Автор конспекта:
Автор(ы): — Старостина Марина Викторовна
Место работы, должность: — МБОУ «Анастасовская СОШ» учитель географии
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
Сформировать представление о населении материка: народах, размещении, плотности.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 12
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник: В.А.Коринская, И.В.Дущина, В.А.Щенёв. География материков и океанов.- М.: Просвещение, 2008 г.
Используемая методическая литература: —
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. — М.: "ВАКО", 2006 г. — 288 с.
Используемое оборудование: —
Компьютер, проектор для показа презентации. Карта "Политическая карта Южной Америки"
Используемые ЦОР: —
Презентация
Краткое описание: — Групповая работа. Заполнение таблицы с помощью создания экспертных групп. Заполнение схемы "Межрасовое смешение народов". Работа с картами атласа и статистическим материалом.
ХОД УРОКА
Здравствуйте! Сегодня мы с вами будем работать в группах и продолжим изучать Южную Америку.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями формирования населения Южной Америки. Будем учиться читать карту и находить нужную информацию. Работать со статистическим материалом.
А эпиграфом нашего урока будут строки из стихотворения:
Южная Америка – чудесная страна!
Была бы я волшебником,
Поехала б туда.
Класс разделён на 3 группы по желанию. На столе лежат листочки цветной бумаги и раздаточный материал с таблицами.
Археологические раскопки на территории Южной Америки позволяют предположить, что первые люди на территории матерка появились 15-17 тыс. лет назад. Это были предки современных индейцев из Северной Америки, которую ещё раньше, примерно 25 тыс. лет назад, стали заселять выходцы из Азии, перешедшие по сухопутному мосту через Берингов пролив, соединявший Евразию и Северную Америку. Древние племена, основавшиеся на материке, находились на низком уровне развития.
Сейчас численность населения Южной Америки составляет почти 320 миллионов человек и 78 % приходится на долю городского населения.
Таблица: «Народы материка, лежавшие в основе формирования современных народов».
№
п\п
народы
особенности
Коренные
народы
Народы
пришедшие
добровольно
Народы
привезённые
принудительно
1
Название народов
2
К какой расе относятся
3
Время заселения
4
На какой территории проживают
5
Чем занимаются
6
Отношение к другим народам
7
Уровень развития
Коренные народы Южной Америки
К коренным народам Южной Америки являются индейцы. Индейцы относятся к монголоидной расе, т.к. они являются потомками народов пришедших сюда с Азии через Берингов пролив. Они вели бродячий образ жизни и занимались в основном охотой, рыболовством и собирательством. Не имея связей с народами других материков, на протяжении длительного исторического времени народы Южной Америки создали своеобразную культуру. 7 тысяч лет назад на материке зародилось земледелие. В I веке н.э. возникли первые древнейшие индейские государства – Мочика и Ткаунака. В XV – XVI вв. до прихода европейцев сложилось крупное индейское государство – империя инков, включавшее в себя территорию современной Боливии, Чили, Аргентины, Перу и Эквадора.Колумб писал в 1492 году из Америки королю и королеве Испании: «Я присягаю Вашим Величествам, что в целом мире нет лучшего народа. Они любят своих соседей, как самих себя». Во время своего второго плавания Колумб обложил налогом более миллиона жителей острова Эспаньола. Дальнейшие действия испанцев привели к тому, что через 20 лет на острове осталось 15 тыс. туземцев, ещё через 30 лет коренное население было уничтожено.
До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индейские народы. Они стояли на разных ступенях развития. Одни из них жили первобытнообщинным строем, занимались охотой рыболовством, собирательством. Другие находились на весьма высокой ступени общественного развития, о чем свидетельствовала империя инков в Андах, население которой знало ремёсла, земледелие. Европейская и, прежде всего, испанская колонизация, начавшаяся в начале XIVвека, быстро привела к большим изменениям антропогенного и этнического облика континента, значительная часть индейцев была истреблена, либо погибла в результате жесткой эксплуатации завезённых колонизаторами болезней. В настоящее время индейцы есть почти во всех странах континента, но в большинстве из них (кроме Перу. Боливии и Эквадора) они составляют лишь небольшой процент населения.
Народы, пришедшие добровольно
С открытием новых земель Христофором Колумбом в 1492 году (15-16 веках) в Южную Америку хлынули испанцы и португальцы, народы европеоидной расы. Европейская и, прежде всего испанская колонизация, начавшаяся в 16 веке, быстро привела к большому изменению этнического облика континента.Они захватывали плодородные земли, уничтожая коренных жителей – сгоняя их в резервации, убивали и морили голодом, чувствуя себя хозяевами на чужой земле. Уровень развития европейского населения на тот период был достаточно высок. На захваченных землях европейцы создавали кофейные плантации, разводили крупнорогатый скот. Для работы на плантациях в 16 веке начинается ввоз негров — рабов из Африки.
Потомки европейцев проживают в странах, расположенных в основном на равнинах – Бразилия, Аргентина, Боливия, Парагвай.
Народы, привезённые принудительно
Сокращение численности индейцев заставило колонизаторов уже в XIVвеке для работы на плантациях вывозить миллионы негров – рабов. Негры относятся к негроидной расе и являются выходцами из Африки. Негры трудолюбивые люди, находившиеся на слабой ступени развития, доброжелательные. Относились к народам дружелюбно до тех пор, пока их не стали уничтожать и продавать в рабство. Тогда они стали защищать себя. Они работали на плантациях европейского населения или были прислугами. Негры расселились по всей территории материка, особенно много в тех районах, где имеются плантации. Это обширные равнинные территории пампы, патагонии, кампоса и льяноса. В настоящее время их можно встретить во всех странах Южной Америки.
Каждый член группы берёт карточку определенного цвета. По цветам образуется экспертная группа. КРАСНЫЙ — коренные народы Южной Америки; БЕЛЫЙ – народы, пришедшие добровольно; КОРИЧНЕВЫЙ – народы, привезённые принудительно.
Каждая группа проводит описание одного из народов. Заполняет таблицу. Таблица имеет одинаковое содержание. Затем возвращаются в свои прежние группы и рассказывают внутри группы каждая о своём народе, заполняя таблицу.
ВОПРОСЫ:
Какие расы представлены на материке?
Рассказ учителя об инках
Как вы думаете, взаимосвязан ли образ жизни народов с уровнем их развития?
Как вы думаете, что произошло с населением за последние пять веков?
Физкультминутка
Уже в колониальный период происходило межрасовое смешение народов, которые жили на одной территории, поэтому они быстро ассимилировались друг с другом, вступая в смешанные браки. Но потомки смешанных баков имеют переходные, смешанные внешние черты, поэтому не являются представителями основных рас.
Заполним кластер по теме: Межрасовое смешение.
Выберем ключевое слово. Население.
отвечаем на вопросы и заполняем кластер
\индейцы, негры, европейцы\
3. Плотность населения, этнический состав и политическая карта.
Каждая группа получает своё задание.
1 группа. Пользуясь картой народов стр. 12-13 атласа, определите какие народы проживают в Южной Америки в настоящее время. К каким языковым группам они относятся?
народы
Языковая семья
Карибы
Бразильцы
Араваки
Перуанцы
Кечуа
Венесуэльцы
Чилийцы
Аргентинцы
Вывод:
Итак в тетради запишем:
В Южной Америке проживают бразильцы, карибы, чилийцы, аргентинцы, кечуа и др. Народы принадлежат в основном к двум языковым семьям: Андская и романская.
2 группа. Пользуясь картой плотности населения стр. 12-13 атласа, определите районы с высокой и низкой плотностью населения. Назовите факторы, влияющие на неравномерное размещение по территории.
Вывод:
3 группа. Пользуясь картой атласа на стр. 21. Определите занятия населения Южной Америки.
Задание в презентации.
Файлы: Сотрудничество Стекленёва.doc
Размер файла: 162304 байт.