Автор конспекта:
Автор(ы): — Шарапенкова Елена Витальевна

Место работы, должность: — МОУ «Гатчинская НОШ №5″

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: — Обобщение и углубление знаний учащихся о русском народном празднике «Масленица». Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям. Задачи занятия: Познавательные УУД: 1. Определение проблемы, темы и целей работы во время совместной деятельности учителя и обучающихся в ходе проекта «Масленица»; 2. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта; 3. Анализ и синтез полученных данных, формулирование выводов на высоком уровне самостоятельности; 4. Совместное установление способов действия, критериев оценки результатов. 5. Ознакомление с языческим русским праздником «Масленица», его историческими корнями, обрядами и традициями. 6. Познакомить с новым видом театрального кукольного действа Коммуникативные УУД: 1. Создание групп учащихся для работы над проектом и распределение задач между группами; 2. Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся; 3. Развитие самокритичности, ответственности, уважения к труду товарищей и учителя; 4. Повышение сплочённости класса. Регулятивные УУД: 1. Овладение приёмами планирования и прогнозирования результатов; 2. Овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; 3. Развитие саморегуляции (мобилизация сил и преодоление препятствий). Личностные УУД: 1. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; 2. Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Используемое оборудование: —

экран, проектор, ПК, подвижная доска, ширма-трёхножка, куклы-перчатки: Петрушка и Доктор, канат, ложки, русские народные костюмы, кукла-масленица, блины на подносе.

Используемые ЦОР: —

презентация «Масленица», детская презентация «Масленичная неделя», детская презентация «История Масленицы», буклет-приглашение.

Краткое описание: — Изучение русского народного праздника Масленица методом проектной деятельности. На подготовительном этапе идёт обсуждение проекта, планирование деятельности, разделение учащихся на группы.Группы под руководством учителя осуществляют деятельность по решению проблемы и оформляют результаты.Результатом проектной деятельности стал праздник Масленица, проведенный в школьном музее.

1 этап – подготовительный.
Длительность этапа 3 недели.
1.Погружение в проект. Планирование деятельности.
В классе мы говорили о приближении народного праздника «Масленица». В прошлом году мы уже знакомились с этим праздником. Захотелось узнать о нём как можно больше. Было решено узнать о традициях проведения праздника, о пословицах, поговорках и прозвищах Масленицы, народных играх, песнях и танцах. Я предложила узнать смысл поговорки «Первый блин комам» и о старинных театральных выступлениях на народных гуляниях. Так же обсуждались источники сбора информации: спросить у родителей, прочитать в книгах, найти информацию в интернете.
Ребята разделились на группы для работы над проектом и распределили задачи. Было создано 6 групп:
· Традиции проведения праздника
· Почему говорят: первый блин комам?
· Пословицы и поговорки о Масленице, масленичные игры, песни
· Старинные театральные выступления
· Театрализованная встреча Масленицы
· Приглашение для родителей (буклет)
Учащиеся предложили провести конкурс на лучший рисунок или поделку о Масленице. На сбор информации была отведена неделя.
(Группы учащихсяискали информацию в интернете на занятии «Занимательная информатика»с моей помощью и дома самостоятельно. )
2.Осуществление деятельности по решению проблемы.
Через неделю группы предоставили найденную информацию. На занятии было решено:
· Традиции проведения праздника предоставить в виде презентации и выступления группы;
· Задача найти информацию о первом блине оказалась трудной и для других учеников, поэтому было решено предоставить информацию только на празднике и дать возможность другим пока подумать;
· Пословицы, поговорки, прозвища Масленицы повесить в классном уголке. Провести на празднике командный турнир по этим понятиям. Выучить на уроках музыки масленичные песни;
· Подготовить старинное театральное выступление. Привлечь помощь родителей;
· Отобрать совместно с классным руководителем из найденного материала нужныйи подготовить выступление на празднике;
· Вставить в буклет-приглашение лучшие работы учащихся по теме «Масленица»;
· На группе продленного дня выучить песню-пляску «А я по лугу».
1.3.Оформление результатов.
В течение двух недель было распределено время для помощи групп классным руководителем.
1 группа – подготовлено выступление и презентация «Масленичная неделя»;
2 группа – подготовлено выступление и презентация «История Масленицы»;
3 группа – подготовили пословицы, поговорки, прозвища Масленицы и вывесили в классном уголке, провели с ребятами народные игры;
4 группа – сшили «трёхножку», изготовили куклы – Петрушку и Доктора, подготовили выступление;
5 группа – подготовили театрализованное выступление «Встреча Масленицы»;
6 группа – создали буклет – приглашение для родителей и гостей.
Для проведения праздника были привлечены родители. Помощь родителей: привели в порядок русские народные костюмы;подготовиливопросы для проверки знаний детей; подготовили выступление о Великом Посте; сшили ширму «Трёхножку»; напекли на праздник блины.
Итог проектной деятельности «Масленица» проходил в школьном музее «Быт и культура русского народа» в присутствии родителей и приглашенных гостей.
Ход занятия.
1 этап –организация класса.
Учащиеся входят в класс под музыку.
2 этап – активизация знаний, сообщение темы и задач.
(Рассказ учителя идёт одновременно с презентацией, иллюстрирующей его выступление)
-Хозяйка зимы, Марена, неохотно уступает своё владычество Ладе-матушке, плодородице. Ещё не все морозы оттрещали, не все вьюги отвеяли, но день становится заметно длиннее, а в воздухе уже пахнет весной. Масленица – это древний языческий праздник прощания с зимой и зазывания живительных сил природы – богини Живы и Ярилы-солнца, чтобы они помогали удачно посеять, чтобы уродились хлеба, травы, плоды; чтобы здоровым был скот.
-Масленица – самый весёлый и раздольный праздник – несёт атмосферу предельной раскрепощённости, всеобщей радости и веселья. Поэтому сил, энергии, задора хватает на всё. Масленицу стараются встречать и особенно провожать достойно. Русская пословица гласит: «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить». Не принимать участия в празднике – значит жить в беде горькой.
Вот и мы сегодня празднуем широкую масленицу.И покажемнаши знания. Ребята нашего класса во время подготовки к празднику разделились на группы. И сегодня мы с родителями сможем их оценить.
3 этап – основная часть.
3.1.Выступление учащихся о традициях недельного празднования Масленицы с презентацией, выполненной учащимися.
-Давайте вспомним, как на Руси назывался каждый день праздника. Какие обряды и народные игры ему соответствовали.
Презентация «масленичная неделя». Выступление учащихся.
ПОНЕДЕЛЬНИК — Встреча Масленицы
В понедельник русский народ справлял встречу Чистой Масленицы — широкой боярыни.
В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, и звать Масленицу.
К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину — жить в горькой беде.

С понедельника начинали печь блины.
В старину первый блин клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: «честные наши родители, вот для вашей души блинок».
Опару для блинов готовили с особыми обрядами. Часто её готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: «месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару». Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми.

ВТОРНИК — Заигрыши
Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы.
На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься на горах, поесть блинов.
В богатых домах к этому дню строили во дворах домов горки, а от дома к дому ходили «позыватки» — люди, которые приглашали друзей к себе в гости.Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

СРЕДА — Лакомка
На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных.
А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался.
Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «хоть с себя все заложи, но Масленицу проводи!»
Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет».

ЧЕТВЕРГ — широкий четверток
В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали скомороха , который веселил народ, вслед за ним с песнямии плясками шёл народ.
А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: «Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!», выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

ПЯТНИЦА — Тёщины вечерни
Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости!
Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.
Зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных «позываток».
Поэтому и говорили, что «у тещи зятек — любимый сынок».

СУББОТА — Золовкины посиделки
В субботу, на золовкины посиделкимолодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Невестка должна была одарить своих золовок подарками.

ВОСКРЕСЕНЬЕ — Прощёный день — последний день Масленицы
В воскресенье сжигали чучело Масленицы, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай».
Этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды.
Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

