Автор конспекта:
Автор(ы): — Колдарар О.В., Гуменная А.Т.

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 4 г. Апатиты

Регион: — Мурманская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Библиотечное дело
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — интегрированный урок библиографических знаний и русского языка

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Внеклассное мероприятие, интегрированный урок библиографической грамотности и русского языка.

«Наши помощники – информационные справочники».

Тип урока:

Урок – практикум углубления знаний

Учащихся в классе (аудитории):21

Используемая методическая литература:

Практическое пособие библиотечно-библиографические знания – школьникам / гос. респ. дет. б-ка РСФСР. -3-е изд., перераб. и доп.- М.: изд-во «Кн. палата», 1989. -216 с.; брошюра из серии «Библиотека «Первого сентября» — «Библиотека в школе» №2(14)/2007 «Как работать со словарями» (библиотечные игры и уроки для 6-9 классов); приложение к журналу «Школьная библиотека» — Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения / Ястребцова Е.Н.- М.: БМЦ, 2001.

Используемое оборудование:

Выставка справочных изданий «Наши помощники», проектор, компьютеры, экран.

Используемые ЦОР:Презентация "Наши помощники", электронные словари, электронные энциклопедии, тренажеры.

Краткое описание:

Урок дает представление о справочной литературе, формирует цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучает работе с ними в электронном виде.

Интегрированный библиотечный урок библиографической грамотности и русского языка для учащихся 7-х классов

«Наши помощники – информационные справочники».

Цель: учить применять словари и энциклопедии в практической деятельности

Задачи:

  • расширение знаний школьников о энциклопедиях, лингвистических словарях: орфографическом, толковом, словаре иностранных слов;
  • привитие интереса к ним;
  • обучение пользования ими в электронном виде.
  • Оформление: выставка справочных изданий «Наши помощники».

    Ход урока.

    1. Постановка проблемы: выступление Почемучки и Знайки

    1слайд.

    Стоят: Почемучка и Знайка. Знайка листает словарь.

    Почемучка: — Послушай, Знайка, нам сегодня домашнюю работу вшколе дали— ужас!— задания по тексту. Вот…

    Знайка: — Ну, икак— справилась?

    Почемучка: — Еслибы… Я, правда, ходила вбиблиотеку, хотела словарь-помощник найти, дагде там! Ихтам целая полка стоит— поди, выбери… Исинтаксический, ифразеологический, играмматический, и… Ой-ой-ой, как там разберешься— вкакой смотреть надо?

    Знайка: — Что жты, Почемучка, раньше всловари-то незаглядывала, чтоли? Тыже всегда столько вопросов задаешь! Азначит, словари должны стать твоими самыми близкими друзьями ипомощниками.

    Почемучка: — Я, конечно, заглядывала, Знаечка… Ночаще всего— для того только, чтобы узнать, как надо написать тоили иное слово. Ивсе…

    Знайка: — Авот есть люди, которые любят читать словари.

    Почемучка: — Скажешь тоже— читать! Чтоже там такого интересного вычитать можно?

    Знайка: — Очень даже много интересного, ценного иполезного. Изсловаря можно даже узнать, что такое сам словарь. Неверишь? Пожалуйста! Вот какое определение этого слова янашел

    2 слайд

    «Словарь— книга, которая содержит список слов с определениями и другими объяснениями или с указаниями на их произношение, с переводом на другие языки»

    Знаешь, Почемучка, словарями пользуются нетолько школьники истуденты, нодаже писатели иученые. Тот, кто неленится часто смотреть всловарь, будет говорить иписать правильно.

    Почемучка: — Знаечка, атымогбы рассказать мне и ребятам ословарях, а? Мытоже хотим много-много знать— как ты!

    Знайка: — Ну, это тыпреувеличиваешь… Яисам ведь только учусь. Авообще-то, узнавать что-то новое всегда интересно! Устраивайтесь поудобнее, слушайте.

    Словарей существует великое множество. Все они делятся надве большие группы:

    3 слайд

    Энциклопедические словари — это словари по всем отраслям знаний,

    Лингвистические — это словари по языкам, т.е. по русскому языку и любому другому языку. Словарей по русскому языку множество.

    4-6 слайд
    Очень важны толковые словари— дает толкование, объяснение слова.

    Словарь иностранных слов объясняет значение слов, пришедших к нам из других языков.

    Орфографический словарь поможет нам правильно написать слово и правильно произнести слово.

    Почемучка: - Значит, если яхочу посмотреть, как правильно написать слово, надо обратиться корфоГРАФИЧЕСКОМУ словарю, аеслиже хочу узнать значение слова, токТОЛКОВОМУ? Так?

    Знайка:- Тывсе правильно поняла, Почемучка.

    Библиотекарь:

    7 слайд

    Да Почемучка, ты все правильно поняла. Нам действительно необходимо пользоваться словарями и не только ими, но и другими справочными изданиями. К ним у нас относятся энциклопедии, словари и справочники— это текниги, которые должны быть вкаждом доме, под рукой увсякого культурного человека. Сегодня мы с вами познакомимся с небольшой частью справочной литературы – с лингвистическими словарями и энциклопедиями. Скажи те мне ребята, а если вам необходим какой то словарь, но дома его нет, куда в первую очередь вы будете обращаться? Правильно, в библиотеках храниться большое количество словарей и обратиться к ним можно всегда. Мы с вами вступили в третье тысячелетие и прекрасно знаем, что мир не стоит на одном месте постепенно все изменяется и развивается. То же происходит и с информацией вокруг нас. Библиотеки начинают переименовываться в медиатеки и медиацентры. Где сохраняются традиционные носители информации: книги, учебники, газеты, брошюры, справочная литература, но так же большое значение уделяется и электронным носителям информации. И наша школьная библиотека не исключение, в ней так же есть различные виды электронных носителей информации. И сегодня мы предлагаем вам помочь нашей Почемучке выполнить домашнее задание, при помощи словарей и энциклопедий, но не в их традиционном виде, а при помощи их электронных версий.

