Автор конспекта:
Автор(ы): — Трусова Марина Ивановна

Место работы, должность: — МБОУ Пичаевская СОШ, учитель истории

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

1) Познакомить с ходом монгольского нашествия на Русь;

2) Определить особенности военных успехов монголо-татар;

3) Определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя;

4) Сделать вывод о последствии вторжении монголов.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемая методическая литература: —

1. Гумелев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. –М.; Дрофа,1989

2. Рыбянов Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв.-М.;Наука, 1992

3. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XXвека –М.; Дрофа, 2001

4. Школьная энциклопедия. История России. 13-15 вв. М., ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

Краткое описание: — познакомиться с нашествием монголо-татар на Русь, определить причины поражения русских княжеств, сделать вывод о последствиях вторжения монголов. Так как мы не являемся очевидцами нашествия монголо-татар на Русь ,изучение данной темы предлагаю провести с опорой на источники.

Конспект учебного занятия по истории России с древнейших времен до конца XVI века с использованием ИКТ.

Район: Пичаевский

ОУ: МБОУ «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Учитель: Трусова Марина Ивановна

Класс: 6

Тема учебного занятия: Нашествие с Востока

Данный урок является четвертым уроком в теме «Политическая раздробленность на Руси».

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Тип учебного занятия: Изучение нового материала.

Форма учебного занятия: классно-урочная

Цели учебного занятия:

· Образовательные:

1) Познакомить с ходом монгольского нашествия на Русь;

2) Определить особенности военных успехов монголо-татар;

3) Определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя;

4) Сделать вывод о последствии вторжении монголов.

· Развивающие:

1) Развивать навыки работы с текстом учебника, определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

2) Развивать навыки анализа документов XIЇI века с учетом специфики того времени, навыки использования литературных произведений того времени в качестве исторических источников.

3) Развивать умения высказывать и доказывать свои утверждения, навыков устной речи.

4) Развивать интереса школьников к изучению истории.

· Воспитывающие:

1) Воспитывать чувства патриотизма и гордости за подвиги своих предков;

2) Содействовать рациональной организации труда;

3) Воспитывать уважение к мнению одноклассников и умение слушать другого;

4) Формировать у учащихся положительный мотив учения.

Межпредметная связь: обществознание

Оборудование:

Компьютер, локальная сеть.

· Мультимедийный проектор.

· Карта успеваемости

· Исторические карты : “Феодальная раздробленность Руси в XII – первой половине XIII в” и “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”.

· Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVΙ в.». М.:«Просвещение», 2009

· Рабочая тетрадь к учебнику: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVΙ в.».

Дидактические материалы:

· Мультимедиа-презентация урока в PowerPoint.

· Тексты документов XIIIвека, литературных произведений.

· Тест

Использованная литература:

1. Гумелев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. –М.; Дрофа,1989

2. Рыбянов Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв.-М.;Наука, 1992

3. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XXвека –М.; Дрофа, 2001

4. Школьная энциклопедия. История России. 13-15 вв. М., ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

Использованные ресурсы:

http://xix-vek.ru (История России с древнейших времен до конца 16 века. Письменные, статистические и графические источники.)

Подготовка к уроку.

Класс делится на 2-3 группы:

Каждая группа получает задания, которые они выполняют в течение урока, затем обмениваются выводами, мнениями.

У каждого ученика есть «карта успеваемости ученика», куда он заносит все свои баллы, полученные в течении урока, которые в конце урока превращаются в отметки: 10 и более баллов – «отлично»; от 5 до 9 баллов – «хорошо»; менее 5 баллов – «удовлетворительно».

На доске:

Даты:

1. 1237-1240 -завоевание монголами Руси

2. 1237- завоевание Рязанской земли

3. февраль 1238 -разгром Владимирского княжества

4. март1238 -поход Батыя на Великий Новгород

5. март1238 -оборона г. Козельска

6. 1239–1242- второй поход Батыя на Русь

7. 1240 -завоевание г. Киева

8. весна 1241 г.-поход Батыя в Европу

Имена князей и воевод , защищавших города.
Юрий Игоревич- рязанский князь.
Федор Юрьевич–сын Юрия рязанского.
Филипп Нянька– воевода московский.
Юрий Всеволодович– великий владимирский князь
Петр Ослядюкович–воевода владимирский.
Дмитрий – воевода киевский.

Ход учебного занятия.

1 Этап

учебного

занятия

Время

1 мин.

Организационный момент

Слайд № 1.Тема урока: Нашествие с Востока

1.Организационный момент

Деятельность учителя

Настраивает учеников на урок. Проверяет посещаемость.

Основной вопрос урока: познакомиться с нашествием монголо-татар на Русь, определить причины поражения русских княжеств, сделать вывод о последствиях вторжения монголов.

Так как мы не являемся очевидцами нашествия монголо-татар на Русь ,изучение данной темы предлагаю провести с опорой на источники.

Если бы вы были жили на Руси в 13 веке , чтобы вы сделали для того ,чтобы не допустить разорение русских земель?

2 Этап

учебного

занятия

Время

30 мин.

2.Изучение новой темы

III. этап учебного занятия

Рефлексия

IV этап учебного занятия

4.Домашнее

задание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1223 г.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

25.03. 1238 г.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

1242г.

Деятельность учащихся

Время

12 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

2 мин

Деятельность учителя

1.Координирует действия учащихся.

1) Получают задания , работают в группах с историческими документами, по тексту учебника

Время 15 минут

2) Отвечают на задания, делают выводы.

Время 15 минут

Сегодня мы познакомимся с темой: «Нашествие с востока».

Это событие далекого прошлого. Что поможет нам оказать помощь в изучении данной темы?

Так как мы не являемся современниками данных событий , то в изучении темы нам помогут источники (письменные документы ,сохранившиеся до наших дней памятники прошлого.)

Сравните карты: “Феодальная раздробленность Руси в XII – первой половине XIII в” и “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”. Что вы можете отметить?

v раздробленность государства на княжества

v наступление на Русь кочевников

По ходу рассказа учитель демонстрирует слайды презентации урока. (Слайды №1-2)

Весть о страшном нашествии с востока пришла на Русь от половцев. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в 13 в. – монголы или татары? Выяснилось, что монголы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами».

Выявляется факт, что в XIII веке начинается вторжение иноземных захватчиков монголо-татар на Русь с востока

Что вы можете сказать о монголо-татарах?

(организуется работа с историческими источниками и презентацией — слайды №3-6)

Задание 1 группе:

1.Охарактеризовать занятия, быт и общественный строй монголо-татар до начала завоеваний. Назвать родину монгольских племен. Документы 1,2,3. ( см.Приложение 1 )

(с целью экономии времени группу необходимо разделить на подгруппы по 3-4 человека)

Задание 2 группе:

1. Каким было монгольское войско?

2. В чем заключается секрет военных успехов монголов?

Документы : Ян В.Г. «Законы Чингисхана» и « О предводителе монголов» ( см. Приложение 2 )

По ходу рассказа учащиеся демонстрируют слайды презентации урока.

Слайды №6-9

v У русского государства появился опасный сосед.

v Секрет военных успехов монголов заключался в организации ,четкой структура монгольского войска.

Оно имело:

♦ единое командование.

♦ жесточайшую дисциплину

♦ коллективную ответственность за поведение в бою

♦ особые приемы боя (ложное отступление) .

Что было главным в жизни монголо-татар?

Каковы были основные причины завоевательных походов? (Документ1 – текст № 1, текст№2. ) –Приложение 3

карта “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в” . Слайды №10 -15

Причины завоевательных походов:

v Темучжину удалось подчинить все племена , что сделало его могучим (уверенным в своих силах)

v Основу его хозяйства составляло скотоводство- это заставляло монголо-татар передвигаться в поисках новых пастбищ

v Наличие многочисленной армии, которая должна была сама себя содержать.

v Стремление знати к обогащению.

v Желание покорить всю Европу

Заслушаем сообщения о наиболее важных сражениях в период нашествия монголо-татар , в ходе которых монголо-татары смогли завоевать огромную территорию.

Постановка проблемного задания : Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию Руси, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

(ответ записать в сравнительной таблице)

Первая встреча русских войск с монголо-татарскими завоевателями произошла на р. Калка в 1223 г. Русь к этому времени была раздроблена на множество княжеств.

Сообщение (Битва на Калке) Слайды №16-18 (см.Приложение 4)

Слайды №19-20 Битва на Калке сделала Русь врагом монголов. Совет монгольских ханов – сыновей и внуков Чингисхана принял решение наказать Русь. В 1237году на Русь отправилось монгольское войско во главе с ханом Батыем. Монголы воспользовались политической раздробленностью Руси и разгромили несколько русских княжеств по очереди. Князья не приходили на помощь друг другу. Каждый думал, что монголы разгромят соседей, а его княжество не тронут.

К моменту наступления на Русь монгольская армия насчитывала до 75 тысяч человек. Ни одно русское княжество не имело такого количества воинов.

Сообщение (Вторжение в Рязанскую землю. ) Слайды №21-24 ( см.Приложение 5)

Сообщение (Оборона Владимира) Слайды №25-27 (см. Приложение 6)

Слайд № 28 Карта : «Монгольское нашествие на Русь»

Кровавое колесо нашествия катилось далее. Разгрому подверглись: Суздаль, Ростов, Галич, Ярославль, Тверь, Москва. Но Русь оказалась не легкой добычей для захватчиков. Русские люди проявляли беспримерный героизм, защищая родную землю.

После опустошения Владимира воины Батыя устремились к Новгороду.

Две недели потратил Батый, чтобы овладеть упорно защищавшимся небольшим городом Торжком, он в 100 верстах находился от Новгорода. Жители Торжка запросили помощи. Но богатый и многолюдный Новгород не помог Торжку. Летописец писал: «Тогда каждый о себе пекся и на всех страх был, и все в недоумении были и не устроенные».

Батый мечтал захватить Торжок, чтобы пополнить запасы зерна, которые хранились в его закромах. Взять город с ходу не удалось, город был хорошо укреплен, на его стенах и воротах защитники наморозили ледяной панцирь. Много дней татары били по стенам Торжка, много раз монголы с гиком и шумом бросались на штурм, гоня перед собой в качестве заслона беззащитных русских пленников. И, наконец, через две недели обессиленный Торжок пал. Однако город был в огне, и закрома тоже горели.

В первой половине марта орда вышла на ледовую дорогу озера Селигер и устремилась к Новгороду. Но вдруг в 100 верста от Новгорода войско Батыя остановилось, а потом повернули на юг.

Вопрос для дискуссии:

Почему, когда желанный Новгород был практически рядом, войско ушло в противоположную сторону?

Используя ранние полученные сведения о Новгороде высказывают свои предположения

Батый отказался от наступления на Новгород по ряду причин:

v В Новгороде были профессиональные войска – княжеская дружина.

v Город был хорошо защищен.

v Бои с новгородцами могли затянуться и тогда голодной монгольской армии, пришлось бы считаться с весенней распутицей в случае отступления.

v Боеспособность Батыевых войск к этому времени заметно упала и вероятность поражения под Новгородом могла сорвать выполнение главной задачи завещанной Чингисханом – поход к «последнему морю».

Сообщение (Сражение под Козельском). Слайды №29-30 (см.Приложение 7)

Продолжает знакомить с разорительными походами хана Батыя. Слайды № 31-33

Почему монголо-татарам (в частности хану Батыю ) удалось завоевать такую огромную территорию?

Почему это стало возможным?

Организует самостоятельную работу учащихся :с учебником с.105-106 ;

документом «Несколько слов о состоянии русского войска к моменту нашествия монголо-татар ».

(см. Приложение 8)

Почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому, только под городами Даниловом и Кременцом, укреплёнными каменными стенами, монголы потерпели поражение.

Причины:

v Высокий уровень боевой дисциплины

v Продуманный план Батыя.

v Хитрая тактика , умение владеть оружием и военные приспособления

v Раздробленность русских земель

Особенности монгольского войска: Слайды № 34-37

♦ Жёсткая дисциплина

♦ Строгая подчинённость.

♦ Коллективная ответственность в бою.

♦ Тактика ложного отступления.

♦ Заманивание врага под удар главных сил.

♦ Использование осадной техники.

Лёгкая конница:

Кожаные доспехи, кривая сабля, боевой топор, аркан, копьё, 2 лука.

Тяжёлая конница:

Кони защищены доспехами, всадники облачены в кольчугу, имеют железный шлем. Вооружение усилено длинным копьём, прямым мечом.

Каждый участник похода имел право на военную добычу. Они угоняли в плен мирных жителей, захватывали имущество побежденных.

Завоевать такую огромную территорию монголо-татарам способствовала:

v малочисленность русских дружин

v неспособность княжеских дружин действовать под единым командованием

v низкий уровень вооружения и профессиональной подготовки

v раздробленность Русского государства (постоянно соперничающие между

собой княжества, были не способны оказать сопротивление армаде кочевников).

♦ сравнительная схема «Успехи татаро-монгольских завоевателей» (см. Приложение 10)

Русь была покорена. Монголо-татарское нашествие (подобно бурелому) уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища.

Не все города постигла подобная участь. Не дошли монголо-татары до Новгорода, не решились взять Смоленск. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.

Помимо русских земель войско Батыя разорило Польшу, Венгрию, Чехию.

Однако в 1242 г. дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад.

А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией». Объясните слова поэта.

Исторические источники показали нам мужество и стойкость русских народа в борьбе с иноземными захватчиками. Их ожесточенное сопротивление не позволило воинственным потомкам Чингисхана подчинить себе всю Европу

Монголы оставили после себя разоренную ,обескровленную ,но не сломленную русскую землю!

1.Координирует действия учащихся.

Выполняют тестовые задания (индивидуальные задания в компьютере) (см. Приложение 9)

После выполнения теста, ребята меняются заданиями, проверяют работы и выставляют друг другу оценки.

Ответы:

Вариант 1 1-Б; 2-А; 3-В; 4-Г; 5-Г; 6-Б; 7-В.

Вариант 2 1-А; 2-Б; 3-В; 4-А; 5-В; 6-В; 7-.Г..

Параграф 12. Представьте, что вы были свидетелями монголо-татарского нашествия на Русь. Опишите любое событие (сражение защитников Рязани, Владимира, Козельска, Киева) этого периода времени от первого лица.

Выставляет оценки в журнал

Файлы: Открытый урок приложения +презентация.rar
Размер файла: 5402784 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология