Автор конспекта:
Автор(ы): — Сбоева Татьяна Николаевна
Место работы, должность: — МБОУ » Косолаповская средняя общеобразовательная школа»
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее формирование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный президент
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 автокласс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
Сформировать образ народном художественном творчестве населения Центральной России, о производстве народных художественных изделий.
Используемые учебники и учебные пособия: —
В.П.Дронов, В.Я.Ром "География Россия национальность и хозяйство" Москва, Дрофа, 20013г.
Используемое оборудование: —
Компьютер, проектор
Краткое описание: — План- запись урока включает обеспеченный материал для проведения внеклассной работы по географии.
Конспект урока географии в 9 классе
по теме «Население и трудовые ресурсы Центральной России»
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ.
Урок географии 9 класс
Учитель:
Сбоева Татьяна Николаевна
Слайд 1
Цели:1 — Познакомиться с народными промыслами, их историей и местонахождением;
2 — Выявить их особенности;
3 — Установить взаимосвязи промежду народным творчеством и природой.
Образовательные задачи:Познакомиться с видами народного творчества,заполнить таблицу,самостоятельно поработать в группах.
Воспитательные задачи:воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; самовоспитание уважения к труду; литогенез чувства удовлетворённости от выполненной работы.
Развивающие задачи:развивать эстетический вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемое оборудование:
Зрительный ряд: мультимедийный проектор, электронная презентация,
Предметы: хохлома, гжель, павло-посадская шаль, матрешки, марийская вышивка, дымковская игрушка.
Ход урока.
I.Организационный момент.
2. Изучение новой темы.
2.1 Работа с текстом определения понятия.
-Курс “Географии России” — это не едва лишь природные особенности:
горы и равнины, реки и моря, климатические особенности и природные зоны. Мы изучаем нашу Родину, действительно значит, попервоначалу всего, людей, их хозяйственную деятельность, обиход и действительно народное искусство, в котором отражается вся даль русской души. Земля наша Русская спокон веку славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Посмотрите и прокомментируйте данный слайд. СЛАЙД 2. (На слайде средник различных промыслов). -Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока и запишем её в технологические карты, лежащие на ваших столах.
Уч-ся отвечают, четко будем изучать народные промыслы. СЛАЙД 3.
Как вам думаете, какое признание народные промыслы имеют к географии?
Зависят от природных условий, это функционирование людей, размещаются в городах и селах – это все изучает география
Верно. Каждый национальность имеет богатую историю, веками сложившиеся традиции, культуру, быт. Особенностью заселения Центра России — где-нибудь мы с вами живём, было чрезвычайное разнообразность занятий. Сочетание сельскохозяйственной деятельности с ремесленной. Ремесленные промыслы давали более дохода, чем сельскохозяйственная деятельность. Ими занимались звук половины всех крестьянских дворов.
- Что такое ремесло?
Ремесло — это мелкое создание готовых изделий, где-нибудь основу составляет шелковый труд. СЛАЙД 4.
-Что такое народные промыслы?
Народные художественные промыслы — одна изо форм народного художественного творчества, создание фольклорных художественных изделий. СЛАЙД 5.
Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии.
- Существует ли единение народного творчества, и той местностью, где-нибудь происходило воспламенение и дальнейшее рост разных его форм?
Происхождение народных художественных промыслов, что правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных ресурсах.
- Где могла возникнуть художественная телеобработка дерева?
В лесных районах.
- Гончарство?
В районах, где-нибудь присутствует отвечающий человек глины.
- Центры по производству художественных изделий изо металла?
Возникали, что правило, невдали с месторождениями чёрных и цветных руд. Например, чугунное литьё на Урале.
- Производство изделий изо камня?
Одно изо традиционных занятий жителей горных районов, например, Кавказа и Алтая.
2.2 Проблемное задание:
Проблемное задание: СЛАЙД 6..
Я предлагаю вам определить, к какому виду народного промысла относится данные изделие:
Пишется яркими темперными красками, густыми и плотными мазками либо тонкими и полупрозрачными. Для азбука на апплике наносится чёрная краска, четко является фоном для рисунка. Вообще, виртуозность этого промысла является ублаготвореннно сложным и трудоёмким процессом во что собак нерезаных этапов и, четко бы научиться ему в полной мере, художники изучают его невообразимо долго. В результате апплике превращается изо безликой коробочки в драгоценную реалия сказочной красоты.
(Дают разные ответы.)
— Все вам отвечали по-разному, но полного ответа не декалитр никто. Почему не смогли этого сделать?
(Нам не хватило знаний о особенностях народных промыслов).
2.3 Постановка целей и задач
-Из этого вытекают цели нашего урока: СЛАЙД 7.
1 — Познакомиться с народными промыслами, их историей и местонахождением;
2 — Выявить их особенности;
3 — Установить взаимосвязи промежду народным творчеством и природой.
Чтобы достичь целей урока нам должен выполнить следующие задачи урока: СЛАЙД 8.
1 – Познакомиться с видами народного творчества;
2 — Заполнить таблицу;
3 – Самостоятельно поработать в группах.
2.4. Изучение промыслов по слайдам и загромождение таблицы
По ходу знакомства с народными промыслами вам заполните таблицу в информационных листах.
Итак, начинаем! Слайды 9-48
В процессе работы у учащихся должна быть заполнена таблица:
Народные промыслы Центральной России.
Название (вид) промысла и период возникновения
Основной центр
Исполь-зуемый матери-ал
Художественная наслоение промысла
Дымковская игрушка
400 лет назад
Кировская область, справедливый крутояр р. Вятки, г.Хлынов, поселение Дымково
Глина
Глиняная погремушка покрывается меловым грунтом и расписывается красками, разведенными на молоке. Это свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц, дамы, композиции народных гуляний. Дымковская погремушка – эксцентричный скудельный промысел, вызвавшийся и оберегшийся единично на территории Вятского края
(Кировской области), в слободе Дымково, где-нибудь спокон веку селились печники и гончары. Мало какой-либо супротивный территория России имеет столь эффектный и
самобытный символ, какой-либо имеет Вятский черта в виде дымковской игрушки.
Хохлома
17в.
Нижегородская область,
село Хохлома, побочный крутояр Волги
Древесина
Живопись на лаковых изделиях. Расписывают домашнюю деревянную утварь: посуду, прялки, шкатулки. Используют 4 вида цвета: невеселый и красный, часом желтенький и изумрудный по золотистому фону. Традиционный хохломской орнамент: сочные, красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
Гжель
1818год
Гжель Московская область
Керамика, глина
Растительный орнамент, рисуется вручную, используется 2 цвета. Керамическое создание (роспись по фарфору). Гжель — знатный во всем мире государственный эстетический промысел, где-нибудь с давнишних пор изготовлялись керамические изделия. В основном, это голубые и синеватые оттенки.
Посуду жгут, обжигают, отселе всё создание названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства людей переставлять согласные.
Палех
Древняя Русь
Ивановская область, в древности село Палех во Владимирско-Суздальской земле
Масляные краски, народность на иконах, шкатулках изо папье-маше неужели древесины
Палех – экстерьер изобразительного искусства Лаковая живопись…По преданию номинация Палех произошло от названия поселения, в котором производились такие изображения. Некогда во Владимиро-Суздальское хошун пришли люди, которые спасались от вражеских орд. Для нового поселения они сжигали, палили лес, отселе и само название. Людей, которые жили в Палехе, называли Палешанами и славились они искусным ремеслом иконописцев.Впоследствии они настолечко ценились, что художники, четко их приглашали расписывать церкви и храмы С всей России.Впоследствии их виртуозность стало меньше востребованным, но они не отчаялись и стали расписывать шкатулки и поделки в приблизительно называемом лаковом стиле – миниатюрах.Здесь героями выступают различные былинные и сказочные персонажи – богатыри, князья, истории сражений с драконами и приблизительно далее.
Пишется Палех яркими темперными красками, густыми и плотными мазками либо тонкими и полупрозрачными. Для азбука на апплике наносится чёрная краска, четко в палехе является фоном для рисунка. Вообще, виртуозность этого промысла является ублаготвореннно сложным и трудоёмким процессом во что собак нерезаных этапов и, четко бы научиться ему в полной мере, художники изучают его невообразимо долго. В результате ящик неужели другое апплике превращается изо безликой коробочки в драгоценную реалия сказочной красоты.
Жостовские подносы
Начало 19 в.
Московская обл. села Жостово, Хлебниково
Сначала изо папье-маше, с 1830 г. -металлические
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В 1830 году создание подносов в Жостовои окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью.Основной резон жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое чувствование бойкий формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью. В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)
Павло-Посадские платки
Середина 19 в.
Шерсть
В середине XIX века впервые стали выпускатьшали изо шерсти. К началу XX века использовали тонкорунную невообразимо качественную шерсть. Шали получались легкие и шелковистые, с нежным блеском. Узоры сякой шали набивались на кремовых неужели разноцветных грунтах, наиболее распространенными цветами были кумачевый и черный. Узоры содержали объемные изображения листьев и цветов, букетов, различных гирлянд часто расположенных по краю платка неужели шали.
Марийская вышивка
Вышивка — одна изо самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это экстерьер женского рукоделия, элювий творчества многих поколений марийских вышивальщиц. Марийская мережка славиться многообразием узоров, оригинальностью их расположения и цветового решения. Несложные узоры, меандр — все имеет поставленный смысл. Каждая линия, всякий логотип — символы, которыми наши деды выражали свое познание окружающего мира. Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией — воду, вертикальной волнистой — дождь, треугольником — горы, соль и луну обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба.
Ленточный– в виде полный неужели криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия неужели окаймляет его (фриз, бордюр); Сетчатый — подле котором вся поверхность заполнена узором. Центрический, неужели розеточный, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, параллелограмм неужели валет (т. е. розетку), стоящий в центре украшаемого изделия.
Матрешки
Конец 19 в.
Сергиев Посад
Древесина
По сравнению с другими игрушками деревянная расписная пупс молода, ей малость более ста лет. Для народной игрушки это не возраст.Прообразом матрёшки могли послужить «писанки»-деревянные расписные пасхальные яйца, их ранее что собак нерезаных веков делают на Руси, они бывают полыми изнутри , и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом матрешки стала ритуальная японская кукла, изнутри которой помещалось ранее одну каплю фигурок.
В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина эндемический револьверщик Звездочкин выточил первую деревянную куклу. А когда-нибудь Малютин расписал её получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, неизвестно кто увидев куклу, смеясь воскликнул: «До что похожа на нашу Матрену!». С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.
Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, досталась особая имя и особая любовь.
Сергиев – Посад (Загорск) спокон веку славился своими игрушками, и резчики по дереву жили тут издревле. Бытовало даже предание, четко лично учредитель обители святой Сергий Радонежский резал игрушки и дарил детям.
В конце прошлого века органист Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в палица с цветочками, в руки ей декалитр петуха. И имя девочке подобрал самое четко ни на есть простонародное – Матрена. Успех к девочке Матрене – матрешке пришел в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Потом уж «разбрелись» русские матрешки по всему белу свету.
Проверка заполнения таблицы.
Спрашиваю по каждому промыслу ученика, каковой читает свою запись в таблице, остальные дополняют.
3. 1 Закрепление: Отгадывание загадок:
1. Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Мы игрушки знатные
Складные действительно ладные.
Мы повсеместно славимся,
Мы и вам понравимся!
Мы ребятки удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
(Так позволяется сказать о одном изо удивительных примеров народного творчества – дымковской игрушке.)
2. Золотом и алым цветом
Эта кандея расцвела
Солнцем, ягодами, летом
Вдруг наполнилась она!
Угадаешь, четко после чудо?
Это невидаль – (хохлома)
3.Развернулись синие цветы,
Распустились синие цветочки.
Не в саду, не в лесу и не в поле,
А на белоснежном фарфоре.
Подарило небушко ей свою акварель,
Что это после роспись? Это хохлома – (гжель)
4. Не печалься, древняя земля!
Ты богата сказами действительно былью…
Русские, иконные края…
Палеха несломленные крылья!
5. Ростом разные подружки,
Но похожи желанный на дружку.
Все они сидят желанный в дружке,
А итого одна игрушка.( Матрешки)
6. Есть ещё для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка-
Красавица девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица -
Для маленькой темница.(Матрешка)
7.Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева уд цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез автотовар такой?(Хохлома)
8. Чашки, чайники и вазы
Отличите сии сразу.
Белый цвет снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?(Из Гжели)
9. На черном фоне красные розы,
Лилии, маки, ромашки, подснежники…
Ими повязаны девичий головы,
Глазки лукавые, личики нежные.(Павлово – Посадские шали).
10. Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные,
Удивительно прекрасные! (Жостовские подносы.)
3. 2 Теперь поработаем с заданиями в группах:
На каждом столе лежат изображения народных промыслов. Через минуту вам должны ответить на вопросы, которые написаны невдали с картинками.
( Слайды промыслов)
3.3 Назовите все представленные на слайде народные промыслы. Слайд 49
4. Рефлексия.
4.1 Сегодня на уроке: Слайд 50
Я узнал
Я был удивлён
Я открыл для себя
Я пришёл к выводу
Я всё же не понял
4.2 Результаты урока Слайд 51
На уроке я работал ………..активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
Урок для меня показался… коротким / длинным
За дань я ………………………… не устал / устал
Мое умонастроение …….. стало предпочтительнее / стало хуже
Материал урока мне был…. интересен / скучен
5. Домашнее задание: Слайд 52
На «3» — метафраза § 38.
На «4» метафраза § 38 и ответить на вопросы, стр.194 учебника.
На «5» кроме этого – Используя полученную на уроке информацию и показатель заполненной таблицы в тетради, составьте карту “Народные промыслы России”.