды по очереди надевают валенки, кто быстрее справится, тот и победитель, а проигравшие танцуют.
8.)Хоровод «Сеем, веем снежок».
-А с собою мы возьмём трещащие, стучащие, звенящие музыкальные инструменты.
Все исполняют песню-хоровод «Сеем, веем снежок». Под ее исполнение каждый играющий «сеет» зерно (имитирует рукой движение сеятеля), разбрасывает его во все углы дома.
Затем дети читают стихи.
— Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем.
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.
Уродись у вас овес,
Чтобы на два метра рос.
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
Чтоб гостей невпроворот
Было в доме целый год!
На столе всегда пирог.
Легких-легких вам дорог.
9.) Игра «Дедкины потешки»
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.
а) «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).
Проворонила ворона воронёнка (3 раза)
б) «Я начну пословицу, а вы закончите».
Хором дружно отвечайте:
Без труда… не вынешь рыбку из пруда.
Делу время… — потехе час.
Кто любит трудиться… тому без дела не сидится.
Труд человека кормит… а лень портит.
Терпенье и труд… все перетрут.
Друга ищи, а найдешь… — береги.
Без труда … не вытянешь и рыбку из пруда.
Ученье-свет, а …неученье — тьма.
4. Подведение итогов.
Учитель:
Колядки, колядки,
Собрались ребятки.
По деревне прошли,
Вместе Коляду нашли.
Коляда-моляда
Всех ребят созвала,
Всех ребят созвала,
Всем гостинцы раздала.
Учитель выносит угощения и угощает колядующих.
-В каждом доме пекли к этому дню фигурное печенье из пшеничной муки — фигурки, изображающие домашний скот, птиц и пастухов. Эти фигурки выставлялись в окнах, чтобы прохожие их видели, а также рассылались в подарок родным. Хранили их до Крещения, после чего размачивали в святой воде и съедали.
-Но я вам открою тайну, раньше на Руси считалось, что озорное веселье, гадания, ряжение — все это были тяжкие грехи с православной точки зрения. Чтобы очиститься, смыть их с себя, все участники святочных забав обязательно купались в проруби на Крещение, т.е.21 января. Или же обтирались крещенским снегом.
-Понравилось вам наше сегодняшнее занятие?
-Что нового вы сегодня узнали? В какие игры играли? Что значит народные игры?
-А когда празднуют Святки? А что называют Колядки?
С Новым годом! С Новым здоровьем! С Новым счастьем!
Под мелодию русской народной песни дети выходят из зала.
Файлы: Внеклассное занятие по чтению.odt
Размер файла: 27883 байт.