Автор конспекта:
Автор(ы): — Колдарар О.В., Гуменная А.Т.
Место работы, должность: — МОУ СОШ № 4 г. Апатиты
Регион: — Мурманская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Библиотечное дело
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Русский язык
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — интегрированный урок библиографических знаний и русского языка
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Внеклассное мероприятие, интегрированный урок библиографической грамотности и русского языка.
«Наши помощники – информационные справочники».
Тип урока:
Урок – практикум углубления знаний
Учащихся в классе (аудитории):21
Используемая методическая литература:
Практическое пособие библиотечно-библиографические знания – школьникам / гос. респ. дет. б-ка РСФСР. -3-е изд., перераб. и доп.- М.: изд-во «Кн. палата», 1989. -216 с.; брошюра из серии «Библиотека «Первого сентября» — «Библиотека в школе» №2(14)/2007 «Как работать со словарями» (библиотечные игры и уроки для 6-9 классов); приложение к журналу «Школьная библиотека» — Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения / Ястребцова Е.Н.- М.: БМЦ, 2001.
Используемое оборудование:
Выставка справочных изданий «Наши помощники», проектор, компьютеры, экран.
Используемые ЦОР:Презентация "Наши помощники", электронные словари, электронные энциклопедии, тренажеры.
Краткое описание:
Урок дает представление о справочной литературе, формирует цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучает работе с ними в электронном виде.
Интегрированный библиотечный урок библиографической грамотности и русского языка для учащихся 7-х классов
«Наши помощники – информационные справочники».
Цель: учить применять словари и энциклопедии в практической деятельности
Задачи:
Оформление: выставка справочных изданий «Наши помощники».
Ход урока.
1. Постановка проблемы: выступление Почемучки и Знайки
1слайд.
Стоят: Почемучка и Знайка. Знайка листает словарь.
Почемучка: — Послушай, Знайка, нам сегодня домашнюю работу вшколе дали— ужас!— задания по тексту. Вот…
Знайка: — Ну, икак— справилась?
Почемучка: — Еслибы… Я, правда, ходила вбиблиотеку, хотела словарь-помощник найти, дагде там! Ихтам целая полка стоит— поди, выбери… Исинтаксический, ифразеологический, играмматический, и… Ой-ой-ой, как там разберешься— вкакой смотреть надо?
Знайка: — Что жты, Почемучка, раньше всловари-то незаглядывала, чтоли? Тыже всегда столько вопросов задаешь! Азначит, словари должны стать твоими самыми близкими друзьями ипомощниками.
Почемучка: — Я, конечно, заглядывала, Знаечка… Ночаще всего— для того только, чтобы узнать, как надо написать тоили иное слово. Ивсе…
Знайка: — Авот есть люди, которые любят читать словари.
Почемучка: — Скажешь тоже— читать! Чтоже там такого интересного вычитать можно?
Знайка: — Очень даже много интересного, ценного иполезного. Изсловаря можно даже узнать, что такое сам словарь. Неверишь? Пожалуйста! Вот какое определение этого слова янашел
2 слайд
«Словарь— книга, которая содержит список слов с определениями и другими объяснениями или с указаниями на их произношение, с переводом на другие языки»
Знаешь, Почемучка, словарями пользуются нетолько школьники истуденты, нодаже писатели иученые. Тот, кто неленится часто смотреть всловарь, будет говорить иписать правильно.
Почемучка: — Знаечка, атымогбы рассказать мне и ребятам ословарях, а? Мытоже хотим много-много знать— как ты!
Знайка: — Ну, это тыпреувеличиваешь… Яисам ведь только учусь. Авообще-то, узнавать что-то новое всегда интересно! Устраивайтесь поудобнее, слушайте.
Словарей существует великое множество. Все они делятся надве большие группы:
3 слайд
Энциклопедические словари — это словари по всем отраслям знаний,
Лингвистические — это словари по языкам, т.е. по русскому языку и любому другому языку. Словарей по русскому языку множество.
4-6 слайд
Очень важны толковые словари— дает толкование, объяснение слова.
Словарь иностранных слов объясняет значение слов, пришедших к нам из других языков.
Орфографический словарь поможет нам правильно написать слово и правильно произнести слово.
Почемучка: - Значит, если яхочу посмотреть, как правильно написать слово, надо обратиться корфоГРАФИЧЕСКОМУ словарю, аеслиже хочу узнать значение слова, токТОЛКОВОМУ? Так?
Знайка:- Тывсе правильно поняла, Почемучка.
Библиотекарь:
7 слайд
Да Почемучка, ты все правильно поняла. Нам действительно необходимо пользоваться словарями и не только ими, но и другими справочными изданиями. К ним у нас относятся энциклопедии, словари и справочники— это текниги, которые должны быть вкаждом доме, под рукой увсякого культурного человека. Сегодня мы с вами познакомимся с небольшой частью справочной литературы – с лингвистическими словарями и энциклопедиями. Скажи те мне ребята, а если вам необходим какой то словарь, но дома его нет, куда в первую очередь вы будете обращаться? Правильно, в библиотеках храниться большое количество словарей и обратиться к ним можно всегда. Мы с вами вступили в третье тысячелетие и прекрасно знаем, что мир не стоит на одном месте постепенно все изменяется и развивается. То же происходит и с информацией вокруг нас. Библиотеки начинают переименовываться в медиатеки и медиацентры. Где сохраняются традиционные носители информации: книги, учебники, газеты, брошюры, справочная литература, но так же большое значение уделяется и электронным носителям информации. И наша школьная библиотека не исключение, в ней так же есть различные виды электронных носителей информации. И сегодня мы предлагаем вам помочь нашей Почемучке выполнить домашнее задание, при помощи словарей и энциклопедий, но не в их традиционном виде, а при помощи их электронных версий.
Практическая часть, на компьютерах установлены электронные словари: орфографический, словарь иностранных слов и толковый словарь, открыта страница в Интернете – электронная энциклопедия Википедия.
У учащихся на столах лежат рабочие листы, домашняя работа Почемучки. Текст «История переписей» и задания к нему.
2. Поиск и отбор информации
2.1. Работа в электронной энциклопедии (википедия) – восстановить пробелы.
Проверка – чтение текста вслух.
Формулировка задания –Чтобы восстановить пропуски в содержании, нам необходимо обратиться к энциклопедии. Самая популярная в Интернете –Википедия. Обратимся к ней. Перед вами страница с информацией по теме перепись населения в России. Ваша задача восстановить пропуски.
8-10 слайд
2.2. Уточнение значений непонятных слов в толковом словаре.
Самопроверка по слайдам.
6 слайд
Практическое задание на тренажере по алфавиту.
Учитель русского языка: У каждого из вас на компьютере установлен тренажер, откройте его и приступайте к повторению Алфавита.
Формулировка задания – Ознакомившись с текстом, мы с вами встретили ряд неизвестных для нас слов. Используя толковый словарь С.И. Ожегова, объясните их значения.
Демографический (демография) - Наука о составе населения и его изменениях.
Показатели численности, состава, размещения и изменения населения.
Какие демографический данные будут записывать во время переписи? (состав семьи, семейное положение, место рождения)
Экономический — Организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой –нибудь отрасли хозяйственной деятельности
Какие экономические данные будут учтены в переписи? (доходы населения)
Социальный — Общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.
Как вы думаете какие социальные данные необходимо заполнить во время переписи? (образование и т.д.)
2.3.Работа со словарем иностранных слов
Проверка – обсуждение
Формулировка задания – вам предстоит сравнить несравнимое – два разных слова. Обратившись с словарю иностранных слов, ответьте на вопрос – чем различаются их лексические значения (однозначное –многозначное).
Процесс (от. Лат.) – ход какого –либо явления, последовательная смена состояний, стадий развития.
Совокупность последовательных действий для достижения какого – либо результата
Инициатива (от лат., от фр.) – руководящая роль в каких – либо действиях, способность к самостоятельным активным действиям.
11-14 слайд
2.4. Работа с орфографическим словарем
Взаимо проверка – абзацы по слайдам
Формулировка задания – Мы поработали с текстом, но еще не вставили орфограммы. Обратимся к орфографическому словарю.
3. Продукт (выполненная домашняя работа)
15 слайд
Библиотекарь:
Вы сегодня все молодцы, справились с заданиями, надеюсь вам понравилось наше занятие и в дальнейшем вы будете пользоваться справочной литературой не только для подготовки к урокам, но и для саморазвития. Энциклопедические, толковые, орфографические, двуязычные словари и другая справочная литература – это те книги, которые должны быть под рукой у всякого культурного человека.
4. Конкурс на лучшего знатока алфавита.
Формулировка задания – Большинство словарей, на бумажных и электронных носителях, построены по определенному принципу. Назовите его … (по алфавиту). А теперь конкурс!
Определяем лучшего знатока алфавита. Вам необходимо обратиться к тренажеру.
5. Рефлексия.
Заполните анкету.
1.Я научился на уроке пользоваться
2 Я мгу получить
из электронной энциклопедии Википедии сведения о
из толкового словаря сведения о
из словаря иностранных слов сведения о
из орфографического словаря сведения о
История переписей.
Пе́репись населе́ния в России— единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части.
В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й пол. XIII века по инициативемонголов с целью учёта населения для определения размеров дани.
УказомПетра I от26 ноября 1718 г. было положено начало государственнымревизиям , которых было проведено 10 с1719 по1858 годы .
Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на9 февраля 1897 года
Очередная перепись населения России, согласно постановлению правительства, должна быть проведена в октябре2010 года .
История переп_сей.
Переп_сь нас_ления в России — единый процесс _________________, ___________________, ___________________ и _______________ демографических, экономических и социальных данных, относящихся по сост_янию на опред_лённое время ко всем лицам в стране или ч_тко ограниче___ой её части.
В Древней Руси государстве__ые переписи начали проводиться со __________________ по инициативемонголов с целью _____________________________.
УказомПетра I от26 ноября 1718 г. было положено начало ____________________ ______________, которых было проведено десять с1719 по1858 годы .
Первая всеобщая переп_сь нас_ления России была пров_дена _________________________.
Оч_редная переп_сь нас_ления России, согласно постановлению правительства, должна быть пров_дена в _____________________.
1. Заполните пропуски.
2. Объясните значение слов.
Демографический (демография) - ____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экономический – ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальный — __________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А) Из какого языка пришло слово процесс, в каком значении оно употреблено в тексте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Из какого языка пришло слово инициатива, объясните лексическое значение слова.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
В) Чем различаются их лексические значения.
3. Вставьте пропущенные орфограммы.
Файлы: _ppt_20873.ppt
Размер файла: 1310208 байт.