3.2. Театрализованное выступление учащихся «Встреча Масленицы»
-Давайте и мы праздновать Масленицу
Выходят скоморохи:
Ероха: Судари и сударыни!
Петюня:Люди добрые, красны девицы, Добры молодцы, старцы почтенные!
Оба:Зовем гостей со всех волостей-
Кумовьев, зятей, девок, парней,
Свекров и свекровушек, кумушек, золовушек,
Тещу и тестя — зовем всех вместе!
-Петь до надсады, плясать до упаду!
Повстречаем Масленицу хорошенько –
сыром, маслом, калачом ипеченым яйцом!
- Рано утром выходил на улицу ребёнок и начинал зазывать Масленицу в гости.
Ученик: «Звал, позывал чистый семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».
Скоморохи: К нам Масленица едет!
Появляется «поезд»: 3 мальчика – лошадки под дугой, От дуги 3 ленты. Их держат 3 девочки. Сзади мальчик на палке несёт куклу-масленицу. «Поезд» едет по кругу.
Дети поют: ЕдетМасленица дорогая,
Наша гостюшка годовая.
На саночках расписных,
На кониках вороных!
Живёт Масленица семь деньков,
Оставайся масленица семь годков!
Дети приветствуют Масленицу:
-Дорогая наша гостья, Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Все: Здравствуй!
-Дуня белая, Дуня румяная!
Коса длинная, триаршинная!
Все: Здравствуй!
-Брови чёрные, наведенные,
Шуба синяя, платки красные!
Все:Здравствуй!
3.3.Масленичные игры и забавы.
- Всю неделю Масленицы идёт веселье: кто с гор катается, кто на санях едет, а кто песни поёт да танцует. И мы с вами вспомним весёлую пляску-игру «А я по лугу»
А я по лугу Мне комар ножку
Я по лугу гуляла. Комар ножку отдавил.
А с комариком Все суставчики
С комариком плясала. Суставчики раздробил.
(Каждая строчка повторяется 2 раза.)
Скоморошьи забавы с ложками:
В каждой команде все выстраиваются друг за другом. По сигналу передают ложки, но не из рук в руки, а опуская их за шиворот. Побеждает та команда, у которой ложка окажется быстрее в руках у крайнего.
Скоморошьи забавы со шнуром:
Двое из разных команд берут с разных концов шнур с отмеченной серединой. По сигналу они начинают наматывать шнур себе на талию. Побеждает тот, кто сумеет быстрее добраться до середины шнура.
Скоморошьи забавы «Петушки», перетягивание каната.
3.4.Командные конкурсы.
(Продолжение презентации. Картины Кустодьева, Сурикова)
- Масленица была воспета в творчестве великих русских художников. Посмотрите на прекрасные полотна Кустодьева.На них изображена Масленица в городе –широкая, разгульная. Великий русский художник Суриков посвятил Масленице картину «Взятие снежного городка». Во время Масленицы не только дети, но и взрослые вовсю веселились.С понедельника по среду строили снежные крепости, заготавливали снежки. В четверг или воскресенье все юноши участвовали в весёлой забаве. Стороны шли стенка на стенку. Выигрывала команда взявшая городок штурмом.
Мы с вами снежками кидаться не будем, но проверим ваши знанияи посмотрим, какая команда победит. Но вначале выберем жюри из родителей.
1 конкурс за минуту со своей стороны доскикоманда пишет мелом прозвища Масленицы.
2 конкурс – стенка на стенку – команды называют пословицы и поговорки о масленице.
3.5.Выступление-презентация «Первый блин комам»
- Молодцы команды! Но я ждала, кто же из ребят назовёт самую старинную поговорку. Эта поговорка была известна в 8-9 веке.
(Учащиеся пытаются угадать. «Первый блин комам» )
- Скажите мне, а почему говорят «Первый блин комам»?
(ответы учеников и родителей: первый блинчасто подгорает)
-Тогда посмотрите на экран. Вас ничего не смущает в этой поговорке?
(она написана с ошибкой)
-Оказывается, здесь никакой ошибки нет! А вот почему так говорят, мы узнаем из сообщения второй группы.
Выступление-презентация «Первый блин комам»
До принятия христианства на Руси люди праздновали языческий праздник — Комоедицу — день весеннего равноденствия, после которого день начинал становиться длиннее ночи. Ярило-солнце в это время растапливает снега, весенней силой пробуждается природа. Комоедица — празднование начала Нового года по древнеславянскому солнечному календарю.
2-недельный языческий праздник Комоедицы начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после.
Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников .Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили «блинные жертвы» великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда — «первый блин комам», т.е. медведям).

Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто (IX век), стали печь блины.
Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.


В XVI веке Масленица была принята Церковью взамен древней славянской Комоедицы.
Так как прежняя языческая Комоедица попадала на Великий пост, когда праздники и веселье церковью запрещены, Церковь сдвинула праздник от дня весеннего равноденствия почти на месяц к началу года отведя ему неделю перед Великим постом. Новый церковный праздник стал называться «сырной» или «мясопустной седмицей» (неделей).
В «сырную седмицу» запрещается есть мясо, но можно есть сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу. От этих продуктов праздник вскоре приобрел своё второе народное название – Масленица
-Почему говорили: первый блин комам?Кому теперь идёт первый блин? Как назывался этотязыческий праздник до Масленицы? В какое время он праздновался? Мы говорим «языческий», а что обозначает это слово?
3.6. Песенное выступление, угощение блинами
Учитель Как у нас на Руси Мы давно блинов не ели.
В этот день блины пекли. Мы блиночков захотели.
Зиму провожали, На поднос блины кладите
Весну встречали. Да к порогу поднесите.
(Дети поют песню «Блины». Во время песни девочка на подносе выносит блины и угощает гостей.)
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Припев: Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои!
У кума была сестрица
Печь блины-то мастерица!
Припев.
Напекла она поесть,
Сотни две, наверно, есть.
Припев.
На поднос блины кладёт
И сама гостям несёт.
Припев.
Гости, будьте же здоровы!
Вот блины мои готовы.
Припев
3.7.Задания родителей о знании о родственных отношениях, загадки
- Молодцы ребята. Ваши родители тоже захотели проверить ваши знания. Всё вы знаете или нет?
Вопросы родителей:
-В среду на «Лакомку» тёщи принимали зятьёв на блины. Кто такой зять?
- В пятницу уже зятья угощали тещу. А кто такая тёща?
- В субботу «Золовкины посиделки». Кто такая золовка?
Загадки. Итоги.
3.8.Театрализованное выступление «Театр – скоморошина»(трёхножка)
- Ребята, кто начинал наше выступление? (скоморохи) Что ещё делали скоморохи на праздниках? Оказывается, все ждали скоморохов, потому что они показывали кукольное представление. Ребята одной из групп подготовили театрализованное выступление. Давайте их пригласим.
Появляется «трёхножка» — круглая ширма с тремя ногами, в которую входят двое ребят. Ребята всовывают в среднюю штанину ближайшие друг к другу ноги. Идут, ставя вперёд сначала общую среднюю ногу, а потом крайние.
- Понравилась трёхножка? В такой или более простой круглой ширме скоморохи показывали кукольное представление. Главный герой был Петрушка. Сейчас вы увидите представление о Петрушке и Докторе.
(фото скоморошьего представления на слайде)
(ученики показывают кукольное представление)
-Вам понравилось? Давайте поаплодируем ребятам!
4 этап – подведение итогов
- Наступило воскресенье, пришла пора прощаться с масленицей. В этот день просят прощение у родных и друзей. Обращаются друг к другу со словами: «Прости меня, пожалуйста, буде в чём виноват перед тобою». Прощение заключается поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. Давайте попросим друг у друга и у родителей прощения.
Настала пора прощаться с Масленицей.
Дети поют:
Ты прощай, прощай, Ты пришла с добром, А сегодня в воскресенье
Наша Масленица. С сыром, маслом и яйцом, Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай Со блинами, с пирогами Ты прощай, прощай
Наша широкая. Да с оладьями. Наша Масленица.
Ты не в среду то пришла Блины масленые,
И не в пятницу, Шаньги мазаные.
Ты пришла в воскресенье Мы катаемся с горы
Всю неделюшку веселье. От зари и до зари!
- Попрощались мы с Масленицей, пришла пора подвести итоги нашей работы. Мы готовилиськ этому дню три недели. Вам понравилось? Какую команду вы хотели бы особо отметить и почему? (отвечают дети и родители) Кто для вас был помощником в подготовке к празднику? За что мы можем поблагодарить родителей? Спасибо ребята за прекрасный праздник! Но он не кончился. Ваши родители подготовили для нас вкусный подарок.
(Все идут пить чай с блинами)
На данном этапе мы говорили о последнем дне Масленицы – Прощенном воскресенье, его смысле и значении. Дети просили прощение друг у друга, у родителей, учителей. Мама ученицы рассказала о Великом Посте, его значении. Были подведены итоги работы групп – все заслужилипохвалу. Учащиеся поблагодарили родителей за помощь. Родители пригласили ребят и гостей на масленичное угощение.

Файлы: Масленица.pptx
Размер файла: 2511620 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология