Автор конспекта:
Автор(ы): — Кохович Надежда Константиновна

Место работы, должность: — Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Тьютор

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литературное чтение
Предмет(ы): — Окружающий мир

Учащихся в классе (аудитории): — 27

Используемое оборудование: —

Краткое описание: — Занятие проводится в школьном краеведческом музее накануне Святок

Ход занятия:

Дети сидят в зале, звучит веселая русская народная музыка.

1. Организация класса

Ведущая :

-Как на улице мороз подмораживает нос,

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Или тепленький пирог, или маслице, творог.

-Хорошо зимой, работы никакой. Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь, про былое вспоминаешь.

2. Вступительная беседа. Активизация знаний. Сообщение темы занятия.

— А какие новогодние праздники вы знаете?

— А кто знает, когда на Руси праздновали Рождество Христово? (7 января)

— А Крещение? (21 января)

— Вот от Рождества Христова до самого Крещения начинались Святки — веселись

ребятки. Надевали тогда люди маски зверей и птиц, изображали неведомую силу, ходили по избам, пели песни, желали хозяевам счастья, здоровья в новом году.

-В святочную ночь колядовала обычно молодежь, и парни и девушки шли веселой гурьбою по улицам, неся перед собою на шесте или зажженный фонарь в виде звезды, или вырезанный из картона домик с горящей свечою внутри. Останавливались у тех домов, где горел огонь, заходили и пели колядки — песни, в которых славили хозяина со всем его семейством, за что получали в награду или угощение, или деньги. Хозяина, например, величали, как “светел месяц”, хозяюшку — “красным солнцем”, детей их — “чистыми звездами”.

-А что мы понимаем под словом «праздники»?

-Праздники – это очень важная часть в жизни каждого человека, каждого народа. У каждой нации свои праздники, свои традиции и обычаи. А где праздник, там и танцы, песни, игры.

— Что такое игра?

— А какие игры вы знаете? ( спортивные, детские, взрослые, народные или обрядовые)

-Раньше слово «игра» носило совершенно иное значение, чем сейчас. Народная игра -это и песни, и танцы, и пляски, посиделки, загадки, потешки с хороводами, состязания, колядования.

3. Основная часть

1.)-Одной из любимейших была игра в “молчанку” (играем)По команде: раз, два, три — все парни и девушки должны были хранить самое серьезное молчание. Только ведь кто его долго выдержит, переглядываясь в этот веселый вечер! Даже за каждый смешок, улыбку, ухмылку полагалось наказание: съесть пригоршню угля или золы из печи, поцеловать какую-нибудь старуху, позволить облить себя водой с головы до ног…

2.)-Давайте и мы все вместе встанем в хоровод, да попробуем в давние времена заглянуть.

Учитель ведёт козу ряженую (девочка в маске, шали)

Мы не сами идём, мы козу ведём.

А ну, народ, расступись, дай нам ход.

-Давайте все встанем в хоровод и попробуем разучить слова.

Все идут по кругу со словами:

Где коза ходит, там жито родит,

Где коза хвостом – там жито кустом,

Где коза ногою — там жито копною,

Где коза рогом, там жито стогом.

Ты, коза, не сердись,

Ты нам поклонись

Да мы вместе спляшем.

3.)Игра-танец «Коза»

Идёт коза по лесу, по лесу, по лесу

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу

Давай, коза, попрыгаем,

И ножками подрыгаем,

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем.

-Конечно после таких игр и отдохнуть немного надо.

4.)Разыгрывается сценка «Коза и медведь»

Девочка и мальчик в масках козы и медведя.

Коза.

А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь.

Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем.

(Топает ногами).

Коза.

Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь.

Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза.

А ты, Мишенька-медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Ты тугой на ухо —

Ни голоса, ни слуха.

Медведь.

Ах, Коза, ты Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза.

Ах, мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

5.) Весёлый шумовой оркестр «Казачья плясовая» или «Как на тоненький ледок»

Учитель:

Посиделки здесь у нас

Мы сюда позвали вас,

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься!

Святки празднует народ,

Поскорее в хоровод!

-А с собою мы возьмём трещащие, стучащие, звенящие музыкальные инструменты.

6.)Состязания – соревнования

-Да, известное дело. Прекрасно, когда возрождаются исконно русские традиции и живет в душах людей любовь. А ведь верно, что русский народ на выдумки горазд.

— На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись, женихов да невест примечали.

-У нас здесь две команды — Девчушки-веселушки, да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет. Соревнуются командами.

Игра «Ведьмина метёлка».Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать.

Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зима)

Меня не растили — из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза — угольки, руки — сучки.
Холодная, большая, кто я такая?
(Снежная баба)

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.
(Мороз, )

Дел у меня немало — я белым одеялом
всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …
(Зима)

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)

Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил,
Кто же это? …
(Дед Мороз)

Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи)

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(Метель)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые …
(Снежинки)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)

Кто в холод не боится
Остаться без перинки
И вытряхнет на землю
Летящие пушинки.
(Зима)

Ни ведёрка,
Ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг.
(Зима)

Скатерть бела
Весь мир одела. (Зима)

После осени пришла.
И сугробы намела.
(Зима)

Дождь и слякоть,
Грязь и ветер,
Осень, ты за всё в ответе!
Мёрзнет, мёрзнет человек,
Выпал первый белый …
(Снег)

Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я …
(Зима)

В белом бархате деревня -
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.
(Иней)

Без рук, без топорища
Построен мостище.
(Лёд)

7.)Гадание.

После игры положено погадать, судьбу друг другу предсказать…

  • Гадание на фасоли или горохе. Возьмём из горшочка в кулачок фасоли немножко, у кого пара, т.е. чётное число, у того желание и сбудется, а у кого нечётное число, тому подождать немного придётся.
  • Гадание на желание. Спать ложились вечерком, а под подушечку тайком записочки с пожеланиями прятали, а наутро тащили бумажку, кому что выпало, того и ожидай в этом году.
  • 3. Гадание на украшениях.

    -Девушки гадали, желая узнать свою судьбу: далеко ли, близко живет суженый, беден он будет или богат, выйдут ли они замуж в этом году или не выйдут совсем. Часто пели «подблюдные» песни. В блюдо складывали кольца, брошки, другие украшения, закрывали его и под пение вынимали по одному предмету:

    Суженый, мой ряженый,

    приходи наряженый,

    приходи ко мне сегодня ужинать.

    4. Гадание на валенке. Самая удобная обувь в деревне –это Валенки! Бросит девица за ворота, куда носок от валенка покажет, оттуда и жениха ей ждать.А ещё с валенком играли.

    Игра «Валенки» (звучит музыка). Команды по очереди надевают валенки, кто быстрее справится, тот и победитель, а проигравшие танцуют.

    8.)Хоровод «Сеем, веем снежок».

    -А с собою мы возьмём трещащие, стучащие, звенящие музыкальные инструменты.

    Все исполняют песню-хоровод «Сеем, веем снежок». Под ее исполнение каждый играющий «сеет» зерно (имитирует рукой движение сеятеля), разбрасывает его во все углы дома.

    Затем дети читают стихи.

    — Сеем, веем, посеваем,

    С Новым годом поздравляем.

    Счастья будет вам горой,

    Урожая воз большой.

    Уродись у вас овес,

    Чтобы на два метра рос.

    Уродись у вас пшеничка,

    И горох, и чечевичка.

    Чтоб гостей невпроворот

    Было в доме целый год!

    На столе всегда пирог.

    Легких-легких вам дорог.

    9.) Игра «Дедкины потешки»

    Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.

    а) «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).

    Проворонила ворона воронёнка (3 раза)

    б) «Я начну пословицу, а вы закончите».

    Хором дружно отвечайте:

    Без труда… не вынешь рыбку из пруда.

    Делу время… — потехе час.

    Кто любит трудиться… тому без дела не сидится.

    Труд человека кормит… а лень портит.

    Терпенье и труд… все перетрут.

    Друга ищи, а найдешь… — береги.

    Без труда … не вытянешь и рыбку из пруда.

    Ученье-свет, а …неученье — тьма.

    4. Подведение итогов.

    Учитель:

    Колядки, колядки,

    Собрались ребятки.

    По деревне прошли,

    Вместе Коляду нашли.

    Коляда-моляда

    Всех ребят созвала,

    Всех ребят созвала,

    Всем гостинцы раздала.

    Учитель выносит угощения и угощает колядующих.

    -В каждом доме пекли к этому дню фигурное печенье из пшеничной муки — фигурки, изображающие домашний скот, птиц и пастухов. Эти фигурки выставлялись в окнах, чтобы прохожие их видели, а также рассылались в подарок родным. Хранили их до Крещения, после чего размачивали в святой воде и съедали.

    -Но я вам открою тайну, раньше на Руси считалось, что озорное веселье, гадания, ряжение — все это были тяжкие грехи с православной точки зрения. Чтобы очиститься, смыть их с себя, все участники святочных забав обязательно купались в проруби на Крещение, т.е.21 января. Или же обтирались крещенским снегом.

    -Понравилось вам наше сегодняшнее занятие?

    -Что нового вы сегодня узнали? В какие игры играли? Что значит народные игры?

    -А когда празднуют Святки? А что называют Колядки?

    С Новым годом! С Новым здоровьем! С Новым счастьем!

    Под мелодию русской народной песни дети выходят из зала.

    Файлы: Внеклассное занятие по чтению.odt
    Размер файла: 27883 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

    Предлагаем вам купить щебень гранитный с доставкой от 8 м3 дешево.