Автор конспекта:
Автор(ы): — Прохоркина Е. А.

Место работы, должность: — МОУ Старохмелевская СОШ, Мичуринский район. Учитель ОБЖ

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности
Предмет(ы): — Экология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — конспект урока для 9 класса

Тема урока: « Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека».

Цель урока: сформировать целое представление об экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы.

Задачи урока:
 рассмотреть вопросы загрязнения атмосферы, почв, природных вод;
 знать правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания людей;
 уметь использовать в работе полученные знания и делать выводы;
 развивать чувство причастности к решению экологических проблем, чувство ответственности гражданина за судьбу своей малой и большой Родины.

Оборудование урока: учебники, тетради, карточки, мультимедийный проектор.

Ход урока:
1. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Садитесь.
— Сегодня на уроке мы будем решать с вами серьёзные проблемы.

2. Сообщение темы и целей урока
Тот, кто не делает добро,
когда имеет возможность делать его, будет страдать сам.

— Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на вопрос: «Экологическое равновесие – это важно или нет?».
— Мы узнаем, в чём конкретно проявляется природное равновесие и обобщим наши знания, какое влияние оказывает человек на природу.

3. Повторение пройденного материала
— Давайте с вами вспомним, что изучает наука экология? (связь между живыми существами и окружающей средой).
 Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
 Экология – наука о среде обитания.

— А что такое экосистема?
Экосистема – это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом.
 Экологическая катастрофа — это быстро происходящая цепь событий, приводящих к трудно обратимым или необратимым процессам в окружающей природной среде, делающих невозможным ведение хозяйства любого типа, определяющих опасность тяжёлых заболеваний, или даже смерть людей

— Я раздала вам на парты листы с кроссвордом. Заполните кроссворд а затем мы его проверим.

1. Весь мир, в котором мы живем? (Природа)
2. Как на земле называется существо, обладающее сознанием и разумом? (Человек) .
3. Как называют природу, включающую в себя солнце, воздух, воду, камни? (Неживая)
4. Какие живые организмы способны, поглощая углекислый газ, вырабатывать кислород? (Растения)
5. Как одним словом можно назвать насекомых, зверей, птиц, змей и лягушек? (Животные)
6. Как называют природу, объединяющую растения, грибы, животных и человека? (Живая)

— Мы с вами разгадали кроссворд, а теперь подумайте и скажите, как связаны между собой человек и природа?
— Всё в природе взаимосвязано – животные и растения, растения и человек, человек и животные, живая и неживая природа. Ничто не существует обособлено, все компоненты природы тесно взаимосвязаны между собой, влияют и зависят друг от друга. Поэтому и говорят, что в природе существует «равновесие».

4. Изучение новой темы
— Что же такое равновесие?
— В словаре Ожегова даётся такое определение равновесия.

Равновесие – это устойчивое соотношение между чем либо.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ — в природе, относительная устойчивость видового состава живых организмов, их численности, продуктивности, распределения в пространстве, а также сезонных изменений, биотического круговорота веществ и др. биол. процессов в любых природных сообществах.…

— Мы с вами узнали, что в природе существует экологическое равновесие. Но почему, же в настоящее время так много и так часто говорят о том, что природное равновесие нарушается? Кто стал виновником этого?

— Приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия.

Например: уничтожение хищных птиц приведет к тому, что увеличится количество грызунов. А если увеличится численность грызунов, то пострадают растения. Истребление хищников из числа птиц приведет к увеличению численности насекомоядных птиц.

— Но есть и другие причины, которые ведут к нарушению природного равновесия (загрязнения, деятельность человека, вырубка лесов, осушение водоёмов).

— Давайте с вами решим такую задачку.

Экологическая задача.
Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо на одного человека. В городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько деревьев должно быть, чтобы обеспечить город кислородом в 900 000 человек?

— Есть у русского народа пословица «Как аукнется, так и откликнется».

— Это очень подходит к нашему сегодняшнему уроку. Если по вине людей нарушается экологическое равновесие, это оборачивается против самих людей. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой.

— А сейчас мы с вами рассмотрим, к чему могут привести загрязнение биосферы, воды, почв, атмосферы и как это влияет на экологическое равновесие.

— И первое что мы с вами рассмотрим – это биосфера и человек.

— Что такое биосфера?
 Биосфера (от греч. bios — жизнь и сфера), область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему.

Далее слайд «загрязнение биосферы. Виды загрязнений».
 Ингредиентное загрязнение (поступление в биосферу чуждых ей элементов: газообразные, жидкие, твёрдые)
 Энергетическое загрязнение (шумовое, тепловое, световое, радиационное, электромагнитное)
 Деструкционное загрязнение (вырубка лесов, эрозия почв, осушение земель, урбанизация и другое)
 Биоценотическое загрязнение – воздействие на состав, структуру популяций живых организмов

— Какое влияние оказывает человек на биосферу?
— Загрязнение биосферы может привести к необратимым последствиям и такому даже страшному явлению для человека и для всего живого – это мутагенезу, в результате чего могут рождаться уроды и у животных и у людей.

Мутагенез (от мутации и …генез), процесс возникновения в организме наследственных изменений — мутаций.

— А что такое атмосфера?
— К чему может привести загрязнение атмосферы? (изменение климата, негативное влияние на здоровье человека, различные злокачественные новообразования, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя).

— Следующий вопрос который мы с вами рассмотрим – это загрязнения почв.
— Что такое почва?
Почва — верхний слой литосферы, обладающий особым свойством — плодородием. Она является результатом преобразования поверхностных слоев литосферы совместным воздействием воды, воздуха и организмов.

— Какие источники загрязнения почв вы знаете?
 В результате неразумной хозяйственной деятельности человека уничтожается плодородный слой почвы, она загрязняется и изменяется ее состав.
 Из-за ветровой и водной эрозии, засоления и других подобных причин в мире ежегодно теряется 5-7 млн. га пашен. Только ускоренная эрозия почв за последнее столетие на планете повлекла за собой потерю 2 млрд. га плодородных земель

 Кроме промышленности и сельского хозяйства, источниками загрязнения почвы являются:
 жилые дома
 бытовые предприятия
 бытовой мусор
 пищевые отходы
 фекалии
 строительный мусор
 пришедшие в негодность предметы домашнего обихода
 мусор, выбрасываемый общественными учреждениями: больницами, школами, магазинами.

— Как эти загрязнения могут сказаться на человеке?
— Загрязнение почв ведёт к таким последствиям, как уничтожение больших гектаров плодородной земли, изменение её состава, а радиоактивные изотопы могут попасть в ткани живых организмов, в результате чего происходит развитие различных болезней.

— И последний вопрос который мы с вами рассмотрим – это загрязнение природных вод.
— Какую роль играет вода в жизни человека?

 Известно:
 вода – самое распространенное неорганическое соединение на Земле. Вода является основой всех жизненных процессов, источником кислорода в главном энергетическом процессе на Земле – фотосинтезе.
 Состоят из воды:
-растения на 90%
-животные на 75%.
 Потеря живыми организмами 10 – 20% воды приводит к их гибели.

— К чему может привести загрязнение вод?
— Какие меры предпринимают по охране вод?

 Сбережение и более эффективное использование;
 Очистка сточных вод;
 Создание водоохранных зон, прилегающих к акваторию;
 Посадка в прибрежной полосе рек древесно – кустарниковой растительности;
 Применение технологических процессов, водооборотных циклов;
 Разработка новых производственных процессов и оборудования, обеспечивающих максимальную утилизацию и обеззараживание промышленных отходов.

5. Закрепление нового материла и подведение итогов урока

— Давайте же вспомним, что такое экологическое равновесие?
— К каким проблемам может привести нарушение экологического равновесия?
— Как можно предотвратить процесс нарушения экологического равновесия?
— И давайте с вами ответим на главный вопрос, который мы поставили в начале урока.
— Экологическое равновесие – это важно или нет?

6. Домашнее задание и выставление оценок

Д/З: найти статьи в газетах или интернете о нарушении экологического равновесия и на основе этого материла сделать листовку с призывом сохранения окружающей среды.


Файлы: загрязнение почв.doc
Размер файла: 2056704 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

Домен intermashtools.ru: купить в магазине доменных имен Рег.ру