    Практическая часть, на компьютерах установлены электронные словари: орфографический, словарь иностранных слов и толковый словарь, открыта страница в Интернете – электронная энциклопедия Википедия.

    У учащихся на столах лежат рабочие листы, домашняя работа Почемучки. Текст «История переписей» и задания к нему.

    2. Поиск и отбор информации

    2.1. Работа в электронной энциклопедии (википедия) – восстановить пробелы.

    Проверка – чтение текста вслух.

    Формулировка задания –Чтобы восстановить пропуски в содержании, нам необходимо обратиться к энциклопедии. Самая популярная в Интернете –Википедия. Обратимся к ней. Перед вами страница с информацией по теме перепись населения в России. Ваша задача восстановить пропуски.

    8-10 слайд

    2.2. Уточнение значений непонятных слов в толковом словаре.

    Самопроверка по слайдам.

    6 слайд

    Практическое задание на тренажере по алфавиту.

    Учитель русского языка: У каждого из вас на компьютере установлен тренажер, откройте его и приступайте к повторению Алфавита.

    Формулировка задания – Ознакомившись с текстом, мы с вами встретили ряд неизвестных для нас слов. Используя толковый словарь С.И. Ожегова, объясните их значения.

    Демографический (демография) - Наука о составе населения и его изменениях.

    Показатели численности, состава, размещения и изменения населения.

    Какие демографический данные будут записывать во время переписи? (состав семьи, семейное положение, место рождения)

    Экономический — Организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой –нибудь отрасли хозяйственной деятельности

    Какие экономические данные будут учтены в переписи? (доходы населения)

    Социальный — Общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

    Как вы думаете какие социальные данные необходимо заполнить во время переписи? (образование и т.д.)

    2.3.Работа со словарем иностранных слов

    Проверка – обсуждение

    Формулировка задания – вам предстоит сравнить несравнимое – два разных слова. Обратившись с словарю иностранных слов, ответьте на вопрос – чем различаются их лексические значения (однозначное –многозначное).

    Процесс (от. Лат.) – ход какого –либо явления, последовательная смена состояний, стадий развития.

    Совокупность последовательных действий для достижения какого – либо результата

    Инициатива (от лат., от фр.) – руководящая роль в каких – либо действиях, способность к самостоятельным активным действиям.

    11-14 слайд

    2.4. Работа с орфографическим словарем

    Взаимо проверка – абзацы по слайдам

    Формулировка задания – Мы поработали с текстом, но еще не вставили орфограммы. Обратимся к орфографическому словарю.

    3. Продукт (выполненная домашняя работа)

    15 слайд

    Библиотекарь:

    Вы сегодня все молодцы, справились с заданиями, надеюсь вам понравилось наше занятие и в дальнейшем вы будете пользоваться справочной литературой не только для подготовки к урокам, но и для саморазвития. Энциклопедические, толковые, орфографические, двуязычные словари и другая справочная литература – это те книги, которые должны быть под рукой у всякого культурного человека.

    4. Конкурс на лучшего знатока алфавита.

    Формулировка задания – Большинство словарей, на бумажных и электронных носителях, построены по определенному принципу. Назовите его … (по алфавиту). А теперь конкурс!

    Определяем лучшего знатока алфавита. Вам необходимо обратиться к тренажеру.

    5. Рефлексия.

    Заполните анкету.

    1.Я научился на уроке пользоваться

    2 Я мгу получить

    из электронной энциклопедии Википедии сведения о

    из толкового словаря сведения о

    из словаря иностранных слов сведения о

    из орфографического словаря сведения о

    История переписей.

    Пе́репись населе́ния в России— единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части.

    В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й пол. XIII века по инициативемонголов с целью учёта населения для определения размеров дани.

    УказомПетра I от26 ноября 1718 г. было положено начало государственнымревизиям , которых было проведено 10 с1719 по1858 годы .

    Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на9 февраля 1897 года

    Очередная перепись населения России, согласно постановлению правительства, должна быть проведена в октябре2010 года .


    История переп_сей.

    Переп_сь нас_ления в России — единый процесс _________________, ___________________, ___________________ и _______________ демографических, экономических и социальных данных, относящихся по сост_янию на опред_лённое время ко всем лицам в стране или ч_тко ограниче___ой её части.

    В Древней Руси государстве__ые переписи начали проводиться со __________________ по инициативемонголов с целью _____________________________.

    УказомПетра I от26 ноября 1718 г. было положено начало ____________________ ______________, которых было проведено десять с1719 по1858 годы .

    Первая всеобщая переп_сь нас_ления России была пров_дена _________________________.

    Оч_редная переп_сь нас_ления России, согласно постановлению правительства, должна быть пров_дена в _____________________.

    1. Заполните пропуски.

    2. Объясните значение слов.

    Демографический (демография) - ____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Экономический ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Социальный — __________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    А) Из какого языка пришло слово процесс, в каком значении оно употреблено в тексте.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Б) Из какого языка пришло слово инициатива, объясните лексическое значение слова.

    _______________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________

    В) Чем различаются их лексические значения.

    3. Вставьте пропущенные орфограммы.

    Файлы: _ppt_20873.ppt
    Размер файла: 1310208 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология